урок окружающего мира "Мы - граждане России" 2 класс программа Школа XXI века
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Баранова Марина Николаевна

урок окружающего мира, конспект и анализ урока по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 а классе

УМК «Начальная школа 21 века»

Учитель начальных классов: Баранова Марина Николаевна

Тема урока «Мы - граждане России»

Тип урока: Открытие новых знаний

 Цель: Создание условий для ознакомления с понятием «гражданин», с правами и обязанностями граждан России

 

Планируемые результаты образования:

Предметные УУД

- освоение учащимися новых понятий, соблюдать права и выполнять обязанности гражданина России

Личностные УУД

- осознавать гражданскую идентичности в форме – «Я-гражданин России»; проявлять чувства сопричастности и гордости за свою Родину; оценивать действия и поступки с определенной ситуацией  

Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

 Познавательные

- учиться находить информацию; объяснять понятия – гражданин, Конституция; давать краткую информацию о правах и обязанностях гражданина России

Коммуникативные

- формировать умение сотрудничать со всеми участниками образовательного процесса; работать в паре; участвовать в диалоге

 Регулятивные - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; принимать, сохранять и решать учебную задачу; уметь работать в паре; оценивать свою деятельность

Средства урока: презентация, раздаточный материал, «Конституция РФ», Конвенция о правах ребенка, учебник «Окружающий мир» 2 класс Н.В.Виноградова, дерево с плодами

Ход урока.

I Организационный момент.

1 слайд 

- Прозвенел для нас звонок

Начинается урок

К нам без опоздания

Приходи старание

Помоги нам потрудиться,  мы пришли сюда учиться!

II  Актуализация знаний

Звучит отрывок из песни: Я, ты, он, она муз. Д.Тухманова, сл.Р.Рождественнского

Я, ты, он, она-

 Вместе- целая страна.

 Вместе – дружная семья,

 В слове «МЫ» – сто тысяч «Я».

 Большеглазых, озорных,

 Черных, рыжих и льняных,

 Грустных и веселых

 В городах и селах!

 Над тобою солнце светит,

 Родина моя,

 Ты прекрасней всех на свете,

 Родина моя!

- Как вы думаете, почему сегодняшний урок мы начинаем с этой песни?

(На прошлых уроках говорили о нашей стране, о ее прошлом и настоящем…)

2 слайд - Ответьте на вопросы:

1. Кто был первым русским князем? (Рюрик).

2. Имя женщины княгини (Ольга).

3. Предки русских людей (Славяне).

4. Как звали сына княгини Ольги? (Святослав).

5. Князь, которого убили древляне за жадность. (Игорь).

6. Князь, получивший прозвище “Мудрый” (Ярослав).

Прочитайте, какое слово получилось по вертикале? (РОССИЯ)

- Что такое Россия? (Государство)  

- В какой стране мы живем? (Российская Федерация)

3, 4, 5 слайды - Какие главные символы государства?  

6 слайд - Как называется главный город Российской Федерации? (Москва)

- Кто стоит во главе государства? (президент)

7 слайд - Кто знает, как зовут президента нашей страны? (Путин В.В.)

Молодцы, я вижу, что вы хорошо усвоили материал прошлых уроков.

III Введение в тему урока.

- Ребята, возьмите карандаш и на листочках нарисуйте круг и прямую линию. Теперь сидящих за первыми партами ребят я попрошу выйти с рисунками к доске. Посмотрите, рисунки получились одинаковые? Почему они разные?

(Мы с вами разные, не похожи друг на друга, рисуем каждый по своему …)

- Хотя все люди разные, но нас объединяет одно, то, что живем мы в одной стране.

- Кем мы с вами являемся? Как нас можно назвать?  (Люди, ученики, дети, взрослые …)

- Нас можно назвать еще одни общим словом. Каким? Вы узнаете,  прочитав текст на карточке.

- Как нас еще можно назвать? Граждане

- Кто такой гражданин?

8 слайд - А вы являетесь гражданами нашей страны?

- Как это можно доказать? (Мы родились в России, живем в России, язык у нас общий…)

9 слайд (Свидетельство о рождении, паспорт).

Вывод - Мы с вами – россияне, ГРАЖДАНЕ России.

Сообщение темы урока.- О чем мы сегодня будем говорить?

10 слайд Тема – Мы - граждане России.

- Сегодня на уроке мы ознакомимся с правами и обязанностями граждан.

IV Совместное открытие знаний. Закрепление полученных знаний

- Молодцы, вы умницы, хорошо умеете работать.

- А любите ли вы играть?

- Что надо знать, чтобы игра прошла успешно? (В игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными, они не должны меняться по ходу игры…)

- Наша жизнь тоже схожа с игрой, в ней есть правила, по которым должны жить все граждане.

-Как называется главный закон нашего государства? (Конституция)

11 слайд -Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году 12 декабря.

В ней прописаны законы, права и обязанности каждого гражданина РФ.  

Давайте ознакомимся с некоторыми правами. с. 153

Выставляются карточки.

Права

  1. Материнство и детство
  2. Право на культурную жизнь
  3. На труд
  4. На образование
  5. На мед. обслуживание
  6. На отдых
  7. На жилище
  8. На жизнь и свободу

        

Вывод: - Государство предоставляет своему гражданину права.

Сейчас мы воспользуемся правом на отдых.

12 слайд Физкульминутка 

У оленя дом большой,

 Он сидит, глядит в окно.

 Зайка по полю бежит

 В двери он к нему стучит.

 Тук, тук, дверь мне открой

 Там в лесу охотник злой.

 Зайка, зайка, забегай

 Лапу мне свою давай.

- О каком праве оленя говорится в первых строках физкультминутки? (Право на жилище и на отдых)

- Какие права зайки нарушаются? (Право на жизнь)

- Что должен сделать олень по отношению к зайке? (Забота и защита слабых)

- Это уже одна из обязанностей каждого гражданина. Выставляю карточки.

-Вот несколько наших обязанностей:

 

Соблюдать законы

Защищать свою Родину

Беречь природу

Платить налоги

Добросовестно трудиться

Прилежно учиться

- Государство заботится не только о взрослых гражданах, но и о детях.

13 слайд - Эти права прописаны в документе, который называется “Конвенцию о правах ребенка”.

Какое слово вам непонятно? Что оно обозначает? (Договор, согласие …)

 Самостоятельное чтение 

- Ознакомимся с несколькими правами со страниц  учебника с. 157

- В нашем крае разработаны программы в поддержку детей “Одаренные дети”, «Дети инвалиды» и “Дети сироты”, которые защищают права данной категории детей.

Какой сделаем вывод – Кем вы являетесь? (гражданами своей страны)

Что есть у всех граждан РФ?  (есть права и обязанности)

 

Работа в парах.

 - Прочитайте отрывки из сказок и определите, какие  права нарушаются или какое право имеется у героев:

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян –

Так велел-де царь Салтан.

Материнство и детство – под защитой государства.

Главное право каждого человека – право на жизнь.

И маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить.

C:\Users\Марина\Desktop\лес.jpg

Как-то летом на лужайке

 Господин учитель Жук

 Основал для насекомых

 Школу чтенья и наук.

Каждый ребенок имеет право на образование в зависимости от возраста: посещать детский сад, школу, техникум, университет.

- В Конвенции записано также: государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, а не прогуливали уроки!

Значит, когда ты ходишь в школу, то помогаешь своей стране выполнять Конвенцию.

C:\Users\moon\Desktop\проф.jpg

Все работы хороши, выбирай на вкус!

Каждый имеет право на свободный труд по своему желанию.

Принудительный труд – запрещен.

C:\Users\moon\Desktop\зол.jpg

- Матушка, сестры, можно и мне хоть одним глазком взглянуть на бал?

Ха-ха-ха! Что тебе, замарашке, делать в королевском дворце?

Каждый имеет право на отдых и участие в культурной жизни

Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться.

14, 15, 16, 17 слайды Проверка.

Вывод: - Государство должно следить за тем, чтобы граждане не нарушили права других граждан.

V Итог урока.

 

- Над какой темой мы сегодня работали? Проверим, как вы усвоили материал?

«Доскажи слово»

- Граждане – это люди одного…. государства

- Конституция – это основной … закон

- Конвенция о правах … ребенка

Все люди имеют одинаковые… (права), независимо от того:

- ребенок это или … (взрослый)

- мальчик или….(девочка)

- говорит на русском языке или …(на любом другом)

- живет на севере или…(юге).

- Для чего нам нужны эти знания? Не нарушать порядок, жить в мире и дружбе …

- Молодцы.- Вы, ребята, хорошо поработали.

18 слайд VI Домашнее задание:

 

- Я вам предлагаю нарисовать свой паспорт. На одной странице нарисуйте свой портрет, а на другой напишите свои права и обязанности, как гражданина РФ.

В этом вам поможет моя выставка литературы на тему мы – граждане России.

Какое право сейчас выполняется для меня? Право на труд.

Какое право выполняется для вас? Право на образование.

VII Рефлексия (дерево с плодами)

-Правильно, вы сказали в начале урока – мы пришли сюда учиться, и я пришла учиться и работать вместе с вами. Мы – одна дружная семья!

-Согласитесь, что труд и учеба приносят свои плоды. А плоды тоже бывают разные, давайте с вами покажем плод нашего урока. Так как у нас сейчас зима и в преддвериях Нового года, давайте украсим нашу елку шишками.

19 слайд Самооценка своей работы. Если вам было интересно на уроке и информация полезна для вас – раскрасьте шишку красным цветом

Если вам было интересно на уроке, но не все было понятно – раскрасьте шишку зеленым цветом.

Если урок был скучным, и эта информация вам не нужна – раскрасьте шишку желтым цветом.

По рядам развешивают шишки на елку.

Вот такое дерево нашего с вами труда получилось, мы видим что многим сегодня на уроке было интересно и понятно. А у кого – то были затруднения, и мы поможем вам преодолеть их на следующих уроках.

20 слайд Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тема: Мы – граждане России

Тема урока соответствует рабочей программе. В соответствии с рабочей программой определено место  в системе уроков по данному разделу и данной теме.

Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с понятием «гражданин», с правами и обязанностями граждан России.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Вид урока по ФГОС – комбинированный, так как в нем сочетаются различные задачи и виды учебной деятельности, в частности работа над пройденным материалом, осмысление и усвоение новой темы.  

При отборе содержания урока учитывался уровень развития и обученности детей. В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы учебной работы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Свой урок я строила в соответствия с требованиями ФГОС.

1 этап организационный момент

Цель: создание положительного психологического настроя на урок.

Решаемые задачи: осознание позиции школьника

Включение в этап элемента стихотворной формы, дало настрой учащимся на дальнейшую работу.

2 этап Актуализация знаний

Цель: обобщение знаний полученных на предыдущих уроках

Задачи: повторить изученное, опираясь на полученные знания и жизненный опыт учащихся, осознавать гражданскую позицию Я – гражданин России

Повторение проведено на основе Кроссворда и беседы. Это помогло перейти к изучению новой темы.

3 этап Введение в тему урока

Цель: ознакомить учащихся с новыми понятиями

Задачи: учить находить информацию, объяснять новые понятия, участвовать в диалоге,  определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

 Все учащиеся были вовлечены в активную познавательную деятельность. Участвовали в диалоге. Путем наводящих вопросов и выявленной проблемы вместе с учителем определили тему и задачи урока.

4 этап Совместное открытие и закрепление знаний

Цель: формировать умение принимать нужную информацию и применять ее на практике

Задачи: принимать, сохранять и решать учебную задачу, учиться оценивать действия и поступки в определенной ситуации, уметь работать в паре, участвовать в диалоге, обогащать словарный запас.  

Работа с учебником предполагала выбор нужной информации, что способствовало более полному осмыслению нового материала.

На данном этапе учащиеся ознакомились с правами и обязанностями граждан России.

 Была проведена тематическая физкультминутка, по проведении которой, дети определили, какие права у героев были нарушены.

Самостоятельная работа по определению прав нарушенных или используемых прав была проведена на основе известных произведений. Дети работали в парах. Анализировали, делали вывод.  

5 этап Итог урока

Цель: выявить осознанность приобретенных знаний

Задачи: подвести итог урока, оценить понимание нового материала, дать оценку действиям и работе.

На данном этапе применила прием технологии развития критического мышления «Доскажи словечко», дано д\з с объяснением, проведена рефлексия деятельности учащихся «Дерево с плодами».

На уроке использовала технологии: проблемного обучения, Развития критического мышления, здоровьесбережение, информационно-коммуникативную.

Учебный материал соответствовал принципу научности и доступности. На уроке использовалась смена видов деятельности и форм работы, применялись различные средства, что способствовало достижению цели и решению задач урока. На уроке прослеживалась межпредметная связь: окружающий мир – литературное чтение.

Все этапы урока взаимосвязаны между собой, после каждого этапа делался вывод. Учащиеся на уроке были активны, показали хороший уровень самостоятельного мышления, высокую познавательную активность, достаточный уровень усвоения и использования материала.

Считаю, исходя из действий и проверки знаний - урок цели достиг, задачи урока реализованы. Урок проведен в системе изучения предмета, взаимосвязан с предыдущими и последующими уроками.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наша страна - Россия". Конспект урока окружающего мира в 1 классе ("Начальная школа XXI века")

Конспект урока со слайдами презентации, карточками для фронтальной и парной работы и ссылками на задания в пространстве учителя....

Урок окружающего мира в 1 классе. УМК "Школа 21 века"

Цели деятельности педагога:создать условия для ознакомления с весенними работами на полях; способствовать развитию связной речи.Предметные результаты:научатся наблюдать за весенними  работа...

Урок окружающего мира в 1м классе "Начальная школа 21 века"

Урок разработан в игровой форме, в соответствии с ФГОС....

Конспект урока окружающего мира в 3 класса, программа "Школа 2100" Аквариум- маленькая искусственная экосистема"

Урок окружающего мира, раздел "Обитатели Земли" , тема урока " аквариум - маленькая искусственная экосистема"...

Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Начальная школа 21 века" по теме "Насекомые леса"

Конспект открытого урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века" 2 класс. Тема урока "Насекомые леса"....

Презентация к конспекту урока окружающего мира во 2 классе "Начальная школа 21 века" по теме "Насекомые леса"

Презентация  к уроку окружающего мира 2 класс по программе "Начальная школа 21 века". Тема "Насекомые леса". Презентация поможет учителю сделать урок наглядным, интересным, запоминающимся....

Урок русского языка в 3 классе. Программа «Школа 21 века». Учитель начальных классов А.П Лебедева. Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»

middot;      Урок русского языка в 3 классе. Программа «Школа 21 века». Учитель начальных классов А.П Лебедева.Тема урока: «Собственные и нарицательные имен...