Детские работы-презентации учащихся на тему "Приручение огня".
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему
В презентациях содержится материал по окружающему миру по теме "Приручение огня".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priruchenie_ognya.pptx | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Огонь, ты стал для нас делом привычки. Тебя вызываем чирканьем спички, Тебя обуздали, тебя приручили, Тебя в зажигалках и плитах пленили. Ты был господином, а стал ты слугой, Но всё-таки мы не владеем тобой.
Огонь начали разводить первобытные люди еще несколько тысяч лет тому назад. Так, в пещерах Европы, где ранее жили люди, антропологами в Южной Африке были найдены угли, которые говорили о том, что именно в этом месте люди разводили огонь. Как же люди все-таки научились разжигать костры? «Приручение» огня относится к периоду позднего палеолита. Примерно двести тысяч лет тому назад первобытный человек научился сначала сохранять, а позже и добывать огонь. В Африке, где обитали первобытные люди, грозы и молнии были привычным явлением. Они постоянно воспламеняли лес. А оказать сопротивление огню никто не мог. Однако после пожара на земле оставались еще дымящиеся угольки, благодаря которым можно было добыть огонь.
Сложно себе вообразить, но хранение раскаленных углей на протяжении несколько десятков тысяч лет было единственным способом получения огня. После затухания костра люди оставались без огня, и тогда им снова приходилось отыскивать следующий пожар, дабы собрать тлеющие угли и опять заполучить костер.
Позднее люди научились добывать огонь собственными силами. Костер добывали при помощи трения палочки о сухое дерево. При стремительной прокрутки палочки древесина нагревалась до такой температуры, которая способна разжечь немного сухой травы.
Похожим способом первые поселенцы Австралии и тихоокеанских островов получают огонь и по сей день. А в Европе, Северной Африке и в некоторых районах Америки для добывания костра люди использовали кресало и кремень. Эти инструменты являли собой камни твердых пород, в которых содержалось большое количество кремния. Высекаемые гальками искры разжигали трут, в качестве которого чуть позже применяли промасленный кусок веревки. Наидревнейшие инструменты для получения огня кресало (куском железа о кремень выбивают искру, которая зажигает фитиль - рыхлое вещество, состоящее из высушенных грибов) вошли в жизнь человечества столь прочно, что использовались и до двадцатого столетия. Помимо того, кремнем и кресалом пользуются, и по сей день. Например, зажигалка, которая состоит из металлического колесика и кремния из магниевого сплава . Однако в зажигалке взамен труту используются либо смоченный керосином хлопчатобумажный шнур , либо малогабаритная газовая горелка.
С эволюцией цивилизации проблема получения огня решалась разными способами. Изначально огонь просто сберегали в виде раскаленных углей в глиняных горшках или в кострищах. Потом были найдены способы заполучения костра с помощью кремня и кресала. Чуть позднее, когда люди научились производить и подвергать обработке стекло, огонь можно было получить стеклом — лупой, направляющей солнечные лучи на поверхность высохшего трута. До того как появились спички, прошло очень большое количество времени.
Впервые спички были изобретены в 30-х годах девятнадцатого века. Они являли собой высеченные деревянные палочки, на которых была нанесен состав смеси, которая включала в себя белый фосфор. Во время трения спички о любую шершавую поверхность головка разгоралась и воспламеняла деревянную основу спички. Спички производились из осины, которая является самой пластичной древесиной и в случае производственной обработки не дает сколов и трещин. Позднее спички стали изготавливать из картона, что дало возможность облегчить и снизить стоимость их производства. Первые спички были наделены хорошими потребительскими качествами, но они были небезопасны. Фосфорная спичка могла загореться от легкого трения о твердую поверхность, что приводило к печальным последствиям. Но все же опасней была смесь, которой покрывали головку спички, поскольку она включала в себя белый фосфор, который является очень ядовитым.
В Швеции в 1855 году были созданы безопасные спички. Их назвали « шведскими » и очень быстро распространились по всему свету . На сегодняшний день они известны, как обыкновенные спички, которые люди используют ежедневно.
Использование огня не только внесло изменения в жизнь первобытного человека, оно самым прямым образом оказало воздействие на его мышление . Первые инструменты труда — это попытка древних людей адаптироваться к окружающей среде, добыть пропитание, защититься от разных хищников и стихий. Применение огня является первоначальной попыткой изменить окружающую среду, адаптировать ее к своим нуждам.
Огонь дал человеку защиту от ветров и морозов. Он позволил приготавливать пищу и таким образом отказаться от употребления сырого мяса. Огонь раскрыл древнему человеку такие полезные ремесла, как создание посуды из глины и обожженного кирпича. В конце концов, применение огня дало возможность людям группироваться в сообщества, выделяющиеся от примитивной ватаги высокой организацией. Что же служило древнему человеку топливом? Изначально топливом служила древесина. Спустя некоторое время, в качестве топлива люди стали применять каменный уголь и торф.
Огонь также пускали в ход и в аграрном производстве. Научившись выращивать полезные растения, люди подготавливали ниву к засеву, испепеляя траву. Пепел костров стал первым удобрением, которым воспользовался в своих целях человек.
Также огонь использовали для строительства домов. Люди смешали глину с песком, обожгли, так и получился кирпич. Затем начали добывать гранит. Гранит обжигать не надо, он и так твердый. Но чтобы добыть гранит люди разводили на огромном камне или на скале большой костер, скала раскалялась, затем на нее лили холодную воду, и скала растрескивалась на маленькие кусочки.
Из пещер, в которых жили предки современного человека, огонь перенесли в дома. В конечном счете, очаг, а потом печь были той основой, вокруг которой строились крыша и стены. Огню придавали священное значение. Не случайно древние греки считали, что огонь был преподнесен в дар человечеству Прометеем, которого за такой подарок постигло жестокое наказание Богов.
А в современных религиях свеча является неотъемлемым атрибутом богослужения.
Огонь дал нам всё, но правильно обращаться с ним мы так и не научились. В неумелых руках пламя может превратиться в пожар, принести материальный ущерб, а в некоторых случаях – забрать человеческую жизнь. Давайте будем осторожны, не будем играть с огнём. От этого зависит наша жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детские работы-презентации учащихся на тему "Приручение огня".
В презентациях содержится материал по окружающему миру по теме "Приручение огня"....
Детские работы-презентации учащихся на тему "Приручение огня".
В презентациях содержится материал по окружающему миру по теме "Приручение огня"....
Детские работы-презентации учащихся на тему "Приручение огня".
В презентациях содержится материал по окружающему миру по теме "Приручение огня"....
Детские работы-презентации учащихся на тему "Приручение огня".
В презентациях содержится материал по окружающему миру по теме "Приручение огня"....
Обзор современной детской литературы для учащихся начальной школы.
В наше время довольно актульна тема развития интереса детского чтения. Часто родители не знают какую книгу предложить ребёнку. И это несмотря на то, что детской литературы издаётся очень много. Эту пр...
"Профилактика и коррекция детского воровства для учащихся 3-4 классов".
Дети младшего школьного возраста могут совершать кражи. Школьным учителям нередко приходится иметь дело с этим поведенческим нарушением. Одной из причин этого явления можно выделить несформирован...
Презентация "Викторина по рассказам детских писателей для учащихся начальной школы"
Презентация "Викторина по рассказам детских писателей: Н.Н. Носова, В.Ю.Драгунского, С.В. Михалкова и С.Я. Маршака. Предназначена для учащихся начальной школы....