Урок литературного чтения "Кот и лодыри", учитель начальных классов, Захарова О.С.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Захарова Олеся Сергеевна
Конспект урока во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе

Программа «Школа России»

Учитель начальных классов: Захарова Олеся Сергеевна

Тема урока: Самуил Яковлевич Маршак «Кот и лодыри»

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель урока: познакомить  детей с творчеством С.Я.Маршака и со стихотворением «Кот и лодыри»; продолжать учить читать бегло, правильно, выразительно.

Задачи урока:

- пробудить интерес к творчеству С.Я.Маршака,

 - продолжать учить находить из текста главную мысль,

 -  научить выразительно читать  стихотворение «Кот и лодыри»,

 - развивать умение отвечать на вопросы полным ответом,

 - обогащать словарный запас новыми словами (ранец, грифель, грамота, лодырь)

  - учить соотносить пословицы к произведению,

- воспитывать серьёзное отношение к учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные:

Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

- Уважать мнение одноклассников.

- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.

Метапредметные:

Регулятивные:

- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

-Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

-Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные:

-Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

-Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные:

-Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

-.Оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-Читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.

- Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Технологии: проблемно-диалогического, ИКТ, здоровьесберегающая.

Средства обучения: цветные карточки для индивидуальной работы, в парах аудиозапись «Непородистая кошка», презентация с иллюстрациями к стихотворению, портрет С.Я. Маршака, картинки со сказками Маршака.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
    Громко прозвенел звонок,
    Начинается урок.
    Наши ушки на макушке,
    Глазки широко открыты.
    Будем громко мы читать,
    На вопросы отвечать.

Сегодня на уроке у нас гости. Мы гостям очень рады и с удовольствием покажем, как мы можем работать. А начнём мы урок с речевой разминки.

  1. Речевая разминка (карточки)

Прочитайте стихотворение медленно, тихо, а затем быстро. Теперь на одном дыхании.

Вот у тёплой печки кот

Песенку свою поёт:

День сегодня за окошком

Хмур, хмур, хмур….

Подремлю в тепле немножко,

Мур, мур, мур….

Листы самооценивания

  1. Проверка домашнего задания  (тест)

Я не сомневаюсь в том, что вы добросовестно подготовились к уроку, поэтому спокойно ответите на все вопросы теста.

Тест по сказке «Федорино горе»  К.И.Чуковского

1. Как звали главную героиню сказки?
А) Мария Николаевна
Б)  Федора Егоровна 
В)  Елизавета Васильевна
2. Какое животное испугалось и «растопырило глаза»? 
А) Корова
Б) Коза
В) Свинья
3. Как  скакали тарелки?
А) как зайцы
Б) как белки
В) как кенгуру
4. Кто остался в доме у Федоры?
А) кошки
Б) тараканы
В) попугай
5. Что делала Федора, когда звала посуду домой?
А) читала стихи
Б) пела тихую песню
6. На чём стоял самовар в конце сказки?
А) на столе с белой скатертью
Б) на подоконнике
В) на белой табуреточке, да на вышитой салфеточке.

ПРОВЕРКА (карточки),  листы самооценивания

  1. Самоопределение к деятельности

А кто написал сказку «Федорино горе»? Действительно, Корней Иванович Чуковский – выдающийся детский писатель.  А сегодня мы обратимся к творчеству другого знаменитого детского поэта, который тоже вам знаком. Попробуйте догадаться,  из какого стихотворения эти строки и кто их написал. Итак, каждая пара получит карточку  по 2 текста. Ваша задача: прочитать, вспомнить название и автора этих строк.

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Жёлтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал,

Ты скакал и звонко топал.

("Мяч")

Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван, чемодан, саквояж,
Картина, корзина, картонка
И маленькая собачонка.

(«Багаж»)

Тили-тили-тили-бом!

Загорелся кошкин дом.

Бежит курица с ведром

Заливать кошкин дом,

А за нею во весь дух

С помелом бежит петух.

("Кошкин дом")

Где обедал, воробей?

В зоопарку у зверей.

Пообедал я сперва

За решёткою у льва,

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы

("Где обедал, воробей?)

Оцените свою работу в парах (листы самооценивания)

Итак, назовите фамилию, имя, отчество автора. (Самуил Яковлевич Михалков).

 О творчестве какого детского писателя мы будем говорить сегодня на уроке? (о творчестве С.Я.Маршака).

Вывешивается портрет Маршака.

  1. Рассказ ученицы о Маршаке

- А сейчас Шевелёва Александра познакомит вас с творчеством С.Я. Маршака.

С.Я. Маршак - это знаменитый поэт, мастер стиха, человек высокой культуры. Всю жизнь он был верным товарищем и добрым другом детей. Он родился в Воронеже. У него была большая, но дружная семья. Всего 6 детей. Они жили небогато. В поисках счастья они часто переезжали с места на место. Этот человек написал очень много произведений для детей. Он не умел отдыхать и самым приятным для него было работать. Маршак отличался  удивительной работоспособностью и неусталостью в труде.

- На нашей выставке вы видите, только малую долю книг, которую написал С.Я. Маршак, но все эти книги вам с детства знакомы
«Мяч», « Где обедал воробей», « Сказка о глупом мышонке», «Почта», « Вот какой рассеянный», «Азбука в стихах», «Кошкин дом» и многое другое.

А теперь определите название стихотворения С.Я.Маршака, с которым мы познакомимся сегодня на уроке. Оно зашифровано в записи  на карточке.

С.Я.Маршак «КМоМтМиМлМоМдМыМрМи»

-Итак, о каком стих. пойдет речь? Как вы определили?

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(С.Я.Маршак и его произведение «Кот и лодыри»)

-Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.

(познакомиться с творчеством Маршака и его произведением «Кот и лодыри», научиться правильно, выразительно читать стихи)

Я уверена, что стихотворение« Кот и лодыри» вам очень понравиться, и доставит вам много удовольствия.

  1. Словарная работа.

Давайте обратимся к ловам, которые могут оказаться вам непонятными или незнакомыми.

- Что означает слово "лодыри"? (лентяй, человек, который ничего не хочет делать)

- Лодарь - раньше это было имя собственное. Так звали немецкого доктора, жившего в Москве. Он лечил больных бегом. Наблюдавшие за этим кучера, определили это бессмысленным занятием. Они говорили "Лодарь опять гоняет".

Со временем имя собственное превратилось в нарицательное, появилась фраза "гонять лодыря" т.е. бездельничать, валять дурака.
Объяснение значения слов
Лодырь – лентяй, бездельник. Лодыря гонять значит бездельничать.
Ранец – жесткая четырехугольная заплечная сумка.
Грамота – умение читать и писать. Выучиться грамоте.
Грифель - палочка из особой горной породы для письма на специальной доске. «Мы не пишем грифелем на доске». В то время, когда жили герои произведения С.Я. Маршака «Кот и лодыри », ученики в классе писали на школьной доске не мелом, а обычными чернильными грифельными палочками. Доска в классе называлась грифельной. Такими палочками на грифельной доске писали ученики вместо тетрадей. 

7. Прослушивание аудиозаписи

-Назовите главных героев.
- Куда попали лодыри по пути на урок?
- На что жаловался кот?
- Почему кот хочет научиться грамоте?
- Лодырям нравится учиться?
- Чем занимаются лодыри целый день?

Листы самооценивания (умение отвечать на вопросы по прослушанному)

Чтение стихотворения учащимися про себя. 

- Как Маршак относится к мальчишкам-лодырям? ( Он смеется над ними, осуждает их.)

Работа в парах

- Выберите слова, которые характеризуют кота: умный, мудрый, заботливый, ворчливый, ученный, грамотный, надоедливый.

-Найдите в тексте слова, которые говорит кот. Прочитайте друг другу, обсудите, сделайте рабочие пометки.

-Найдите слова, близкие по значению к слову лодырь: бездельник, лентяй, лежебока, неряха, грязнуля.

-Найдите в тексте слова лодырей, прочитайте друг другу, обсудите, сделайте рабочие пометки.

Листы самооценивания

Повторное чтение стихотворения вслух, по цепочке.

Сейчас это стихотворение будем читать вслух, по цепочке.

Постарайтесь читать целыми словами. Попробуйте передать при чтении интонацию героев, кота, передать отношение автора к героям. Давайте подумаем, как это выразим при чтении. Какой темп чтения выберем при чтении начала стихотворения? Каким голосом будем читать за кота? (жалобным). А ответ лодырей? (С ленцой).

  1. Рефлексия.

-  Какой урок можно извлечь из этого стихотворения? Какова главная мысль прочитанного стихотворения? К чему могут привести пропуски уроков?

Вывод: нельзя пропускать уроки по пустякам. Можно остаться неграмотным.

- Посмотрите на свои оценочные листы. Встаньте те, кто может сказать, что поработал на уроке здорово, читал правильно, выразительно и бегло? Теперь те, у кого что – то не получилось, где-то был не внимателен, читал иногда не выразительно? И те, кто работал плохо, не старался.

Это значит, что вы сегодня все молодцы!

  1. Домашнее задание (на выбор).

Подготовить выразительное чтение стихотворения, можно выучить  наизусть часть или же подготовить небольшое сообщение о С.Я. Маршаке.

Спасибо всем за работу на уроке, вы хорошо работали. Желаю успехов в дальнейшем, урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Буквосочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу", учитель начальных классов, Захарова Олеся Сергеевна

Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний по теме «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»....

План самообразования учителя начальных классов Захаровой Зои Николаевны на 2015-2018 гг.

           "Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию" И. ПесталоцциВ...

Дорожная карта по самообразованию учителя начальных классов Захаровой Зои Николаевны за 2015 -2016 учебный год

В данной статье Зоя Николаевна  рассказывает о своих достижениях и достижениях своих воспитанников за 2015-2016 учебный год...

Дорожная карта по самообразованию учителя начальных классов Захаровой Зои Николаевны за 2016-2017 учебный год

В данной статье Зоя Николаевна  транслирует результаты  своей работы и работы своих учеников за 2016-2017 учебный год  ...

Дорожная карта по самообразованию учителя начальных классов Захаровой Зои Николаевны за 2017-2018 учебный год

В данной статье классный руководитель 4- го класса Захарова Зоя Николаевна  подводит итоги работы со своими выпускниками за предшествующий период (2017-2018 учебный год)...