Урок "Снежные загадки"
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) по теме

Кручина Елена Вячеславовна

Урок окружающего мира в 1 классе по теме : "Снежные загадки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок окружающего мира в 1 классе101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 1 классе

по предмету «Окружающий мир»

по теме:

«Снежные загадки»

Учитель: Кручина Е. В.

Егорьевск 2012 г

Тема урока: снежные загадки

Планируемый результат.

 Знать правила проведения наблюдения и опытов. Уметь обобщать жизненные наблюдения об изменениях  в окружающей природе в связи с приходом зимы. Иметь элементарное представление об образовании и видах снежинок.

Формирование УУД.

Формировать положительную мотивацию учебной деятельности

учебные и познавательные мотивы

анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)формировать умение на основе анализа делать выводы

уметь извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста.

формировать умение определять цели,

умение слушать и понимать других

уметь работать в паре и в коллективе:

формировать умение оформлять свои мысли в устной форме:

уметь отстаивать свою точку зрения,

уметь адекватно себя оценивать,

экологическое воспитание

Оборудование

Учебники «Окружающий мир, хрестоматия, таблица с изображением снежинок, карточки для детей «Мои успехи»,  компьютер, проектор, интерактивная доска,  микроскоп, компьютерная игра, презентация, набор для проведения практической работы.

Ход урока

  1. Организационный момент

Школьный прозвенел звонок,

Начинается урок.

  1.  Самоопределение к деятельности.

Серебро, огни и блестки –

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Черно-белые вчера.

Это – область чьей-то грезы,

Это – призраки и сны!

Все предметы старой прозы

Волшебством озарены.

                        В. Брюсов

– О чем это стихотворение?

  1. Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить с вами на уроке?

                     (О зиме, снеге)    

– Тема нашего урока – «Снежные загадки».                                    

  1. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним основные приметы зимы. Отгадайте загадки.

 (Просмотр слайдов на интерактивной доске)

1) Скатерть бела весь свет одела.

                                        (Снег.)

2) Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,

    Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке.

                                        (Снежинки.)

3) Ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

                                        (Лед.)

4) И не снег, и не лед,

    А серебром деревья уберет.

                                        (Иней.)

  1. Открытие новых знаний

.– Что же такое снег? (Ответы детей.)

– И снег, и иней, и лед – все это различные состояния воды.

Снежинки – это замерзший водяной пар. Пар есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежинки.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.

Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлым, потому что между снежинками содержится много воздуха, а потом уплотняется.

1. Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у  (с. 34–35).

     – Рассмотрите центральный рисунок в учебнике.

– Снежная ли зима в этом году в поселке Мирном?

– Что делают Маша и собака Жучка?

– Как вы думаете, зачем Маша сняла варежку?

– Чему так радуется собака Жучка?

– Что собирается делать Маша?

– Почему так весело Мише?

– Что вы чувствуете, когда смотрите на падающий снег? А когда идете по первому чистому снегу? А когда снежинки падают на лицо?

– Что происходит со снежинкой, если поймать ее на ладонь?

– Удавалось ли вам когда-нибудь рассмотреть снежинку?

– Рассмотрите форму снежинок на с. 34. Есть ли среди них одинаковые?

– Ученым удалось выявить девять основных форм снежных кристаллов. Каждой снежинке дали свое имя:


Запонка


Столбик


Ёж


Игла


Звезда

Компьютерная игра «Найди пару одинаковых снежинок»

– Как вы думаете, от чего зависит форма снежинок? (Предположения детей.)

– Японский профессор Накайя всю свою жизнь посвятил изучению тайн снежинок. Ему удалось выяснить, что форма снежинок зависит от температуры воздуха. Оказалось, что самые красивые снежные кристаллы – «звезды» – появляются только при небольшом морозе (–14°…–17 °С).

  1. Практическая работа с микроскопом.

- Давайте рассмотрим под микроскопом, какую форму имеют снежинки.

 Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе все в кружок –

Получается снежок.

Мы деревья побелили –

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

7. Первичное закрепление знаний.

2.. Р а б о т а   с   х р е с т о м а т и е й.

– Как вы думаете, где рождаются снежинки? (Высоко-высоко над землей в облаках.)

Туча по небу гуляла

И случайно задремала.

Ветры буйные на воле

Увидали: туча спит,

Как перину, распороли –

И оттуда пух летит…

Пух летит – в глазах рябит,

А поймаешь – холодит.

                В. Мусатов

– Как образуются снежинки?

Просмотр презентации «Как образуется снег и лед»

– Что нового вы узнали ?

Далее  учитель  читает  рассказ  З.  Трофимовой  «Снег  –  что  это  такое?».

«Высоко над землёй, где очень холодно, водяные пары, не успев перейти в воду, сразу превращаются в крохотные льдинки. Они малы, как пылинки. Их и называют алмазной пылью.

Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками, становятся всё больше и больше и принимают вид знакомых нам снежинок. Они похожи на белые звёздочки. Поймай несколько снежинок на рукавичку и разгляди хорошенько. Они будто кружевные, все разные, с тонкими лучиками и лепестками, как у самых нежных цветов.

Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуют густые пушистые хлопья. Поэтому-то и снег часто называют пушистым. Он покрывает землю пышным белым одеялом.

Пробеги по дорожке в ясный морозный день. Слышишь, как снег скрипит под ногами?

Как ты думаешь, почему?

Это ломаются у тебя под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как ломается их сразу очень много – вот мы и слышим треск».

– Можно ли сказать, что снежинка – очень красивое изделие? (Сказать так нельзя, изделия – это предметы, сделанные человеком, а снежинка – объект природы.)

– Почему скрипит снег под ногами? Это происходит потому, что под тяжестью тела человека ломаются нежные лучики снежинок-звездочек. А так как их очень много, слышится треск.

3. Р а б о т а   в   п а р а х.

Учащиеся рисуют узор из снежинок разной формы.

8.Включение знаний в систему.

1. Р а б о т а   п о   х р е с т о м а т и и.

– Как люди используют снег?

– Какую роль выполняет снег?

– Где больше снега: в поле или возле забора? (Снега больше возле забора.) Почему? (Заграждения задерживают его.)

Учитель читает рассказ «Зачем зимой на полях снег пашут».

– Как вы думаете, кто ждет снега зимой? (Дети ждут снега, чтобы лепить снежную бабу, играть в снежки, кататься с горки на лыжах и санках.)

– Снега ждут и растения. Снег укрывает землю, и на полях перестают зябнуть озимые хлеба и другие растения.

Снега ждут животные. Заяц в своей белой шубке не виден врагу на снежном покрывале. Тетерева ныряют в снег и спят себе в уютной снежной спаленке.

- Как вы думаете, ребята, а можно ли есть снег? Почему?

2. П р а к т и ч е с к а я   р а б о т а.

На столе учителя стоят два стаканчика со снегом, который взят с пришкольного участка и с дороги.

После того как снег в стакане растаял, учащиеся определяют, в каком стакане снег с пришкольного участка, а в каком – с дороги.

Учащиеся под руководством учителя фильтруют снеговую воду через марлю.

– Что  остается  на  марле?  (Серые  разводы,  песчинки,  соломинки,  волоски.)

В ы в о д: белый снег не чист.

– Почему нельзя есть снег?

3. Э к о л о г и ч е с к а я   о с т а н о в к а.

Учитель читает сказку «Почему в снежках грязь?», ученики помогают в инсценировке.

«Жила-была Злючка-Грязючка. Очень любила она дым заводов и фабрик, выхлопные газы автомобилей, сточные трубы. А еще она любила путешествовать. Нравилось ей плавать по рекам, озерам и морям. Во время этих путешествий Злючка-Грязючка пачкала все, что попадалось на ее пути: растения и животных, воду и камни, да­же людей, отдыхающих в этих местах.

Узнали про Злючку-Грязючку ребята и решили ее остановить, запретить ей пачкать все вокруг. С чего начать? Решили ребята отправиться вслед за Злючкой-Грязючкой. Вышли из школы и увидели дымящие трубы заводов и фабрик. «Давайте поставим тут ловушки для дыма», – предложил кто-то. Так и сделали. Поймали Злючку-Грязючку.

Посмотрели вокруг себя на улицах – кругом машины ездят, а из выхлопных труб вырывается дым и газ. «Нужны дорожные посты, на которых люди будут следить за машинами», – сказали ребята. Установили такие дорожные посты, задержали Злючку-Грязючку.

Пошли ребята дальше. Шли-шли и пришли к реке. Вот бы искупаться! А в воде уже плавает Злючка-Грязючка, зовет их к себе. Как же она сюда попала? Присмотрелись ребята и увидели, что от ближайшей фабрики по трубе сливается в речку грязная вода. Построили тут очистные сооружения. Закрыли дорогу Злючке-Грязючке.

Посмотрели ребята вокруг: белые облака бегут по голубому небу, зеленые леса и парки украшают землю, прохладные чистые реки манят к своим берегам. Рады птицы и звери, цветы и деревья, взрослые и дети!»

На заключительном этапе урока можно предложить детям  и г р у - д и а л о г  о том, как сделать так, чтобы было меньше загрязнений. Диалог ведут Злючка-Грязючка и учащиеся класса, выступающие в роли Защитников зеленого дома (роли подготовлены заранее).

Злючка-Грязючка. Ах, какое чудесное грязное облако дыма выплывает из заводской трубы! Полечу-ка я на нем!

Защитник 1.  На  каждую  заводскую  трубу  я  поставлю ловушку для дыма.

Злючка-Грязючка. Вот прекрасная машина! Сколько выхлопных газов от нее на улице!

Защитник 2. Таким машинам не место на улицах нашего города!

Злючка-Грязючка. Ой, как интересно путешествовать от завода к реке по сточной трубе!

Защитник 3. Я не допущу этого! Здесь теперь будут очистные сооружения.

9. Рефлексия.

– Откуда в снежках грязь? Как сделать Землю чище?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что такое снег и лед?

– Где образуется снег?

10. Подведение итогов урока.

- Понравился ли вам наш сегодняшний урок?

- Что особенно запомнилось, понравилось?

- А сейчас давайте оценим наши успехи.

Мои успехи

 


1.  Я смог ответить на вопросы Зимушки-зимы.

2.  Я провёл опыт и доказал (или опроверг) свою гипотезу.

3.  Я сравнивал  форму снежинок.

4.  Я понаблюдал и знаю где больше снега.

6.  Я научился рисовать снежинку.

7.  Я узнал как образуются снежинки.

8.  Я  узнал почему нельзя снег брать в рот.

            9 .  Я внимателен, когда выступают товарищи.

10.  Я учусь отвечать чётко и громко.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Загадки о космосе" для учащихся 2 класса. Проверяем готовы ли дети оправиться в космос ( в классе проводится игра "Космическое путешествие"). Загадка-ответ и т.д.

В классе проводится игра "Космическое путешествие" на протяжении года. Для проверки готовности к космическому путешествию была создана данная презентация. В презентации один слайд загадка, второй...

Открытый урок по русскому языку «Что такое загадка? Учимся сочинять загадки» ( по учебнику М.С.Соловейчик )

Методическая разработка открытого урока русского языка во 2 классе в форме презентации....

презентация к сборнику "Её Величество Загадка" (образовательные возможности загадки)

ВведениеКнига, которую вы держите в руках, предназначена для педагогов родителей, и детей, желающих не только научиться отгадывать загадки, но и поупражняться в рассуждении, доказательстве выдвигаемых...

Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»

В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...

Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»

В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...

Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»

В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...

Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»

В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...