"Профилактика и коррекция детского воровства для учащихся 3-4 классов".
методическая разработка (3 класс) по теме

Князева Марина Григорьевна

Дети младшего школьного возраста могут совершать кражи. Школьным учителям нередко приходится иметь дело с этим поведенческим нарушением. 

Одной из причин этого явления можно выделить несформированность у детей понятия о воровстве, о границе между «своим» и «чужим». Понятия "моё", "твое", "чужое" и пр. абстрактны и поэтому малодоступны.  Также детское воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое "хочу!" самому себе твёрдо сказать "нет!". Ребенок может украсть просто потому, что это очень легко, а удержаться от соблазна, наоборот, трудно. Детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они знают, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять импульсам.

На занятии ребятам будет предоставлена возможность в игровой форме на  конкретных примерах проанализировать свои поступки и поступки других детей, оценить их в категориях «хорошие» и «плохие», на себе ощутить эмоции и чувства человека теряющего дорогую для него вещь, уяснить тяжесть психологической и эмоциональной нагрузки, которую несет воровство, понять, что  воровство может стать не только причиной осуждения окружающими, но и потерей друзей, потерей доверия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knyazeva_m.g._metodicheskaya_razrabotka._profilaktika.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Профилактика и коррекция детского воровства

 для учащихся 3-4 классов»

Пояснительная записка

Актуальность

Дети младшего школьного возраста могут совершать кражи. Школьным учителям нередко приходится иметь дело с этим поведенческим нарушением. 

Одной из причин этого явления можно выделить несформированность у детей понятия о воровстве, о границе между «своим» и «чужим». Понятия "моё", "твое", "чужое" и пр. абстрактны и поэтому малодоступны.  Также детское воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое "хочу!" самому себе твёрдо сказать "нет!". Ребенок может украсть просто потому, что это очень легко, а удержаться от соблазна, наоборот, трудно. Детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они знают, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять импульсам.

На занятии ребятам будет предоставлена возможность в игровой форме на  конкретных примерах проанализировать свои поступки и поступки других детей, оценить их в категориях «хорошие» и «плохие», на себе ощутить эмоции и чувства человека теряющего дорогую для него вещь, уяснить тяжесть психологической и эмоциональной нагрузки, которую несет воровство, понять, что  воровство может стать не только причиной осуждения окружающими, но и потерей друзей, потерей доверия.

Цель: профилактика склонности воровства у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  • самораскрытие, самопознание;
  • предоставление возможности увидеть разницу между своим и чужим; подвести детей к пониманию, что нельзя присваивать чужое;
  • формировать умение видеть и анализировать собственное поведение и поведение других людей.
  • повышение внутригруппового доверия.

Контингент – обучающиеся 3-4 классов.

Практическая значимость: данное занятие является элементом деятельности по социально-психологическому сопровождению учебно-воспитательного процесса,  результатом которого является снижение уровня склонности к нарушению социальных норм и правил.

            Материалы для занятия: личные предметы или вещи участников.

Ход занятия

Приветствие:

Процедура проведения: участники сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди называет свое имя и свою любимую игрушку.

Вся наша жизнь состоит из череды поступков: хороших, плохих.

-Как вы понимаете слово поступокЧто это такое? (Высказывания детей)

-Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова и посмотрим, какое определение слову поступок даётся в нём?

Поступок – это совершённое кем-нибудь действие с определённой целью, намерениями и последствиями; решительное активное действие в сложных обстоятельствах.

-Жизнь человека состоит из больших и малых событий. Каждый день мы совершаем разные поступки. За хорошие нас благодарят, за плохие – ругают, наказывают. По каким признакам можно определить поступок хороший или нет? (Высказывания детей)

Хороший поступок приносит пользу, радость людям. Плохой огорчает, приносит неприятности. За плохой поступок нам приходится отвечать, нести ответственность.

Упражнение «Плохой - хороший поступок»

Психолог: Я буду называть плохие и хорошие поступки. Ваша задача хлопать в ладоши тогда, когда услышите хороший поступок и топать ногами тогда, когда услышите плохой поступок.

Примеры: порвал блузку, вежливо разговаривает, защитил слабого, обидел друга, помог одеться братику, поссорился с мамой, взял ручку у соседа по парте без спроса, уступил место в транспорте пожилому человеку, пока все на перемене позвонил домой с чужого телефона, лежащего на парте, толкнул ногой щенка, разрушил птичье гнездо, помог убрать посуду.

Каждый поступок сначала обсуждается, оценивается. Дети объясняют своё мнение.

Психолог: Вспомните, какой  свой поступок вы считаете очень важным (гордитесь им)?

Упражнение «Что моя вещь знает обо мне».

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Один из участников берет в руки какой-то из своих предметов и от лица этого предмета рассказывает о своем хозяине. Например:

«Я – Катина булавка, я знаю ее не так давно, но могу рассказать о ней...». Таким же образом рассказывают о себе все участники группы.

При обсуждении ведущий подчеркивает, что умение раскрыться перед другими – важнейшее личностное качество, способствующее установлению близких отношений с людьми. Если человек предпочитает не рассказывать о своих переживаниях и надеждах, промахах и неудачах, это создает у других впечатление его благополучия и успешности, но платой за это становится невозможность построения искренних отношений, неумение попросить о помощи.

Упражнение «Что изменилось?» 

Процедура проведения:

Дети становятся в круг. Дается задание: посмотреть друг на друга внимательно. Затем дети закрывают глаза, а ведущий у любого ребенка забирает что-либо (заколку, платочек, машинку из кармана). По сигналу дети открывают глаза и говорят, что изменилось. Игру можно провести 2-3 раза и один раз забрать вещь у ребенка, который подозревается в воровстве).

Что изменилось?

Обсуждение: Давайте теперь спросим у Даши, что она чувствует, когда у неё забрали её заколку? 

Упражнение «Выбери пословицу».

Психолог: из предложенных пословиц выберите те, которые соответствуют теме нашего занятия.

  • Сам не отставай и товарищу помогай.
  • Без спросу взял, да не сказал, так украл.
  • От добра, добра не ищут.
  • Взял чужое-потерял свое.
  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  • Чужим богат не будешь. Чужое добро не впрок.
  • Своё береги, а чужого не бери.

Обсуждение.

Рефлексия:

Психолог:

О чем мы говорили сегодня на занятии?

Что вы запомнили? Почему нельзя брать чужое?

А что делать, если случайно взял чужое?

Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего занятия, мы будем совершать только хорошие поступки, так как  совершая проступок, мы не только нарушаем Закон, но и причиняем боль своим родным и другим людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика и коррекция агрессивного поведения у учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья. Рабочая программа.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КООРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШК...

Учебно-коррекционная программа «Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Учебно-коррекционная программа. Рабочая программа  «Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»...

для учителей начальной школы и русского языка на тему: «Методы и приемы профилактики и коррекции дизорфографических ошибок у учащихся»

В статье представлен практический материал для учителей начальных классов и русского языка на тему "Методы и приёмы профилактики и коррекции дизорфографических ошибок у учащихся"...

«Программа профилактики и коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2-х классов»

Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.Цель: ...

Презентация "Профилактика и коррекция детской агрессии"

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной Взрослым важно помнить следующее: агрессия - это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим...

Феномен детского воровства в работе учителя начальных классов

В данной статье рассматриваетс феномен воровства у детей младшего школьного возраста: актуальность данной проблемы, причины её возникновения, а так же некоторые профилактические и коррекционные методы...