Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов
рабочая программа по логопедии на тему

Нарушение письма (дисграфия) является достаточно распространенным среди учащихся как коррекционных, так и общеобразовательных классов, и это препятствует полноценному усвоению школьных знаний. В последнее время увеличивается число таких детей. В их письменных работах, чаще всего, встречаются специфические ошибки, не связанные с усвоением грамматических правил. Диагностика письменной речи учащихся младших классов показывает, что ошибки, встречающиеся в письменных работах, сложно отнести к какому-либо виду дисграфии (по классификации Р.И. Лалаевой), чаще всего встречаются смешанные виды дисграфии (например, дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза и аграмматическая с элементами акустической и оптической дисграфии). В связи с этим необходима специальная система коррекционно-развивающих занятий, направленная на преодоление этих нарушений.

Данная программа составлена для работы с учащимися по коррекции смешанной дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_korrektsii_disgrafii_smeshannogo_vida_2-4kl.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

                                                                                                                  

                                

Программа 

«Коррекция смешанной дисграфии

 у учащихся 2-4 классов»

Составлена:

Яковлевой С.В.,

учителем логопедических занятий

Санкт-Петербург


I. Пояснительная записка

1)Актуальность программы.

«Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма» Л.С. Выготский

Современная психология рассматривает письмо как сложную форму речевой деятельности. Письмо формируется сознательно на 5-7 году, в процессе целенаправленного обучения. Способы возникновения развития письма с самого начала выступают как осознанные действия, и только постепенно превращаются в автоматизированный навык.

Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия и др. Поэтому его расстройство носит системный характер, т.е. письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс. Нарушение письма (дисграфия) является достаточно распространенным среди учащихся как коррекционных, так и общеобразовательных классов, и это препятствует полноценному усвоению школьных знаний. В последнее время увеличивается число таких детей. В их письменных работах, чаще всего, встречаются специфические ошибки, не связанные с усвоением грамматических правил. Диагностика письменной речи учащихся младших классов показывает, что ошибки, встречающиеся в письменных работах, сложно отнести к какому-либо виду дисграфии (по классификации Р.И. Лалаевой), чаще всего встречаются смешанные виды дисграфии (например, дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза и аграмматическая с элементами акустической и оптической дисграфии). В связи с этим необходима специальная система коррекционно-развивающих занятий, направленная на преодоление этих нарушений.

Данная программа составлена для работы с учащимися по коррекции смешанной дисграфии.

2) Научная обоснованность

При составлении данной программы мы опирались на теорию А.Р. Лурия «О психофизиологической основе письма», на классификацию дисграфии, предложенную сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена в 1989 году. Методические разработки и научные исследования принадлежат ученым таким, как: В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, Г.М. Сумченко, Г.А. Волкова, Ю.Г. Демьянов, СБ. Яковлев, Г.А. Волкова, Л.С. Волкова.

Адресат программы: учащиеся 2-4 классов, испытывающие затруднения при овладении письменной речью.

Цель программы: коррекция нарушений письменной речи у учащихся 2-4 классов.

Задачи программы:

  • Развитие фонематического анализа и синтеза;
  • Развитие  языкового  анализа и  синтеза  на уровне  слога,  слова,
    предложения и текста;
  • Формирование и развитие грамматически правильной речи;
  • Формирование и развитие выразительной, связной речи;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;
  • Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
  • Развитие анализаторов, участвующих в акте письма:  слухового,
    зрительного, кинестетического.
  • Развитие     познавательных     процессов:     слухового     внимания,
    зрительного   внимания,   слуховой   памяти,   зрительной   памяти,
    логического мышления.

3) Содержание

Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:

  • Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности
    языкового анализа и синтеза;
  • Работа по преодолению аграмматической дисграфии;
  • Работа по преодолению оптической дисграфии;
  • Работа по преодолению акустической дисграфии;

Каждый раздел программы включает в себя задачи, содержание коррекционно-логопедической работы. Непосредственно в календарном плане указаны темы коррекционно-логопедической работы.

1. Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза

Задачи:

  • формирование,   развитие   и   совершенствование   навыка   анализа
    структуры предложения;
  • формирование, развитие и совершенствование  навыка слогового
    анализа и синтеза;
  • формирование,       развитие       и       совершенствование       навыка
    фонематического анализа и синтеза.

Содержание коррекционно-логопедической работы:

Развитие навыка анализа и синтеза речевых единиц, включающих в себя:

  • определение   количества,   последовательности   и   место   слов   в
    предложении;
  • выделение гласного звука из слога, слова;
  • работа по дифференциации гласных и согласных звуков в составе
    слова;
  • определение количества, места слога в слове;
  • составление слов путем перестановки, добавления звуков, слогов;
  • вычленение первого и последнего звука из слова, определение его
    места;

•        определение последовательности, количества и позиционного места
в слове.

2. Работа по преодолению аграмматической дисграфии Задачи:

  • формирование, развитие и совершенствование умения точного
    соотнесения слова с предметом, явлением, действием;
  • формирование,   развитие   и   совершенствование   полноценных
    представлений о морфологическом составе слова;
  • формирование,      развитие      и      совершенствование      умения
    грамматического оформления речи;

•        формирование, развитие и совершенствование связной речи.
Содержание коррекционно-логопедическойработы:

  • уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей,
    и дальнейшее его обогащение как путем  накопления новых слов,
    относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей
    активно    пользоваться    различными    способами    словообразования.
    Последовательное накопление «гнезд» родственных слов.
  • уточнение,    развитие    и    совершенствование    грамматически
    правильного  оформления речи путем  овладения  словосочетаниями,
    связью слов в предложениях, моделями различных синтаксических
    конструкций.
  • развитие навыков связного высказывания, включающее в себя:
    установление   последовательности   высказывания;   отбор   языковых
    средств для построения высказывания в тех или иных целях общения;
    совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по
    заданным образцам.

3. Работа по преодолению оптической дисграфии Задачи:

  • развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза;
  • дифференцировка смешиваемых букв на письме.

Содержание коррекционно-логопедической работы:

  • уточнение представлений о форме, величине, цвете;
  • ориентировка в собственном теле и в окружающем пространстве;
  • конструирование и реконструирование букв;
  • нахождение, выделение букв.

4. Работа по преодолению акустической дисграфии Задачи:

  • развитие слухового восприятия;
  • формирование и развитие представлений о звуках;
  • развитие фонематического анализа и синтеза;
  • развитие навыка дифференциации смешиваемых звуков по звонкости-
    глухости, по твердости-мягкости.

Содержание коррекционно-логопедическойработы:

  • уточнение    произносительного    и    слухового    образа    каждого    из
    смешиваемых звуков;
  • сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом
    плане.

4)        Длительность программы

Продолжительность данной программы зависит от результатов логопедической работы.

5)        Количество занятий в неделю

Выбор количества часов зависит от уровня сложности речевого нарушения, индивидуальных особенностей детей, скорости усвоения материала. Параллельно с коррекционно-логопедической работой по преодолению различных видов дисграфии должна проводиться работа по развитию познавательной сферы. Курс включает в себя занятия в течение всего учебного года, продолжительностью 45 минут и проводятся 2-3 раза в неделю.

6)        Условия реализации

  • Для реализации программы необходимо наличие кабинета и соответствующего оборудования.

7)  Методы     оценки     эффективности     программы.     Предусмотрены следующие проверочные работы:

  • Диктанты;
  • Индивидуальные задания;
  • Творческие работы;

•    Работа с дидактическом материалом;

2. Тематический план работы по коррекции

дисграфии смешанного вида

Тема

Классы

2

3

4

Кол-во часов

I.         Коррекционная работа на лексико-синтаксическом уровне

Развитие языкового анализа и синтеза:

  1. Развитие анализа структуры предложения:

•    Деление предложений на отдельные слова и определение их количества.

•    Придумывание предложений по заданным графическим схемам.

•    Составление графических схем предложений.

•    Определение места данного слова в предложении.

4-5

3-4

2-3

2) Развитие слогового анализа и синтеза:

•    Деление слов на слоги при помощи слоговых схем.

•    Подбор нескольких слов к заданной графической схеме.

•    Составление графической схемы к каждому из данных слов.

•    Составление слов из слогов данных вразбивку.

•    Придумывание нескольких слов с первым (последним, средним) слогом.

4-5

3-4

2-3

3)  Развитие звукового анализа и синтеза:

•    Определение количества звуков в слове.

•    Определение последовательности звуков в слове.

•   Определение места звука в слове.

•    Придумывание слова, состоящего из четырех (трех, пяти и т.д.) звуков.

•    Составление слов из звуков, данных в беспорядке.

•    Составление из данного слова нового путем добавления к нему первого звука.

•    Составление слов из звуков данного слова.

3-5

3-4

3-4


П.        Коррекционная работа на лексико-грамматическом и грамматико-орфографическом уровне

1.   Работа со слогоритмическими схемами слов.

3-5

3-4

2-4

2.   Ударение. Смыслоразличительная и форморазличительная роль ударения в устной речи.

3-5

3-4

2-4

3.   Выделение в устной речи и на письме ударных и безударных слогов.

3-5

3-4

2-4

4.   Развитие лексико-грамматических категорий (однокоренные слова, разбор по составу, синонимы, антонимы, омонимы).

3-5

6-7

6-7

5.   Предлоги (выделение предлогов).

4-5

3-5

3-4

6.   Приставки (выделение приставок). Дифференциация приставок, сходных по буквенному составу

3-5

3-4

3-4

 7.   Дифференциация предлогов и приставок.         Закрепления навыка приставочного

словообразования

__________

3-5

3-4

8. Суффиксальное словообразование. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессии. Суффиксы прилагательных. закрепления навыка суффиксального                  словообразования

4-5

3-5

3-4

9. Словоизменение имен существительных

3-5

3-4

3-4

      10. Словоизменение прилагательных.

Согласование имен прилагательных с именами существительными

3-5

3-5

3-4

 11. Согласование глаголов с именем      существительным

3-5

3-5

3-4

III. Коррекционная работа на фонетическом уровне

1.   Дифференциация фонем, имеющих акустические сходства (звонкие, глухие).

3-5

3-4

4

2. Гласные 2-го ряда в начале слова и после    

гласных: Я

2-4

2-4

2-3

                      Е

2-4

2-4

2-3

                      Ю

2-4

2-4

2-3

                      Ё

2-4

2-4

2-3

3. Обозначение мягкости согласного на письме (гласные 2 ряда, мягкий знак)

3-4

3-4

3-4

4. Дифференциация букв, имеющих оптические и кинетические сходства.

Работа проводится по необходимости

5-7

с-е

о-с

у-д-з л-и

м-ш в-д

о-а

 б-д

 и-у

У-Ч

п-т, П-Т Л-м, Л-М х-ж

ч-ъ

Г-Р

Ю-Н

и-ш

л-я

Н-К

 а-д

IV.      Коррекционная работа на синтаксическом уровне

работа над связной речью

•    составление рассказов из предложений.

•    составление рассказа по опорным словам (существительным и глаголам).

•    составление рассказа по сюжетной картине.

•    составление рассказа по серии сюжетных картин.

•    составление рассказа по вопросной схеме, пересказ).

3-5

5-8

8

Итого: количество часов

67-102

69-102

68-102


3. Список используемой литературы.

1. Божедомова Н.Ю. Программа «Профилактика дизорфографии у младших школьников»/ Коррекция нарушений письменной речи. Под ред. Яковлевой Н.Н. – СПБ, 2004
2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе» Сфера, М., 2005
3. Занимательное азбуковеденье. Составитель В.Волина. м., 1991
4. Лалаева Р.И. Прищепова В.И. Выявление дизорфографии у младших школьников. СПб., 1999
5. Ляудис В.И., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. -  М., 1994
6. Максакова А.И. Туманова Г.А. Учите играя. М., 1983
7. Парамонова Л.Г. Правописание шаг за шагом. СПб, Дельта, 1998
8. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма.   СПб, Дельта, 2000
9. Планирование логопедических занятий по устранению аграмматизмов у учащихся вторых-четвертых классов с ЗПР при работе по теме «предлоги» Бровина С.В. Коррекция нарушений письменной речи /под ред. Яковлевой Н.Н. Учебно-методическое пособие. СПб 2004
10. Планирование, разработанное директором школы №3 для детей с тяжелыми нарушениями речи Красногвардейского района СПб И.Е.Плетенцовой и логопедом М.В.Струковой.
11. Планирование логопедических занятий по коррекции дисграфии у детей с системным нарушением речи в 1-5 классах. Яковлева Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи /под ред. Яковлевой Н.Н. Учебно-методическое пособие. СПб 2004
12. Садовникова И.Н. Нарушение речи у младших школьников. М., Владос,   1998
13. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., Сфера, 2001
14. Яковлев С.Б. Логопедическая работа по коррекции аграмматизмов на уровне связных текстов в письме детей с тяжелыми нарушениями речи. СПб., 1994
15. Ястребова А.В. Конюшков Е.Л. Логопедическая работа с учащимися образовательной школы, имеющими нарушения речи / Дефектология, 1988, №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по коррекции смешанной дисграфии с учениками 2 класса по теме "Дифференциация предлогов в-на"

"Дифференциация предлогов в-на" с использованием приемов песочной терапии + презентация к уроку....

Проект. Песочная терапия как средство коррекции эмоциональной сферы учащихся 1-2 классов.

Песочная терапия как средство коррекции эмоциональной сферы учащихся 1-2 классов. Цель. Задачи. Этапы....

КОНСПЕКТ УРОКА по коррекции дисграфии у учащихся 2-3 классов, проведенного учителем-логопедом Грубник Галиной Алексеевной

Конспект урока предлагается для учителей-логопедов. С помощью представленного материала учитель-логопед поможет учащимся совершенствовать и развивать: умение анализировать слова по звуко-буквенному и ...

Профилактика и коррекция дизорфографии у учащихся 2 -4 классов.

Материал будет интересен для студентов и начинающих педагогов....

Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии у обучающихся начальных классов

Рабочая  программа по коррекции смешанной дисграфии составлена   в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, инструктивно-методическим  письмом  о...

Программа по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии 3 класс

Коррекция смешанной дисграфии, развитие устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях. Программа разработана группой логопедов Санкт-Петербурга....

Программа по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии 4 класс

Программа предназначена для работы с учащимися 4-х классов по коррекции дисграфии, профилактики дизорфографии. Разработана группой логопедов Санкт-Петербурга....