Урок литературного чтения в 3 классе. Составила: учитель начальных классов Еркудова Инна Михайловна Тема урока:С. Чёрный «Воробей», «Слон»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Тема урока:С. Чёрный «Воробей», «Слон»

Цели урока:

 - продолжить изучение творчества С. Черного на примере стихотворений «Воробей» и «Слон»;

 - анализировать лирическое произведение;

 - находить изобразительно- выразительные средства и определять их роль;

- развивать технику выразительного чтения;

 - расширять словарный запас;

 - воспитывать нравственные качества: сострадание, любовь к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_-_lit_cht.docx44.03 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе.

Составила: учитель начальных классов Еркудова Инна Михайловна                                                                                                                        

Тема урока: С. Чёрный «Воробей», «Слон»    

Цели урока:

 - продолжить изучение творчества С. Черного на примере стихотворений «Воробей» и «Слон»;

 - анализировать лирическое произведение;

 - находить изобразительно- выразительные средства и определять их роль;

- развивать технику выразительного чтения;

 - расширять словарный запас;

 - воспитывать нравственные качества: сострадание, любовь к животным.

Технологическая карта

Этап   урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

(организационный момент)

Настрой на работу.

Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения.

На доске (слайд 1): 

«-Прозвенел звонок-

Начинается урок.

Ты, дружок, не зевай:

Думай, сравнивай, размышляй.»

Организуют свое рабочее место.

Л: формирование положительного отношения к процессу познания; уметь высказывать своё отношение к прочитанному.

Р: нацеливание на успешную деятельность.

К: потребность в учебном сотрудничестве.

2.Актуализация знаний

Речевая разминка.(Слайд 2)

Перепел перепелку и перепелят

В перелеске прятал от ребят.

— Прочитайте скороговорку медленно, затем с ускорением (еще: с вопросительной интонацией, с утвердительной, с восклицательной, с сердитой, с веселой). Почему перепел прячет свою семью?

С каким стихотворением познакомились на прошлом уроке. Назовите автора. Что запомнили из его биографии?

Проверка Д/З

Выразительное чтение стихотворения «Что ты тискаешь утёнка?»

Читают скороговорку, отвечают на вопрос.

Выразительно читают стихотворение.

К: умеют слушать друг друга

П: структурирование знаний.

Р: оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить

Л: формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств

3.Постановка цели и  задач урока.

Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством С.Чёрного.

- (Слайд №3) 1. Загадка.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору летает,

Крошки подбирает. (Воробей)

2. Словарная работа.

-Как вы понимаете значение слова армячишка?

- Из словаря Ожегова - армяк – в старину у крестьян: кафтан из толстого сукна.

-Предположите, о ком будет говориться в стихотворении С. Черного?

(О воробье).

-Действительно, его стихотворение так и называется – «Воробей».

- Откройте учебник с.47-48.

Отгадывают название стихотворения, рассматривают странички, формулируют тему и задачи урока.

П :извлекать информацию из иллюстраций, самостоятельно формулируют познавательную задачу; 

Р: планирование учебного сотрудничества, способность  принимать и сохранять цель учебной деятельности.

К: умеют слушать друг др.

4. Работа по теме урока

Знакомство со стихотворением «Воробей»

Чтение стихотворения учителем.

–  Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

- Как относится автор стихотворения к воробью? (С жалостью. Он пытается накормить воробья, приютить у себя)

- Какой рассказ напоминает вам ситуация, описанная в стихотворении?

( « Растрёпанный воробей» Г. Паустовского) 

Анализ стихотворения «Воробей».

- Прочитайте первую строфу стихотворения. Постарайтесь представить себе воробья.

 - Какие слова вам помогли?(Серый, юркий).

-Как называются эти образные определения: серый воробей, юркий воробей? (Эпитеты).

-Ребята, а юркий это какой? (юркий- быстрый, увертливый)

- Какие сравнения использует автор при описании воробья?

(юркий, словно мышка, глазки-бисер).

- Какое чувство автор выражает в этих строчках? (Он любуется воробьём).

- Прочитайте первую строфу, выразив все эмоции автора.

- Перечитайте вторую строфу. Какую картину вы себе представили?

- Какое чувство автор выражает в первых двух строчках?(Просьба).

-А почему он предлагает двинуть клювом ворону? (не хочет, чтобы вороне достались все крошки)

- Какое чувство автор выражает в последних двух строчках?(Досада).

-Прочитайте это четверостишие, передав все чувства, которые испытывал автор. И чувство просьбы, и некоторую досаду, что не всё достанется воробью.

- Прочитайте третью строфу. Какую картину вы себе представили?

-Какое чувство в первых двух строчках?(Просьба) .

-Изменяется ли настроение автора, когда мы читаем следующие две строчки?(появляется недовольство)

- Как автор называет ветер?(Злюка) Автор недоволен, что ветер-злюка сыплет снегом на воробья. Попробуем прочитать это четверостишие, выражая настроение автора.

- Прочитайте четвертую строфу. О чем просит автор воробья?

( Он просит воробья подружиться с ним). 

Словарная работа.

-Найдите в словарике определение слову вьюшка.

 (Вьюшка- это крышка в деревенской избе, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла).

-Что автор  предлагает воробью? (Остаться зимовать в его доме) Он даже мечтает, что они с воробьём вместе будут учить азбуку. Прочитайте этот отрывок с просьбой, попросите воробья.

- Прочитайте последнюю строфу. Какую картину вы себе представили?

- Какое здесь чувство выражает автор?(Досаду, недовольство).

- Воробей съел все крошки и даже спасибо не сказал.

- Как автор называет воробья?(Нахал).

- Он серьезно его так называет или с юмором?

- А есть ли здесь буквосочетание, которое передает звук, который издают крылья при взлете птицы?(Фурх!) 

-Прочитайте это четверостишие, передав все эмоции автора.

- А помогает ли ритм стихотворения представить, как скачет воробей? Давайте, например, прочитаем третье четверостишие. Попробуйте почувствовать этот ритм.

- Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?

Слушают стихотворение, делятся своими впечатлениями.

Читают стихотворение

Отвечают на вопросы

Делятся своими впечатлениями

П: осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий

К: формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать свои мысли.

Р: контроль процесса и результата деятельности, целеустремлённость в достижении цели урока.

5.

Физкультминутка

6. Продолжение работы по теме урока

1.Загадка

Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами.
Как гора огромен он.
Ты узнал, кто это?
(Слон).

2. Первичное чтение стихотворения «Слон»

- А теперь мы познакомимся еще с одним стихотворением Саши Черного. Оно называется «Слон».

—  Прочитайте стихотворение «Слон» самостоятельно.

 - Рассмотрим рисунок на стр.  49. Подходит ли он к данному произведению? Докажите.

3. Анализ стихотворения «Слон»

- Кто с кем разговаривает?

-Как вы думаете, какой возраст у мальчика? Докажите.

4.Выборочное чтение.

-Какой вопрос задал мальчик слону? Найдите в стихотворении и прочитайте.

-Какой ответ дал мальчику слон? Прочитайте.

-Нравится ли сидеть в клетке слону? Докажите словами текста.

-Какой подарок принес мальчик слону и зачем? Найдите в стихотворении.

5.Работа в парах.

- Давайте попробуем прочитать это стихотворение по ролям. 1 вариант читает слова мальчика, 2 –  слона.

6. Выразительное чтение стихотворения «Слон».

Отгадывают название стихотворения

Читают стихотворение

Отвечают на вопросы

Чтение стихотворения по ролям

Р: уметь сохранять учебную задачу, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

К: умение слушать друг друга.

П: осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий

7. Рефлексия деятельности

(итог урока)

-Мы прочитали три стихотворения Саши Черного.

О ком они: о животных или о людях? Что объединяет произведения?

Каждый урок нас чему-нибудь учит. Чему научил вас этот урок?

Домашнее задание: Выучить стихотворение, которое больше всего понравилось.

Делятся своими впечатлениями

Анализируют работу на уроке.

К: формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать свои мысли.

Р: Уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование беглого осознанного чтения на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.

В представленном материале можно ознакомиться с системой работы по формированию беглого осознанного чтения, пополнить свою методическую копилку упражнениями, способствующими достижению поставленной це...

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Сегодня представляется важным не только его понятийно-фактологическое обновление, но и практико-ориентиров...

Методическое пособие "Уроки внеклассного чтения в системе работы учителя начальных классов"

Выпускник начальной школы должен владеть оптимальными навыками чтения, которые характеризуются не только беглостью, правильностью, выразительностью, но и сознательностью. Таким чтением овладеть непрос...

Технологическая карта урока литературного чтения «Г.Х. Андерсен «Русалочка»», 4 класс, УМК «Перспективная начальная школа»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока «Г.Х. Андерсен «Русалочка»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирован...

Функциональная грамотность учащихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.

Функциональная грамотность учащихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотны...

Технологическая карта урока литературного чтения "Овсей Дриз «Кто я?»" (2 класс, УМК «Перспективная Начальная Школа»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства со стихотворением О. Дриз «Кто я?».Задачи урокаДидактические:— научить работать над понятием точка зрения ...