Статья "Развитие внимания у младших школьников"
статья (2 класс) по теме

Полухина Ольга Владимировна

Сатья содержит прктические рекомендации по коррекции внимания млаших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.92 КБ
Файл prilozhenie.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие внимания у младших школьников

Автор: учитель начальных классов Полухина Ольга Владимировна

«...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира»

К.Д.Ушинский

В последнее время все чаще у  родителей и педагогов, работающих с детьми, появляется беспокойство, связанное с развитием внимания современных школьников. Часто взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколь-либо долго удерживать внимание при решении учебных задач.

Внимание – очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение. 

Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала появляется непроизвольное внимание, привлекаемое силой, новизной, необычайностью раздражителя. На основе непроизвольного внимания у детей постепенно развивается внимание произвольное. Однако на протяжении дошкольного возраста, да и в начале школьного, ребенок не может еще управлять своим вниманием  и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, частой смене деятельности.

Одной из основных задач, стоящей  перед учителем начальной школы  является четкое планирование своей работы по организации внимания детей. Одним из условий поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его изложения и раскрытия. Очень важным для организации внимания является умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком, вызывало интерес.

Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.

Объем внимания определяется количеством однородных предметов, которое охватывает сознание ребенка. У младших школьников  объем внимания не превышает 3-4 объектов. Маленький объем внимания не дает ребенку возможности концентрироваться на нескольких предметах, удерживать их в уме. Так, объем внимания очень важен на уроках математики, благодаря ему, школьники способны удерживать в сфере повышенного внимания содержание и условия задач, вопросы, задания и примеры устного счета.

Концентрация внимания – интенсивность сосредоточения на одном или нескольких объектах. У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9-10 годам. В начале учебного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 минут. Это говорит нам о том, что объяснение нового материала со всей подготовительной работой не должно превышать более 7 минут. Часто при объяснении учебного материала я замечаю, что ученик вроде бы слушает меня, не отвлекается, не разговаривает, но по взгляду видно, что концентрация ослабла. В этой ситуации специалисты советуют на несколько секунд прервать объяснение материала и попросить учащихся задать себе вопрос «Что я сейчас делаю?» После этого устойчивость внимания, как правило, возвращается.

Распределение внимания – возможность концентрироваться не на одном, а на двух или большем числе различных объектов. Это дает возможность одновременно  совершать несколько рядов действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания. Например, это свойство младшие школьники используют:

- при выполнении комментированного письма ( ученик должен одновременно говорить, что именно он записывает, и осуществлять процесс письма);  

- при проверке собственных работ (ученик должен читать написанный текст и одновременно искать орфограммы, проверять их и сверять с написанным в своей тетради);

- при проведении математических диктантов и пр.

 Как мы видим, распределение внимания очень полезное и необходимое для учёбы свойство. Однако,  нужно помнить что оно не формируется до 7 лет при нормальном психическом развитии ребёнка. Поэтому в учащиеся 1-го класса, давая ответ у доски, способны сначала сказать, а лишь потом написать предложение. К 8 годам становится нормой распределение внимания на 2 учебных объекта, если одно из необходимых действий хоть в какой –то степени автоматизировано. Поэтому, если у школьника автоматизировался процесс письма (т,е, ему не надо вспоминать каждый графический символ), тогда он может научиться одновременно при этом говорить.

Переключение внимания означает возможность сознательного и осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой. Л.С. Выготский объяснял частое переключение внимания младших школьников неумением детей четко ставить перед собой цель. Значит, чтобы развивать это свойство необходимо учить детей ставить цель. Из-за частого переключения внимания детям очень трудно достичь какой-либо цели, например, на уроке математики это будет мешать ребенку постоянно: не закончив решение задачи, он будет вычислять значения выражений.

Устойчивость внимания определяется длительностью времени, в течение которого сохраняется его концентрация.  Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий: особенности задания, степени его трудности, понятности, интереса к нему ребенка и сформированности его волевых качеств. Особенно существенна роль волевого усилия к длительному поддержанию своего внимания на определенном уровне, даже если то содержание, на которое оно направлено, не представляет непосредственного интереса и сохранение его в центре внимания сопряжено с определенными трудностями. Хороший уровень сформированности внимания у ребенка свидетельствует о развитии у него самоконтроля.

Различные свойства внимания – его концентрация, объем, распределение и переключение, устойчивость – в значительной мере независимы друг от друга: внимание, хорошее в каком-то одном отношении, может быть не столь совершенным в другом. Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый вклад в успешность обучения по разным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению — с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается вывод: развивая определенные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

В этой связи можно выделить специальные задания, упражнения, игры, которые могут быть использованы учителем на уроках. Их систематическое применение способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.

Предлагаемые ниже задания и игры  могут использоваться  в коллективной и индивидуальной работе с учащимися с целью профилактики невнимательности, повышения уровня развития внимания и успеваемости. (Приложение)

Список использованной литературы:

  1. Дубровина И.В., Андреева А.Д. Младший школьник: развитие познавательных способностей: пособие для учителя. - Просвещение, 2003г.
  2. О.Машталь Лучшие методики развития внимания у детей. 1000 тестов, заданий и упражнений. – СПб., 2008
  3. Пасечник Л.В. Диагностика психологической готовности детей 6 – 7 лет к обучению в школе. – Москва, 2009 г.



Предварительный просмотр:

Приложение

Задания, которые можно предложить детям для работы на уроке русского языка.

Задание 1. «Составь слово»

Цель: развитие произвольного внимания.

Инструкция: Дети в своих рабочих тетрадях должны составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов.

  1.  а, к,  с, о, и, м, р, т.
  2.  м, ш, а, н, и, ы, г, р.

Задание 2. Игра «Не пропусти хлопок»

Цель: развитие произвольного внимания.

Инструкция: Ребенку дается задание: когда он услышит слова, принадлежащие к определенной категории, ему нужно будет каким – то образом показать это, например, хлопнув в ладоши.

Вариант 1.

Хлопни в ладоши, когда услышишь слово, начинающееся на гласную букву.

 Хлопушка, йогурт, обруч, йод, огурец, арбуз, стакан, чашка, ухо, тарелка, апельсин и тд.

Вариант 2.

Подними руку, когда услышишь глагол.

Насыпать, солонка, спать, дышащий, дышать, стоять, ложка, смотрит, песня, красивый, рисует и тд.

Задание 3. «Корректурные упражнения»

Цель: развитие концентрации и самоконтроля при выполнении письменных работ.

Материал: тексты в рабочих тетрадях или печатные (буквенные) тексты, ручки и карандаши.

Инструкция: В течение 5 мин нужно:

-  найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А»:  и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора, если у кого-то они встретятся;

- «О» подчеркнуть, «Л» вычеркнуть;

- «Е» обвести в кружок, «Г» вычеркнуть и пр.

Задание 4. «Соединить половинки слов»

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Инструкция: Слова делят на две части. Затем, первые половинки записывают в разнобой в левый столбик, а вторые - в правый. Нужно соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова.

Вариант 1.                                             Вариант 2.

САМО    ЛЯР                                        РОД      РАСТ

БУК         ВЕРТ                                     ПРИ      ЕЗДКА

ФУТ        ВАРЬ                                     ВОЗ       ИНА

БАЛ         ВАР                                       РАЗ       ГОРОК

КАП        КОН                                       ПО        ОЧКА

КОН        НАЛ                                       СОР      БОР

ВА           КА                                          ПАР      ВОЗ

КА           ГОН                                        ВОДО  ФОР

ГОН         КАН                                       СЕМА  ТА

Дети записывают составленные слова в рабочие тетради, затем проверяют. Можно давать дополнительные задания не только по теме урока, но и как материал для повторения.

Задание 5. «Найди слова»

Цель: развитие концентрации внимания.

Инструкция: На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое спрятавшееся в нем слово. Например:

Смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

Задание 6. «Копировальщики»

Цель: упражнение на концентрацию и устойчивость внимания

Инструкция: Детям предлагается без ошибок переписать предложенные строчки.

  1. аммадда     береюре     аввамава        ессанессас         деталлата
  2. етальтаррс     усокгата       енажлобы      клатимори       лиддозока
  3. миноцапримапавотил        щонеркапридюракеда       куфтироладзлоекунм

Задание 7. «Анаграмма»

Цель: развитие внимания, мышления.

Инструкция: Расшифровать слова и вычеркнуть лишнее, не подходящее по смыслу к другим. Назвать, что общего между оставшимися словами.

Аятк – еанл – яавс – арии (Катя – Лена – Вася - Ира), лишнее слово «Вася», так как это мужское имя.

Ьле – ёкнл – убд – санои (ель – клён – дуб - осина), лишнее слово «ель», так как это название хвойного дерева.

Задания, которые можно предложить детям для работы на уроке математики.

Задание 1. «Счет с помехой»

Цель : развитие переключения внимания.

Инструкция: Дети называют цифры от 1 до 10 (можно от 1 до 20, от 1 до 30 и т.д.), одновременно записывая их на  доске (тетрадном листе) в обратном порядке. Ученик произносит 1, а пишет 10, произносит 2, пишет 9 и т.д. Подсчитывается число ошибок.

Задание 2. «Назови соседей»

Цель : развитие произвольного внимания.

Инструкция: Учитель, бросая мяч учащимся по очереди, называет числа от 0 до 30 (постепенно числа и темпы работы увеличиваются). Поймавший мяч, должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на 1 меньше и на 1 больше названного числа, или предыдущее и последующее. После этого ученик возвращает мяч учителю. Если поймавший мяч ребёнок дважды ошибается в названии «соседей», он выбывает и внимательно следит за игрой со стороны. Самый последний из детей считается самым внимательным. Задание применяется в устном счёте.

Задание 3. «Шифровальщик»

 Цель: развитие концентрации и переключения внимания.

Инструкция: В данном задании необходимо зашифровать или расшифровать текст. Ребенку дается ключ, по которому он выполняет прямое или обратное шифрование.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

10

11

12

13

14

15

16

17

18

и

й

к

л

м

н

о

п

р

19

20

21

22

23

24

25

26

27

с

т

у

ф

х

ц

ч

ш

щ

28

29

30

31

32

33

34

35

36

ъ

ы

ь

э

ю

я

.

,

?

Например, 13,6,20,16,14; - 19,6,18,29,11; 35; 9,10,14,16,11; - 2,6,13,2,9,11; 34 (Летом – серый, зимой – белый (заяц)).

Задание 4. «Корректор»

Цель: развитие внимания, дополнительно отрабатывается учебный навык.

Инструкция: Задание выполняется на скорость, проводится регулярно, время выполнения фиксируется строго (не более 3 – 5 минут).

Вариант 1.                                                               Вариант 2.

1 + 7 =

3 + 9 =

6 –  3=

9 – 2 =

2 + 2 =

7 + 4 =

8 + 6 =

4 – 2 =

5 – 1 =

4+ 5 =

5 + 7 =

9 + 7 =

5 – 2 =

5 – 0 =

1 + 4 =

….

Время:

Время:

Время:

Ошибки:

Ошибки:

Ошибки:

…*2 = 4

…* 5 = 20

…*3 = 24

…*9 = 45

…* 7 = 42

…* 3 = 0

…* 5 = 5

… * 8 = 32

… * 2 = 14

… * 5 = 45

… * 8 = 0

… * 9  = 18

… * 6 = 36

…* 3 = 9

… * 4 = 12

….

Время:

Время:

Время:

Ошибки:

Ошибки:

Ошибки:


Задание 5. «Каждой руке - свое дело»

Цель: формирование распределения внимания.

Инструкция: Учащимся предлагается сначала рисовать одной рукой, затем другой рукой. Рисовать можно геометрические фигуры.

Задание 6. «Диктант»

Цель: развитие внимания.

Инструкция: Запиши числами количество слов в предложении.

  • Дети играют в мяч. (4)
  • Мама моет окна. (3)
  • Девочка прыгает через скакалку.(4)
  • Собака лает. (2)
  • Зимой идет снег. (3)

Задания, которые можно предложить детям для работы на уроке чтения.

Задание 1. «Чтение с помехой»

Цель: тренировка распределения внимания.

Инструкция: Детям предлагается читать текст, одновременно выстукивая карандашом ритм. Далее ведется работа по вопросам текста.

Задание 2. «Найди ошибку»

Цель: развитие зрительного или слухового внимания.

Инструкция: Детям предлагается поискать ошибки во фразах. Предложения могут предъявляться ребенку на слух, а могут выдаваться в форме карточек.

  • В дубу выросли желуди.
  • На клену распустились резные листва.
  • Папа поднимается вниз по лестнице.
  • И детей красивые санка.
  • Света одевает теплую шубку и длинную шарф.
  • Катина кукла может закрывать все глаза.
  • Кошка залезла с дерева.
  • Бабушка завтра испекла пирог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития внимания у младших школьников в учебной деятельности.

Немало хлопот учителям начальных классов специальной (коррекционной) школы доставляют невнимательные дети. Иногда отсутствие внимания становится серьезным препятствием для развития и обучения ребенка:...

Формирование внимания у младших школьников на уроках русского языка с помощью системы заданий

Работа предназначена для учителей начальной школы. В ней рассказывается о системе заданий  по формированию произвольного внимания на уроках русского языка у  младших школьников....

Памятка родителям «Игры для снятия напряжения, развития самоконтроля, внимания у младших школьников»

Развитие внимания и памяти – необходимый компонент успешного обучения.Неустойчивое внимание, трудности переключения или, наоборот, постоянное отвлечение,низкие объем и устойчивость па...

Коррекционная работа учителя по развитию свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития

ОглавлениеВведение 4ГлаваI. Теоретические основы изучения свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития8 Характеристика внимания как познавательного процесса8...

Родительское собрание по теме "Формирование произвольного внимания у младшего школьника" 3 класс

Материал для проведения родительского собрания по теме "Формирование произвольного внимания у младшего школьника"....

Развитие внимания у младших школьников с нарушениями письменной речи. Повышение мотивации к логопедическим занятиям.

Для изучения особенностей внимания у детей младшего школьного возраста с ОНР используютя следующие методики: корректурная про­ба, методика Пьерона — Рузера, таблицы Шульте, крас­но-черный квадрат, таб...

Развитие внимания у младших школьников в учебно-воспитательном процессе

В работе со школьниками, особенно младшего школьного возраста, проблема развития внимания является наиболее актуальной. На протяжении школьного возраста в формировании внимания происходят существенные...