«Программа профилактики и коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2-х классов»
рабочая программа по логопедии (2 класс) на тему

Ермакова Анна Станиславовна

Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.

Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста.

Задачи

Основными задачами программы являются: упорядочение и развитие у детей звуковых, морфемных и синтаксических обобщений; формирование и совершенствование связной речи, ее устной и письменной формы.

Программа направлена на осуществление профилактики и коррекции смешанной дисграфии, обусловленной общим недоразвитием речи , фонетико- фонематическим недоразвитием речи у детей младшего школьного возраста. Программа адресована учащимся 2-х классов начальной школы для детей с нарушением речи.

Содержание

Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях :

  • на фонетическом уровне;
  • на лексико- грамматическом уровне;
  • на синтаксическом уровне.
  1. Коррекционная работа на фонетическом уровне:

А) коррекция дефектов произношения;

Б) формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

  1. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:

Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.

  1. Коррекционная работа на синтаксическом уровне:

Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять, если это необходимо, количество часов для повторения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2_klass.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа специалиста

учителя –логопеда

Ермаковой Анны Станиславовны

«Программа профилактики и коррекции

смешанной дисграфии у учащихся 2-х классов»

Данная программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях:

  • комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);
  • компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);
  • поэтапное формирование умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин).

Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.

Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста.

Задачи

Основными задачами программы являются: упорядочение и развитие у детей звуковых, морфемных и синтаксических обобщений; формирование и совершенствование связной речи, ее устной и письменной формы.

Программа направлена на осуществление профилактики и коррекции смешанной дисграфии, обусловленной общим недоразвитием речи , фонетико- фонематическим недоразвитием речи у детей младшего школьного возраста. Программа адресована учащимся 2-х классов начальной школы для детей с нарушением речи.

               С учащимися проводятся групповые (2-6 человек) и индивидуальные логопедические занятия. Продолжительность группового занятия – 40 минут, индивидуального занятия – 25 минут учебного времени. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп – схожестью нарушений речевого развития, возрастным критерием. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Обследование речи учащихся проводится в начале и в конце учебного года.

Содержание

Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях :

  • на фонетическом уровне;
  • на лексико- грамматическом уровне;
  • на синтаксическом уровне.
  1. Коррекционная работа на фонетическом уровне:

А) коррекция дефектов произношения;

Б) формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

  1. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:

Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.

  1. Коррекционная работа на синтаксическом уровне:

Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять, если это необходимо, количество часов для повторения.

Диагностический этап. Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

Подготовительный этап. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками.

I этап. Коррекционная работа на лексико – синтаксическом  уровне. Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

II  Этап. Коррекционная работа на фонетическом уровне. Коррекция дефектов произношения. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слогоритмической структуры слова.

Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:

  • Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком;
  • Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.

Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста во 2-х классах проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.

III этап. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Уточнение, развитие, совершенствование, грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Календарно-тематическое планирование коррекционной работы

с группой учащихся 2-х классов имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные ФФНР.

Задачи коррекционной работы

Количество часов

Задачи

Оборудование

I Диагностико-аналитический блок 01.09-15.09

1

Выявить состояние сформированности фонематического, слогового, языкового анализа и синтеза.

Состояние сформированности фонематического, слогового, языкового анализа и синтеза.

2

Выявить состояние сформированности словообразования и словоизменения.

Состояние сформированности словообразования и словоизменения.

3

Выявить состояние сформированности устной и письменной речи.

Состояние сформированности устной и письменной речи.

4

Выявить состояние сформированности связной речи.

Состояние сформированности связной речи.

II Коррекционная работа лексико-синтаксическом уровне.

1

Текст и предложение

2-4

понятия текста и предложения;

 учить детей определять границы предложения;

уточнить правило написания предложения;

2

Предложение и слово

2-4

 понятие о слове;

дифференцировать понятия «предложение» и «слово»;

предложения состоят из слов, связанных между собой по смыслу;

учить определять количество слов в предложении,

составлять предложения из определенного количества слов;

3

Слово и слог

2-4

понятие слога; дифференцировать понятия «слово» и «слог»;

учить детей делить слова на слоги, определять порядок слогов в слове;

обучать слоговому анализу и синтезу слов I и II класса

III Коррекционная работа на фонетическом уровне.

4

Звуки и буквы

1-3

научить детей различать понятия «звук» и «буква»;

закрепить умение определять место звука в слове;

обучать анализу и синтезу слов I, II, III класса;

5

Гласные звуки

1-3

понятие о гласных звуках и их обозначении на письме;

уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков;

учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова;

закрепить понятие о слогообразующей роли гласных;

показать смыслоразличительную роль гласных; учить анализу и синтезу слов III класса;

6

Ударение

1-3

дать понятие об ударении;

учить правильно ставить ударение; работать над ритмико-слоговой структурой слова;

дать понятие о смыслоразличительной роли ударения в слове;

учить анализу и синтезу слов II и IV класса;

7

Согласные звуки и буквы

1-3

понятие о согласных звуках и буквах;

научить дифференцировать гласные и согласные  звуки;

закреплять умение выделять последний звук слова, определять, какой он - гласный или согласный;

учить анализу и синтезу прямого открытого и обратного слога;

8

Буквы  Я, Ё, Ю, Е

1-3

познакомить детей с двойной ролью букв  я, ё,  ю,  е;

развивать фонематические процессы;

дать понятие о транскрипции, об особенностях гласных букв я, ё, ю, е;

познакомить детей с позициями, когда йотированные гласные обозначают один звук и два звука;

учить слышать раздвоение йотированных гласных в трёх позициях;

9

Твердые и мягкие согласные звуки

1-3

понятие о твёрдых и мягких согласных звуках;

учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные на слух и по кинестетическим ощущениям;

дать, понятие о том, что одна буква может обозначать два звука;

10

Звонкие и глухие согласные

1-3

понятие о звонких и глухих согласных;

учить дифференцировать звонкие и глухие согласные на слух и с помощью тактильных ощущений;

обучать анализу и синтезу слов III класса;

11

Звуки [п] - [п'] и буква II

1-2

учить детей различать звуки [п] - [п'| изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

12

Звуки [б] - [б'] и буква Б

1-2

учить детей различать звуки [б] - [б'] изолированно, и слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

13

Дифференциация звуков [п] - [б]

1-2

учить детей различать звуки [п] - [б] изолированно, и слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

14

Дифференциация звуков [п'] - [б']

1-2

учить детей различать звуки [п'] - [б'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

15

Звуки [ф] - [ф'] и буква Ф        

1-2

учить детей различать звуки [ф]  и  [ф'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

16

Звуки [в] - [в'] и буква В        

1-2

учить детей различать звуки [в] - [в'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

17

Дифференциация звуков [в] - [ф]

1-2

учить детей различать звуки [в] - [ф]  изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

18

Дифференциация звуков [в'] - [ф1]        

1-2

учить детей различать звуки [в'] - [ф'] изолирован но, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

19

Звуки [т] - [т'] и буква Т

1-2

учить детей различать звуки [т] - [т'] изолированно в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

20

Звуки [д] - [д'] и букваД

1-2

учить детей различать звуки [д] - [д'] изолированно, и слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

21

Дифференциация звуков [т] - [д]

1-2

учить детей различать звуки [т] - [д] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

22

Дифференциация звуков [т'] - [д']        

1-2

учить детей различать звуки [т'] - [д'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

23

Звуки [к] - [к'] и буква К

1-2

учить детей различать звуки [к] - [к'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

24

Звуки [г] - [г'] и буква Г        

1-2

учить детей различать звуки [г] - [г'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

25

Дифференциация звуков [к] - [г]

1-2

учить детей различать звуки [к] - [г] изолированно, и слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

26

Дифференциация звуков [к'] - [г']        

1-2

учить детей различать звуки [к'] - [г'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

27

Звуки [с] - [с'] и буква С        

1-2

учить детей различать звуки [с] - [с'] изолированно, к слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

28

Звуки [з] - [з'] и буква 3        

1-2

учить детей различать звуки [з] - [з'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

29

Дифференциация звуков [с] - [з]

1-2

учить детей различать звуки [с] - [з] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

30

Дифференциация звуков [с'] - [з']

1-2

учить детей различать звуки [с'] - [з'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

31

Дифференциация звуков [ш] - [ж]

1-2

учить детей различать звуки [ш] - [ж] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

32

Дифференциация звуков [с] - [ш]

1-2

учить детей различать звуки [с] - [ш] изолированно, и слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначить их на письме.

33

Дифференциация звуков [з] - [ж]

1-2

учить детей различать звуки [з] - [ж] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

34

Звуки [л]   - [л'] и буква Л

1-2

учить детей различать звуки [л] - [л'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

35

Звуки [р] - [р'] и буква Р

1-2

учить детей различать звуки [р] - [р'] изолированно, к слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

36

Звуки [л] - [р] и букв Л, Р

1-2

учить детей различать звуки [л] - [р] изолированно,  в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

37

Звуки [л'] - [р'] и букв Л, Р

1-2

учить детей различать звуки [л' ] - [р'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

38

Звуки [ц] - [с] и буквы Ц, С        

1-2

учить детей различать звуки [ц] - [с] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

39

Звуки [ц] - [т'] и буквы Ц, Т.

1-2

учить детей различать звуки [ц] - [т'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

40

Звуки [щ'] - [с'] и буквы Щ, С        

1-2

учить детей различать звуки [щ'] - [с'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

41

Звуки [ч'] - [щ'] и буквы Ч, Щ        

1-2

учить детей различать звуки [ч'],  [щ'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

42

Звуки [ч'] - [т'] и буквы Ч, Т.

1-2

учить детей различать звуки [ч'] - [т'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их па письме.

43

Звуки [ч'] - [ц] и буквы Ч, Ц

1-2

учить детей различать звуки [ч] - [ц] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

III Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

1

Составление рассказов из предложений.

2

учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое связное высказывание о последовательности выполнения учебного задания.

учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое связное высказывание о последовательности выполнения учебного задания.

2

Составление рассказа по опорным словам (существительным и глаголам).

2

3

Составление рассказа по сюжетной картине.

2

4

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

2

5

Составление рассказа по вопросной схеме, (пересказ).

2

IV Оценочный этап.

Выявить результативность проведения коррекционной работы и выделить комплекс задач, над которыми планируется работать в следующей четверти.

Оценка динамики развития учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Выявление дисграфии у учащихся 2-х классов»

Данную разработку можно использовать для выступлений на методических обЪединениях....

Учебно-методическое пособие в помощь учителям-логопедам. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»

Данная программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающих с учащимися первых классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью....

Учебно-коррекционная программа «Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Учебно-коррекционная программа. Рабочая программа  «Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»...

Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в структуру ОНР.

Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с  общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в струк...

Рабочая программа «Предупреждение дисграфии у учащихся 1-ых классов». Календарно-тематическое планирование.

Рабочая программа "Предупреждение дисграфии у учащихся 1-ых классов" составлена специалистом ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Горемыкиной Ириной Николаевной.Данная программ...

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования. В данной программе представлено тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обуч...

Программа коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов

Настоящая программа коррекционной работы позволяет оказывать логопедическую поддержку младшим школьникам с недостатками в развитии навыка письма. Её особенностью является направленность на формировани...