Особенности профилактики нарушений письменной речи у учащихся первых классов
статья по логопедии (1 класс)

Статья на тему "Особенности профилактики нарушений письменной речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Особенности профилактики нарушений письменной речи у учащихся первых классов

Проблема нарушения письменной речи является одной из основных проблем младших школьников. Предпосылки к появлению дисграфии, как правило, становятся заметны уже в подготовительной группе детского сада. Если не принимать профилактические меры, то с каждым годом проблема письменной речи ребёнка будет только расти. Дисграфия может не только отрицательно сказаться на успеваемости ученика, по таким предметам, как русский язык или родная речь, но и вызывать негативное отношение к учёбе в целом, навредить социальному развитию в коллективе, значительно создать сложности в усвоении школьной программы.

В исследованиях на тему «нарушения письменной речи» отмечается, что причиной таких особенностей письма является недостаточное развитие психических функций ребёнка. Ведь как известно, что своевременное формирование памяти, внимания, мышления и т.д. способствуют корректному развитию функционального базиса письма.

Таким образом, можно выделить несколько основных предпосылок нарушений письменной речи:

  1. отсутствие или неустойчивость слуховой дифференциации акустически близких звуков;
  2. субституция в устной речи;
  3. нарушение сформированности некоторых форм фонематического анализа;
  4. нарушение зрительного анализа и синтеза;
  5. нарушение пространственных представлений;
  6. нарушение процессов словоизменения и словообразования в устной речи.

Основная работа логопеда с учащимися первых классов заключается в своевременной диагностики и предупреждении дисграфии. Для подготовки ребёнка к письменной речи очень важно чтобы у него была хорошо развита крупная и мелкая моторика. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

Особенности двигательного развития детей выражаются в:

1.гиподинамия (дети больше находятся в сидячем положении, меньше играют в активные подвижные игры);

2.сужение полей зрения;

3. ограниченность востребованности крупной и мелкой моторики;

4.ограниченность кинестетических и тактильных раздражителей.

Логопед на своих занятиях должен заниматься развитием моторики предлагая различного рода упреждения (пальчиковая гимнастика, задания на развитие межполушарных связей и т.д.). Физиологические основы графической стороны письма развиты еще очень слабо, ребенку трудно и, следовательно, неинтересно. Поэтому формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя перед ребенком игровые и практические задачи.

Овладение письменной речью – это тяжелый навык для усвоения, именно поэтому необходимо на занятиях так же развивать психические функции учащихся первых классов. Давать задания на развитие памяти, внимания, восприятия, воображения и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что начинать работу по профилактики нарушений письменной речи нужно уже в подготовительной группе детского сада или в первом классе начальной школы (5-7 лет). Проводя занятия верно, можно достичь необходимого для нормы развития сформированности высших психических функций, которые в последствии, помогут ребёнку в усвоении навыка письма.

Письменная речь является важной составляющей жизни человека. Письмо влияет на психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, способствует формированию личности.

Редко можно встретить ребёнка, имеющего лишь один вид дисграфии, чаще это совокупность нескольких видов нарушений письменной речи. Тем не менее, более частыми можно назвать дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза и оптическую дисграфию. Если причины первой лежат в её названии, т.е. несформированности фонематического, слогового или языкового анализа и синтеза, такой вид напрямую связан с нарушением формирования высших психических функций. То оптическая дисграфия представляет собой оптические нарушения письма, недоразвитие или функциональная незрелость зрительного гнозиса, анализа и синтеза, оптико-пространственного восприятия и пространственных представлений, зрительно-моторной координации, недостаточная сформированность зрительной памяти.

Таким образом, для профилактики данных видов нарушений письменной речи, логопеду необходимо заниматься развитием высших психических функций, мелкой и крупной моторикой, формированием анализа и синтеза в устной речи и т.д. Проводить корректную и своевременную диагностику. Работать совместно со всеми участниками образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие в помощь учителям-логопедам. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»

Данная программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающих с учащимися первых классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью....

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов.

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо, а также чтение из це...

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи

Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли -показатель культурного уровня человека. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служат камнем преткновения в ...

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования. В данной программе представлено тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обуч...

"Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первых классов." Журнал"Образование Нижнекамского муниципального района" 2015-2016 учебного года, №2

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения. Цель приведенных ниже упражнений: помочь учителю на уроках обучения грамоте и русского язы...

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы

В данной статье находятся материалы по повышению грамотности учащихся начальных классов....

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся начальных классов

Виды заданий по профилактике письменной речи у учащихся с ОВЗ...