Снежные загадки. - окружающий мир. урок. 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Кравцова Галина Николаевна

Сценарий урока в 1 классе по предмету "Окружающий мир" УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon snezhnye_zagadki_-_urok_v_1_klasse.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кравцова Галина Николаевна,

учитель начальных классов

Терского филиала

МБОУ Заворонежская СОШ

СНЕЖНЫЕ ЗАГАДКИ.

(окружающий мир, 1 класс, УМК «Перспективная начальная школа»)

Планируемые цели для учителя: создать условия для расширения представлений о сезонных изменениях в природе, представлений об образовании снежинок; содействовать развитию приёмов совместной и умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение; способствовать бережному отношению к своему организму.

Планируемые метапредметные результаты

Личностные: отношение к учению, произвольному поведению, уважительное отношение к собеседнику.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использовать знаковые и графические модели, обнаружение особой роли органов чувств для человека.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли: слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в малых группах, формулировать собственное мнение и позицию.

Планируемые предметные результаты: иметь представление о разном состоянии воды, знать правила безопасного поведения во время зимних игр.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в малых группах.

Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Ресурсы:     *   мультимедиа-проектор, ноутбук;

                     * учебник (Окружающий мир [Текст]: Учебник: 1 кл/ О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов – М.:Академкнига/ учебник, 2012);

                     *  рабочая тетрадь с электронным тренажером: Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером /С.В.Савинова. – М.: Планета, 2011.

                    *    хрестоматия (Окружающий мир: хрестоматия [Текст]: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, - М.: Академкнига/Учебник, 2012).

Х о д    у р о к а

  1. Организация начала урока

Цели: актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности;

           создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения    

           в учебную деятельность.

Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению.

У ч и т е л ь.   С добрым утром! Начат день.

      Первым делом гоним лень.

       На уроке не скучать,

       А работать и читать!

С хорошим настроением продолжим урок.

II. Актуализация опорных знаний

Цели: актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы;

           организовать выполнение учащимися пробного действия;

           организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

У ч и т е л ь. Скажите, какое время года уже наступило? (Зима)

                       Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, сентябрь)

                       Какие изменения произошли в природе? (Стало холодно, морозно, выпал снег, водоёмы покрыты льдом)

Послушайте внимательно стихотворение, после чтения расскажите, о чём оно:

Туча по небу гуляла и случайно задремала.

Ветры буйные на воле увидали: туча спит,

Как перину, распороли –

И оттуда пух летит…

Пух летит, в глазах рябит,

А поймаешь – холодит.   (В.Мусатов)

Что это за пух?  (Это снежинки)

III. Самоопределение  к деятельности. Постановка учебной задачи

Цели:  выявить место затруднения;

            зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать от уже  

                                          известного с помощью учителя.

У ч и т е л ь. Ребята, вспомните, как на прогулке вы рассматривали снежинки. Опишите их. Какие снежинки встречаются в природе?

     Может ли кто-то из вас ответить на вопрос, где рождаются снежинки? Как вы думаете, на какой вопрос нам предстоит сегодня ответить?

У ч е н и к. Тема урока: «Где и как рождаются снежинки».

У ч и т е л ь. Какую цель поставим на уроке?

У ч е н и к.  Узнать, где рождаются снежинки.

IV. Открытие нового знания

Цели: организовать постановку цели урока;

          организовать составление совместного плана действий;

          определить средства.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; извлечение необходимой информации, определение основной информации.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации.

У ч и т е л ь. Ребята, отгадайте загадки.

                             Скатерть бела весь свет одела.   (Снег.)

           Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,

           Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке. (Снежинки.)

                           Ни в огне не горит, ни в воде не тонет.  (Лед.)

       И не снег, и не лед,

       А серебром деревья уберет.  (Иней.)

У ч и т е л ь. Что же такое снег? (Ответы детей.)

                    – И снег, и иней, и лед – все это различные состояния воды.

         Снежинки – это замерзший водяной пар. Пар есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежинки.

         Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.

          Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлым, потому что между снежинками содержится много воздуха, а потом уплотняется.

У ч и т е л ь. Откройте учебник на с. 34-35.  Рассмотрите центральный рисунок.                      Снежная ли зима в этом году в поселке Мирном?   Что делают Маша и собака Жучка?  Как вы думаете, зачем Маша сняла варежку?  Чему так радуется собака Жучка?  Что собирается делать Маша?  Почему так весело Мише?  (Ответы детей.)

Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на падающий снег? Когда идете по первому чистому снегу?  Когда снежинки падают на лицо? Почему зимой выпадают осадки в виде снега?

У ч е н и к. Холодно.

У ч и т е л ь. Снег – что это такое?

У ч е н и к. Замёрзшая вода.

У ч и т е л ь. Послушайте отрывок из рассказа  З.  Трофимовой  «Снег  –  что  это  такое?».

          «Высоко над землёй, где очень холодно, водяные пары, не успев перейти в воду, сразу превращаются в крохотные льдинки. Они малы, как пылинки. Их и называют алмазной пылью.

           Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками, становятся всё больше и больше и принимают вид знакомых нам снежинок. Они похожи на белые звёздочки. Поймай несколько снежинок на рукавичку и разгляди хорошенько. Они будто кружевные, все разные, с тонкими лучиками и лепестками, как у самых нежных цветов.

           Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуют густые пушистые хлопья. Поэтому-то и снег часто называют пушистым. Он покрывает землю пышным белым одеялом.

У ч и т е л ь. Что происходит со снежинкой, если поймать ее на ладонь?  Удавалось ли вам когда-нибудь рассмотреть снежинку? Рассмотрите форму снежинок на с. 34. Есть ли среди них одинаковые?

У ч и т е л ь.  Ученым удалось выявить девять основных форм снежных кристаллов. Каждой снежинке дали свое имя:

Запонка

Столбик

Ёж

Игла

Звезда

У ч и т е л ь. Как вы думаете, от чего зависит форма снежинок? (Предположения детей.)

             – Японский профессор Накайя всю свою жизнь посвятил изучению тайн снежинок. Ему удалось выяснить, что форма снежинок зависит от температуры воздуха. Оказалось, что самые красивые снежные кристаллы – «звезды» – появляются только при небольшом морозе (–14°…–17 °С).

У ч и т е л ь. Ребята, сейчас мы с вами проведем практическую работу.

           На столе учителя и на партах учащихся стоят по два стаканчика со снегом, который взят с пришкольного участка и с дороги.

          После того как снег в стаканах растаял, учащиеся определяют, в каком стакане снег с пришкольного участка, а в каком – с дороги.

          Учащиеся под руководством учителя фильтруют снеговую воду через марлю.

У ч и т е л ь.  Что  остается  на  марле?  (Серые  разводы,  песчинки,  соломинки,  волоски.)

Сделайте вывод:  белый снег не чист.

У ч и т е л ь. Почему нельзя есть снег?

  Ф и з  м и н у т к а

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

                                Встанем вместе все в кружок –

                                Получается снежок.

                      Мы деревья побелили –

                      Крыши пухом замели.

                      Землю бархатом укрыли

                      И от стужи сберегли.

Налетел ветерок –

И умчался весь снежок.

У ч и т е л ь.   Как вы думаете, где рождаются снежинки? (Высоко-высоко над землей в облаках.)   Как образуются снежинки? Вы сейчас будете работать в малых группах. Вам необходимо прочитать текст, а потом рассказать, что нового вы узнали.

                    Хорошо читающие дети в каждой группе читают рассказ  «Как рождаются снежинки»  (Окружающий мир. Хрестоматия с. 24).

У ч и т е л ь. Что нового вы узнали из рассказа?

                                    (Дети рассказывают, как образуются снежинки)

У ч и т е л ь. Ребята, а можно ли сказать, что снежинка – очень красивое изделие?

У ч е н и к. Сказать так нельзя, изделия – это предметы, сделанные человеком, а снежинка – объект природы.

У ч и т е л ь. Пробеги по дорожке в ясный морозный день. Слышишь, как снег скрипит под ногами? Как ты думаешь, почему? Чтобы ответить на этот вопрос, вы снова будете работать в малых группах. Хорошо читающие дети читают текст  «Почему снег скрипит под ногами» (Окружающий мир. Хрестоматия с. 24).

                               Группа находит ответ на поставленный вопрос.

У ч е н и к.  Это ломаются у тебя под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как ломается их сразу очень много – вот мы и слышим треск.

 У ч и т е л ь. Послушайте стихотворение:

Первые снежинки в воздухе кружатся,

Упадут на землю, но не залежатся.

Первые снежинки на руке растают,

Холодят, волнуют и напоминают,

Что вот-вот настанут зимние деньки,

Что пора готовить лыжи и коньки,

Что пора готовить санки детворе…

Первые снежинки – от зимы привет,

Словно проверяет: ждёте или нет (В.Мусатов)

У ч и т е л ь. Творческая работа. Мы с вами сейчас изготовим снежинки.

 У ч и т е л ь.  Как вы думаете, кто ждет снега зимой? (Дети ждут снега, чтобы лепить снежную бабу, играть в снежки, кататься с горки на лыжах и санках.)

У ч и т е л ь.  Снега ждут и растения. Снег укрывает землю, и на полях перестают зябнуть озимые хлеба и другие растения.

            Снега ждут животные. Заяц в своей белой шубке не виден врагу на снежном покрывале. Тетерева ныряют в снег и спят себе в уютной снежной спаленке.

У ч и т е л ь.  Где больше снега: в поле или возле забора? (Снега больше возле забора.) Почему? (Заграждения задерживают его.)

У ч и т е л ь.   Как люди используют снег?  Какую роль выполняет снег?

             Учитель читает рассказ «Зачем зимой на полях снег пашут» (Окружающий мир. Хрестоматия с. 25).

V. Первичное закрепление

Цели: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

           организовать самопроверку по эталону.

Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: учиться работать в малых группах, формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция, коррекция.

Окружающий мир, 1 класс, рабочие тетради с электронным тренажером. Тема: «Зима: покой природы», тип заданий «Убери лишнее понятие», страница 37. Фронтальная устная работа.

VI. Включение в систему знаний и повторение

Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Коомуникативные УУД: уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Познавательные УУД: находить в тексте учебника необходимую информацию и работать с ней.

Окружающий мир, 1 класс, рабочие тетради с электронным тренажером. Тема: «Зима: покой природы», типы заданий «Кроссворд», «Филворд», стр. 38-39. Работа в  малых группах. Проверка с экрана.

VII. Рефлексия деятельности

 Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

У ч и т е л ь. Какую ставили учебную цель? Удалось её решить? Каким способом? (Ответы детей.)

Зимой происходит очень много интересных и завораживающих явлений. Наверное, со мной многие согласятся, что самое прекрасное, волшебное явление – снегопад. Поднимите руки те, кто любит рассматривать снежинки. Сегодня мы своими руками сделали снежинки, используя фантазию. Посмотрите, у каждого к рабочему месту прикреплена снежинка. Возьмите их в руки, они помогут нам оценить работу на уроке. Если вы считаете, что хорошо поработали и у вас хорошее настроение, то ваша снежинка лёгкая и летит высоко над землёй. Если вы не очень довольны собой, то ваша снежинка тяжелая и летит она близко к земле.

Встаньте с места и прикрепите свою снежинку на доску.

Большинство ребят считают, что они хорошо поработали, я тоже считаю и хочу всех поблагодарить за урок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Снежные загадки"

Урок окружающего мира по УМК "Перспективная начальная школа"...

Урок "Снежные загадки"

Урок окружающего мира в 1 классе по теме : "Снежные загадки"...

Снежные загадки. Урок по окружающему миру. 1 класс. ФГОС

Велико значение снега, но откуда он берется? Каковы его свойства?...

Урок окружающего мира "Снежные загадки"

Представлена разработка  урока окружающего мира в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа". Имеется презентация....

Конспект урока ОМ " Снежные загадки" ПНШ 1 класс

Конспект урока по  Окружающему миру " Снежные загадки" 1 класс УМК " Перспективная начальная школа" и презентация к уроку....

Урок окружающего мира в 4 классе "Снежные загадки"

Цели урока: познакомиться с различными видами снежинок, их особенностями и образованием.Планируемый результат:Дети учатся:- отмечать особенности снежинок, выполнять рисунки, иллюстрирующие выделенные ...

Окружающий мир, 1 класс Тема: «Пришла зима»2, «Снежные загадки»1 (приём "перевёрнутый класс, УДЕ")

Окружающий мир, 1 классТема: «Пришла зима»2, «Снежные загадки»1Цель: формирование условий для расширения представлений о сезонных изменениях в природе, представлений об образов...