Развитие внимания учащихся – логопатов на коррекционных занятиях
статья по логопедии на тему

Развитие внимания учащихся – логопатов на коррекционных  занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_vnimaniya_uchashchihsya.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие внимания учащихся – логопатов на коррекционных  занятиях

Галимова Г.А.

 учитель-логопед МБОУ СОШ №20 г. Магадана

Очень часто при выполнении того или иного задания учитель обращается к ученикам: « Слушайте внимательно! Списывайте внимательно! Читайте внимательно!» Исполняя требования взрослого, ребёнок должен научиться управлять своим вниманием, активизировать нужные и затормозить ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, отобрать необходимую информацию, уметь сосредоточиться на каком-либо объекте или виде деятельности. Внимание не является самостоятельным процессом, оно всегда сопровождает познавательную деятельность и улучшает её. Вниманием определяется точность и деятельность восприятия, прочность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.                          

        Выделяют следующие свойства внимания: объём, концентрацию, распределяемость, устойчивость, колебание ( отвлекаемость), и переключаемость. Различают также три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Если непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-либо особенностей (новизна раздражителя, яркий эмоциональный тон, интерес), то произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. В младшем школьном возрасте отмечается слабость произвольного внимания; его развитие связано с формированием у ребёнка волевых качеств и является необходимым условием успешности школьного обучения.        Недостатки в развитии у ученика процессов произвольного внимания являются причиной многих трудностей при обучении русскому языку и чтению. В письме это трудности в удержании и воспроизведении элементов речи ( звуков, слогов, предложений), недописывание слов и предложений, вставки, перестановки, пропуск букв, перестановка слогов в словах, ошибки при списывании, появление и возрастание ошибок к концу работы, неумение находить орфограммы и ошибки в собственной работе. В чтении – повторное считывание той же строки, считывание выше расположенной строки вместо нижней, потеря строки, прочитывание слов с ошибками (пропуск букв, замена предыдущих букв последующими, перестановка слогов), низкая скорость чтения.        

        В методической литературе встречается большое количество игр, упражнений и тестов для диагностики и развития внимания. Часть из них требует специально отведённого времени, некоторые органично вплетаются в структуру занятия. Развивают детское внимание игры и задания «Найди отличия», «Что изменилось?», «Найди пару», «Найди такой же предмет»,              «Рисунок по точкам», «Клетчатый рисунок», «Чья тень?», «Найди силуэт»,           «Прятки» (поиск на картинке «спрятавшихся» предметов, букв, цифр), «Подбери фрагмент к картинке», «Лабиринт», «Перепутанные линии» (прослеживание взглядом линии от начала до конца); «Шифровка» (расстановка значков в соответствии с образцом); « Чип-чип-чепуха» (поиск смысловых ошибок во фразе); «Зеркало» (выполнение серии движений вслед за ведущим), «Движение по команде»; сортировка крупы, сортировка и нанизывание бус и т. д. специальные методики предназначены для диагностики и коррекции тех или иных свойств внимания. Это таблицы Шульте (аналогично можно заменить числа на буквы алфавита); заполнение геометрических фигур различными значками по методике Пьерона-Рузера; методика «Красно-чёрная таблица»; «Корректурная проба» и используемая аналогичным образом офтальмологическая таблица Ландольта ( на бланке вместо букв будут изображены кольца с разрывами, направленными в разные стороны). Ниже приведены упражнения которые также развивают внимание и будут полезны для использования на логопедических занятиях.                Для развития слухового восприятия и избирательности внимания подойдут задания типа «Запретное слово». Заранее оговаривается «запретное» слово, после чего логопед называет ряд  слов, а дети хлопают в ладоши, когда слышат «запретное» слово. В упражнении «слови слово» логопед просит ребят хлопнуть в ладоши ( положить фишку) тогда, когда они услышат правильно произнесённое слово. Возьмём, к примеру слово, велосипед.         Список для прослушивания может выглядеть следующим образом: велосипед, весипет, левосипед, вилисипет, сипилимет, велосипед, весилипед, велосипед. Упражнение «Отметь слово» может быть построено на грамматическом материале. Учитель зачитывает ряд слов, ученики ставят в тетрадь галочку (плюсик, любой значок), если услышат, например, слова с сочетанием –чк-. Затем подсчитывается количество галочек, уточняется правильное число. В конце попросим ребят вспомнить слова с сочетанием –чк-.

        Очень нравиться младшим школьникам игра «Да-нет». На каждого ученика заранее заготавливаются «данетки»: на прямоугольный кусок картона с одной стороны наклеивается квадрат или круг зелёного цвета это (сторона «да»), с другой – красного цвета (сторона «неи»). Ребята сравнивают свои действия с работой светофора: на зелёный свет слова «пропускаем», а на красный – нет. Учитель – логопед зачитывает ряд слов(звуков, слогов). Когда ученики слышат нужное слово, они показывают зелёную карточку, сторону «да», если же слово не подходит, выбирается сторона «нет». Игра в «Да-нет» универсальна, она может использоваться при прохождении различных грамматических тем, коррекции звукопроизношения и т. д.         

        Упражнение «Запомни картинки» разовьёт не только внимание, но и непосредственную произвольную зрительную память. Ученику предлагается рассмотреть и запомнить предметы, изображённые на картинках. Предъявляется 5-7 картинок, через несколько секунд картинки убираются, их просят назвать по памяти, затем ученик должен отыскать их среди 10-12 похожих, беспорядочно разложенных картинок. Среди картинок могут встречаться и те, что отличаются лишь некоторыми элементами. Можно подобрать картинки на определённый звук; если картинки объединены грамматической темой, предложим ребятам записать их названия.

        Избирательность внимания можно тренировать по специально разработанным таблицам. Например, в приводимой ниже таблице необходимо зачеркнуть слова, которые начинаются с гласных первого ряда, и в колонке «1» записать, сколько раз эти слова встретились на каждой строке. Если задание выполнено верно, то в колонке «+» поставить значок «+», если найдены не все слова или допущена ошибка – значок «-«. Время выполнения задания 5 минут. Колонка «2» понадобиться в том случае, если мы будем тренировать переключаемость внимания, например, предложим выбрать слова, начинающиеся с гласных первого ряда (подчеркнуть) и второго ряда (обвести в кружок), записать в таблице их количество в соответствующую колонку.

                                 слова                                   

1

2

+-

1.

Дом ёлка друг ястреб обед тёлка удочка дрозд астра торт юрта книга

2.  

Яма враг шкаф овёс фляга ветка влага февраль фрукт автор мебель

3.

Эскимо куст глагол енот актёр кровать глаз ягода кекс индюк юг лето

4.

Слово зубр осень забор сорт искра заяц узор сапоги завод язык бант

5.

Этаж шарф ежата шея жилет шофёр уши живот южный дождь плед

6.

Билет обед пруд ябеда букет пальто успех юность петух баран труд

7.

Морковь игра щека цепь ёрш лифт ужин нитка чай хруст апрель юбка

        В этой таблице собраны слова, которые начинаются с гласных, звонких и глухих согласных; состоящие из одного двух слогов; обозначающие живые или неживые предметы.

Для развития избирательности внимания пригодятся тексты со «спрятанными» в них словами. В тексте, предложенном В. Волиной, необходимо найти названия животных.        

Звери спрятались.        

        Пришли ребята в зоопарк. Возле входа - - поленья. И объявление: «Мухомор жареный». Рысью пробежал охранник. Ребята за ним, но на пути – заслон. Послышалось рычание. «Принести грабли!» - скомандовал охранник. Принесли самые новые. «Велика банка, - почему-то сказал охранник. И добавил: - Зоопарк закрыт».                                                        Так и не увидели ни одного зверя. А жаль. Их здесь вон сколько! Целых девять, и все на виду. Найдите их, ребята!                                                        Развитие  устойчивости внимания предполагает формирование умения длительное время сосредоточить внимание на каком-либо  объекте.        В упражнении «Найди слово» ребятам предлагается в каждой из 6 строк таблицы найти и подчеркнуть слово слог, одновременно подсчитывая количество «спрятавшихся» слов; записать полученное число. Время выполнения задания ограничено.  

1.

злортгэлотшслогрдпакслосавблфсагнслогфывжоэбюлслонвамслогтримслот

2.

сголатрусологфартнуцихедслогйуцвафычсилосгмиртастонбитрлотсточитло

3.

спраслогватрелогсногапредефлогслогсандисолгтислосгишекуплогмислоги

4.

этогчитаколеслогсогтонксолозонтэталожденфлопслопмибгденслотингресо

5.

мирасдогвитртимансынкатрастогирбтслогзвукилдагвкатзлогаслогбаоложан

6.

логсандезуцбцтлблокголссолгтрудслогфывсрокиртынслогбуданетонзлагтог

        Объём внимания, т.е. количество объектов, находящихся в поле внимания одновременно, можно развивать при помощи «Игр индейцев». Ученикам в течении короткого времени показывают сразу много предметов, затем каждый ребёнок говорит, что он видел. Задание усложняется, если мы просим не только перечислить, но и кратко описать предметы. На следующем этапе игра проводится на материале картинок, затем – напечатанных на карточках букв, слов.                                                                Развить внимание и расширить поле зрения можно, если записать на слайд 4-5 слов и спроецировать их на экран в течение 1-2 секунд; дети учатся прочитывать и запоминать слова в нужном порядке.                                                Развить навыки сосредоточения сознания на определённом объекте              (концентрацию внимания) поможет упражнение «Печатная машинка». Каждый ребёнок «получает» 1-2 буквы из алфавита. Логопед называет слово, а ученики должны «отпечатать» его на машинке. Например, «печатаем» слово утка. Ребёнок, которому досталась буква «у», называет её и хлопает в ладоши. Далее делает хлопок в ладоши и называет букву ученик, которому досталась буква «т».  Затем – хлопок следующего ученика и т. д. С каждым разом слова усложняются; ребятам даются не только буквы, которые будут содержаться в слове, но и те, что в слове отсутствуют (это могут быть буквы, смешиваемые детьми в письме).                                                                        Для развития переключаемости внимания (переносе его с одного объекта на другой) можно предложить упражнение «Отметь слова». Ребята придумали для этого упражнения название «Снайпер». Например, учитель-логопед зачитывает ряд слов, часть из которых пишется с мягким знаком, другая – без него. Ребята – снайперы «выбивают» слова, которые пишутся с мягким знаком, поэтому при их произнесении ставят в тетрадь «плюс», если в слове мягкого знака нет – значок «минус». Затем подсчитывается количество слов с мягким знаком (+) и без него (-), проверяется правильность выполнения задания. Ученикам предлагается вспомнить слова, которые пишутся с мягким знаком, затем – слова без мягкого знака.                                  Развивать переключаемость внимания можно при работе с любым текстом. Так. Предложим ученикам зачеркнуть слова, состоящие из одного слога, и подчеркнуть те, в которых имеется два слога; подчеркнуть слова, начинающиеся на звонкий согласный, зачеркнуть те, что начинаются с глухого согласного и т. п. Попросим подсчитать количество слов.                                В упражнении «Выбери слова» в каждой строке необходимо найти слова звук и буква, подчеркнуть, мысленно подсчитать, а затем записать количество найденных слов в соответствующую графу. После проверки выполненного задания в колонке «+» поставить знак + (все слова найдены, нет ошибок) или -, если задание выполнено с ошибками. Время выполнения ограничено.          

Слова

звук

буква

+

  1.

зукбудизвуколбулкажизвалбуквазвукбукавазвукирзнак

2.

словобуквакатьзовуклослогзвуктьдоэвукитбикавфуква

3.

бапредлогохлвозвукбуквастограктьлотзувукбуквачтен

4.

зукывабукватроэжквабудубукваистперестбукавазвукты

5.

звуксынбунтиглаголзнаюзвукбуквупростбуквапзвучно

6.

слогбанквутрзвукпристабукваснозвикбудубуквамезвук

7.

букывазывкабуквазувукбивакзвукедукваычквукбукваб

        Все приведённые выше произведения развивают произвольность внимания. Приведём ещё несколько упражнений для развития этого вида внимания.                                                                                        Упражнение «Зрительный диктант» предполагает стимульный материал: таблицы, состоящие из 25 клеток (5рядов по5 клеток). В клетках могут быть нарисованы картинки, буквы, цифры, слоги, слова, часть из которых повторяются. Предлагаем ребёнку посмотреть на таблицу и как можно быстрее закрыть клетки с одинаковыми изображениями. Клетки можно закрывать фишками разного цвета, например, букву С – синим, а Э – красным.  

      С

       З

 Э    

Е

С

        з     

          О

  С        

О

Е

      С

          Э

 Е

С

Э

        В                            

А

Э

С

З

        С

           С

 А

О

С

        Развивает произвольность внимания переписывание строк на «тарабарском языке». Строку « Аммадама реберге ассамаса гесклалла ессанессас даталатта», можно не только переписать, но и подчеркнуть в ней все гласные (только букву а , только букву е),либо одну гласную подчеркнуть, а другую перечеркнуть, аналогично поработать с буквами м и л, придумать другие задания.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по развитию внимания учащихся в домашних условиях

Данная статья представляет собой практическое пособие для родителей по развитию внимания детей в домашних условиях.  Также прилагается памятка для родителей в виде рекомендаций по развитию внимания мл...

Развитие внимания учащихся-логопатов.

Статья о развитии внимания на  логопедических  занятиях. Приведены  упражнения, развивающие произвольное внимание....

Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2-3 классы). Программа составляет 20 занятий, продолжительность 1 час.

Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школьника развиваются свойства внимания, его виды...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ...

Памятка по развитию внимания учащихся младших классов.

Помните, что внимание — один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной дея­тельности вашего ребенка. Для того, чтобы ваш ребенок был...

Статья развитие внимания учащихся

Рекомендации для учителей и родителей....

Статья "Развитие внимания учащихся

Статья для учителей и родителей...