Урок окружающего мира «Мы — граждане России. Конституция».
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Абросимова Светлана Александровна
  • формировать у учащихся представление об основном законе страны – Конституции; о том, что значит быть гражданином, о правах и обязанностях граждан России;  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_-_grazhdane_rossii._konstitutsiya.docx29.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Мы — граждане России. Конституция».

Цели:

  • формировать у учащихся представление об основном законе страны – Конституции; о том, что значит быть гражданином, о правах и обязанностях граждан России;  
  • познакомить обучающихся с правами граждан России и правами детей, документами, где оговариваются права и обязанности россиян;
  • закреплять знания обучающихся о прошлом нашей Родины, об исторических личностях России;
  • развивать коммуникативные, организационные общеучебные умения;  аналитическое и критическое мышление; внимание, память, речь; расширять кругозор учащихся;
  • прививать любовь к родной стране; воспитывать вдумчивое отношение и уважение к правам каждого человека. 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Мы – граждане России» и «Права ребенка», карточки.

Ход урока

1.Орг. момент 

Учитель:

На предыдущих уроках мы знакомились с прошлым нашей Родины. И сейчас мы проверим,  насколько  хорошо вы усвоили материал. Обратите внимание на корточки, которые развешены в классе. По ходу ваших ответов мы будем их перемещать на доску.

2. Актуализация знаний.

Учитель:

1. Кто был первым русским князем? (Рюрик).  

- В какой город привел он свое войско и стал там княжить? (Новгород)

2. Имя женщины княгини. (Ольга).

- Каким способом княгиня отомстила древлянам?  (Привязали к ногам птиц тряпки, пропитанные серой. В один  миг сгорели поселения древлян).

3. Как называли предков русских людей?  (Славяне).

4. Как звали сына княгини Ольги? (Святослав).

- Чему она учила своего сына? (Жадность до добра не доводит).

5. Кто княжил после Олега. (Игорь).

- За что древляне убили его?

6. Князь, получивший прозвище «Мудрый» (Ярослав).

Учитель:

- Прочитайте первые буквы слов, какое слово получили? (слайд 1)

- Что такое Россия? (Государство) (слайд 2)

- Как называется главный город Российской Федерации? (Москва)

- Кто стоит во главе государства? (Президент)

- Как зовут президента нашей страны? (Медведев Дмитрий Анатольевич)

3. Введение в тему урока.

Учитель: Сейчас для вас ученики нашего класса прочтут стихотворение Романа Сефа, а вы внимательно слушайте и ответьте на вопрос: о ком или о чем оно? Какое название вы ему дали? «Необычный пешеход».
Кто по улице идет?
Hеобычный пешеход.
У него пятьсот имен:
Hа заводе слесарь он,
В яслях он - родитель,
В кинотеатре - зритель,
А пришел на стадион -
И уже болельщик он.
Он кому-то сын и внук,
Для кого-то близкий друг.
Он - мечтатель в дни весны,
Он - защитник в дни войны.
И всегда, везде и всюду -
Гражданин своей страны!

- Какие здесь прозвучали ключевые слова в соответствии нашей теме урока?
(Гражданин своей страны!)
II. Объявление темы и цели урока.

1.

-Как вы думаете,  о ком мы будем говорить сегодня на уроке? («Гражданин России»)
Учитель: Сегодня на уроке мы выясним, что значит быть гражданином? Познакомимся с основным законом, по которому живёт наше государство.  (слайд 3)
Учитель: 

- Ребенок родился…
- И теперь малышу необходимы не только тепло, забота, уютная кроватка и прочие детские радости. Ему необходимо стать законным гражданином своей страны. Для этого нужны не подвиги и поступки - они впереди, по мере взросления, а всего лишь документ. Документ, подтверждающий, что родился гражданин – «Свидетельство о рождении».
Учитель: 

- Граждане, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации, обязаны получить паспорт.  (слайд 4).
Паспорт – это первый документ, удостоверяющий личность человека. Это свидетельство о том, что человек стал полноправным гражданином нашего государства. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации.

Учитель: 

- Итак, каждый человек с момента рождения становится гражданином своей страны. Но мало родиться гражданином, им надо еще стать.

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов писал:

А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.

Давайте подумаем:
- Кого мы можем назвать этим ярким и громким словом «гражданин»?
- Всякий ли человек достоин именоваться гражданином? Если не всякий, то какой?
- Какими качествами должен обладать истинный гражданин?
2. Мозговой штурм.

Работа в парах (Назовите 4-5 наиболее значимых качеств человека, который, с вашей точки зрения, является гражданином. Обсуждение в группах (5 минут). Предложения выносятся на лист бумаги, после помещается на доску. Один ученик от группы озвучивает написанное).
- справедливый

- счастливый

- творческий

- уважает других

- любит свою страну

Физминутка (по Базарнову)

  1. сделать глубокий вдох, затем, наклоняясь вперед к крышке парты, выдох (повторить 5 раз);
  2. руки на пояс, поворачивая голову в стороны, смотреть попеременно на правый и левый локоть (4 - 5 раз);
  3. Совместное открытие знаний.

а) Игра

Учитель: 

- Молодцы, вы  хорошо умеете работать в парах. А любите ли вы играть?

Тогда поиграем. Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах – капитаны. (Капитанам раздаю разное количество карандашей)

- Игра началась! (Дети в замешательстве. Через некоторое время учитель удивляется, что ученики не умеют играть. Затем объясняет, что они должны передавать в конец ряда по одному предмету)

- Игра началась! (Учитель быстро останавливает игру и требует передавать через левое плечо)

- Снова играем! (Снова останавливается игра и, по своему усмотрению учитель называет победителя)

- Вам понравилась игра?

- Что не понравилось в ходе игры?

- Почему вам показалась игра нечестной?

- Что надо было изменить, чтобы игра прошла успешно? (В игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными, они не должны меняться по ходу игры).

 б) Знакомство с Конституцией РФ

- Наша жизнь тоже схожа с игрой, в ней есть правила, по которым должны жить все граждане – это ЗАКОНЫ.  Кто знает, как называется главный закон каждого государства? (Конституция) (слайд 5)

Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году 12 декабря. (слайд 6)
В  Конституции  сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека.
- Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин РК.
- В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину РК, а что - нельзя.
       Физминутка (по Базарнову)

в) Знакомство с правами и обязанностями:

На доске: (слайд 7)

Права

- Право на жизнь
- Право на свободу
- Право на личную неприкосновенность
- Право на труд
- Право на отдых
- Право на свободу слова
- Право на образование
- Право на медицинское обслуживание

Обязанности
• Соблюдать Конституцию и законы России
• Уважать права и свободы других людей
• Защищать Отечество
• Платить налоги
• Охранять природу и окружающую среду
• Заботиться о детях, их воспитании
• Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

Учитель: (слайд 8-9)

- В нашей стране есть международная организация, которая приняла «Конвенцию о правах ребенка». Какое слово вам непонятно? Что оно обозначает? (Договор)

4. Закрепление.

а) Викторина «Права ребенка» (презентация №2)

б)  Групповая работа (по 4 человека) карточки с заданиями.

- Сейчас мы с вами поработаем группами. Помните, что каждого надо уметь выслушать, потому что в группах должны соблюдаться равные права. (Каждая группа получает карточку с заданием, 1 минуту работают, обсуждают и 1 представитель группы выходит к доске отвечать)

1 группа

Прочитайте отрывок из сказки и определите, какое право нарушает сказочный герои:

Ведьма решила погубить братца Иванушку и сестрицу Аленушку.

2 группа. Каким правом могут воспользоваться животные?

Приходи к нему лечиться и корова, и волчица,
И жучок и червячок, и медведица…

3 группа. О каком праве идёт речь в следующих строчках?

Все работы хороши, выбирай на вкус!

4 группа.

Каким правом воспользовалась Золушка, когда решила пойти на бал?

5 группа.

Каким правом могут воспользоваться насекомые?

Как-то летом на лужайке
Господин учитель Жук
Основал для насекомых
Школу чтенья и наук.

Учитель: Отношение человека к Родине выражено в пословицах.

- Какие пословицы знаете вы?

в) Игра. Собери пословицу.

У вас на столах лежат пословицы, которые нужно восстановить.
1 группа

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

2 группа

Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно. 

3 группа

Москва – Родины украшенье, врагам устрашенье.

4 группа 

Если дружба велика, будет Родина крепка.

5. Итог урока.
Учитель: Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов знаменитых предков. Хотелось бы закончить наше путешествие словами великого русского поэта Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Я думаю, что все вы вырастете и станете достойными гражданами своей страны.

Исполнение песни  «Моя Россия» (слова Н.Соловьёвой, музыка Г.Струве)

6. Рефлексия.
Я  вспомнил…

Узнал….

Научился…

Вы, ребята, хорошо поработали. Думаю вы всегда будете помнить о своих правах и обязанностях и о том, что и другие имеют такие же права и обязанности.

7. Домашнее задание: 

  • дома еще раз все повторить, поработать с учебником на с. 78–79, пересказ.
  • ваш класс это тоже маленькое государство, чтобы жить в нем было всем хорошо, разработайте в группах законы класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира "Мы - граждане России"

Материал  урока  представлен  в  форме  игры  путешествия  по  "Королевству права и порядка", в ходе которого  учащиеся  знакомятся  с  осно...

Конспект урока по окружающему миру: «Мы – граждане России», 4 класс, УМК "Школа России"

         Цель деятельности учителя:формирование знаний о правах, обязанностях гражданина Российской Федерации и о Федеральном собрании и правительстве РФ.    ...

урок окружающего мира "Мы - граждане России" 2 класс программа Школа XXI века

урок окружающего мира, конспект и анализ урока по ФГОС...

Урок окружающего мира "Мы граждане России", 4 класс

На уроке используются инструменты формирующего оценивания: "Звездный пересказ", "Пересказ одним предложением", "Карта понятий", "Самооценочный лист", "Синк...

Технологическая карта урока окружающего мира "Мы – граждане России" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование знаний о правах и обязанностях гражданина РФ, о Федеральном собрании и Правительстве Российской Федерации.Задачи урока:Дидактические:1. дать представление об основном законе Р...