разработка урока по теме "Зона пустынь"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Представлен план урока по теме "Зона пустынь", 4 класс "Окружающий мир" ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pustynya.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: В пустыне.

Задачи урока:  

•        формирование знаний учащихся об особенностях природы пустыни, животном и растительном мире;

•        расширить представления детей об использовании природных богатств пустыни;

•        познакомить учащихся с природоохранными мерами и хозяйственной деятельностью людей в пустыне;

•        работать над монологической речью детей, развивать логическое мышление и умение сравнивать и делать выводы.

•        развитие ключевых компетенций;

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Знать: особенности природы пустыни.

Уметь: определять по основным признакам природную зону.

Оборудование: карта природных зон, таблицы, гербарий, слайды, тестовые задания.

                                                       Ход урока.

I.        Организационный момент.

II.        Объявление темы и целей урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с новой природной зоной, её положением на карте, климатом, растительным и животным миром, с занятием людей  этой зоны. К концу урока вы должны знать особенности природы и занятие людей, уметь определять эту зону по основным признакам.

Сегодня мы работаем по группам и по плану изучения природной зоны:

географы, ботаники, зоологи, социологи.

III.         Проверка знаний по тестам ранее изученной природной зоны степей.

1 вариант:

Растения степи -  это…

                   1. ирис 2. берёза 3. ковыль 4. полярная ива 5. типчак 6. лишайник

           Птицы степи - это…

                   1. степной жаворонок 2. дятел 3. розовый скворец 4. белая чайка

           Животные степи -  это…

                   1. хомяк 2. волк 3. бобр 4. суслик 5. медведь 6. тюлень

            В степи:

1.        Много деревьев, летом часто идут дожди.

2.        Природная зона расположена южнее зоны лесов.

3.        В этой зоне наблюдается полярная ночь.

2 вариант:

Растения степи - это…

      1. дуб 2. полынь 3. карликовая берёза 4. гиацинт 5. тюльпан

          Птицы степи -  это…

      1. кайра 2. дрофа 3. кукушка 4. степной орёл 5. журавль-красавка

          Животные степи - это…

      1. суслик 2. хомяк 3. морж 4. ящерица 5. полевая мышь 6. лось

  В степи:

1.        Много деревьев, часто идут дожди.

2.        Природная зона расположена южнее зоны лесов.

3.        В этой зоне наблюдаются полярные ночи.

           Ответы на вопросы:

                1. Назовите цепи питания зоны пустыни

                  2. Как вы себе представляете лесостепь (небольшие участки степи чередуются с лесом).

V. Формирование новых знаний.

 Продолжаем путешествие по природным зонам нашей страны.

Выступление географов. Слайд №1.

              Обобщение учителя: песчаные пустыни покрыты рыхлым, легко развеваемым ветром грунтом. Здесь нередко образуются барханы-подвижные песчаные наносные холмы. Глинистые пустыни отличаются плотным грунтом. В низменных участках образуются ровные, сухие, твёрдые площадки без растений, которые при высыхании растрескиваются на небольшие многоугольники, так называемые такыры. По пустыне протекают реки, которые берут своё начало высоко в горах. Самые крупные из них Амударья и Сырдарья. Они впадают в Аральское море. Реки в пустыне притоков не имеют.

Выступление ботаников. Слайд №2.

Чтение рассказа «Саксаул - дерево без тени»

Выступление зоологов. Слайд №3.

Учитель: Все животные хорошо приспособились к условиям жизни в пустыне. Днём многие животные прячутся в норах, а по ночам выходят на поиски пищи. А те животные, которые охотятся днём, обычно держатся в тени. Животные пустыни могут долго обходиться без воды, а некоторые вообще не пьют. Им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения.

Выступление социологов. Слайд №4.

Учитель: про хлопчатник узбеки говорят: «Хлопчатник-дитя природы. Он любит стоять ногами в воде, а головой быть на солнце».

Но в последние годы люди стали замечать в пустыне немало опасных для природы и хозяйства изменений. Поэтому надо беречь пустыни с их уникальным миром растений и  животных. Живой мир пустыни приспосабливался к условиям жизни в экстремальных условиях миллионы и миллионы лет. А человек уничтожает этот мир за десятилетия.

VI. Вот и познакомились мы с особенностями пустыни. На плакате вы видите характеристику этой природной зоны, если есть ошибки, исправьте их.

- расположение -  севернее зоны степей

- климат -   очень жаркое лето, зима морозная

- растения – полынь, тюльпан, берёза, саксаул, верблюжья колючка

- животные - верблюды, джейран, варан, лось, лисица

- занятия людей – разведение коз, овец, охота, выращивание хлопчатника

VII. Подведение  итогов урока.

Вот и закончилось путешествие по пустыне.

    - Что интересного и нового узнали о пустыне?

  VIII.  Домашнее задание.

           Всем спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру 4 класс "Пустыни"

Разработка урока по окружающему миру 4 класс по теме "Пустыни". Тип урока - комбинированный. Цель урока: сформировать у учащихся представлние о природной зоне пустынь, познакомить с географическим пол...

Открытый урок "Зона Арктических пустынь"

Конспект открытого урока окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России"....

урок по теме "Пустыни"

урок по теме "Пустыни" (с презентацией)...

Разработка урока "Зона арктических пустынь"

Разработка предназначена для учащихся 4 классов по учебнику А. Плешакова "Мир вокруг нас"....

Конспект урока "Зона Арктических пустынь"

Подробный конспект урока окружающего мира. 4 класс....

Открытый урок по теме "Пустыни"

На уроке проводилась групповая работа. Создавался макет пустыни. Были созданы условия для формирования универсальных учебных действий....

Методическая разработка урока окружающего мира по теме «В жаркой пустыне» для обучающихся 4 класса

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представлений о природной зоне пустынь.Данный урок по типологии является уроком открытия новых знаний. На этапе проверки домашнего задания, ц...