Методическая разработка урока окружающего мира по теме «В жаркой пустыне» для обучающихся 4 класса
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Зеленкова Варвара Сергеевна

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представлений о природной зоне пустынь.

Данный урок по типологии является уроком открытия новых знаний. На этапе проверки домашнего задания, целеполагания перед учениками возникают проблемные ситуации, решая которые  дети сталкиваются с нехваткой знаний. Самостоятельно выходят на объявление темы, а далее включаются в практическую работу. Самопроверка ведется в практической работе, на этапе работы с информацией. Учащиеся учатся делать выводы сами.
Для организации контроля знаний используется интерактивная доска. Применение ИКТ способствует активизации познавательной деятельности. Выбранные формы работы позволяют включить в работу всех детей с разными каналами восприятия информации. В конце урока обучающимся предлагается разноуровневое домашнее задание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Методическая разработка урока окружающего мира по теме «В жаркой пустыне» для обучающихся 4 класса представлена на муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов «Современный урок в условиях реализации ФГОС».

Методическая разработка составлена в соответствии с содержанием Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы  А.А Плешакова, М.Ю. Новицкой «Окружающий мир». Программа направлена на формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.  Программа 4 класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), на изучение темы «В жаркой пустыне» в разделе «По родным просторам» отводится 1 час.

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представлений о природной зоне пустынь.

Задачи:

  • систематизировать имеющиеся знания о пустынях и их особенностях;
  •  способствовать овладению логическими действиями анализа и сравнения, обобщения;
  • развивать пространственное воображение, интеллектуальные способности, пробуждать любознательность;
  • планировать и оформлять мини-проекты,
  • развивать умение работать в группе, паре.

Урок разработан для обучающихся 4б класса МАОУ «Лицей № 56» Новоуральского городского округа. В классе 26 человек. У 60% учащихся сформирована достаточно высокая мотивация к учебе. Восемь человек пассивны, обладают медленным темпом мышления, из-за несформированности произвольного внимания.

Предлагаемый урок основан на системно-деятельностном и личностно-ориентированном подходах. Субъектный опыт обучающихся является первоначальной базой для освоения содержания урока. В процессе учебной деятельности у обучающихся формируются все виды универсальных учебных действий: получают возможность самостоятельно планировать свою работу, осуществлять целеполагание каждого этапа урока, продуктивно взаимодействовать при поиске информации, обсуждать и решать проблемные вопросы. Для эффективного осмысления и запоминания учебного материала используются кластеры, самостоятельно заполняемые детьми.

Данный урок по типологии является уроком открытия новых знаний. На этапе проверки домашнего задания, целеполагания перед учениками возникают проблемные ситуации, решая которые  дети сталкиваются с нехваткой знаний. Самостоятельно выходят на объявление темы, а далее включаются в практическую работу. Самопроверка ведется в практической работе, на этапе работы с информацией. Учащиеся учатся делать выводы сами.

Для организации контроля знаний используется интерактивная доска. Применение ИКТ способствует активизации познавательной деятельности. Выбранные формы работы позволяют включить в работу всех детей с разными каналами восприятия информации. В конце урока обучающимся предлагается разноуровневое домашнее задание.

Деятельностный подход позволяет организовать совместную работу, в которой каждый ученик получает возможность активно включиться в учебную деятельность, самостоятельно определить свои возможности и реализовать поставленные цели.

Методическая разработка урока

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4

Тема урока: «В жаркой пустыне»

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представлений о природной зоне пустынь.

Задачи:

  • систематизировать имеющиеся знания о пустынях и их особенностях;
  •  способствовать овладению логическими действиями анализа и сравнения, обобщения;
  • развивать пространственное воображение, интеллектуальные способности, пробуждать любознательность;
  • планировать и оформлять мини-проекты,
  • развивать умение работать в группе, паре.

Планируемы результаты:

Предметные УУД:

- ввести понятие «пустыня»;

- познакомить с особенностями пустынных зон;

- характеризовать природные условия, растительный и животный мир;

Познавательные УУД:

- искать и выделять необходимую информацию;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке;

- строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательства;

-оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Личностные УУД:

- содействовать пониманию у школьников необходимости охраны уникальной природы пустынь;

- развитие интереса к познанию;

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах и  малых группах;

Регулятивные УУД:

- действовать по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;

- контролировать выполнение действий; вносить необходимые коррективы;

- содействовать развитию навыков самостоятельного поиска решения проблемы.

Оборудование:

  • Электронное оборудование: Интерактивная приставка Mimio Teach, Проектор Panasonic; Презентация к уроку;
  • Дидактический материал: учебник; таблица «Особенности пустынь»; раздаточный материал (картинки); карточки для работы в паре и группах; тетради на печатной основе; листы А3, фломастеры, карандаши, клей, ножницы для групповой работы.

Ход урока

  1. Организационный момент

Л: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Приветствие. Проверить готовность учащихся к уроку. (слайд 1)

  1. Актуализация знаний и пробное учебное действие

П: строить речевое высказывание в устной форме

К: высказывать собственную точку зрения.

Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Фронтальный опрос

- Ребята, с чего мы начинаем любой урок? (С повторения)

- Что мы должны повторить? (Мы должны повторить то, что пригодится нам в дальнейшей работе)

- Итак, давайте вспомним, что мы с вами изучаем. В этом нам поможет «снежная» крепость. Каждая группа по очереди будет выбирать «кирпичик» с заданием и отвечать на вопрос. (слайд 2). (Приложение 1)

- Что мы сейчас вспомнили? (Что такое природные зоны и какие уже изучены).

- Расставьте, пожалуйста, карточки с названием зон по порядку их изучения и расположения на территории России. Почему так расположили карточки? Как изменяются природные зоны от севера к югу?

- Продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Сейчас каждая группа получит по 2 карточки с изображением животного и растения. Доска я разделена на 5 квадратов. Это условные  природные зоны (об этом говорят надписи, рисунки). Вы в группе обсуждаете и помещаете карточки с изображениями на той части доски, в какой зоне обитают эти животные и растения. (Приложение 2)

(В игре участвуют и карточки с изображением животных пустынь, но на доске название этой зоны не надписывается.)

– Посмотрите, что у нас получилось

– Всех ли животных вы расселили? Какие остались? Почему? (Данная природная зона не изучена)

- Вы – молодцы! И мы можем продолжить наше «путешествие» по России. Чтобы узнать, куда мы отправимся дальше, вам надо отгадать ребус. (слайд 3)

П hello_html_68f9f961.jpg ' т ' hello_html_m4d193e1a.png

- Вы правильно угадали – это пустыня. (слайд 3.1) Кто из вас был в пустыне? Расскажите о ней. Кто ещё может добавить к ответу?

- Ребята, вы рассказали очень много о пустынях, значит сейчас у вас не вызовет затруднений следующая работа. Заполните, пожалуйста, таблицу и расскажите об особенностях пустынной зоны? (Учащиеся пробуют заполнить таблицу в парах, слайд 4) (Приложение 3)

III. Выявление места и причины затруднения

П: осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие.

Л: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении

Р: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения

- Давайте проверим, что у вас получилось. Почему некоторые ячейки таблицы остались пустыми?

- С чем вы столкнулись? (С затруднением.) (слайд 4.1)

 - Что необходимо сделать? (Необходимо остановиться и подумать.) (слайд 4.2)

- Что вы не можете объяснить? (Мы не можем объяснить особенности пустыни как природной зоны.)

- Почему вы не можете ответить? (У нас не хватает знаний.)

- Каких знаний вам не хватает? (Знаний о том, что такое пустыня, по каким признакам можно её отличить от других природных зон.)

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (слайд 5)

П: устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логические цепи рассуждений;

Р: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, планируют свое действие в соответствии с задачей

- Какова тема урока? (Тема урока «Пустыни».) (слайд 5.1)

- Какую цель вы перед собой поставите? (Узнать, что такое пустыня и об её особенностях.) (слайд 5.2)

Тема урока открывается на доске.

- Какими средствами предлагаете воспользоваться? (Наблюдением, сравнением, анализом.)

- По какому плану будете действовать?

План:

  1. Неживая природа пустыни (климат, поверхность, природные явления)
  2. Растительный мир.
  3. Животный мир.
  4. Деятельность человека в пустынях
  5. Экологические проблемы (слайд 6)

- Сейчас, ребята, вы будете работать в группах. Вспомните, пожалуйста, правила работы (слайд 6.1) На столах у вас лежат материалы. Ваша задача – изучить их и подготовить краткое сообщение по своей теме. На работу вам отводится 5-7 минут. (Приложение 4)

V. Реализация построенного проекта

П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели, выделение существенной информации из текстов; осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию

К: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.

Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело.

Учащиеся работают в группах по материалам учебника и др. источникам. По истечении 5-7 минут группы защищают свои мини-проекты. Физминутка.

VI. Самостоятельная работа

П: осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире

Р: оценивают собственную деятельность на уроке

Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

-Наш знакомый Ваня получил задание: составить рассказ о пустыне. (слайд 7) Я вам предлагаю прочитать и обсудить его сообщение в группах. Найдите и подчеркните ошибки, если они встретятся.

«Это было в пустыне. Охотники 3 дня гонялись за тигром, изнемогая от жары и зноя.  Верблюды не выдержали и пали из-за недостатка воды. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскаленный песок, охотники едва добрели до большой реки. Здесь они утолили жажду, мучившую их, и, скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали, а затем укрылись от палящего солнца в тени саксаулового леса, раскинувшегося у самой воды. Стали думать: «Что же делать?» Наконец сообразили: построили из саксаульных бревен плот и благополучно доплыли на нем до ближайшего селения». (Приложение 5)

- А сейчас давайте проверим насколько вы были внимательны на уроке, что запомнили о этой зоне. Я буду читать высказывания, а вы, если согласны ставьте «+», если слышите хоть небольшое несоответствие – ставьте «-».(слайд 8)

1.Пустыня-это место, где много солнца, горячего сухого песка, но мало воды.

2.Зона пустынь сменяет зону степей.

3.Бархан - это растрескавшийся глинистый участок поверхности.

4.Верблюд не может долгое время обходиться без воды.

5.Самая сонная в пустыне - черепаха, она может спать не просыпаясь
пять лет.

6.Самое быстрое животное пустынь - дикий осел.

Самопроверка по образцу (Ответы: +,+,-, - , -, -) (слайд 8.1)

VII. Включение в систему знаний

П: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое
от уже известного.

Р: оценивают собственную деятельность на уроке

К: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.

Работа по вопросу №2 рубрики «Подумаем» на с.97

VIII. Рефлексия (слайд 9)

П: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

Л: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Р: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

- Ребята, с какой темой мы познакомились сегодня на уроке? Удалось ли нам достигнуть цели, которую мы поставили в начале урока?

- Чем зона пустынь отличается от других зон? Назовите особенности.

Попробуйте высказаться по плану:

Сегодня на уроке я узнал…

Я умею…

Я смогу…

IX. Домашнее задание. (слайд 10)

Учебник с.94-97

РТ с.54-55 № 1-3, по желанию с. 55 №4 или №5

Приложение 3

ПУСТЫНЯ

Географическое положение

Климат

Зима

Лето

Растительный мир

Животный мир

Деятельность человека

Экологические проблемы

Приложение 5

Прочитайте и обсудите сообщение в группах. Найдите и подчеркните ошибки, если они встретятся.

«Это было в пустыне. Охотники 3 дня гонялись за тигром, изнемогая от жары и зноя.  Верблюды не выдержали и пали из-за недостатка воды. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскаленный песок, охотники едва добрели до большой реки. Здесь они утолили жажду, мучившую их, и, скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали, а затем укрылись от палящего солнца в тени саксаулового леса, раскинувшегося у самой воды. Стали думать: «Что же делать?» Наконец сообразили: построили из саксаульных бревен плот и благополучно доплыли на нем до ближайшего селения».



Предварительный просмотр:

Что такое природные зоны?

Покажите их на карте

Почему происходит смена природных зон?


«До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да снег скрипел под полозьями нарт. Это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники.»

(Тундра)

« Южнее зоны тундры становится теплее. Здесь достаточно много влаги. Это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники. Здесь очень богатый животный мир. Эта природная зона занимает больше половины территории России.»

(Лесная зона)

«Эта зона лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Это природная зона лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.» (Арктические пустыни)

«С приближением лета с каждым днем становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы - пожелтела, выгорела, будто огонь спалил ее остались только травы с узкими листьями. Это природная зона с богатой травянистой растительностью; очень редко встречаются деревья.»

(Степи)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПУСТЫНЯ

Географическое положение

Климат

Зима

Лето

Растительный мир

Животный мир

Деятельность человека

Экологические проблемы

ПУСТЫНЯ

Географическое положение

Климат

Зима

Лето

Растительный мир

Животный мир

Деятельность человека

Экологические проблемы

ПУСТЫНЯ

Географическое положение

Климат

Зима

Лето

Растительный мир

Животный мир

Деятельность человека

Экологические проблемы



Предварительный просмотр:

I:\ОМ В жаркой пустыне\приложения\лето.jpgI:\ОМ В жаркой пустыне\приложения\зима.jpgI:\ОМ В жаркой пустыне\приложения\дождь.jpgI:\ОМ В жаркой пустыне\приложения\ветер.jpgI:\ОМ В жаркой пустыне\приложения\пески.jpgI:\ОМ В жаркой пустыне\приложения\глина.jpg


Группа №1 «Географы» рассказывают и показывают на карте о географическом положении природной зоны, об особенностях климата зоны пустынь.

Внимательно прочитайте текст и подготовьте краткое сообщение. Под фотографиями сделайте подписи.

Воспользуйтесь толковым словарём.

ПУСТЫНЯ-это ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Это Прикаспийские
пустыни в Республике Калмыкия и часть в Предкавказье на севере Дагестана
- Ногайские пустыни. Это южная природная зона, которая на карте обозначена оранжевым цветом. Пустыня находятся в умеренном поясе. (
показать на карте)

Поверхность пустыни равнинная с холмами  из песка. Пустыни бывают песчаные и глинистые. Встречаются и участки глинистой пустыни на ровном месте. Их называют «такыр». Песочные холмы называются «барханы». Они постоянно передвигаются с места на место благодаря сухим и горячим ветрам – суховеям. Высота барханов может достигать около 50 метров. Двигаясь, барханы могут засыпать дороги, поля, селения. Остановить их может растительность, скрепляющая своими корнями пески и ослабляющая силу ветра. Местами в пустыне можно встретить пышную растительность с небольшими водоёмами или колодцами. Это оазисы.

 Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается до 70 градусов тепла, а в тени выше 40 градусов. А ночью прохладно, поэтому песок и глина быстро остывают. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12 градусов. Зима длится 2-3 месяца. Осадков выпадает мало, иногда за лето не выпадет ни капли дождя.

Рек в пустыне мало. А те, что протекают через пустыню, берут начало высоко в горах, некоторые реки имеют истоки, но не имеют устьев и теряются в песках, притоков они не имеют, вот почему человек, побывавший в пустынях,  начинает ценить воду.

Вывод: Пустыня – это огромное почти безжизненное пространство около __________________

моря и в низовье реки _________ . Два вида пустынь: ______________ и _________________. В Пустыне Солнце поднимается ________ над горизонтом и почти никогда ___________________ облаками. Пасмурный день –________ явление.

Зимой в пустыне осадков выпадает ______ . Снеговой покров ___________ и часто __________ ветрами. Зима __________   (2-3 мес.) и _________ (до – 12ºс).

Лето _______ и _______ (до + 45ºс). Песок прогревается до ______. В пустыне всего два времени года _______ и ______.

Слова для выбора: высоко, не закрывается, редкое, глинистые, песчаные, мало, небольшой, сметается, короткая, суровая, долгое, жаркое.


Обширное, обычно ______________ пространство со скудной __________________ или вовсе без неё.

Южнее степей. Около _____________ моря, в низовье реки _________. До юга Восточной Сибири. На территории Казахстана – пустыни Каракумы и Кызылкумы. Песчаные и __________. Оазисы и барханы. 

Зима _______ (2-3 мес.) и _______ (-20) Осадков _____, снег сметается ветрами.

Лето ________ и _______ (+45). Песок прогревается до ______.

Два времени года: _____________. Мало пасмурных дней.


Обширное, обычно безводное пространство со скудной растительностью или вовсе без неё.

Южнее степей. Около Каспийского моря, в низовье реки Волги. До юга Восточной Сибири. На территории Казахстана – пустыни Каракумы и Кызылкумы. Глинистые и песчаные. Оазисы и барханы. 

Зима короткая (2-3 мес.) и суровая (-20) Осадков мало, снег сметается ветрами.

Лето долгое и жаркое (+45). Песок прогревается до +80.

Два времени года: зима и лето. Мало пасмурных дней.



Предварительный просмотр:

I:\ОМ В жаркой пустыне\приложения\осока.jpgI:\ОМ В жаркой пустыне\приложения\колосняк.jpg I:\ОМ В жаркой пустыне\приложения\колючка.jpgI:\ОМ В жаркой пустыне\приложения\джузгун.jpgI:\ОМ В жаркой пустыне\приложения\дерево.jpgI:\ОМ В жаркой пустыне\приложения\колючка2.jpgI:\ОМ В жаркой пустыне\приложения\саксаул.jpg


Группа №2 «Ботаники» представляют растительный мир пустынь, рассказывают о том, как приспособились растения к жизни в данной природной зоне.

Внимательно прочитайте текст и подготовьте краткое сообщение, оформив его на листе. Под фотографиями сделайте подписи. На схеме укажите размеры частей растений в пустынях (надземная часть, корневая система)

 Растительность пустыни бедная. Растения не образуют сплошного покрова.
Они растут пучками, кустиками, между которыми видна растрескавшаяся глина или сухой песок. Встречаются  отдельные участки земли, где нет никакой растительности. В связи с тем, что лето в пустыне жаркое, осадков
выпадает мало, поэтому здесь растут  растения, которые могут переносить
длительную засуху. Корни у них глубоко уходят в землю, так как только в глубине они могут найти влагу. Листья мелкие, способствуют меньшему испарению воды с их поверхности.

У отдельных растений вместо листьев колючки. А вот у красного мака, лилии и ревеля особенности другие. Они успевают вырасти, отцвести и принести семена весной, пока не наступила сильная жара. В это время пустыня особенно красива: она 
покрывается яркими цветущими растениями с широкими светло-зелеными листьями. Но не пройдет и месяца, как пустыня принимает унылый вид.

Местами встречаются невысокие деревья с извилистым стволом, крепким как
кость и кручеными сучьями. Это белый или черный саксаул. У белого саксаула вместо листьев – чешуйки, а у черного совсем листьев нет. Корни саксаула глубоко уходят в землю, саксауловые леса не дают тени, в них не спрячешься от  палящего солнца. Интересно наблюдать рост молодых растений саксаула, корни растут во много раз быстрее надземной части, Само деревце черного саксаула за 20-25 лет вырастет до 5 метров высотой, а корни уходят вглубь на 20-30 метров.

Встречается в пустыне песчаная акация, это небольшое деревце с крохотными листьями. Очень ценные растения пустыни - песчаная осока, верблюжья колючка и полынь, когда эти растения засыпаются песком ,они выпускают новые корни и вновь растут. Растут в пустыне и грибы, только приходиться их очень быстро собирать, потому что они сохнут на корню.  

- Какова же растительность пустыни?

- Как вы думаете, какова общая особенность этих растений, каково  индивидуальное приспособление к природным условиям?

Вывод: растения _________________, имеют ______________ корни, листья ___________, похожи на _____________. Появляются только в _____________________________.

Слова для выбора: колючки,  низкорослые, длинные,  узкие,  сезон дождей


Растения _______________, _________ корни, листья ________, похожи на колючки. Появляются только в сезон __________.

Верблюжья колючка, саксаул, осока, полынь, мятлик. Маки, тюльпаны, лютики.


Растения низкорослые, длинные корни, листья узкие, похожи на колючки. Появляются только в сезон дождей. Верблюжья колючка, саксаул, осока, полынь, мятлик. Маки, тюльпаны, лютики.



Предварительный просмотр:

I:\ОМ В жаркой пустыне\приложения\тушканчик.jpgI:\ОМ В жаркой пустыне\приложения\скарабей.jpgI:\ОМ В жаркой пустыне\приложения\сайгак.jpeI:\ОМ В жаркой пустыне\приложения\Песчаный_удавчик_2.jpgI:\ОМ В жаркой пустыне\приложения\песчанка.jpgI:\ОМ В жаркой пустыне\приложения\корсак.jpgI:\ОМ В жаркой пустыне\приложения\ежик.jpgI:\ОМ В жаркой пустыне\приложения\ящурка.jpg


Группа № 3 «Зоологи» рассказывают о животном мире пустынь, о приспособлении к жизни представителей животного мира.

Представители группы зоологов рассказывают о животных пустыни.

Животные пустыни. Это кобра, змея - Эфа, стрелка, удавчик. Они бесшумно передвигаются по земле, охотятся на насекомых и мелких животных. Мелких животных змеи убивают, жаля их ядовитыми зубами. А затем заглатывают их. Особенно опасен яд у кобры. Охотятся они обычно вечером и ночью, когда спадает жара, и многие животные выходят кормиться. Зрение у змей не очень хорошее, хорошо видят за несколько метров. Но особое зрение у них есть, помогающее видеть в темноте. От жары змеи забираются на ветки кустов, где не так жарко. Песчаный удавчик может ползать под песком также легко, как рыба – плавать в воде. Живет здесь и красивая, но  ядовитая змея-Эфа. Ползает эта змея не головой вперед, как все другие змеи, а боком.

Обитает здесь и верблюд, которого называют «кораблем пустыни».

Существуют два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров в высоту, могут нести груз массой до 500 килограммов. Жить в пустыни ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь инее проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы, язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира. Верблюд может обходиться без питья в сильную жару 3-4 дня, но добравшись до водопоя может выпить 6-8 ведер воды. Он имеет отличное зрение и чутье - он чувствует запах воды и трав за несколько километров. Верблюд - домашнее животное, но все лето живет на свободе. Они круглый год питаются скудными травами и верблюжьей колючкой.

Можно встретить в пустыне жука-полосатика, геккона- ночную ящерицу, фалангу, которая больно кусается, тарантула - паука, жука -скоробея, мышку -песчанку, пустынную черепаху и пустынного ежика. Вдоль рек животный мир намного богаче, там водятся камышовые коты и много водоплавающей птицы. В пустынях обитает грациозное животное антилопа-джейран, она может пробежать до водопоя 50-60 км.

На первый взгляд кажется, что в пустыне почти нет птиц, потому что они плохо переносят жару. Но, все таки,  птицы живут в пустыне. Это орел-беркут, который строит свое гнездо на самом крепком саксауле. Гнездо у него огромное, тяжеленное. По краям гнезда висят заячьи шкурки, птичьи крылья, вараньи головы. В гнезде сидят пуховые орлята. А под гнездом живут саксаульные воробьи. За орлиной спиной никто им не страшен.

 

-Каков животный мир пустынь?

-Что они должны уметь, чтобы приспособиться к ее суровым условиям?

Вывод: учебник с.96-97

Животные (по размерам) ___________. Передвигаются ________. Окраска ___________ цвета. Ведут ________ образ жизни. Днём многие из них ____________________________ или _________________________________, а по ночам __________________________________. Животные пустыни могут подолгу ______________________________.


Животные __________ с окраской ____________ цвета. Передвигаются быстро. Ведут ________ образ жизни. Тушканчики, суслики, черепахи, змеи, тарантулы, землеройки, скорпионы, антилопа джейран, ящерицы вараны, фазан, жаворонок, сойка, двугорбый верблюд.

Животные некрупные с окраской защитного цвета. Передвигаются быстро. Ведут ночной образ жизни. Тушканчики, суслики, черепахи, змеи, тарантулы, землеройки, скорпионы, антилопа джейран, ящерицы вараны, фазан, жаворонок, сойка, двугорбый верблюд.



Предварительный просмотр:

Группа № 4 «Социологи» делятся информацией о населении пустынь и его хозяйственной деятельности.

Внимательно прочитайте текст и подготовьте краткое сообщение. Под фотографиями сделайте подписи.

Люди в пустынях живут уже тысячи лет. В разных местах на территории  зоны пустыни живут люди разных национальностей: это и казахи, и русские, и калмыки, и дагестанцы,  и туркмены, и узбеки, и таджики, и киргизы. На огромных пастбищах северных и южных районов пустынь круглый год пасутся сотни и тысячи лошадей, верблюдов, миллионы овец.

Основные занятия населения пустыни – это скотоводство и земледелие на орошаемых территориях -  на оазисах. Ферганская долина является величайшим оазисом, по которой протекает река Сырдарья.

При орошении пустынная почва, в которой мало перегноя дает богатые  урожаи. На орошаемых землях появляются сады и виноградники. Главные культуры, которые здесь выращивают фрукты, овощи.

В пустынях прорубили глубокие колодца, провели каналы с чистой питьевой водой, построили кошары - крытые загоны для овец, Широко используется современная техника, Рокот самолетов и вертолетов слышен над далекими пастбищами. Для скотоводов  построили теплые юрты, осветили электричеством, провели радио.

Верблюдица дает от 5 до 15 литров густого жирного молока ежедневно. Каждый год со взрослого верблюда снимают около 12 кг шерсти. От одного верблюда можно получить до 250 кг мяса, 8-10 кг сала. Шкура верблюда представляет собой большую ценность, из нее изготовляют прочную кожу для обуви.

Разводят в пустыне и овец, существуют особенно ценные породы. Они дают красивые шкурки - каракуль. Мясо и шкуры также обеспечивают охотники.

На полях  возделывают хлопчатник, который называют «дитя солнца».  

Выводы:

На территории  зоны пустыни живут люди разных национальностей: это _________________________________________________________________________.Человек в пустыне занимается ____________________ земель. На орошаемых землях появляются _____________ и ____________________. Разводят _____________ или _____________________. Получают шерсть, мясо, молоко.


Деятельность человека в пустынепустынякараванарык

                                                ждлорпустынясбор винограда

                                                                                        овцеводствохлопок


На территории  зоны пустыни живут люди разных национальностей: это _________________________________________________________________.Человек в пустыне занимается _____________ земель. На орошаемых землях появляются ________ и ______________. Разводят __________ или _____________.

Получают шерсть, мясо, молоко.



Предварительный просмотр:

Группа № 5 «Экологи» освещают экологические проблемы пустынь,
которые используются для решения этих проблем и природоохранные мероприятия.

Внимательно прочитайте текст и подготовьте краткий ответ на вопросы.

1.Каково влияние человеческой деятельности на пустыню? (составьте схемы из разрезанных карточек)

2. Подумайте, что нужно делать, чтобы сохранить природу этой зоны?

Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю - это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми (рассказ сопровождается видеосюжетами). Для сохранения природы в 1990 году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли» (показать на карте). В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч-Гудило обитают утки, гуси, лебеди.

Вывод: чтобы сохранить природу этой зоны необходимо предпринимать меры. Строить__________________, проводить _______________ с водой, создавать______________________.

Слова для выбора: каналы, заповедники, водохранилища. 


Неумеренное орошение        в почвах накапливается соль, растения гибнут.

Выпас животных    

вытаптывание растений, которые держат пески, пески становятся подвижными.

Браконьерство            

исчезновение животных

Чтобы сохранить природу этой зоны необходимо: строить__________________, проводить _______________ с водой, создавать______________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока окружающего мира по теме "Чем Земля отличается от других планет"

Урок-исследование  по УМК "Начальная школа XXI века" разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, носит системно-деятельностный подход в обучении,  направлен на формирование УУД (...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Где живут белые медведи?"

Урок проведен в форме путешествия в страну Белого медведя....

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Степные просторы" в 4 классе.

На этапе изучения нового материала  используется  педагогическая технология - обучение в сотрудничестве или технология работы в малых группах. Продуктивность опыта заключается в том, чт...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Разнообразие профессий людей» 2 класс УМК Гармония

В ходе работы над подготовкой к уроку ученики начали оформлять стенд о профессиях. На уроках развития речи дети писали сочинения «Кем я буду, когда вырасту?», «Профессия моих родителей». На уроке изоб...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Как лечились наши предки» 3 класс УМК Гармония

В ходе урока ученики познакомятся с тем, как лечились наши предки, как сохраняли здоровье. Знание того, как устроен организм, как работает, в чём он нуждается, как уберечь его от микробов и вредных ве...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Мы в семье" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Мы в семье" (УМК "Перспектива", 1 класс) Тип урока: изучение нового материалаЦель: создание условий для формирования пр...