Конспект урока по теме: "Зона степей"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Царева Наталья Александровна

Тема: "Зона степей", 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_4_klass_zona_stepey.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

Автор – учитель начальных классов ГБОУ НОШ №992

Царева Наталья Александровна

Программа: «Школа России»

«Мир вокруг нас» -  А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова - 4 класс

Тип урока – комбинированный.

Тема: «Зона степей».

Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей.

Задачи:

- образовательные: познакомить с географическим положением зоны степей, климатом, животным и растительным миром;

- развивать умение работать с картой, учебником, дополнительной литературой;

- воспитывать любовь к природе и своей малой родине;

Оборудование:

- карта природных зон;

- физическая карта;

- костюмы  для сценки;

- карточки  (изображение растений);

- карточка (особенности растений степи)

- учебники «Мир вокруг нас» ч.1 А.А.Плешаков

Ход урока

I. Организационный момент.

Нас сегодня ждёт дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмёмся, ребята скорее за работу,

Чтобы времени зря не терять.

И там как потрудились дома,

Поспешим рассказать.

II. Проверка домашнего задания.

- Какую природную зону изучали на прошлом уроке?

( Мы изучали зону лесов)

- Покажите на карте зону лесов. Расскажите о её расположении.

(Зона лесов расположена южнее зоны тундры. Протянулась с Запада на восток. Занимает Восточно-Европейскую, Западно-Сибирскую равнину, Среднесибирское плоскогорье. Состоит из трёх частей: тайга, смешанные и широколиственные леса).

- Расселите животных и растения по природным зонам (работают у доски).

Животные

летяга

белая куропатка

песец

глухарь

соболь

зона

тундры

зона

лесов

Растения

карликовая ива

ягель

венерин башмачок

дуб

берёза

III. Работа над новой темой.

- Куда приведёт нас дорога? Хотите об этом узнать? Тогда постарайтесь скорее кроссворд разгадать.

1

2

3

4

5

Б

Л

Р

И

Л

О

У

С

М

И

Л

С

Т

Е

П

Ь

Н

В

Д

А

Х

И

Е

В

А

К

Н

Е

А

Н

Д

И

Ь

Ц

А

- Отгадай растения и животных зоны лесов.

1. Листики – с глянцем.

Ягодки – с румянцем,

А сами кусточки –

Не выше кочки. (Брусника)

2. Ёлка иль не ёлка?

Зелена иголка,

А совсем не колка. (Лиственница)

3. Хозяин лесной

Просыпается весной.

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

4.  С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня всё ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

5. Есть серёжки,

   Да не девочка;

   Есть и шишки,

  Да не сосенка;

  А живёт в низинке,

  Около лозинки. (Ольха)

Ключевое слово  - СТЕПЬ.

Сообщение целей урока.

- Сегодня на уроке мы будем изучать зону степей. О степи слагали стихи такие великие русские поэты, как А. Кольцов, И. Бунин, С. Есенин. Степь изображали на своих полотнах такие великие художники, как А. И. Куинджи, А. М. Васнецов, менее известные художники, например, Зверьков и др.  О степи поётся в песне «Степь да степь кругом». Степи без конца и края, ровные, скучные, раздольные, волнистые,   холмистые... Степь, словно живое существо, меняет свои наряды. Разные   поэты, разные художники - разное восприятие степи (учитель свой рассказ сопровождает показом репродукций)

1. Практическая работа №1

- Рассмотри карту природных зон России. Каким цветом на карте обозначена зона степей?

(Зона степей обозначена жёлтым цветом. Она расположена южнее зоны лесов).

- Сравните площадь зоны лесов и зоны степей. Что скажете?

(Зона степей намного меньше зоны лесов.)

- Сейчас посмотрим на физическую карту России. Где же находится зона степей?

Учитель. (Большая часть зоны степей находится на Восточно-Европейской равнине, а также она встречается в Западной и Восточной Сибири).

2. Рассказ ученика о климате (дано задание на кануне изучения темы).

Зона степей расположена в умеренном климатическом поясе. Лето продолжительное, засушливое. В июле +22 - +25 градусов, жара может достигать до +40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры – суховеи. Иногда суховеи переходят в пыльные бури. Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает и испаряется. Зима короткая и тёплая, но бывают холода до-20 -30 градусов.

3. Животный мир степи.

Сценка «Зелёный театр» - участвуют 3 ученика.

Автор. Жаркий летний день. Далеко-далеко протянулась степь. Как серебряное море, колышется ковыль. Высоко в небе парит орёл, высматривая на земле добычу. Вот он удаляется, превращаясь в чёрную точку, и исчезает. А в зарослях ковыля встретились тушканчик и серая куропатка. Они не боятся друг друга, т. к. тушканчик растениями питается, а куропатка – насекомыми.

Тушканчик. Наконец-то орёл улетел. А то я боялся по степи пробежать.

Куропатка. И я орла боюсь, уже два часа голодная сижу. Только не пойму я, тебе-то чего его бояться? Ты ведь вон как бегаешь быстро. Разве орёл тебя поймает?

Тушканчик. Я для того и бегаю быстро, чтоб не поймал. Да кто его знает, лучше не рисковать.

Куропатка. А кто ещё у нас в степи так же быстро бегает, как ты?

Тушканчик. Сайгак. А мыши, хомяки и суслики в норы прячутся. (Показ слайда)

Куропатка. Мало орлов, так ещё лисы с волками появились. (Показ слайда)

Тушканчик. Не говори. Надоели мне здесь, я вот думаю, может, в северную степь перебраться. А то здесь ковыль да ковыль, а там цветов, трав всяких уйма. (Показ слайда)

Куропатка. Не знаю, мне и здесь хорошо. Смотри, дрофа бежит, вот умора! Ноги длинные, летает кое-как. (Показ слайда)

Тушканчик. Это она разбегается долго. А летает не так уж и плохо.

Куропатка. Настоящая птица выше летать должна. То ли дело я – серая куропатка, или журавль-красавка, или розовый скворец, или степной жаворонок. (Показ слайда)

Тушканчик. Или орёл. (Показ слайда)

Куропатка. Не говори мне про орла! Он высоко-высоко поднимается, а потом оттуда на всех бросается… Нет,  настоящая птица так не поступает.

Тушканчик. Вон, кузнечик поскакал!

Куропатка. Это не кузнечик. Это кобылка. У кузнечиков усики длинные, а у кобылок – короткие. Кузнечики насекомыми питаются, прямо как я, хоть и сами насекомые. А кобылки – растениями.

Автор. И куропатка погналась за кобылкой. Тушканчик же поскакал по степи, туда, где люди пшеницу посеяли. Будет у него вкусный обед.

- Какие животные обитают в степи?

Просмотр слайдов о животных.

  1. Степной  орёл – хищная птица. Гнездится на земле. Пальцы слабые, когти короткие, питается небольшими животными (грызунами, птицами). Размах крыльев до двух метров.
  2. Пустельга – птица-хищник.
  3. Степной жаворонок – его песню слышим  ранней  весной. Поёт только самец. Кормятся насекомыми, падалицей.
  4. Дрофа – самая крупная птица, масса от 16 до 21 кг. Хорошо бегает и неплохо летает. Поднимается в воздух тяжело с разбега. Летит против ветра, низко, постепенно набирая высоту.
  5. Серая куропатка – похожа на небольшую курицу. Также квохчет и разгребает лапами землю. Уничтожает множество вредных насекомых для с/х.
  6. Суслики – от нор далеко не отходят. Поднявшись на задние лапки, они всё время осматриваются, и замечая человека или животное, с писком скрываются в норе.
  7. Степная гадюка – в бурьянах и канавах. Питаются грызунами и насекомыми.

4. Растительный мир степи. Практическая работа №2

- Чтобы определить растения степи вы разобьётесь на группы по 5 человек, и каждая группа получит задание.

(Учитель раздаёт задания. 3 группы получают по 5 карточек с изображениями растений.)

1 группа. Карликовая берёза, тюльпан, ковыль, типчак, венерин башмачок.

2 группа. Голубика, пион тонколистый, типчак, ирис, земляника.

3 группа. Голубика, ирис, ковыль, тюльпан, ягель.

Откройте учебник. Прочитайте информацию о растениях степи в учебнике и выберите из предложенных вами растений, которые относятся к этой зоне. Наклейте их на лист, где написано «Степь» и подпишите их названия.

4 группа. Вам дан текст об особенностях растений зоны «Степь». Прочитайте и дайте ответ пользуясь карточкой-«помощницей»:

а) Растения степи – это деревья, кустарники, травы.

б) Форма листьев – узкая, широкая. Почему?

в) Цвет листьев – светлый, тёмный. Почему?

г) Корневая система – луковица, пучок, корневище. Почему?

Обобщение – показ слайдов (растительный мир степи).

- Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Они приспосабливаются к жизни в степи по-разному; например, у тюльпанов после цветения листья и стебель отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Совсем по-другому приспосабливается ковыль и типчак. Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Так корневая система лучше собирает и удерживает влагу с поверхности земли. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги. Цвет листьев светлый и они лучше отражают солнечные лучи.

IV.Подведение итогов.

- Закончить урок я хочу следующими строчками.

Какая ширь здесь и приволье!

Куда ни глянь – везде раздолье!

Южнее полосы лесов

Лежит ковёр из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам, Грызунам, волкам. Лисицам.

Здесь суховеи любят петь!

И зовётся – это степь!

- Что вы сегодня узнали о степи?

Фотография «Степь да степь кругом», «Степь ковыльная» - автор Alesing

…..Красота донской природы в необъятных степях. Чем больше всматриваешься в неброскую красоту родных пейзажей, тем больше впитываешь в себя ощущение невиданного простора и шири. И краски, и цвета в природе здесь какие-то особенные. Широко в приволье зеленых степей течёт Дон. Зеркальной лентой блестящего серебра извивается он среди полей по широкому степному раздолью. И медленно, и плавно его течение. Кажется, что Дон спит. Недаром и прозвали его Тихим..." (М. Шолохов)

V. Домашнее задание.

Подготовить небольшое сообщение о представителях животного или растительного мира степи. А затем из ваших сообщений мы составим книжку – «Животный и растительный мир степи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок на тему Зона ледяных пустынь

Тема, цели, ход урока, слайды....

разработка урока по теме "Зона пустынь"

Представлен план урока по теме "Зона пустынь", 4 класс "Окружающий мир" ПНШ...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Зона степей" 4 класс, УМК " Перспективная начальная школа" + презентация

Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека....

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Зона степей"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Зона степей"...

Модель-конспект урока по окружающему миру по теме «Зона степей»

Тип урока по дидактической цели: изучение нового материала....

Конспект урока окружающего мира во 2 классе Тема: «Зона степей умеренного пояса».

Цель: создать условия для формирования у младших школьников представления о степи как о засушливой природной зоне умеренного пояса.Планируемые результаты:Предметные:Представление детей о природной зон...