Урок русского языка в 3 классе. Программа «Школа 21 века». Учитель начальных классов А.П Лебедева. Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Лебедева Антонина Павловна

·      Урок русского языка в 3 классе.

 Программа «Школа 21 века». Учитель начальных классов А.П Лебедева.

Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»

 

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.

Задачи урока:

  • образовательные: формировать представление об основном назначении имён собственных, добитьсяосмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
  • развивающие: обеспечить развитие умения у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

   воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему посёлку.

Планируемые предметные результаты:

·         - знать понятия «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы. 

Планируемые метапредметные результаты:

·         личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками;Ресурсы: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык», тетради.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

 Программа «Школа 21 века». Учитель начальных классов А.П Лебедева.

Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.

Задачи урока:

  • образовательные: формировать представление об основном назначении имён собственных, добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
  • развивающие: обеспечить развитие умения у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
  • воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему посёлку.

Планируемые предметные результаты:

  • - знать понятия «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.  

Планируемые метапредметные результаты:

  • личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками;
  • регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий;
  • познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать, формулировать собственное мнение.

Формируемые УУД:

  • - уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;
  • - уметь осуществлять самооценку результатов работы;
  • - уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение ;
  • - выполнять учебное задание в соответствии с правилом;
  • - формулировать понятные высказывания, используя термины;
  • - уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная.

Ресурсы: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык», тетради.

Ход урока

I. Организационное начало урока. 

II. Совершенствование навыка каллиграфии. 

Рр Ро Ру Ря Ре

Сегодня на уроке пишем буквы «Эр» заглавную и строчную.

Словарно-орфографическая работа.

Словарный диктант. (Каждый ученик записывает слова в своей тетради, 2 человека пишут на доске)

Записать одним словом:

  • Синоним слова «дело»;
  • Множественное слово от слова «ребёнок»;
  • Страна, расположенная в Европе и Азии (Россия);
  • Столица нашей страны (Москва);
  • Маленькая серо-коричневая птица, живущая вблизи домов (воробей);
  • Сшитые листы чистой разлинованной бумаги в обложке (тетрадь);
  • Родная сторона (родина).

Проверка. (работа, ребята, Россия, Москва, воробей, тетрадь, родина)

Какие задания можно выполнить с этими словами?

Определить части речи;

Разделить на группы: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

Разделить на группы: с заглавной и строчной буковой.

Разбор предложения (по частям речи, по членам предложения, определить склонение и падеж)

Русские солдаты в битве Родину спасли.

III. Определение темы урока.

Сначала вы записали слово «родина» со строчной буквы, а сейчас слово «Родина» написано с заглавной буквы. Так как же: родина или Родина?

Что значит родина для вас? 

Страна Россия, посёлок Монастырщина.

Запишите словосочетания.

Что общего у первых слов в словосочетании? (пишутся со строчной буквы)

А у вторых? (пишутся с заглавной буквы)

Будем учиться писать такие существительные. Кто знает, как называются существительные, которые пишутся с заглавной буквы? (собственные)

А как называются слова, которые дают обобщённое название классов однородных предметов и явлений? (нарицательные)

Хотите узнать, как они называются? Этому будет посвящён наш урок.

Значит, тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные». На уроке составим копилку собственных имён существительных.

Первичное восприятие.

У вас лежат таблицы. Распределите слова по этим группам и придумать в каждую группу по 1 слову

1.Имена, фамилии, отчества

2. Имена сказочных героев

3. Географические названия

 Слова для справок: Корней Иванович Чуковский, Буратино, Незнайка, берёза, Иванов Андрей, Волга, сирень, Смоленск

    Фронтальный опрос учащихся

- Какие слова остались не вставленными в таблицу у 1 группы? 2 группы? 3 группы? Давайте соберём их в отдельный 4 столбик.                          

 - Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика?

Ответы учащихся. (Написанием)

 -А ещё можно найти отличия?

- Все имена существительные можно разделить на 2 большие группы. Одни существительные пишутся с большой буквы (прописной), другие - с маленькой (строчной). А как называются эти группы слов?

Проводим фронтальный опрос

Создаю проблемный вопрос. Организую деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

 Делят слова на   группы.

Производят взаимооценку, отвечают на вопросы.

В русском языке для обозначения этих существительных давно придуманы специальные термины. Это - имена существительные собственные и нарицательные.                  (Чтение детьми правила)                        

«Собственные» называют такие предметы, которые единичны, неповторимы и пишутся всегда с заглавной буквы, а нарицательные называют предметы, которые не являются единичными и пишутся со строчной буквы».

Значит, ФИО, имена сказочных героев, и названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор, а ещё клички животных - это собственные имена существительные.  Они пишутся с заглавной буквы, а названия одинаковых или однородных предметов - это имена нарицательные, они пишутся со строчной буквы.

   Уточняю правило. Целеполагание.

Резерв (Игровой материал).

Прочитать названия произведений. Прочитать их авторов. Соотнести авторов и их произведения. (С. А. Есенин «Береза», И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей», А. Н. Толстой «Акула», С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»)

Найдите и соедините автора с его произведением.

Стихотворение «Берёза» С.Т. Аксаков (Сергей Тимофеевич)

Басня «Стрекоза и Муравей» Л.Н. Толстой

Рассказ «Акула» С.А. Есенин

Сказка «Аленький цветочек» И.А. Крылов

IV. Работа над новым материалом.

Упражнение в распознавании и правописании имён существительных собственных и нарицательных.

Учебник, с.66 упр. 1 - работа в группах.

Как определить среди данных слов имена существительные собственные и нарицательные?

Почему имена существительные получили название собственные?

(Имена собственные – это индивидуальное, неповторимое название предметов.)

Подберите к данным именам нарицательным другие имена собственные, объясните их написание.

Самостоятельная работа. Спишите. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

V. Физкультминутка.

VI. Систематизация знаний

 Тбилиси, пальто, Миссисипи, шоссе, меню, Осло, Миссури, кофе

- Чем похожи слова? (несклоняемые)

 Разделите на 2 группы (собственные и нарицательные) -  устно

- Определите род собственных имён существительных? (проблемная ситуация)

-Где найдём информацию?   С.67 правило

Рабочая тетрадь, с. упр.16

Объясните написание выделенных и пропущенных в словах букв.

VII. Работа с определением и правилом.

Закрепление знаний. (Устно)

 -Придумайте со словами в упр. 3 с. 68 словосочетание одно с именем сущ. собственным, а другое с именем сущ. нарицательным.

Черное - чёрное  

 Орёл – орёл

 Белое -белое  

.Обобщение.

Что знаете о написании собственных имён существительных.

Какие существительные относятся к собственным именам существительным?

Чтение правила с. 46

Какие группы собственных имён существительных запомнили?

Копилка собственных имён существительных. А ещё нужно помнить, что заглавия книг, фильмов, газет, журналов, названия фирм, предприятий, учреждений, музыкальных коллективов, театров, спортивных обществ, клубов, команд, марок машин, названия лекарств, продуктов и т. д. заключаются в кавычки.

IX. Итог урока. Рефлексия.

Сегодня на уроке я

--- узнал (открыл для себя) …

---научился …

---могу похвалить себя и одноклассников за

X. Домашнее задание. 

Учебник, правило с.68, упр. 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») учитель начальных классов: Чальцева Марина Анатольевна Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?

Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?Тип урока: Урок - дискуссия.Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: формирование у детей целостного взгляда на окружающий мир. Задачи:Углубление предс...

Предмет: Русский язык. 2класс. Составила: Голубева О.О. Учитель начальных классов. Тип урока: «Урок открытия нового знания». Тема урока: Раздельное написание предлогов с другими словами.

Тип знания:    Правило.Тип диалога:  Побуждающий.Приём № 2. Столкнуть мнение учеников практическим заданием или вопросом.Формы работы: индивидуальная, хоровая, в парах.Урок р...

Урок русского языка в 3 А классе по УМК «Начальная школа XXI века». Провела : Учитель начальных классов Багеева А.Р. Тема урока: Правописание притяжательных прилагательных

Задачи урока:1) Предметные: знакомство с притяжательными именами прилагательными .2) Метапредметные: 1. Познавательные: общеучебные универсальные действия – ввести термин «...

Методическая рекомендация для учителей начальных классов «Работа над ошибками на уроках русского языка» (из опыта работы)

Методическая рекомендация для учителей начальных классов«Работа над ошибками на уроках русского языка» (из опыта работы) Туаева Зарина Михайловна,МБОУ «Средняя общеобразовательн...

Урок литературного чтения в 3 классе. Составила: учитель начальных классов Еркудова Инна Михайловна Тема урока:С. Чёрный «Воробей», «Слон»

Тема урока:С. Чёрный «Воробей», «Слон»Цели урока: - продолжить изучение творчества С. Черного на примере стихотворений «Воробей» и «Слон»; - а...

Мастер – класс для учителей начальных классов «Использование приёма «Insert» на уроках русского языка и литературного чтения при работе со слабоуспевающими детьми»

- «ИНСЕРТ» -  технология эффективного чтения, чтения с пометками.Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание прочитанного задания, тек...