АЛГОРИТМЫ РАССУЖДЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИЗОРФОГРАФИИ С УЧАЩИМИСЯ--ЛОГОПАТАМИ ТРЕТЬЕГО КЛАССА
методическая разработка по логопедии (3 класс) по теме

Васянович Нина Васильевна

Вашему вниманию предлагается методическая разработка с алгоритмами рассуждений , использзуемая на занятиях с учащимися-логопатами по программе "Предупреждение нарушений письменной речи, коррекция дизорфографии,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritmy_rassuzhdeniya_3_klass.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

АЛГОРИТМЫ РАССУЖДЕНИЯ

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО

ПРОФИЛАКТИКЕ ДИЗОРФОГРАФИИ

С УЧАЩИМИСЯ--ЛОГОПАТАМИ

ТРЕТЬЕГО  КЛАССА

  • ПЕРВАЯ КОРНЕВАЯ ОРФОГРАММА

  1. В слове есть ошибкоопасное место.
  2. Определяю, в какой части слова (приставка, корень, суффикс, окончание).
  3. Безударная гласная в корне, первая корневая орфограмма.
  4. Корневую орфограмму можно проверить, сильная позиция под ударением.
  5. Пишу гласную, которая слышится под ударением.
  6. Если проверочное слово не удалось найти, смотрю, как пишется слово, в словаре.

  • ВТОРАЯ КОРНЕВАЯ ОРФОГРАММА

  1. В слове есть ошибкоопасное  место.
  2. Определяю, в какой части слова (приставка, корень, суффикс, окончание).
  3. Парная согласная в корне, вторая корневая орфограмма.
  4. Корневую орфограмму можно проверить, сильная позиция перед гласной или сонорной согласной (н, л, р, м)
  5. Пишу ту парную согласную, которую слышу в сильной позиции.
  6. Если проверочное слово не удалось найти, смотрю, как пишется слово, в словаре.

  • ТРЕТЬЯ КОРНЕВАЯ ОРФОГРАММА

  1. В слове есть ошибкоопасное место.
  2. Определяю, в какой части слова (приставка, корень, суффикс, окончание).
  3. Непроизносимая согласная в корне, третья корневая орфограмма.
  4. Корневую орфограмму можно проверить, использую приём «разгони толпу согласных».
  5. Пишу непроизносимую согласную в том случае, если слышу её при проверке.
  6. Если проверочное слово не удалось найти, смотрю, как пишется слово, в словаре.

  • ЧЕТВЁРТАЯ КОРНЕВАЯ ОРФОГРАММА  

  1. В слове есть ошибкоопасное  место.
  2. Определяю, в какой части слова (приставка, корень, суффикс, окончание).
  3. Удвоенная согласная в корне, четвёртая корневая орфограмма.
  4. Эту корневую орфограмму проверить нельзя, как пишется слово, посмотрю в словаре.

  • РАЗЛИЧЕНИЕ ПРИСТАВКИ И ПРЕДЛОГА

  1. Определяю, с какой частью речи употребляется.
  2. Если употребляется с глаголом, значит это приставка, так как у глаголов предлогов не бывает.
  3. Если употребляется с местоимением, значит это предлог, так как у местоимений нет приставок.
  4. Если употребляется с существительным или  с прилагательным, использую способ проверки: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.
  5. Если грамматическая конструкция предложения не разрушилась, значит, это предлог и надо писать отдельно.

НАПИСАНИЕ А И О В ПРИСТАВКАХ  

  1. В слове есть ошибкоопасное место (БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ).
  2. Определяю, в какой части слова.
  3. Безударная гласная в приставке.
  4. Орфограмму в приставке нельзя проверить, её можно объяснить.
  5. Если приставка неизменяемая, то рассуждаю так: существуют три неизменяемые приставки с А (на, над, за), остальные пиши с О.
  6. Если приставка изменяемая (раз-, рас-, роз-, рос-), то рассуждаю так: О пишется только в том случае, если на гласную в приставке падает ударение, в остальных случаях пиши А.

  • НАПИСАНИЕ Е И И В ПРИСТАВКАХ  

  1. В слове есть ошибкоопасное место (БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ)
  2. Определяю, в какой части слова.
  3. Безударная гласная в приставке.
  4. Эта орфограмма не проверяется, её можно объяснить.
  5. Если приставка неизменяемая, то пиши Е (пере).
  6. Если приставка изменяемая (пре-, при-), то рассуждаю так: приставка ПРЕ- пишется в значении, близком к значению слова очень или в значении, близком к значению приставки пере-. Приставка ПРИ- употребляется в значении приближения, присоединения, прибавления, расположения вблизи чего-нибудь, неполноты действия.
  7. Пишу гласную Е(И) в зависимости от значения, которое имеет слово.

  • НАПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В ПРИСТАВКАХ

  1. В слове есть ошибкоопасное место (ПАРНАЯ СОГЛАСНАЯ).
  2. Определяю, в какой части слова.
  3. Парная согласная в приставке.
  4. Эта орфограмма не проверяется, её можно объяснить.
  5. Если приставка неизменяемая, то пиши В_(С_).
  6. Если приставка изменяемая (из-, ис-, через-, черес-, без-, бес-, вз-, вс-, воз-, вос-, раз-, рас-, роз-,рос-, низ-,нис-), то рассуждаю так: перед гласными и звонкими согласными пиши З, перед глухими – С.
  7. Выбираю согласную в зависимости от последующей буквы.

  • РАЗЛИЧЕНИЕ В НАПИСАНИИ МЯГКОГО И ТВЁРДОГО РАЗДЕЛИТЕЛЬНОГО ЗНАКА  

  1. В слове есть место, где согласный и гласный стоят рядом и не сливаются.
  2. Если слог слияния не образуется, значит, между этими буквами надо писать разделительный знак.
  3. Определяю, какой разделительный знак, твёрдый (ъ) или мягкий (ь).
  4. Если разделительный знак стоит между приставкой и корнем, то пишу разделительный твёрдый знак (ъ).
  5. Если разделительный знак стоит в середине или на конце корня, то пишу разделительный мягкий знак (ь).

  • НАПИСАНИЕ СУФФИКСОВ

–ИК- , -ЕК-  

  1. В слове есть ошибкоопасное место (СОМНИТЕЛЬНАЯ ГЛАСНАЯ)
  2. Определяю, какая часть речи
  3. Определяю, в какой части слова.
  4. Безударная гласная в суффиксе (ИК-, ЕК-).
  5. Эта орфограмма не проверяется, её можно объяснить.
  6. Вспоминаю, если при изменении формы слова гласная сохраняется, то в суффиксе пиши гласную И.
  7. Если при изменении формы слова гласная выпадает, то в суффиксе пиши гласную Е.

  • НАПИСАНИЕ СУФФИКСОВ  -ОК-,

 -ЕК- ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ  

  1. В слове есть ошибкоопасное место (СОМНИТЕЛЬНАЯ ГЛАСНАЯ).
  2. Определяю, какая часть речи.
  3. Определяю, в какой части слова.
  4. Сомнительная гласная в суффиксе (ОК-,ЕК-) после шипящей (Ш,Ж,Ч,Щ).
  5. Эта орфограмма не проверяется, её можно объяснить.
  6. Определяю, падает ли ударение на гласную в суффиксе.
  7. Если ударение падает, пишу гласную О в суффиксе ОК-, если ударение не падает, пишу гласную Е в суффиксе ЕК.
  8. Если сомневаюсь, делаю выбор между суффиксами ЕК-, ИК-.

  • НАПИСАНИЕ СУФФИКСОВ –ОНОК-, -ЁНОК-, -ОНК-, -ЁНК-  .

  1. В слове есть ошибкоопасное место (СОМНИТЕЛЬНАЯ ГЛАСНАЯ).
  2. Определяю, какая часть речи.
  3. Определяю, в какой части слова.
  4. Сомнительная гласная в суффиксе (ОНОК-, ЁНОК-, ОНК-, ЁНК).
  5. Эту орфограмму невозможно проверить, её нужно объяснить.
  6. Определяю, на какую согласную заканчивается корень.
  7. Если корень заканчивается на мягкую согласную, то в суффиксе пишу гласную Ё (ЁНК-, ЁНОК-).
  8. Если корень заканчивается на шипящую согласную, то в суффиксе пишу гласную О (ОНК-, ОНОК-).

  • НАПИСАНИЕ СУФФИКСОВ –ОВ-,

 -ЕВ- ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ  

  1. В слове есть ошибкоопасное место (СОМНИТЕЛЬНАЯ ГЛАСНАЯ).
  2. Определяю, какая часть речи (имя прилагательное)
  3. Определяю, в какой части слова.
  4. Сомнительная гласная в суффиксе (ОВ-, ЕВ-).
  5. Эту орфограмму невозможно проверить, её нужно объяснить.
  6. Определяю, падает ли на гласную в суффиксе ударение.
  7. Если ударение падает, пишу гласную О в суффиксе ОВ-, если ударение не падает, пишу гласную Е в суффиксе ЕВ-.

  • НАПИСАНИЕ СУФФИКСОВ –О-, -Е- В НАРЕЧИЯХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ  

  1. В слове есть ошибкоопасное место (СОМНИТЕЛЬНАЯ ГЛАСНАЯ).
  2. Определяю, какая часть речи (наречие).
  3. Определяю, в какой части слова.
  4. Сомнительная гласная после шипящей в суффиксе.
  5. Эту орфограмму нельзя проверить её можно объяснить.
  6. Определяю, падает ли ударение на гласную в суффиксе.
  7. Если ударение падает на гласную в суффиксе, пишу гласную О.
  8. Если ударение не падает на гласную в суффиксе, пишу гласную Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование алгоритма в работе с учащимися-логопатами на занятиях по профилактике и коррекции дизорфографии»

Важнейшей задачей в педагогической науке является совершенствование планирования, процесса обучения в целом и повышение эффективности управления познавательной деятельностью учащихся.Поиски оптим...

АЛГОРИТМЫ РАССУЖДЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИЗОРФОГРАФИИ С УЧАЩИМИСЯ-ЛОГОПАТАМИ ВТОРОГО КЛАССА

Вашему вниманию представлена методическая разработка, где подробно расписаны алгоритмы рассуждения, используемые для решения грамматических задач, которые связаны с орфограммами, изучаемыми во втором ...

АЛГОРИТМЫ РАССУЖДЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИЗОРФОГРАФИИ С УЧАЩИМИСЯ-ЛОГОПАТАМИ ЧЕТВЁРТОГО КЛАССА

Вашему вниманию предлагается методическая разработка, где представлены алгоритмы рассуждений, которые используются для решения грамматических задач, которые связаны с орфограммами, изучаемыми в четвёр...

Развитие внимания учащихся – логопатов на коррекционных занятиях

Развитие внимания учащихся – логопатов на коррекционных  занятиях...

Календарно-тематическое планирование по коррекции акустической дисграфии и профилактики дизорфографии в 3 классе.

Период обучения составляет 60 в (2 часа в неделю в зависимости от тяжести нарушения и возраста детей).Задачи коррекционного обучения: 1. Развивать фонематическое восприятие;2. Обучать простым и с...

Профилактика дизорфографии. Приемы формирования грамотного письма у младших школьников на логопедических занятиях.

      В статье  анализируются причины  "невнимательного письма"  у детей, приводящие  к дизорфографии. В  коррекционной работе первостепенное з...

Использование ресурса "Learning Apps" в профилактике дизорфографии.

Пример использования сервиса Learning Apps в занятии на тему "Дифференциация предлогов и приставок"...