Главные вкладки

    Рабочая программа по логопедии по теме:
    Учебно-методическое пособие в помощь учителям-логопедам. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»

    Чернюк Ольга Леонидовна

    Данная программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающих с учащимися первых классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»

    Пояснительная записка

     По результатам ежегодной  психолого-педагогической диагностики детей, обучающихся в начальных классах, можно с уверенностью сказать, что одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной речи (лексико-грамматическое недоразвитие, недостатки звукопроизношения, связной речи), которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.  

     Проблема нарушений письма и чтения - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия), у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.

    Нарушения устной речи у первоклассников препятствуют полноценному обучению грамоте. Для предупреждения нарушений чтения и письма необходима профилактическая работа, включающая коррекцию имеющихся речевых нарушений и развитие психических функций, необходимых для успешного освоения программы по русскому языку и чтению в начальной школе.

    Данная программа адресована учителям-логопедам  школьных логопедических пунктов, работающих с  учащимися первых классов, испытывающих затруднения при  овладении письменной речью.

    Программа опирается на следующие основные принципы:

    - системность;

    - комплексность;

    - деятельностный подход;

    - онтогенетический;

    - обходного пути;

    - общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

    Цель программы: коррекция нарушений устной речи и комплексная подготовка детей, имеющих трудности в обучении, к овладению значимыми умениями и навыками для обучения письму и

    чтению.

    Задачи программы:

     - развитие фонематического анализа и синтеза;

    - развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения и текста;

    - уточнение и закрепление слухопроизносительных дифференцировок фонем;

    - развитие и уточнение пространственно-временных представлений;

    - развитие внимания, памяти, мышления;

    - формирование и развитие связной речи, обогащение словарного запаса;

    - развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.

    Содержание

    Программа рассчитана на 33 учебных часа (посещение учащимися занятий 2 раза в неделю) и состоит из трех этапов:

    1-й этап - коррекционная работа на фонетическом уровне (18 часов)

    На этом этапе привлекается внимание детей к строению артикуляционного аппарата. Раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком. Дальнейшая работа направляется на развитие звукобуквенного анализа и синтеза. Большое внимание отводится дифференциации букв имеющих кинетическое сходство. Кроме того, ведется работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, и в первую очередь гласных I и II ряда. Работа на этом этапе завершается дифференциацией согласных звуков.

    2-й этап - коррекционная работа на лексическом уровне (8 часов)

    Работа на этом этапе начинается с уточнения и расширения словарного запаса учащихся. Дети знакомятся с явлениями антонимии и синонимии слов, не давая эти понятия, но объясняя их суть. Уточняется представление детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги.. Затем ученики усваивают слоговую структуру слова.

    3-й этап - коррекционная работа на синтаксическом уровне (7 часов)

    Начинается с работы над предложением, параллельно ведется работа над грамматическим оформлением предложения. Обращается внимание на правильное согласование различных частей речи. Проводится несколько занятий с целью формирования связной речи.

                                    Тематическое планирование

    Тема

    Кол-во часов

    1-й этап. Коррекционная работа на фонетическом уровне

    18

    1.

    Строение и функции речевого аппарата. Звуки и буквы

    а) дифференциация гласных и согласных звуков

    б) дифференциация гласных звуков (по мере изучения)

    3

    2.

    Фонематический анализ и синтез слов:

    а) простые формы звукобуквенного анализа и  синтеза

    б) сложные формы звукобуквенного анализа и синтеза

    4

    3.

    Обозначение мягкости согласных на письме:

    а) посредством гласных второго ряда

    б) посредством мягкого знака

    5

    4.

    Дифференциация парных звонких и глухих согласных

    6

    2-й этап. Коррекционная работа на лексическом уровне

    8

    1.

    Слоговой анализ и синтез слов

    4

    2.

    Ударение в словах

    2

    3.

    Уточнение и расширение словарного запаса:

    а) работа с синонимами

    б) работа с антонимами

    2

    3-й этап. Коррекционная работа на синтаксическом уровне

    7

    1.

    Предложение и его грамматическое оформление

    5

    3.

    Работа над связной речью:

    а) пересказы

    б) устные сочинения

    2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы

    В данной статье находятся материалы по повышению грамотности учащися начальных классов....

    Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов.

    Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо, а также чтение из це...

    Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы

    Статья предназначена для учителей начальной школы. Даны ответы на такие вопросы, как "Что же такое – нарушение письма и чтения? Почему они происходят? Как проявляются? Как учителю вовремя помочь ребен...

    Эффективность коррекционного воздействия по преодолению нарушения письменной речи у учащихся 2 класса общеобразовательного учреждения

    Эффективность коррекционного воздействия по преодолению нарушения письменной речи у учащихся 2 класса общеобразовательного учреждения...

    Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи

    Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли -показатель культурного уровня человека. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служат камнем преткновения в ...

    Нарушения письменной речи у учащихся младших классов

       В настоящее время проблема помощи детям, имеющим расстройства письма весьма актуальна. Трудности на письме создают известный дискомфорт в отношениях между учителем и учеником, осло...

    консультация на тему "Взаимосвязь в работе психолога и логопеда при коррекции письменной речи у учащихся младших классов"

    Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, видимым и записываемым, поскольку процесс письма обеспечивается согласованной  работо...