Окружающий мир. Наш край. 4 класс. коррекционно-развивающее обучение VII вида
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Обруч Елена Петровна

Материал содержит разработку у рока и презентацию. Содержание урока соответствует уровню развития детей с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_kray_4_klass.rar1.38 МБ

Предварительный просмотр:

НАШ КРАЙ

Цели:

1. Сформировать представление учащихся о родном крае.

2. Познакомить  с  административной  картой  России  и с картой края (области).

3. Развивать умение работать с картой.

4. Систематизировать и расширить знания учащихся о природе и хозяйстве своего края.

5. Воспитывать любовь к своему краю.

О б о р у д о в а н и е: административная карта России; карта родного края (области); рисунки и фотографии с изображением природы родного края, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Слайды 1 - 8

Посмотри, как все красиво,

Посмотри, простор какой!

Точно мать склонилась ива

Над заснувшею рекой.

Ветерок взметнулся разом,

Облаков прорвав кольцо,

И ромашка желтым глазом

Смотрит солнышку в лицо.

Посмотри, леса какие

И сады шумят кругом.

Наша Родина – Россия –

Хорошеет с каждым днем.        О. Высотская

Вы маленькие граждане большого государства, имя которому Россия. Но в состав нашей большой страны входят разные республики, края, автономные округа и области.

Мы начинаем изучение нового раздела «Родной край – часть большой страны». Какой он, наш край? Как живут и чем занимаются люди? Что окружает нас? Вот об этом и будем говорить сегодня.

На доске и в тетрадях записывается тема «Наш край».

II. Работа над новым материалом. Знакомство с административной картой России.

Давайте познакомимся с административной картой России. Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения.

Слайд 9 (стр. 64 в учебнике)

- Что нам расскажет карта? Что расскажут условные обозначения?

- Найдите на карте самые крупные республики, края, округа. Покажите их на карте.

- Где в основном находятся эти большие по территории республики, округа, края?

Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье.

- Что вы можете сказать о Восточно-Европейской равнине?

На ней очень много небольших по площади республик, областей.

То есть Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов. Найдите на карте территорию, где мы живем. Это наш край, наша маленькая Родина. Какой город является главным на нашей территории? Покажите на карте.

- Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с соседями (с другими краями, округами, республиками)?

- В какой природной зоне находится наш край?

III. Работа над новым материалом. Знакомство с картой нашего края.

Давайте поближе познакомимся с нашим краем. В этом нам поможет карта нашего края.

Слайд 10-11

 Что вы можете сказать о нашей территории, глядя на карту?

Учащиеся перечисляют города, населенные пункты родного края. Показывают на карте город, в котором живут. Перечисляют реки, водоемы своего края.

- Чем богат наш край? Какие отрасли производства у нас развиты?

Учащиеся рассказывают о растительном и животном мире родного края. Называют развитые отрасли производства своего края.

Выполните  задание  4 на с. 146 учебника. Составить рассказ о родном крае по плану:

1. Географическое положение (равнина, горы, соседи, природная зона, тепловой пояс).

2. Экономика (добыча полезных ископаемых, отрасли производства, сельское хозяйство).

3. Природа родного края (растения, животные).

IV. Закрепление изученного. Работа по тетради.

  1. Учитель раздает трафареты с изображением родного края. Учащиеся обводят их в своих тетрадях. Обозначают главный город своего края; город, в котором живут; крупные города. Указывают названия областей, республик, с которыми граничит край.

2) Учащиеся заполняют в тетради таблицу «Природа нашего края».

Растения

Животные

3) Учащиеся выполняют индивидуальную работу по карточкам.

№ 1. Напишите, что вы называете родным краем.

______________________________________________________

______________________________________________________

№ 2. В каком направлении и на каком расстоянии от Москвы он находится?

_____________________________________________________

№ 3. Главный город вашего края   ________________________.

№ 4. Перечислите другие города вашего края.

_____________________________________________________

Домашнее задание. С. 146. Сбор информации о родном крае. Устный рассказ «Мой край».

Растительный покров

По характеру растительности Белгородская область может быть разделена на две части – большую северо-западную (лесостепная зона) и меньшую – юго-западную (степная).

         В целом флора области насчитывает 1284 вида.

Для области наиболее характерны дубравы, в основном водораздельные и «нагорные». В дубравах севернее Валуйского леса  появляются осинники, примешиваются липа, черёмуха. Здесь можно встретить и представителей северной флоры – мох сфагнум, костянику, сушеницу лесную, папоротник орляк и другие.

         Опушки дубрав региона обычно окаймляют густые заросли тёрна, степной вишни, шиповника, бобовника. Ольшанники и ивняки  небольшими площадями разбросаны по речным долинам.  Распространена в основном ольха клейкая, выдерживающая длительное затопление. Встречается хмель, который обвивает стволы взрослых деревьев. В подлеске растут чёрная смородина, крушина ломкая, различные виды ив. В травянистом покрове развивается болотное разнотравье: дудник лесной, лабазник вязолистный, дербенник иволистный,  часто крапива и другие.

         Наиболее крупные участки сосновых боров расположены по рекам Оскол, Ворскла, Северский Донец и Нежеголь. Из травянистых растений здесь наиболее распространены купена лекарственная, вешник наземный, лабазник шестилепестковый, душица обыкновенная, лапчатка белая, сон-трава, смолёвка поникшая, фиалка песчаная. Луговая растительность распространена по поймам рек и ручьёв. Основу лугового разнотравья составляют злаковые и бобовые растения и осок. На сырых участках поймы развивается влаголюбивый травостой: ситник, луговик, хвощ полевой и другие. К песколюбам можно отнести лапчатку гусиную, барочек Гмелина, дубровник.

Животный мир

В настоящее время на территории Белгородской области насчитывается примерно 350 видов позвоночных животных. Среди млекопитающих (около 60 видов) самыми крупными являются копытные. В начале XX века почти все они, за исключением косули, исчезли с территории области, а в 60-е годы вновь появились здесь. Расселение лося и кабана шло в основном естественным путём. За 10 лет, начиная с 70-х годов XX века, было выпущено около 250 оленей обоих видов. В настоящее время численность благородного оленя стабилизировалась на уровне около 400 особей, а популяция пятнистого оленя, который занесён в Красную книгу, находится в состоянии депрессии.

Широко распространены по территории области сурки,  суслики, слепыши, различные виды мышей, которые приносят определенный вред полям. Белка в настоящее время обитает в основном на западе области. На территории области обитает много видов хищников мелких и средних размеров: горностай, ласка, лесной и степной хорьки, лесная и каменная куницы, барсук, енотовидная собака и лисица. Волк - самый крупный хищник в области.

Млекопитающие, жизнь которых тесно связана с водоёмами (европейская норка, выдра), встречаются редко.   Заяц – русак является одним из самых многочисленных охотничьих зверей в области.

         На территории области насчитывается 208 видов птиц. Чаще других встречаются зяблики, славки, пеночки, синицы, дрозды, соловьи, дятлы и другие.

         В населённых пунктах и около них обитают воробьи, сизый голубь, кольчатая горлица, ласточки, вороны, грачи, галки. В последние годы наблюдается увеличение численности белого аиста.  На полях и лугах встречаются жаворонки, трясогузки, чеканы, каменки, коростели, перепела.

         Из пресмыкающихся в области обитают не менее двух видов змей: ужи и гадюка обыкновенная.  Широко распространены ящерицы.  Земноводные представлены 3 видами: лягушками, жабами,  тритонами. В водоёмах обитает около 30 видов рыб, из которых 10 промысловые.

В дубравах обильно представлены дождевые черви, голые слизни, многоножки, мокрицы, влаголюбивые насекомые, почвенные клещи. Очень многочисленны в наших лесах муравьи.

         В траве живут  травоядные грызущие и сосущие насекомые. Особенно заметны в течение всего теплого периода клоп,  жуки, бабочки.

Поверхность воды населяют большей частью хищники: клопы водомерки, жуки вертячки, некоторые пауки – волки.К полезным беспозвоночным животным относят божьих коровок, жуков жужелиц, а также дождевых червей, хищных клещей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование развивающих заданий при изучении геометрического материала начального курса математики в классах коррекционно - развивающего обучения

Представляю Вашему вниманию статью на тему:  Использование развивающих заданий при изучении геометрического материала начального курса математики в классах коррекционно - развивающего обучения....

Урок внеклассного чтения по теме "Твой родной край" в 4-м классе коррекционно - развивающего обучения. Р.Казакова "Хабаровску"

Урок внеклассного чтения по теме «Твой родной край» для учащихся 4-х классов коррекционно-развивающего обучения помогает понять красоту родного края, развивает мышление, речь, творческие способн...

Коррекционно- развивающая программа обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталости 1 клаа 1 год обучения

Коррекционно - развивающая программа обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости. 1 класс.1 год обучения...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МАТЕМАТИКИ ВО 2 КЛАССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

   Работа на уроке построена с учетом возрастных и психологических особенностей классе, с учетом принципов коррекционно-развивающего обучения. Игровая форма урока способствует развити...

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся классов коррекционно-развивающего обучения (начальная ступень обучения)

Психолого-педагогические исследования, а также практика  обучения показывают, что все дети нуждаются в оценке их  учебно- познавательной деятельности. Педагогически правильно построенная ...

Конспект урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко по теме «Дикие животные. Ёж» (3 класс)

Конспект урока и презентация предназначены  для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.Цел...

Конспект урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко по теме «Насекомые. Муха» (3 класс)

Конспект урока и презентация  предназначены   для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директор...