Конспект урока по окружающему миру "Водоемы нашего края".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Очень хочется рассказать детям как можно больше о том месте, где они лечатся, расширить их кругозор об окрестностях СПб.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vodoemy_nashego_kraya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Водоёмы нашего края

Открытый урок в 4 кл.

по окружающему миру.

Учитель: Луканова И. Г.

                                                         

Цель: сформировать представления учащихся о водоёмах нашего края.            

           Познакомить с естественными и искусственными водоёмами, со

            значением водоёмов и их охраной, развивать познавательный интерес,

            умение рассуждать, анализировать; прививать любовь к родному краю.

Оборудование: глобус, физическая карта России, карта  Ленинградской области, фотографии р.Сестры, оз.Разлив, презентация.

                           

       

Ход урока

I Организация класса

II Проверка домашнего задания

- На прошлом уроке мы приступили к изучению темы «Наш край».

Родной край – это часть большой страны.

                               О чудесном нашем  крае

                                Будет разговор,

                                О прекрасном милом крае,

                                 Где мы все живём!

-А где же мы с вами живём? Назовите.

-Представьте себе, что к нам приехали иностранцы. «Что я расскажу иностранцам о своём крае?» (географическое положение, тепловой пояс, природная зона,  город Сестрорецк  в Курортном районе Санкт-Петербурга).

-Покажите на карте. Как называется карта, где изображены формы поверхности земли?

-Покажите на карте Ленинградской области Курортный район.

-Назовите соседей

-Дайте характеристику поверхности нашего края.

III Новый материал

                                  Разгадайте, ребятки, такую загадку:

                                  Я и тучка, и туман, я – река и океан.

                                  Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу.

                                                                                         (Вода)

Посмотрите на глобус. Каким цветом обозначена вода на карте?  (Синим)  

-Раскрутим наш глобус. Какого цвета кажется Земля?

(Синим. Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода.)

-Если мы сегодня говорим о родном крае и о воде, попробуйте назвать тему урока.  Что мы постараемся узнать на уроке?

  «У берега моря, Петром покоренным, Основан был город С названием гордым… В честь речки он назван Петром горделиво!...(слайд 1)

-Какая знаменитая река протекает  по территории Сестрорецка?

                 (Слайд2)            

-Река Сестра вытекает из болот в районе поселка Лесное и, сливаясь с Черной речкой, впадает в искусственное озеро Сестрорецкий Разлив. Первое упоминание о р.Сестре относится к 1323г., когда согласно Ореховскому мирному договору по р.Сестре прошла граница между владениями Новгородской республики и побережья Финского залива, отторгнутым шведами. Длина 85км, ширина 10-20м. В 1817г. Было отведено русло в сторону Сестрорецка для нужд Сестрорецкого оружейного завода – канал имени Петра 1 «Заводская Сестра».(слайды 3-5)

Сообщение ученика:

-Черная речка берет начало из слияния двух рек – Рощинки и Гладышевки, а свое название получила от швед. – укрытие, убежище. В древние времена ее использовали викинги и из Балтийского моря, через нее, достигали Ладожского озера и Ладоги. Длина 5км.(слайды6-7)

Какая река изображена? Как вы догадались?

В бассейн р.Сестры входят крупные озера: Люблинское, М.Симагинское, Щучье, Черные,Пасторское, Заводское. В бассейне р.Черная находятся озера: Елизаветинское, Сарженское, Меднозаводской Разлив, Светлое, Сертоловские. Обе реки имеют притоками десятки ручьев.        

-Назовите лишнее слово. (Слайд)  

              Океан

              море

              река

              водохранилище

              родник

Почему?   Естественные  водоёмы – созданы природой, искусственные – человеком.

-Что такое водохранилище?

-Какие водоёмы в Сестрорецке являются искусственными?      Сестрорецкий Разлив – искусственное озеро, созданное во времена Петра 1 , путем запруды реки Сестры и реки Черной. Это было одно из первых в России сооружений такого рода. Оно входит в Культурно-иторическое наследие Курортного района СПб. Расположено на берегу города Сестрорецк. Границы озера зависят от уровня воды регулируемой плотинами. Мелководья заросли камышами и болотами. Участок Сестрорецкого Разлива входит в состав Ленинградского артезианского бассейна, имеющего сток в Балтийское море.А в восточной части Балтийского моря находится Финский залив, который омывает берега Финляндии, России и Эстонии.На бергу  песчаных «белых дюн», поросших соснами и находится наш центр «Детские Дюны». Финский залив мелководен и поэтому бытует иронично-пренебрежительное его наименование Маркизова лужа, «присвоенное» моряками Балтийского флота по титулу морского министра в 1811-11828г. Маркиза И.И.Таверсе, ограничевшего плавание флота по этому району. (слайд  )        К каким водоемам относится Финский залив, являющийся частью моря?

-Презентация.

-Работа по учебнику стр. 154- 155

- Найдите материал о том, как сельское хозяйство влияет на жизнь водоёмов?

 

IVЗакрепление

1.Тест «Водоёмы нашего края»

2. Беседа

-Какое значение в природе и в жизни человека имеют водоёмы?

-Какие водоемы есть в нашем районе?

-На каких водоемах нашего края бывали вы?   Понравились вам фотографии наших водоемов?

-Какие чувства испытывали вы, когда смотрели эти фотографии? Почему?

Какая экологическая проблема возникает с нашими водоёмами?

-Они зарастают и загрязняются.

Как мы можем спасти и сохранить водоёмы?

-Давайте вместе составим памятку «Как правильно вести себя  у водоёмов?»

(Слайд-памятка)

-Помните, что зимой водоемы покрываются льдом. Не играйте на неокрепшем льду. Будьте осторожны!

-Помните, что значение водоёмов велико. Без воды не могут  существовать

ни человек, ни растения, ни животные.

     Михаил Пришвин сказал замечательные слова: «Охранять природу- значит охранять свою Родину».     И мы должны любить свой край, свою Родину, беречь и охранять её.

V Итог  урока

Рефлексия

-Что нового узнали?

-Где пригодятся эти знания?

-Кто из ребят больше всего нам помог?

-Кому помог ты?

-Как ты оцениваешь свою работу на уроке?        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Деревья нашего края"

Конспект урока по чувашскому языку для русскоязычных школ для 4 класса....

Конспект урока по окружающему миру "Наши помощники-органы чувств"

Конспект урока по окружающему миру  "Наши  помощники-органы  чувств" во 2 кл. Цель:  создать условия для формирования представления об органах чувств, углубить и расширить знания ...

Конспект урока по теме: "Водоемы нашего края". 4 класс "Окружающий мир" по учебнику А.А. Плешакова

Урок по предмету "Окружающий мир", 4 класс, учебник А.А. ПлешаковаДанный урок разработан по теме: Водоемы нашего края" Цель урока: познакомить учащихся с водоемами, находящимися на территории Рам...

Конспект урока по окружающему миру "Наша дружная семья" во 2 классе по программе Школа России.

Конспект урока по окружающему миру "Наша дружная семья" во 2 классе по программе Школа России....

Конспект урока по окружающему миру: «Наша дружная семья»

Конспект урока по окружающему миру: «Наша дружная семья»...

Конспект урока по окружающему миру "Наша дружная семья" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру "Наша дружная семья" 2 класс...