Учебно-методическое пособие в помощь учителям-логопедам. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»
рабочая программа по логопедии по теме

Данная программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающих с учащимися первых классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»

Пояснительная записка

 По результатам ежегодной  психолого-педагогической диагностики детей, обучающихся в начальных классах, можно с уверенностью сказать, что одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной речи (лексико-грамматическое недоразвитие, недостатки звукопроизношения, связной речи), которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.  

 Проблема нарушений письма и чтения - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия), у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.

Нарушения устной речи у первоклассников препятствуют полноценному обучению грамоте. Для предупреждения нарушений чтения и письма необходима профилактическая работа, включающая коррекцию имеющихся речевых нарушений и развитие психических функций, необходимых для успешного освоения программы по русскому языку и чтению в начальной школе.

Данная программа адресована учителям-логопедам  школьных логопедических пунктов, работающих с  учащимися первых классов, испытывающих затруднения при  овладении письменной речью.

Программа опирается на следующие основные принципы:

- системность;

- комплексность;

- деятельностный подход;

- онтогенетический;

- обходного пути;

- общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

Цель программы: коррекция нарушений устной речи и комплексная подготовка детей, имеющих трудности в обучении, к овладению значимыми умениями и навыками для обучения письму и

чтению.

Задачи программы:

 - развитие фонематического анализа и синтеза;

- развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения и текста;

- уточнение и закрепление слухопроизносительных дифференцировок фонем;

- развитие и уточнение пространственно-временных представлений;

- развитие внимания, памяти, мышления;

- формирование и развитие связной речи, обогащение словарного запаса;

- развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.

Содержание

Программа рассчитана на 33 учебных часа (посещение учащимися занятий 2 раза в неделю) и состоит из трех этапов:

1-й этап - коррекционная работа на фонетическом уровне (18 часов)

На этом этапе привлекается внимание детей к строению артикуляционного аппарата. Раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком. Дальнейшая работа направляется на развитие звукобуквенного анализа и синтеза. Большое внимание отводится дифференциации букв имеющих кинетическое сходство. Кроме того, ведется работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, и в первую очередь гласных I и II ряда. Работа на этом этапе завершается дифференциацией согласных звуков.

2-й этап - коррекционная работа на лексическом уровне (8 часов)

Работа на этом этапе начинается с уточнения и расширения словарного запаса учащихся. Дети знакомятся с явлениями антонимии и синонимии слов, не давая эти понятия, но объясняя их суть. Уточняется представление детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги.. Затем ученики усваивают слоговую структуру слова.

3-й этап - коррекционная работа на синтаксическом уровне (7 часов)

Начинается с работы над предложением, параллельно ведется работа над грамматическим оформлением предложения. Обращается внимание на правильное согласование различных частей речи. Проводится несколько занятий с целью формирования связной речи.

                                Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

1-й этап. Коррекционная работа на фонетическом уровне

18

1.

Строение и функции речевого аппарата. Звуки и буквы

а) дифференциация гласных и согласных звуков

б) дифференциация гласных звуков (по мере изучения)

3

2.

Фонематический анализ и синтез слов:

а) простые формы звукобуквенного анализа и  синтеза

б) сложные формы звукобуквенного анализа и синтеза

4

3.

Обозначение мягкости согласных на письме:

а) посредством гласных второго ряда

б) посредством мягкого знака

5

4.

Дифференциация парных звонких и глухих согласных

6

2-й этап. Коррекционная работа на лексическом уровне

8

1.

Слоговой анализ и синтез слов

4

2.

Ударение в словах

2

3.

Уточнение и расширение словарного запаса:

а) работа с синонимами

б) работа с антонимами

2

3-й этап. Коррекционная работа на синтаксическом уровне

7

1.

Предложение и его грамматическое оформление

5

3.

Работа над связной речью:

а) пересказы

б) устные сочинения

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов.

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо, а также чтение из це...

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи

Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли -показатель культурного уровня человека. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служат камнем преткновения в ...

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования. В данной программе представлено тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обуч...

"Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первых классов." Журнал"Образование Нижнекамского муниципального района" 2015-2016 учебного года, №2

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения. Цель приведенных ниже упражнений: помочь учителю на уроках обучения грамоте и русского язы...

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы

В данной статье находятся материалы по повышению грамотности учащихся начальных классов....

Особенности профилактики нарушений письменной речи у учащихся первых классов

Статья на тему "Особенности профилактики нарушений письменной речи"...

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся начальных классов

Виды заданий по профилактике письменной речи у учащихся с ОВЗ...