Статья развитие внимания учащихся
статья на тему

Беспалова Светлана Владимировна

Рекомендации для учителей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_vnimaniya_uchashchihsya.docx35.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №83

с углубленным изучением японского и английского языков

Выборгского района Санкт-Петербурга

   

Статья по теме:

« Развитие внимания учащихся»

                                                                                           

                                                                                        Составители:

                                                                                             Пономарева Н.И.

                                                                                             Беспалова С.В.

Санкт-Петербург

2015-2016 учебный год

Развитие внимания учащихся.

На первых же уроках с новым составом учеников, поступивших в первый класс, учитель встречается с необходимостью управлять их вниманием. Это одна из первоначальных трудностей в работе, с которой мы встречаемся.

Семилетние дети очень невнимательны. Они легко и быстро отвлекаются, перестают слушать учителя, забывают то, что слышали, допускают ошибки в своей работе и часто во время ее выполнения отвлекаются. Чтобы управлять вниманием детей, надо знать его природу, его физиологические основы. Тогда нам станет ясно, что детей надо сначала научить быть внимательными, а не требовать от них сразу сосредоточенности в полностью сформированном виде.

Природа внимания

Внимание проявляется в умении человека сосредоточиться на каком–нибудь раздражителе или на нескольких раздражителях сразу, выделяя из всего потока раздражений тот, который действует ежеминутно на нервную систему человека. В этом случае находящиеся в поле внимания раздражители воспринимаются наиболее ясно.

Такой выделенный раздражитель, занимая главное место, создает в коре головного мозга ребенка наиболее сильный очаг нервного возбуждения – доминанту. При этом действие остальных раздражителей (как внешних, так и внутренних) тормозиться. Они не доходят до сознания ребенка, он их не замечает.

Достаточно вспомнить о тех особенностях нервной деятельности, которые характерны для маленьких детей, чтобы сразу стало ясно, насколько трудно для ребят длительное сосредоточение на чем-либо. Чем младше дети, тем более резко возбудительные процессы преобладают у них над тормозными. К тому же нервное возбуждение в коре головного мозга имеет тенденцию широко разливаться по коре по причине все той же слабости тормозных процессов. Поэтому создание сильного и устойчивого очага нервного возбуждения у детей связано со значительными трудностями.

Виды внимания.

Существуют три причины (источника) возникновения внимания, они же характеризуют и три вида внимания.

1. Внимание привлекает какой – либо сильный, необычный, резкий, внезапный раздражитель. Неожиданно сильный крик, влетевшая в окно бабочка, смех за стеной, вошедший посетитель – все подобного вида раздражители властно захватывают место главного очага возбуждения детей, становятся доминантными, вытесняя все остальные воздействия, которые попадают в положение подчиненных (субдоминантных). Вот дети, ученики 1 класса, работают над решением примеров, вдруг из коридора доносится громкий топот ног, кто – то бежит и хохочет. Внимание учеников моментально отключается от работы, их сосредоточенность нарушается… Дети даже не слышат, что говорит учитель. Его слова не доходят до сознания учеников, не вызывают возбуждения, не воспринимаются ими. Внимание, привлекаемое силой, новизной, необычностью раздражителя, носит название непроизвольного.

2. Сосредоточенность на чем – то может быть достигнута желанием самого человека, усилием его воли. Она возникает тогда, когда человеку необходимо преодолевать какие – то трудности (внешние или внутренние), чтобы быть внимательным к чему – то нужному. Такое внимание называется произвольным.

3. Третьим источником внимания является интерес, т.е. то отношение человека к какому – то предмету, к своей деятельности, к поставленной задаче, которое выражается в желании узнать что – то новое, раскрыть явление более глубоко и разносторонне. Так, стремясь найти новый способ решения уравнения или задачи, ученик проявляет большую и устойчивую сосредоточенность. Его внимание поддерживается активной умственной деятельностью. Если она имеет проблемный характер, если требует от ученика поиска, отбора и использования нужных знаний, приемов, правил для ее решения, если это решение желательно ученику, он работает напряженно и его внимание мобилизовано самой деятельностью. Интерес к учебной работе нельзя понимать как развлекательность, как забаву. Нет, это тот познавательный бескорыстный интерес, с которым мы смотрим спектакль, читаем книгу, беседуем с другом. Радость поиска, гордость открытия. Азарт соревнования за лучшее и более быстрое решение задания служат опорой для детского внимания. Особое значение для возникновения и поддержания этого вида внимания имеет активная мыслительная деятельность человека. Направленность на осознание задачи вызывает и сосредоточенность на ее решении.

Естественно поставить вопрос: на каком из трех видов внимания следует строить повседневную работу на уроке? Совершенно очевидно, что первый вид, т.е. непроизвольное внимание, конечно, не исключается полностью. В первые недели учения первоклассников в школе учителю даже рекомендуется делать небольшие паузы на третьем или четвертом уроке, чтобы дать детям минутку отдыха. Короткая шутка, небольшой стишок, показ картинки дают возможность детям отвлечься от математики или грамматики и сосредоточиться на короткое время на чем – то постороннем.

Нам хорошо известно, что нельзя строить работу только на волевом произвольном внимании детей, тем более на первых этапах обучения. Оно требует большого нервного напряжения и оказывается очень трудным не только для маленьких учеников, но и для учителей.

Значит, надо ориентироваться на третий вид внимания, который поддерживается интересом – на послепроизвольное, вторичное внимание.

Оно возникает там, где дети должны думать над своей работой, искать способы ее решения, находить сходное и разное, известное в новом уже знакомом, разбирать и делать выводы, рассуждать и доказывать. Словом, внимание поддерживается активной мыслительной деятельностью. Если она интересна и продуктивна, она «держит» внимание детей, не требуя от них большого нервного напряжения. По мере того, как дети приучаются к учению, в их интересную активную учебную деятельность учитель вводит задания, требующие волевого усилия. Не все в учебной деятельности интересно, и у детей надо понемногу формировать способность к волевому сосредоточению. Но такое «приучение» должно совершаться постепенно, при обдуманной дозировке заданий, требующих короткого, а затем все более длительного волевого сосредоточения. Так, детям дается задание написать одну строчку нового элемента буквы – длинную палочку с петелькой внизу, разлиновать доску или разобрать карточки с буквами и разложить их по карманчикам кассы и т.п. Пуст задание нетрудное, к тому же не очень интересное, но его надо выполнить быстро и хорошо. Для этого необходимо волевое усилие, котрое в подобных упражнениях и формируется.

Конечно, успех такой работы во многом зависит от тех побудительных стимулов, которые использует учитель, вызывая у детей нужную сосредоточенность. Это может быть, например, мотив соревнования: «Кто лучше сделает (решит, напишет, заштрихует) без ошибок?» «Я посмотрю, кто уже научился хорошо работать, как настоящий школьник…» и т.д.

Качества внимания

Основными качествами внимания являются его объем, концентрация и устойчивость.

У ребенка объем внимания значительно уже, чем у взрослого. Поэтому, если ему приходится сразу ознакомиться с двумя новыми буквенными или цифровыми знаками, с двумя сходными картинками или близкими по смысловому содержанию стихотворениями, происходит «спутывание» воспринимаемых объектов. В этом случае очень целесообразно ввести прием сравнения, чтобы особенности каждой буквы или сходных цифр (3 и 5, 6 и 9, 1 и 7) выступили достаточно ясно.

Концентрация внимания характеризует силу сосредоточения человека и определяется той силой нового раздражителя, которая необходима для погашения прежней доминанты и создания новой. Мальчик дома занят конструированием самолета. Ни разговоры родителей, ни шум и возня братишек, ни телевизор – ничто его не отвлекает. Внимание его обладает большой силой концентрации. У маленьких школьников это явление редкое. Чаще всего сила сосредоточения у них невелика.

Устойчивость внимания также невелика у младших школьников. Всем учителям известно, как долго, с неослабевающим вниманием дети могут слушать интересный и доступный их пониманию рассказ. Но известна также и быстрая отвлекаемость детей, трудности сосредоточения на чем – то неинтересном, но нужном, тем более на длительное время – рассеянность детей. Быть рассеянным – значит не уметь надолго отвлекаться от того дела, которым занят. Рассеянность противоположна устойчивости внимания и силе его сосредоточения.

Чтобы бороться с рассеянностью, необходимо знать причины, вызывающие ее появление. Одна из наиболее часто встречающихся причин рассеянности детей – их легкое и быстрое появляющееся утомление. Оно наступает при выполнении трудной, неинтересной и однообразной работы, требующей длительного напряжения нервно – мышечной системы и особенно зрительного и слухового аппаратов. Перегрузка впечатлениями, сильными эмоциональными переживаниями, недостаточный отдых вызывают возникновение сильного и разлитого торможения нервной деятельности мозговой коры. Нервные клетки теряют восприимчивость и перестают отвечать на раздражители. Если частота и сила такого утомления повышаются и оно не снимается обычным отдыхом, наступает переутомление. Ребенок уже не может уснуть, теряет аппетит, становится вялым и раздражительным. Ему нужна медицинская помощь.

Нередко причиной рассеянности детей, особенно очень впечатлительных, хорошо умственно развитых, начитанных и думающих, является отсутствие у них необходимой гибкости внимания или его переключаемости. Ребенок не может переключить свое внимание «по требованию» и сосредоточиться на учебном материале. Такой ученик невнимателен к одному содержанию потому, что слишком сосредоточен на другом.

Педагогические условия повышения культуры детского внимания

Очень часто в рассеянности детей виноват сам учитель. Если он ведет урок однообразно и скучно, если дает детям выполнять давно знакомые им и слишком легкие виды работ, если обрекает их на безделье или дает им задания, требующие трафаретных решений, если он не побуждает учеников к активной мыслительной деятельности – он неизбежно создает условия для проявления рассеянности детского внимания.

Если учитель суетлив или растерян, если ему не удалось в достаточной степени затормозить  все свои реакции на личные переживания, если он недостаточно сосредоточен на проведении уроков и на своей работе с детьми, класс чувствует это моментально. Дети становятся возбужденными, громко кричат, ссорятся, шалят. Деловой, спокойный тон, быстрый темп урока, четкая его организация и насыщенность доступной детям содержательной деятельности – наиболее эффективные средства активизации детского внимания, а вместе с тем и повышение работоспособности класса. Следует очень хорошо продумывать всю организацию урока, заранее подготовить все нужные материалы и пособия, то, что возможно, записать в перемену на доске. Нельзя пропускать пустых промежутков на уроке или пауз для раздачи тетрадей (пособий). В эти моменты дети сразу теряют сосредоточенность на учебной работе.

Недопустимо прерывать уже начатую работу какими – то дополнительными указаниями, которые учитель дает громко «вдогонку»: «Не забудьте отступить 4 клеточки сверху», « Когда будете писать, вспомните нужные правила, которые вы учили» и др. Они нарушают хрупкое детское внимание, отвлекая детей от начатой работы. Надо с самого начала приучать ребят к тому, что учитель объясняет задание один раз, потом же он никаких пояснений не дает. Но учитель должен при этом очень хорошо продумывать свои объяснения, чтобы они были ясными и краткими.

Конечно, и при соблюдении всех этих условий маленькие дети часто проявляют рассеянность. Они быстро устают от непривычной позы за партой, от необходимости напряженно слушать учителя, точно записывать то, что он сказал, и  только там, где он указал, от необходимости длительно тормозить свои естественные потребности к играм, движениям, болтовне и смеху. Эти проявления естественных потребностей нельзя просто запрещать. Важно продумать отдых детей между уроками, чтобы он служил действительно хорошим отдыхом для ребят.

Нельзя сразу требовать от первоклассника устойчивого внимания, так же как невозможно требовать от него сразу соблюдения всех правил орфографии. Они постепенно научатся всему, и чем младше дети, тем больше необходимости терпения, такта и подготовленности в повседневной учебе учителя со всем классом и с каждым отдельным учеником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Статья описывает методику развития внимания школь­ников на уроках математики и включает практические занятия....

Статья "Развитие внимания учащихся

Статья для учителей и родителей...

Статья "Развитие внимания учащихся

Статья для учителей и родителей...

Статья "Развитие внимания младших школьников"

Для учителя начальной школы проблема развития вни­мания детей является традиционной. Это во многом обус­ловлено особенностями психического развития младших школьников. Наиболее характерны «невниматель...

Статья "Развитие внимания у младших школьников"

Сатья содержит прктические рекомендации по коррекции внимания млаших школьников....

Статья "Развитие внимания, памяти детей младших классов".

Внимание – начальное и очень важное звено любого обучения. Быть внимательным – значить видеть и фиксировать множество деталей происходящего, а все это в дальнейшем становится базой для пон...

Статья. Развитие внимания, памяти и воображения у детей младшего школьного возраста.

Развитие внимания, памяти и воображения у детей младшего школьного возраста....