Водоемы нашего края
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Гордеева Ольга Васильевна

Конспект урока обобщение по теме "Водоемы нашего края"  Закрепление и изучение новых знаний организовано на уроке с применением приемов технологии развития критического мышления ИНСЕПТ, КЛАСТЕР. ФИШБОУН, СИНКВЕЙН.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

с применением приёмов технологии

развития критического мышления

Тема  «Водоемы нашего края»

4 класс

Гордеева Ольга Васильевна

        

Тема  «Водоемы нашего края».

Тема: Водоёмы нашего края.

Цель: систематизация и проверка знаний о водоёмах Ленинградской области.

Задачи:

Образовательные:

  • систематизация и обобщение материала по теме;
  • познакомить с географическим положением водоёмов Ленинградской области;
  • научить работать с контуром Ленинградской области, с физической картой края;
  • помочь учащимся соотнести знакомые им водоёмы по месту отдыха с географическим положением на карте области;
  • Узнать какие водоёмы есть на территории Ленинградской области

Развивающие:

  • формирование умений работать с различными источниками информации;
  • формирование самостоятельности и ответственности в работе, умения ставить перед собой цели и добиваться их, навыки самоанализа;
  • формирование умения публичного выступления.

Воспитательные:

  • формирование у учащихся научного мировоззрения;
  • показать роль водоёмов в жизни людей города, учить бережному отношению к ним.

Методы: устный и письменный контроль, объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: урок-обобщение.

Технологии: приемы развития критического мышления, ИКТ, групповые технологии:

Методы обучения устный и письменный контроль, объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ.

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения:

  • Плешаков А.А. «Окружающий мир».  4 класс. Учебник в 2х частях.
  • Источники Интернета
  • Презентация к уроку
  • Музыкальное сопровождение

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Учитель. Продолжаем путешествие по родному краю. Отправляемся в путь! Сегодня мы познакомимся с водоёмами нашего города и области.

  1. Что такое водоём?
  2. Какие водоёмы вы знаете?
  3. На каких водоёмах Ленинградской области бывали?
  4. Где купались или плавали, ловили рыбу?

Тест  «Какие бывают водоемы» (Приложение1)

- А теперь поиграем. Игра «Верю – не верю» 

Стадия «Вызов»

Прием «Верные и неверные утверждения»

Игра «Верю – не верю».
1.Верите ли Вы, что водоемы нашего края разнообразны?

2. Верите ли Вы, что большую часть рельефа  нашего края занимают водоемы?
3. Верите ли Вы, что все реки и озера впадают в Финский залив?

4.  Верите ли Вы, что Ладожское озеро самое крупное пресноводное озеро в Европе?  

5. Верите ли Вы, Финский залив неглубокий?

6.  Верите ли Вы, масса воды нашего края попадает в Финский залив?

Учитель:

- Кто  может назвать тему сегодняшнего урока?

Тема: «Водоемы нашего края»

Каковы цели нашего урока?

Стадия «Осмысление»

Учитель:

-  Посмотрите на карту.

- Какие водоемы вы видите на карте Ленинградской области?

- Ребята, а вы хотели бы отправиться в  путешествие по нашему краю?

- Сегодня я предлагаю вам стать путешественниками – исследователями. Чем отличается исследователь от просто путешественника?

Учитель:

- Во время путешествия вам необходимо  провести исследование. Прочитайте название темы урока и самостоятельно определите цель нашего исследования. (Целью исследования будет изучение водоемов нашего края).

Приём «Инсерт» 

 Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал;    «+» – новое;   «?» – не понял, есть вопросы. (Приложение2)

.

Заполняют таблицу:

«V» – уже знал

«+» – новое

«?» – не понял, есть вопросы

Учитель: - Исследуя водоемы нашего края, нашли ли вы ответы на вопросы, которые мы  записали на доске.

Дети озвучивают ответы, которые им удалось найти.

Учитель:

- Что осталось непонятым, какие новые вопросы появились? Давайте вместе попытаемся на них ответить.

Учитель: - На контуре карты Ленинградской области обозначьте водоемы нашего края.(работа с контуром) (Приложение3)

Обобщим наши знания  по материалам исследования.

 Обобщая знания, пользуемся приёмом «Кластер». (Приложение4)

Все названные объекты показываем на карте.

Учитель: - В начале урока  мы играли в игру «Верю - не верю». Давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.
- Я снова читаю вопросы. Во 2-ой строке вы ставите нужный знак. 
Учитель читает вопросы, дети отвечают.

Игра «Верю – не верю».

1

2

3

4

5

6

Первый вариант

ответа

Второй вариант ответа


- По каким вопросам ваше мнение совпало? 
- Объясните, почему вы так решили? 
- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?

Учитель:

- - Как вы думаете, нужно ли охранять водоемы края? (Ответы детей)

 Работа по учебнику с. 148 – 149.

Статья «Значения водоемов в природе и жизни человека»

 Я буду заполнять по вашим ответам схему «ФИШБОУН» (Приложение5)

Работа в группах.

Каждая группа заполняет свой «скелет»

Учитель:

Я предлагаю тему: «Как человек использует водоемы?» 

 Тема понятна? Приступаем к работе.

Голова – «Как человек использует водоемы края?» (Приложение)

Левая часть                                                        Правая часть

Учитель:

- Какой вывод можно сделать после выполненной работы?

Хвост – «Часто используют не по-хозяйски».

Учитель:  Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода!

К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди, которые загрязняют водоемы, неэкономно используют их, вырубают леса вокруг водоемов, что приводит к разрушению берегов и обмелению рек. Некоторые промышленные предприятия спускают в реки отходы с химическими веществами. Как это может отразиться на рыбных богатствах.

Стадия «Рефлексия» Работа в парах

Учитель:

- Завершая знакомство с водоемами нашего края,  предлагаю вам составить синквейн на тему «Значение водных богатств в природе и жизни человека» .

Писать следует самостоятельно, затем  обсудите написанное в паре .

Учитель:

- Ребята, прочитайте синквейн классу.  (Обсуждаем, критически оцениваем).

                                        

  • Озеро
  • Чистое, прозрачное, полезное
  • Охранять, не засорять, отдыхать, купаться,
  • Бороться с браконьерами
  • Водоем.
  • Водоёмы        
  •  чистые, быстрые,
  • текут, питают, поливают
  • Мы должны вас сохранить!
  • Жизнь

 Итог урока

Учитель:

 - На доске не осталось больше вопросов.  Вы  нашли ответы на все. Вы хорошо потрудились. Оцените свою работу. Кому это сделать трудно,  используйте следующие предложения:

1) Я вспомнил много из того, что мы изучали раньше.

2) Думаю, что эти знания мне еще понадобятся.

3) Пришлось подумать, отвечая на вопросы.

4) На уроке  я работал в полную силу.

 5) У меня больше нет вопросов.

 6) И всё-таки я не понял(а) …

Учитель оценивает учащихся.

Учитель:

- Ребята,  когда вы оценивали свою работу,  я услышала новые вопросы, касающиеся темы нашего занятия  (думаю, что они будут. В классе часто встречаются неугомонные «Почемучки»).

 Например:  Почему такие названия у равнин и гор?  Сколько лет нашим горам? А есть ли в наших горах пещеры?

- Давайте запишем эти вопросы и ответим на них на следующем занятии.  (Эти вопросы  должны  заинтриговать  детей).

Учитель: - Спасибо вам за работу.

Приложение1

ВОДОЁМЫ НАШЕГО КРАЯ

1. Хранилища воды называют …

  1. низменности
  2. водоёмы
  3. плато

2. В каком ряду перечислены только естественные водоёмы?

  1. пруд, озеро, канал
  2. канал, водохранилище, ручей
  3. река, море, океан

3. К искусственным водоёмам относятся:

  1. Онежское озеро
  2. Волховское  водохранилище
  3. Балтийское  море
  4. Беломорско - Балтийский канал
  5. река Нева

4. Водоёмы – это:

  1. хранилища воды, место обитания растений и животных, место отдыха людей, источник питьевой и хозяйственной воды, транспортные магистрали
  2. место обитания растений и животных
  3. украшение Земли

5. Какой водоём является искусственным?

  1. Волго-Донской канал
  2. Чёрное море
  3. река Обь

6. С водоёмами связана жизнь следующих животных:

  1. утки, лебеди, цапли
  2. трясогузки, совы, кукушки
  3. орлы, аисты, кедровки

7. Что нельзя делать на берегу водоёма?

  1. строить замки из песка
  2. играть в подвижные игры
  3. оставлять обёртки от продуктов

8. Какое утверждение говорит о значении водоёмов в природе?

  1. Водоёмы радуют людей своей красотой.
  2. Водоёмы – источник воды для растений и животных.
  3. Водоёмы – водные дороги для судов.
  4. Водоёмы – источник воды для заводов и фабрик.

9. Какие утверждения говорят о значении водоёмов в жизни людей?

  1. Водоёмы – место для отдыха людей.
  2. Водоёмы – дом для водных растений и животных.
  3. Водоёмы – источник воды для хозяйства человека.

10. Какие действия не приводят к загрязнению водоёмов?

  1. Катание на моторной лодке.
  2. Купание, игра на пляже.
  3. Мытьё машины или мотоцикла в водоёме.
  4. Катание на вёсельной лодке.
  5. Выбрасывание мусора в водоём.
  6. Стирка и полоскание белья.

Приложение2         Тексты для работы  Балтийское море

        Реки и озёра Ленинградской области собирают свои воды с огромной площади, и почти вся эта огромная масса воды стекает к Финскому заливу Балтийского моря. Для предупреждения наводнений построена защитная дамба, которая проходит через Финский залив по линии Ораниенбаум – остров Котлин- станция Горская. Финский залив неглубокий, даже мелководный, поэтому для прохождения судов по дну Невской губы проложен морской канал. Невская губа — часть Финского залива от устья Невы до острова Котлин — получила в народе ироническое название Маркизова лужа. Солёность воды невысокая. В Финском заливе много островов. Самые крупные острова - Котлин (расположен город Кронштадт) и Мощный. Из-за мелководности температура воды на поверхности летом такая же, как и температура воздуха. Финский залив — отличное место для рыбалки. Мели и банки, во множестве имеющиеся у берегов, изобилуют рыбой. Отсюда можно привезти неплохой улов: плотву, подлещиков, окуней, судаков.

Озера Ленинградской областиНа территории области очень много озёр. Самыми крупными являются Ладожское и Онежское. Онежское озеро - второе по величине после Ладожского в Европе. Название переводится с финского языка как звучащее озеро. Оно богато рыбой. В Онежское озеро впадают около 50 рек, а вытекает только одна — Свирь. Ладожское озеро самое большое из пресноводных озёр Европы. В него впадает 35 рек. Наиболее крупные – Волхов, Свирь, Вуокса. Ладожское озеро отличается низкой температурой воды из-за долгой зимы. Ладожское озеро впадает много рек, а вытекает лишь Нева, на которой стоит Санкт-Петербург. Озеро богато рыбой. Чудское озеро находится на юго-западе области. Название произошло от племени чудь. На Карельском перешейке находится озеро Вуокса.

Нева и ее притоки 

        Нева – главная река Санкт – Петербурга. А что означает слово «Нева»? Одни учёные полагают, что «не» значит новая, а «ва» – вода. Другие переводят это название по – другому : «текущая среди мхов». Нева берёт своё начало (исток) в Ладожском озере. По пути в неё впадают и другие реки: Ижора, Охта, Тосно, Мга. Эти реки называются притоками. Мга – левый приток Невы. Раньше называлась Мья. Тосно (в старину Тьсна - узкая) - левый, самый крупный приток Невы. Охта – от древнеэстонского «медведь». Правый приток Невы. Это одна из самых крупных рек области. Ижора - в старину называлась Ингра. Левый приток Невы. Раньше по этой реке проходил важный торговый путь. Все реки Ленинградской области покрываются льдом в конце ноября- в декабре. Максимальной толщины лед достигает в марте. Вскрываются реки обычно в апреле, но в отдельные годы в мае.

Водохранилища. Волховское водохранилище - искусственный водоём в Ленинградской области , образованный на реке Волхов в результате строительства Волховской ГЭС. Верхнесвирское водохранилище — искусственный водоём в Ленинградской области России, образованный на река Свирь врезультате строительства Верхнесвирской ГЭСНарвское водохранилище — водохранилище озёрного типа на реке Нарве и её притоке Плюссе. Расположено на границе России Ленинградская область и Эстонии. При создании водохранилища было затоплено 4030 га сельхозугодий, перенесено 742 строения.

Приложение3

Приложение4

Кластер

 

Приложение5

Схема фишбоун «Как человек использует водоемы?»

        

Resource id #5852

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Водоемы нашего края Открытый урок

Анализ вожоемов нашей местности...

Конспект урока по окружающему миру "Водоемы нашего края".

Очень хочется рассказать детям как можно больше о том месте, где они лечатся, расширить их кругозор об окрестностях СПб....

Презентация к уроку по окружающему миру "Водоемы нашего края"

Презентация - виртуальное путешествие по водоема Курортног района СПб поможет детям наглядно познакомиться с реками и озерами нашего края и с их историей....

презентация "Водоемы нашего края"

Презенация состоит из 12 слайдов, в них отражена информация о водных объектах Ленинградской области....

Презентация "Водоемы нашего края"

Презентация для проведения урока окружающего мира в 4 классе. В ней показаны наиболее крупные реки и озера Пермского края...

урок по окружающему миру "Наш край. Водоемы нашего края"

Цели:формировать представления о родном крае, о водоемах родного края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;учить работать с картой Пензенской обла...

Презентация к уроку окружающего мира "Водоемы нашего края"

Наш город раскинулся вдоль берега Волги. О красоте этой реки сложено много стихов, песен. Кроме Волги, в нашем саратовском крае, много других водоемов. О них вы узнаете из презентации....