Рабочая программа "Коррекция дизорфографии у учащихся 3-4 классов"
рабочая программа по логопедии (3, 4 класс)

Блащук Милена Владимировна

Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в условиях введения ФГОС второго поколения приоритетными для школьного логопеда являются профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся, которые препятствуют овладению знаниями, умениями и навыками, формированию универсальных учебных действий.

Успешное обучение учащихся с дизорфографией в общеобразовательной школе без логопедической помощи невозможно, так как ДИЗОРФОГРАФИЯ-это специфическое, стойкое нарушение процесса усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленное недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций, обеспечивающих этот процесс у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  ЧОУ «Средняя общеобразовательная школа «Исток»

Согласовано:                                                                                                                  Утверждаю:

Заместитель по УВР:                                                                                                       Директор школы:

_________________ Самсонова Н.И.                                                                            ______________ Ларькина Н.Н.

«____»___________________2019 г.                                                                             «____»_______________2019 г.

   

Рабочая программа

«Коррекция дизорфографии у учащихся 3-4 классов»  

2019-2020 уч. год                                                                                    

   

                                                                                                                                                        Разработала: Учитель-логопед

                                                                                                                                                                      Блащук Милена Владимировна

                                                                                                                                                                                                                               

Красногорск 2019

   

Пояснительная записка

Согласно Федеральным государственным стандартам общего образования второго поколения, предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников.

Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в условиях введения ФГОС второго поколения приоритетными для школьного логопеда являются профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся, которые препятствуют овладению знаниями, умениями и навыками, формированию универсальных учебных действий.

Успешное обучение учащихся с дизорфографией в общеобразовательной школе без логопедической помощи невозможно, так как ДИЗОРФОГРАФИЯ-это специфическое, стойкое нарушение процесса усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленное недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций, обеспечивающих этот процесс у детей.

                   Рабочая программа по коррекции дизорфографии составлена на основе:

- Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 г №2 «об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

- Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. Т.Б. Бессоновой. М.: АПК и ППРО, 2010.

- Авторской программы А.В Китиковой «Коррекция дизорфографии у младших школьников» :2017

 

Программа курса разработана с опорой на данные логопедической науки и практики, отражающие современное состояние логопедии, системы логопедической работы  

А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой,

И.В Прищеповой, О.В.Елецкой, А.В Китиковой ,Е.Д. Буриной  и предназначена для оказания логопедической помощи ученикам 3х-4-х  классов ,у которых в ходе обследования выявлена дизорфография.

Цель программы: формирование основы для успешного понимания, усвоения и использования правил правописания.

Задачи коррекционно-педагогической работы:

- развитие языкового анализа и синтеза;

-развитие фонематического восприятия;

-развитие лексико-грамматического строя речи;

-формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений;

-формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости, навыков грамотного письма;

-развитие навыка планирования учебной деятельности, предварительного и текущего вида самоконтроля;

-уточнение, активизация и обогащение словарного запаса учащихся.

Адресат: обучающиеся 3-4 классов, с нарушением письменной речи, характеризующейся стойкими дизорфографическими ошибками.

 

Характеристика группы учащихся с дизорфографией: дизорфография проявляется

в нечетком владении учебной терминологией, в сложности формулирования правил правописания, в трудности усвоения и применения правил правописания, в обнаружении орфограмм в слове, в неумении актуализировать и интегрировать лингвистические знания при реализации правил орфографии, в трудностях автоматизации орфографических умений и навыков, что приводит к большому количеству орфографических ошибок в письменных работах.

Планируемые результаты: отсутствие дизорфографических ошибок при выполнении репродуктивных (письмо под диктовку) и продуктивных творческих заданий (изложение).

Основные содержательные линии.

Основополагающим в коррекционно-логопедической работе является развитие устной речи детей, формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений, на базе которых осуществляется коррекция орфографических ошибок.

Коррекционная работа по преодолению дизорфографических нарушений ведется по трем блокам данной программы:

1.Развитие языкового анализа и синтеза, фонематических процессов.

2.Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи.

3.Совершенствование лексической стороны речи

1БЛОК

Развитие языкового анализа и синтеза

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения (6-10 часов)

Работа над предложением предполагает: обобщение представлений о предложении как минимальной единице высказывания; об основных признаках предложения; о грамматическом оформлении предложения с учетом его интонационной окраски; определение границ предложения на основе смысла и интонации; выделение предложения из речевого потока; деление текста на предложения и предложения на слова ;составление схем предложений ;установление смысловой связи слов в предложении; грамматической связи между словами в предложении конструирование предложений из слов; наблюдение за порядком слов в предложении ;восстановление деформированного предложения и текста; дифференциация понятий « слово»-«предложение»; определение значения предлогов в речи.

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога и слова (8-12 часов)

Дифференциация понятий «звук» - «буква»; уточнение представлений о существенных признаках гласных и согласных звуков, характеристика согласных звуков; совершенствование умения различать гласные и согласные звуки;

Работа над слоговым составом слова: определение количества слогов по числу гласных звуков в слове; определение последовательности слогов  

в слове; составление схем слов; формирование умения делить слова для переноса;

  В ходе работы над слого-ритмическим анализом слов дети обучаются дифференциации ударного и безударного гласного звуков по силе и длительности звучания ,а  также приобретают практический навык выделения ударного слога и ударного звука из слов различной слого-ритмической структуры.

Уточняется представление о сильной и слабой позиции гласных как основе нахождения орфограммы в слове.

Формирование понимания того, что слабая позиция звука –это сигнал к тому, чтобы задуматься о написании буквы является подготовительным этапом работы формирования навыка проверки гласных букв, обозначающих безударные гласные в корне слова.

Работа над этим разделом программы строится на основе нестандартного методического приема (Е. Д Бурина).

Для учащихся с дизорфографией решение орфографической задачи, включающей операцию подбора родственных слов с опорой на семантическое  сходство проверочного и проверяемого оказывается непосильной.

Формирование у учащихся навыка проверки гласных букв, обозначающих безударные гласные в корне слов  включает в себя обучение детей четырем способам проверки: « Смотри в корень», «Объясни значение», «Измени  форму слова», « Ищи родственников».

    1 При проверке безударных гласных в корне слова сначала надо подумать о корне: если мы поняли его значение, то проверка закончена.

    2 Если способ «Смотри в корень» не помог проверить безударную гласную надо…объяснить значение слова, используя однокоренные слова.

На этапе закрепления умения проверять безударные гласные в корне способом «Объясни значение слова» уделяется внимание анализу слов с омонимичными корнями(слова-ловушки).  Дизорфографики плохо запоминают пары слов с омонимичными корнями, не всегда могут объяснить смысл изученных слов, не сразу реагируют на такие слова в диктантах как на «ловушки», требующие  особого внимания.

       3Способ проверки «Измени форму слова».

    Уделяется внимание упражнениям в подборе проверочных слов с использованием   слов –помощников один-много; много-один, вчера-сегодня, сегодня-вчера и т д

     4 Если самые простые способы проверки не помогли в подборе проверочных слов к словам с безударной гласной, необходимо подбирать однокоренные слова, т.е «искать родственников»

Развитие фонематического анализа и синтеза, фонематического

 восприятия, фонематических дифференцировок  (12-14 часов)

 Фонематические знания и умения являются базовыми для формирования и развития   орфографических умений.

 Работа по данному разделу направлена на получение знаний о том, что слово состоит из звуков– «звук» и «буква» -разные понятия, о смыслоразличительной роли звуков, букв; на дифференциацию фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство; дифференциацию гласных1и2 ряда; на наблюдение над несоответствием

произношения и написания слов; на развитие умения слышать и видеть в словах «опасные» места.

Формируются следующие умения и навыки:

-дифференциация гласных 1 и 2; аналитический контроль над двоякой ролью букв  Е,Е,Ю,Я;

-дифференциация парных и непарных мягких и твердых согласных;

-дифференциация мягких и твердых согласных в слогах, словах; обозначение мягкости согласных на письме гласными 2 ряда и буквой Ь;

-звуко-буквенный анализ слов с составлением схемы слова)

-дифференциация функций мягкого знака;

-различение и воспроизведение слогов, слов с разделительным Ь;

-звуко-буквенный анализ слов с разделительным Ь;

-дифференциация звонких и глухих согласных по акустическим характеристикам;

-формирование представления о сильной и слабой позициях согласных как основе нахождения орфограммы в слове;

-определение сомнительной согласной в словах, предложениях, текстах;

-освоение правил их проверки (путем изменения формы слова и словообразования;

-развитие умения осознанно подбирать проверочное слово и обосновывать написание слова с непроизносимой согласной, используя алгоритм проверки слов с непроизносимой  согласной;

 

2БЛОК

Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи

Развитие словообразования (9-14 часов)

В программе уделяется большое внимание: морфемному анализу и синтезу слов; выделению единого корня в словах; роли морфем в словах; анализу групп родственных слов с целью выявления семантического сходства и выделения одинаковых корней; сравнительному анализу слов, близких по смыслу, но имеющих различные корни; выявлению семантических различий между словами , имеющими корни-омонимы(вода-водитель);подбору однокоренных слов, относящихся к различным частям речи.

Уточняются и закрепляются знания о предлоге как о самостоятельном слове и о приставке как морфеме в составе слова.

Совершенствование практических навыков: словообразования с помощью наиболее частотных суффиксов и приставок; наблюдения за оттенками, вносимыми в слова приставками и суффиксами.

Развитие словоизменения (11-17 часов)

В коррекционной работе выделяем:

1.Уточнение и усвоение грамматического значения имен существительных. имен прилагательных и глаголов, выработка умений различать грамматическое и лексическое значения словоформ с конкретным и абстрактным значениями.

2.Дифференциация имен существительных, имен прилагательных и глаголов.

3.Дифференциация частей речи в предложении, развитие умения устанавливать грамматические связи между его членами

3БЛОК

Уточнение, активизация и обогащение словарного запаса учащихся

(12-23 часов)

Лексическая работа является сквозной и приоритетной задачей всего курса коррекционных занятий.

Логопедическая работа 3 блока основана на традиционной методике коррекции недоразвития речи у детей и ориентирована на количественный рост их словаря за счет усвоения новых слов и качественное обогащение словаря путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значения слов, переносного значения слов и словосочетаний.

Программа рассчитана на 1 учебный год.

Курс коррекционных занятий по трем блокам данной программы составляет 63 ч.

Продолжительность занятия: 40 мин.

Периодичность занятий: 2 раза в неделю

Форма занятий: подгрупповые, индивидуальные.

Программно-методическое обеспечение.

1. А.В Китикова. Методические рекомендации к тетради для проверочных работ и рабочей тетради по коррекции дизорфографии у младших школьников.-М: Редкая птица, 2017

2. О.В Елецкая. Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией.-М.НКЦ,2016

3. О.В Елецкая. Методика коррекции дизорфографии у школьников.-М.Форум,2016

4. О.В Елецкая , А.В.Китикова . Коррекция регуляторной дизорфографии у школьников

5. Л.В  Аскульская Предупреждение и коррекция дизорфографии у детей 2-5 классов общеобразовательной школы-.М.Владос ,2015

6. А.В. Ястребова ,Т.П. Бессонова .Обучаем читать и писать без ошибок.-М.АРКТИ,2017

7.Е.Д.Бурина Преодоление нарушений письма у школьников.- Спб.КАРО,2015

•        дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

Учебные средства.

  1. Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников. А.В Китикова Ч1и Ч2.М: Редкая птица 2017
  2. Тетрадь для проверочных работ к программе «Коррекция дизорфографии у младших школьников. А.В Китикова М: Редкая птица 2017.

                          Программа ««Коррекция дизорфографии у учащихся 3х-4х классов»

                                                    Учебный план

                             (Периодичность занятий :2 раза в неделю)

№ блока

Наименование блока

и раздела программы

Количество часов (занятий)

           Формы контроля

Всего часов по     блоку

Экспресс -проверки

Контрольные работы

1

Развитие языкового анализа и синтеза:

а) развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения

7 ч

2-3 (тесты , самост. работы, мини-диктанты)

1 проверочная работа

31ч.

б) развитие анализа и синтеза на уровне слога и слова

11ч

2-3 (тесты , самост. работы, графич. диктанты)

в) развитие фонематического анализа и синтеза,фонем. восприятия, фонем. диффер.

12ч.

3-4 (тесты , самост. работы, диктант)

2

Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи:

а) совершенствование навыков словообразования

2-3 (тесты , самост. работы, проверочные раб.)

1 проверочная работа

22ч

б) совершенствование навыков словоизменения

12ч

3-4 (тесты , самост. работы и т д)

3

Совершенствование лексической стороны речи

2-3 (тесты , самост. работы, и т. д.)

1 проверочная работа

10ч

                                                                                                                                     Итого:63 ч.

 

                         Календарно-тематическое планирование занятий 

                             к программе «Коррекция дизорфографии у учащихся 3х-4х классов»

Название темы

Содержание работы

Часы

По плану

Факт

      1 БЛОК      Развитие языкового анализа и синтеза.

 

                   1.Анализ предложения

1

Предложение.

Слово.

Уточнение знаний о предложении;

Дифференциация понятий «предложение» и «слово»; развитие умения устанавливать грамматическую и смысловую связь между словами в предложении.

1

по 17.09

2

Грамматическое оформление предложения. Определение границ предложения.

Развитие умения выделять предложения из потока речи, определять границы предложения на слух, при чтении;

Развитие умения применять правило  обозначения границ предложения на письме, правильно выбирать знак в зависимости от типа предложения.

Развитие умения слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения.

1

-

20.09

3

Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске

        Уточнение знаний о повест, воскл и побуд .предложениях;

Развитие навыка классиф. предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске; развитие умения составлять различные по цели высказывания и эмоциональной окраске предложения.

1

-

24.09

4

Главные члены предложения. Распространные и нераспростаненные  предложения.

Уточнение знаний учащихся о главных членах предложения; развитие умения выделять грамматическую основу простого двусоставного предложения; составлять схему простого предложения; определение главных членов предложения на слух; распространение простых предложений с опорой на схему и без нее.

1

-

28.09

5

Второстепенные члены предложения.Связь слов в предложении.

Уточнение знаний учащихся о второстепенных членах предложения; развитие умения определять главные и второстепенные члены предложения; развитие умения устанавливать связь слов в предложении; развитие умения распространять предложения опираясь на схему и слова для справок; развитие умения построения грамматически правильных предложений.

1

-

1.10

6

Количественный и последовательный анализ предложения на слова

Развитие навыка анализа предложения; развитие умения определять количество и порядок слов в предложении; формировать представление о слове как о единице предложения4развитие умения составлять схемы предложения; развитие умения составлять предложения по схемам

1

-

5.10

7

Предлоги. Значение и правописание.

Уточнение представлений о предлоге ,о роли предлогов в речи; развитие навыка раздельного написания ; уточнение конкретно-пространственных значений предлогов на основе их графического изображения; развитие умения  различать предлоги, правильно употреблять их речи и на письме; развитие умения составлять предложения с предлогами

1

-

8.10

                                                         Итого часов по разделу

7

                                     2.Звукослоговой анализ слов

8

Гласные и согласные звуки.

Дифференциация гласных и согласных звуков; дифференциация понятий «звук» и «буква»; уточнение представлений об отличительных признаках гласных и согласных; развитие умения распознавать гласные и согласные звуки; развитие умения выделять гласные из слов.

1

-

12.10

9

Слогообразующая роль гласных. Типы слогов.

Развитие умения определять количество слогов в слове, опираясь на количество гласных звуков; уточнение представлений о слоге как части слова; умения делить слово на слоги, опираясь на количество в них гласных; умения составлять из слогов слова различной слоговой структуры.

1

-

15.10

10

Правила переноса слов

Развитие умения переносить слова с учетом правил переноса; развитие умения определять слова, которые переносить нельзя.

1

-

19.10

11

Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры

Развитие навыка деления слова на слоги, составления слова из слогов, определения кол-ва слогов в слове гласных букв для обозначения мягкости на письме. Сходство парных гласных. Различие парных гласных.

1

-

22.10

12

Ударение. Смысло- и форморазличительная роль ударения.

Уточнение представлений об особенностях ударного слога и роли ударения в речи; развитие умения дифференцировать ударные и безударные гласные звуки в слове; развитие умения выделять ударный гласный на фоне слова, ударный слог в словах различной  звукослоговой структуры; смыслоразличительная роль ударения.

1

-

26.10

13

Ударные и безударные гласные

Дифференциация ударных и безударных гласных; развитие умения выделять, распознавать ударные и безударные гласные в слове; уточнение представления о соответствии звука и буквы в ударном слоге и их возможном несоответствии в безударном слоге.

1

-

9.11

14-17

Правописание слов с безударными гласными в корне слова

Уточнение знаний о способах проверки безударных гласных в корне; Формирование навыка правописания слов с безударными гласными в корне путем выделения корня в проверяемых словах, объяснения значения слова, изменения   формы слова и подбора родственных слов.

4

-

12.11

18

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными

Формирование умения запоминать словарные слова; развитие орфографической зоркости.

1

-

16.11

                                               Итого часов по разделу:

11

        3.Развитие фонематического анализа,синтеза ,восприятия, фонематических дифференцировок.

19

Гласные 1-го и 2-го ряда. Йотированные гласные.

Формирование представления о различии между «звуком» и «буквой»; дифференциация гласных 1го и 2го ряда; уточнение представлений об образовании гласных 2го ряда, об обозначении этими буквами двух звуков;

1

-

19.11

20

Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме гласными 2 ряда

Развитие умения дифференцировать твердые и мягкие согласные; уточнение представлений об обозначении мягкости согласных гласными 2го ряда; развитие навыка обозначения мягкости согласных на письме гласными 2го ряда  

1

-

23.11

21

Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.

Обобщение представлений учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков формирование представления о роли мягкого знака как показателя мягкости и о его смыслоразличительной роли; развитие умения обозначать мягкость согласных в конце ив середине слова при помощи Ь

1

-

26.11

17

22-23

Разделительный мягкий знак.

Мягкий знак –показатель мягкости согласных

Развитие умения различать Ь-показатель мягкости и разделительный; формирование  умения соотносить произношение слова и его написание; развитие умения образовывать существительные мн ч , притяжательные прилагательные.

2

-

03.12

24-25

Разделительный Ь и Ъ знаки

Развитие умения различать разделительные Ь и Ъ  знаки; формирование  умения соотносить произношение слова и его написание ;развитие умения образовывать слова при помощи приставок.

2

-

10.12

26-27

Звонкие и глухие согласные. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова

Уточнение представлений о глухих и звонких согласных; дифференциация звонких и глухих согласных; уточнение представлений о парных согласных по глухости –звонкости; развитие  умения распознавать в словах согласные ,которые нужно проверять; формирование умения подбирать проверочные слова ;уточнение представлений о единообразном написании корня в однокоренных словах.

2

-

17.12

Тема занятия

Содержание работы

Часы

По  плану

Факт

28-29

Непроизносимые согласные

Развитие умения проверять слова с непроизносимыми согласными, используя алгоритм проверки непроизносимых согласных в корне слова; развитие умения осознанно подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемого;

Обобщение знаний учащихся об орфограммах в корне слова.

2

-

21.12

30

Фонематический анализ слов

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений; формирование навыка фонематического разбора слов по алгоритму.

1

-

24.12

                                                                              Итого часов по разделу

12

31

Проверочная работа по всему блоку

Проверка усвоения знаний учащимися по 1 блоку программы

1

-

28.12

                                                           Итого часов по 1 блоку

31

        

                          Блок        Коррекция нарушений лексико-грамматического строя

               1.Совершенствование навыков словообразования

32

Состав слова. Корень

Развитие навыка морфемного анализа;

Развитие умения выделять в словах корень

1

-

14.01

33-34

Родственные (однокоренные слова)

Уточнение понятия «родственные» слова и представлений о двух признаках родственных слов; развитие умения осуществлять подбор родственных слов с опорой на сходство значений и общность буквенного состава; Уточнение представлений о единообразном написании корня в родственных словах; развитие умения проводить дифференциацию разных «гнезд» родственных слов, осуществлять подбор слов с корнями –омонимами (гора-горе);активизация словарного запаса учащихся в процессе подбора родственных слов

2

-

21.01

35

Сложные слова

Уточнение знаний о сложных словах;развитие умения находить и выделять два корня в сложных словах; развитие умения образовывать сложные слова путем сложения двух основ при помощи соединительных гласных и без соединительных гласных

1

-

25.01

36-37

Суффикс. Смысловая нагрузка суффиксов

Уточнение знаний о суффиксе как о части слова и его роли в речи; формирование навыка словообразования при помощи суффиксов; образование названий детенышей животных ,профессий с помощью суффиксов; правописание гласных в суффиксах с уменьшительно-ласкательным значением (-ек,-ик,-очк,-еньк)  

2

-

01.02

38-39

Приставка. Смысловая нагрузка приставок

Уточнение знаний о приставке как о части слова и ее роли в речи; формирование навыка словообразования при помощи приставок; развитие умения находить и выделять приставки  в словах; развитие умения различать смысловую нагрузку приставок; развитие умения различать смысловую нагрузку приставок. Разбор слова  по составу.

   2

    -

08.02

40

Предлоги и приставки

Дифференциация приставок и предлогов; уточнение знаний учащихся о правописании предлогов и приставок; развитие умения правильно использовать приставки и предлоги в речи.

   1

   -

11.02

                                                                                 Итого часов по разделу

   9

                  2.Совершенствование навыков словоизменения .

41

Имя существительное

Род и число имен существительных

Уточнение знаний по теме «имя существительное», грамм и лексич значение им сущ; развитие умения определять род и число им сущ; изменение им сущ.по числам; развитие умения определять сущ, употребляемые только в ед или только во мн.ч; уточнение правила  

постановки Ь после шипящих у имен сущ  

1

  -

15.02

42-44

Предложно-падежные конструкции имен существительных

Уточнение знаний учащихся по теме «Склонение имен существительных»; развитие умения

определять род ,число и склонение сущ; уточнение  правила правописания окончаний сущ в косвенных пад; формирование навыка правописания безударных окончаний существительных 1,2.и 3м скл

3

-

25.02

45

Имя прилагательное. Изменение по числам и родам имен прилагательных

Уточнение знаний по теме «Имя прилагательное»; грамматическое и лексическое значение имен прил, развитие умения определять род и число прил; развитие умения изменять прил по числам и родам

1

-

01.03

46-48

Предложно-падежные конструкции имен прилагательных

Развитие умения согласовывать им сущ и им прил в числе,роде и падеже; правописание безударных окончаний им.прил в ед и мн .числе

3

-

11.03

50

Глагол. Изменение по числам и временам.

Уточнение знаний учащихся по теме «Глагол ; грамматическое и лексическое значение глагола ;формирование представления об изменении глаголов по временам и числам; развитие умения определять время и число глагола; развитие умения изменять глаголы по числам и временам ;развитие умения находить в тексте глаголы наст, прош и будущ времени

1

-

15.03

51

Согласование имен существительных и глаголов в роде и числе

Развитие умения правильно согласовывать сущ и глаголы прош. времени в роде и числе; развитие умения образовывать глаголы прошедшего   времени; развитие навыка правописания окончаний глаголов прошедшего времени.

1

-

18.03

52

Виды глагола

Грамматическое и лексическое значение глаголов совершенного и несовершенного вида ;дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида

1

-

22.03

53

 

Части речи

Обобщение ,систематизация, закрепление знаний учащихся о частях речи; развитие умения преобразовывать слова одной части речи в другую.

1

-

05.04

                                                               Итого часов по разделу:

12

54

Проверочная работа по всему блоку

Проверка усвоения знаний учащимися по 2 блоку программы

1

-

08.04

                                                                                                        Итого часов по 2 блоку                

22

                                Развитие лексико-грамматического строя

                                    Совершенствование лексической стороны речи

55

Слово и его лексическое значение. Многозначные слова

Уточнение знаний учащихся о лексическом значении слов;о многозначности слов;

1

-

12.04

56

Прямое и переносное значение слов

Уточнение знаний учащихся о прямом и переносном значении слова; развитие умения различать прямое и переносное значение слов; развитие умения находить в тексте слова с переносным значением.

1

-

15.04

57

Антонимы

Уточнение знаний учащихся об антонимах; формирование   умения находить в тексте слова с противоположным значением; развитие умения самостоятельно подбирать антоним к заданному слову; расширение и обогащение словарного запаса путем введения в речь антонимов.

1

-

19.04

58

Синонимы

Уточнение знаний учащихся о синонимах; развитие коммуникативных навыков путем введения в речь синонимов как средства выразительности и точности речи; формирование умения распознавать синонимы в тексте; развитие умения отбирать синонимы из ряда слов;

развитие умения самостоятельно подбирать синонимы к заданным словах.

   1

    -

22.04

59

Антонимы и синонимы

Дифференциация синонимов и антонимов; закрепление знаний о синонимах и антонимах; расширение и обогащение словарного запаса учащихся путем введения в речь синонимов и антонимов.

   1

   -

26.04

60

Омонимы

Экспресс -проверка

Уточнение знаний учащихся об омонимах; формирование понимания того, что значения слов-омонимов не связаны между собой, как это наблюдается у многозначных  слов; дифференциация омонимов и многозначных слов; расширение и обогащение словарного запаса учащихся путем введения в речь омонимов ;демонстрация на примере различных шуточных стихов и каламбуров возможности использования омонимов для обогащения речи.

   1

  -

29.04

61

Словосочетание

Уточнение представлений о словосочетании ;развитие умения устанавливать связь слов в словосочетании; развитие умения различать  словосочетание ,слово и группу слов ,которая не составляет словосочетание; развитие умения составлять словосочетание из данных слов.

1

-

06.05

62

Словосочетание и фразеологические обороты

Уточнение представлений о фразеологических оборотах; развитие умения объяснять лексическое значение фразеологических оборотов.

1

-

10.05

63

Словосочетание и предложение

Дифференциация словосочетаний и предложений; развитие умения различать и сравнивать предложение ,словосочетание и группу слов ,которая не составляет ни предложения .ни словосочетание; формировать умения составлять словосочетания и предложения; формировать умения находить в предложении словосочетания

1

-

13.05

                                                              Итого часов

9

Проверочная работа

по всему блоку

1

-

17.05

                                                               Итого часов по 3 блоку

10

                                                               ИТОГО ЧАСОВ по программе

63

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса для учащихся 1-2 классов «Здоровейка»

Рабочая программа внеурочной деятельности по оздоровительногму направлению разработана на основе авторской программы "Здоровейка". Программа включает в себя знания, личностные ориентиры,  правила...

АЛГОРИТМЫ РАССУЖДЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИЗОРФОГРАФИИ С УЧАЩИМИСЯ-ЛОГОПАТАМИ ВТОРОГО КЛАССА

Вашему вниманию представлена методическая разработка, где подробно расписаны алгоритмы рассуждения, используемые для решения грамматических задач, которые связаны с орфограммами, изучаемыми во втором ...

АЛГОРИТМЫ РАССУЖДЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИЗОРФОГРАФИИ С УЧАЩИМИСЯ--ЛОГОПАТАМИ ТРЕТЬЕГО КЛАССА

Вашему вниманию предлагается методическая разработка с алгоритмами рассуждений , использзуемая на занятиях с учащимися-логопатами по программе "Предупреждение нарушений письменной речи, коррекция дизо...

АЛГОРИТМЫ РАССУЖДЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИЗОРФОГРАФИИ С УЧАЩИМИСЯ-ЛОГОПАТАМИ ЧЕТВЁРТОГО КЛАССА

Вашему вниманию предлагается методическая разработка, где представлены алгоритмы рассуждений, которые используются для решения грамматических задач, которые связаны с орфограммами, изучаемыми в четвёр...

Рабочая программа курса для учащихся 1 - 4 классов V вида "Развитие познавательных способностей"

Рабочая программа составлена на основе Программы курса О.А. Холодовой "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей".Особенность программы курса заключается в том, что на занятиях...

Профилактика и коррекция дизорфографии у учащихся 2 -4 классов.

Материал будет интересен для студентов и начинающих педагогов....

Логопедическая программа "Коррекция дизорфографии у учащихся 5-7 классов с ЗПР"

Чрезвычайно актуальной для школы становится проблема выявления коррекции детей с нарушениями письменной речи. Решение этой проблемы и должна обеспечить программа по дизорфографии. Орфографически прави...