Главные вкладки

    Учебно-коррекционная программа «Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
    методическая разработка (логопедия, 3 класс) по теме

    Учебно-коррекционная программа. Рабочая программа  «Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_log._aleksandrovoy_s._a.doc80.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учебно-коррекционная программа

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    «Коррекция смешанной дисграфии у учащихся

    2-3 классов общеобразовательной школы»

    Составила:

    Александрова С.А.

    Учитель-логопед

    1. Санкт-Петербург
    2. 2013

                                                               

    Актуальность программы

       На практике  логопедам  часто  приходится   сталкиваться    со  сложными вариантами нарушений письма, то есть со смешанной дисграфией. Ухудшение здоровья  современных  младших  школьников, недостаточность или  неравномерность   развития у многих  учащихся   общеобразовательных школ   высших    психических    функций,   обеспечивающих   готовность    к овладению письменной речью, приводит  к увеличению распространенности    дисграфии.    Психофизиологические      особенности     многих      детей      с дисграфией:   низкое     внимание,    неполноценная     слухоречевая    память,    недостаточный уровень    развития   абстрактного   мышления,   повышенная   возбудимость,   торопливость      и  др.    Такие   понятия,  как    минимальная мозговая    дисфункция,      гиперактивность,     синдром дефицита  внимания,  психический     инфантилизм    прочно      вошли    в      практику      логопеда общеобразовательной школы.

     Программа    позволяет     устранить   или    сократить   количество   стойких специфических ошибок, возникающие  при расстройстве письма - дисграфии.

     Программа создает   предпосылки  для успешного   усвоения учениками  2-3 классов     общеобразовательной      школы      трех    основных      принципов   русской орфографии: фонетического, морфологического, традиционного.

    Цели логопедической работы

    1. Своевременное  выявление    и   преодоление   расстройств   устной    и письменной речи.
    2.  Восполнение пробелов  в учебной деятельности, не допуская перехода этих проблем на последующие этапы обучения.

    Задачи логопедической работы

    1. Совершенствование навыка языкового анализа и синтеза;
    2. Развитие        фонематического     восприятия      и      фонематических представлений;
    3. Совершенствование      зрительного       восприятия,         памяти, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза;
    4. Совершенствование  синтаксических  и морфологических обобщений, слогового и морфологического анализа и синтеза слов;
    5. Коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;
    6. Формирование    связной   речи     и     навыков   построения  связного высказывания;
    7. Развитие графомоторных навыков;

    Решение данных задач  осуществляется  на групповых, подгрупповых и индивидуальных  занятиях,  которые проводятся  2 раза в  неделю по 45 минут. Количество   детей  на  занятиях   от  3  до 6 человек. Программа рассчитана на учеников 2-3 классов,  имеющих  дисграфию смешанного вида.

    Содержание программы

    1 этап. Диагностический.

    2 этап. Логопедическая работа на фонетико - фонематическом уровне.

    3 этап. Логопедическая работа на оптико-пространственном уровне.

    4 этап. Логопедическая работа на лексико-грамматическом уровне.

    5 этап. Логопедическая работа на синтаксическом уровне.

       Учитель-логопед   может   исключать  темы   логопедических  занятий или добавлять количество часов для повторения, исходя из особенностей данной группы учащихся.

    Учебно-тематический план занятий по коррекции дисграфии у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы.


    n/n

                                        Тема

     Кол-во часов

           

     1

    Обследование   оптико - пространственных  и графомоторных функций.

             

                 1

                      2

    Обследование навыков языкового, слогового и звуко - буквенного анализа и синтеза.


                 1

    3

    Обследование лексического строя речи.

                 1

    4

    Обследование грамматического строя речи.

                 1

    5

    Обследование  чтения  и  связной  речи.

     Р/ Р   В. Бианки  «Сентябрь» пересказ с использование приема мнемотехники.



                 1

              6

    Обследование письменной речи.

                 1

    7

    Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки.

                 1

    8

    Правописание имен собственных. Звук  и буква «Й»

               

                 1

              9

    Звуковой анализ  и синтез слов. Простые формы языкового анализа и синтеза.

               

                 1

      10

    Звуковой анализ и синтез слов. Сложные формы языкового анализа и синтеза.

               

                 2

      11

     Обозначения   мягкости   согласных на письме гласными 2 ряда. Выделение твердых и мягких согласных   в начале,  середине  и конце слова.

     Р/ Р  В. Бианки  «Октябрь»   пересказ   с использованием приема мнемотехники.




                 3

    12

    Второй способ обозначения мягкости согласных на письме, посредством «ь»


                 2

    13

    Разделительный мягкий  знак.

                 1

    14

    Написание гласной  «и» после шипящих,  «ж, ш, ц», «а, у» после шипящих «ч, щ», сочетаний чк, чн, раст,  рос, ст, оро,  оло.    Р/ Р   Составление рассказа, с использованием картинки - опоры.

                 4

    15

    Дифференциация фонем, имеющих акустико-  артикуляционное  сходство    «о-у», «е-ю»

               

                2  

    16

    Дифференциация букв, имеющих,  оптическое сходство. Прописные строчные буквы А- О.

                1

    17

    Дифференциация прописных строчных букв

     И-У.

    Р/Р Пересказ сказки «Лиса и журавль»

                1

    18

    Дифференциация прописных  заглавных и строчных букв   П-Т.

                1

    19

    Дифференциация букв Ш-Щ

                1

    20

    Дифференциация прописных строчных букв    Б - Д.

                 

                1


    21

    Дифференциация фонем, имеющих  акустико-артикуляционное  сходство. Звуки «Б,  Б’»  и

    «П, П’»


                1

    22

    Дифференциация звуков «В, В’» и «Ф, Ф’»

                1

    23

    Дифференциация звуков «Г, Г’» и «К, К’»

                1

    24

    Дифференциация звуков «Д, Д’» и «Т, Т’»

                1

    25

    Дифференциация звуков «Ж» и «Ш»

                1

    26

    Дифференциация звуков «З, З’» и «С,С’»

                1

    27

    Дифференциация звуков «Р, Р’» и «Л,Л’»

                1

    28

    Дифференциация звуков «Ц» и «С»

                1

    29

    Диктант.

                1

    30

    Дифференциация звуков «Ц» и «Ч»

                1

    31

    Дифференциация звуков «Ч» и «Т’»

                1

    32

    Дифференциация звуков «Ч» и «Щ»

                1

    33

    Слоги. Слоговой анализ и синтез слов.

                2

    34

    Ударение в слове.

                2

    35

    Сравнительный анализ рядов однокоренных слов. Корень слова.

                2

    36

    Образование и морфемный состав сложных слов.

                1

    37

    Приставка. Образование слов  с помощью приставок.

                1

    38

    Разделительный «Ъ».

               1

    39

    Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов.

               1



    40

    Морфемный   анализ  и синтез  слов. Правила переноса.  Р/ Р  В. Бианки  «Март» пересказ с использованием приема мнемотехники.

               1

    41

    Безударные гласные. Ребусы.

               4

    42

    Словосочетания и предложения. Развитие графомоторных навыков письма.

               2


    43

    Связь слов в  предложении и словосочетании.

     Р/ Р      В.  Бианки  «Апрель»  пересказ  с использованием приема мнемотехники.

               2


    44

    Предлоги. Раздельное написание  предлогов со словами.    Развитие  графомоторных  навыков письма.

              4

    45

    Дифференциация предлогов и приставок на письме.  Развитие графомоторных навыков письма.

              2

    46

    Диктант.

              1

    47

    Р/ Р   В.  Бианки   «Май»,   «Июнь»   пересказ   с использованием приема мнемотехники. Развитие графомоторных навыков письма.

             

              2

    Всего:

           68 у. ч.

                                           Литература:

    1.Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологичекая  диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - Москва -Воронеж, 2001.

    2. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.,1996.

    3. Волина В. В.  Занимательное  азбуковедение.- М., 1991.

    4.Ефименкова Л. Н.   Коррекция   устной    и    письменной   речи   учащихся начальных классов. -  М., 1991.

    5.Корнев А.Н. нарушения чтения и письма у детей. – СПб., 1997, 2003.

    6. Лалаева  Р. И.   Венедиктова Л.В.    Дифференциальная     диагностика     и коррекция нарушений чтения и письма у детей.- СПб., 1997.

    7.  Мазанова Е.В. Формы и  методы  логопедической  работы   по  коррекции дисграфии  // Развитие  и   коррекция.  Вып. 10.-   М.:   АНМЦ   «Развитие   и коррекция» ВОИ, 2001.

    8. Садовникова И. Н.   Нарушения    письменной   речи и   их   преодоление у младших школьников.- М., 1995.

    9 .  Парамонова  Л. Г. Правописание шаг за шагом.  - СПб., 1998.

    10. Хватцев М. Е. Логопедия. - М.,1995.

    11. Ястребова А. В.      Коррекция      недостатков    речи      у    учащихся общеобразовательной школы. – М.,1997.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа логопеда по формированию культуры речи учащихся 1-х классов общеобразовательной школы.

    Антипова Жанна Владимировна, к.пед.н., доцент, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет».Морозова Татьяна Игоревна, ГОУ ЦО № 1490, СВАО, г. Москва, учитель-логопед высшей квалификационной ...

    Работа логопеда по формированию культуры речи учащихся 1-х классов общеобразовательной школы.

    Антипова Жанна Владимировна, к.пед.н., доцент, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет».Морозова Татьяна Игоревна, ГОУ ЦО № 1490, СВАО, г. Москва, учитель-логопед высшей квалификационной ...

    Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов

    Нарушение письма (дисграфия) является достаточно распространенным среди учащихся как коррекционных, так и общеобразовательных классов, и это препятствует полноценному усвоению школьных знаний. В после...

    «Программа профилактики и коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2-х классов»

    Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.Цель: ...

    Обследование письменной речи учащихся 1-2 класса общеобразовательной школы

    Предлагаю краткое описание обследования письменной речи детей 1-2 класса...

    Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной речи у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы

    Учитель – логопед Шейнцвит Е. А.ГБОУ СОШ № 538    Дисграфия представляет собой специфическое нарушение письма, проявляющееся в наличии в письменных работах учащихся большого количества ...