Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии с учащимися 3-го класса общеобразовательной школы с применением ЭОР по теме «Дифференциация строчных прописных букв х-ж в предложениях»
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему

Коленкова Инна Васильевна

Цель: Формирование межпредметных связей и навыка дифференциации оптико-кинетически сходных букв  х- ж на материале предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_h-_zh_vosstanovlen1_-_kopiya.docx303.55 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_h-zh.pptx1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект  интегрированного логопедического занятия

по коррекции оптической дисграфии с учащимися 3-го класса общеобразовательной школы с применением ЭОР по теме «Дифференциация строчных прописных букв х-ж  в предложениях»

Конспект  разработан  учителем-логопедом  высшей  квалификационной категории  ЦПМСС  Калининского  района  Санкт-Петербурга  

Коленковой Инной Васильевной

Интегрируемый предмет: «Окружающий мир»

Темы:

Логопедическая тема: Дифференциация  строчных  прописных  букв х-ж в предложениях.

Лексическая тема: Забота животных о своем потомстве.

Грамматическая тема: Грамматическое оформление  предложения.

Цель: Формирование межпредметных связей и навыка дифференциации оптико-кинетически сходных букв  х- ж на материале предложений.

Задачи:

Коррекционные:

  • Формировать чёткие графические образы строчных прописных букв х – ж, отрабатывать своевременное переключение с одной кинемы на другую;
  • Развивать умение пользоваться логоритмами при написании букв, сходных по начертанию;
  • Развивать зрительное восприятие, анализ и синтез, пространственную ориентировку;
  • Работать над слоговым анализов и синтезом;
  • Развивать языковой анализ и синтез на материале предложений;
  • Формировать функцию словообразования;
  • Развивать высшие психические функции (зрительное и слуховое внимание и память, конструктивный праксис);
  • Закреплять временные представления.

Образовательные:

  • Показать связь звука и буквы;
  • Учить пользоваться схематическим планом ответа;
  • Формировать навыки знаковой символизации;
  • Совершенствовать навык орфографического проговаривания;
  • Тренировать навык чтения;
  • Формировать навык  грамматического оформления предложения;
  • Обогащать лексический запас по теме «Животные»;
  • Совершенствовать графо-моторные навыки;
  • Повторить орфограммы: «Правописание безударных гласных»,  «Правописание сочетаний жи-ши»;
  • Вызвать интерес к животному миру.

Воспитательные:

  • Создать положительный эмоциональный настрой у детей;
  • Прививать интерес к речевым единицам;
  • Учить слушать и слышать окружающих;
  • Формировать навыки самоконтроля;
  • Содействовать формированию уважительного отношения к родителям, к материнству;
  • Воспитывать уважение к природе.

Используемые педагогические технологии:

  • Технология развивающего обучения;
  • Технология перспективно-опережающего обучения;
  • Игровые технологии;
  • Здоровье сберегающие технологии;

Методические приемы:  наглядность (использование  авторских разработок: карточек-подсказок,  карточек-заданий,  дидактической игры, слайдов презентации), практическая  совместная деятельность, использование  игровых приемов.

Методические приемы контроля: мгновенная проверка, самоконтроль;

Оборудование:  «Экран настроения»,  «Лестница успеха»,  корточки-подсказки, карточки-задания, проволочная мозаика, цветной конверт с письмом Незнайки, презентация «Зрительная гимнастика»- тренажер Базарного В.Ф., мультимедийная техника: ноутбук, проектор, колонки; презентация занятия в Power Point, цветные карандаши, ручки и тетради, мяч,

Структура  урока:

  1. Организация начала занятия

1)  Самооценка эмоционального состояния.

        2)   Упражнение на развитие зрительно-пространственных                   представлений и ориентировки.

  1. Повторение пройденного материала.

  1.  Сообщение темы.

IV.      Основная часть:

   1.  Анализ и синтез деформированного предложения.

   2.  Анализ предложения,  в котором буквы х и ж  с зашифрованы опорными символами.

   3.  Анализ предложения с пропущенными буквами х и ж.

   4.  Анализ деформированного предложения , записанного внутри строчных прописных букв х и ж.

   5.  « Мозаика» и синтез предложения из слов.

  1.  Подведение итогов занятия.

  1. Рефлексия

                                                 Ход урока:

Деятельность логопеда

Деятельность детей

   Оборудование

I. Организация начала занятия

- Здравствуйте ребята!

1)  Самооценка эмоционального состояния.

- Оцените свое эмоциональное состояние по пятибальной системе в «Экране настроения».

2)   Упражнение на развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки.

Логопед дает указание ученикам. 

-  Сядьте так, чтобы между Сашей и Колей сидел Денис,  а Алина сидела рядом с Сашей. За Колей пусть сядет Миша, а за Денисом Света.

Дети здороваются, оценивают свое настроение, садятся за парты согласно указаниям логопеда.

«Экран настроения», фломастеры.

II. Повторение пройденного материала

- Какие буквы и звуки мы учились различать в словах и словосочетаниях на прошлом занятии?

- Расскажите по карте-подсказке всё, что вы знаете о звуке и букве х, ж?

- Из каких элементов состоит буква  х, буква ж? Выберите нужные элементы из «Проволочной мозаики»

- Какие элементы одинаковые у  букв х и ж? Какой элемент добавляется у буквы ж?

- Какие картинки, слова и цифры помогают  запомнить написание букв?

- Какие стихи вы запомнили о буквах? (используется методика коррекции почерка учителя-логопеда Трубниковой Т. А.)

- Мы учились различать буквы и звуки х и ж.

Дети отвечают, пользуясь картой-подсказкой.

-Буква х состоит из полуовала влево и полуовала вправо. Буква ж состоит из полуовала влево, полуовала вправо, а между ними элемент «жук».

Дети показывают элементы.

- У букв х и ж одинаковые элементы- овалы, а у буквы ж добавляется «жук».

Показывают элемент «жук»

- Это изображения хомяка  и жука, слова «холодно» и «жарко», цифры 2 и 3.

- Буква х – «Сушка влево, сушка вправо», буква ж – «сушка влево, жук, сушка вправо».

Слайд № 7

Наглядное пособие «Проволочная мозаика»

III. Сообщение темы

- Сегодня мы будем учиться различать буквы х и ж в предложениях.

   У нас на уроке будут присутствовать  заботливые мамы некоторых животных и птиц. Давайте узнаем, кто именно будет гостями на нашем занятии.

   Откройте тетради, напишите число, обозначьте слоги - слияния.

   Я «продиктую» вам предложение с помощью логоритмов: « Первое слово: Заглавная - точка, ложка, буква эль и эм; вверх  направо; ушко, вверх, вокруг, вниз, сомкнули; узелок; палочка, галочка; вверх направо; сушка влево ,  жук, сушка вправо; вверх направо; раз -и, два - и; вверх направо; сушка влево, сушка вправо; вверх направо; ушко, вверх, вокруг, вниз, сомкнули, зайка, ножка балерины ; запятая,  второе слово: раз – и –ух; вверх направо; сушка влево, жук, сушка вправо, вверх направо; сушка влево, сушка вправо; вверх направо; ушко, вверх, вокруг, вниз, сомкнули, зайка, ножка балерины»… и т.  д.

   Логопед диктует предложение  с помощью логоритмов (по методике коррекции почерка Трубниковой Т. А.):« Моржиха, ужиха, ежиха и стрижиха – заботливые мамы ».

 IV. Основная часть

1) Анализ и синтез деформированного предложения

   На севере нашей страны живет очень заботливая мама. Кто она такая, и как она заботится о своих детенышах вы узнаете, прочитав следующее предложение. Логопед выдает детям Карточку № 1.

- Прочитайте предложение, начиная читать справа налево,  по строчкам. Обведите каждое слово в овал. Не забудьте обвести предлоги в треугольники, а союзы и, а, но в кружки.

Сколько слов в предложении?  

- Запишите предложение  в тетрадь, орфографически по слогам- слияниям проговаривайте каждое слово, обозначьте границы предложения (заглавная буква в начале предложения обозначается «уголком», точка обводится в кружок). Красным цветом выделите букву ж, синим х.

Слайд № 8

- О ком говорится в этом предложении?

- В этих словах есть «опасные места». Какие? Подберите проверочное слово к словам моржиха и моржата, так чтобы безударная гласная О стала ударной.

Интересные факты из жизни моржей:  (слайды № 9, 10,11)

Морж — самый крупный представитель ластоногих в Северном полушарии. В поисках пищи моржи ныряют на глубину до 30-40 м и могут подолгу оставаться под водой. Детеныш с первых дней жизни умеет плавать и в случае опасности покидает льдину вместе с матерью. Если детеныш по какой-то причине не может этого сделать мать остается рядом с ним, даже если ей угрожает смертельная опасность. Моржи очень умные и дружелюбные животные.

Релаксационная  минутка:

- Закройте глаза, правую ладонь положите на левое колено, а левую ладонь – на правое колено. Глубоко вдохните и выдохните. Посидите в тишине, пока я не хлопну в ладоши.

Теперь, пожалуйста, встаньте. Выполним гимнастику для глаз.

2)  Анализ предложения,  в котором буквы х и ж  с зашифрованы опорными символами.

-Нам пришло письмо от Незнайки. Логопед читает письмо.

«Ребята, я придумал и зашифровал для вас предложение. Интересно, сможете ли вы его прочитать?»

(Слайд № 12)

- Прочитайте предложение. Что необычного в этом предложении? Что обозначают цифры 2 и3?

- Запишите предложение в тетрадь, орфографически  по слогам- слияниям проговаривая каждое слово, обозначьте границы предложения.

- Разделите слова на слоги, подчеркните слоги с буквой х - синим карандашом, а слоги с ж- красным.

- Кто такая жужелица? Посмотрите как она выглядит (Слайд № 13). От какого слова образовано слово ЖУЖЕЛИЦА? На какую букву похожа жужелица?

(Слайд № 14, 15)

А теперь послушайте интересные факты из жизни ужей, сопоставьте их с предложением, которое придумал Незнайка, соответствует ли оно с действительностью.

Интересные факты из жизни ужей:

Ужи отличаются от других змей «жёлтыми ушами» — ярко-выраженными отметинами на голове, чаще жёлтыми, но иногда белыми и оранжевыми. Брюшко, как правило, пятнистое.

Уж неагрессивен. При виде человека он спасается бегством. Укус ужа не опасен для человека, Так как уж неядовит. Питаются ужи, в основном, лягушками, головастиками. Детеныши ужа с рождения добывают себе пищу самостоятельно.

- Какие несоответствия вы обнаружили?

Молодцы!

- Как вы думаете, почему змей называют пресмыкающимися?

- Все ли животные, изображенные на картинке относятся к этому классу?

- Правильно лягушка это земноводное животное.

3) Анализ предложения с пропущенными буквами х и ж.

  (Слайд № 16)

- Прочитайте предложение  про себя, вставляя пропущенные буквы х или ж.

- Прочитайте предложение, поднимая карточки с буквами х и ж.

Примечание: Если дети не могут вставить буквы в 8-ое слово в предложении («пожухлых»), логопед задаёт вопрос:

- Какое близкое по значению слово можно подобрать с слову «засохший, увядший»?

- Пожухлый.

- Запишите предложение в тетрадь, орфографически по слогам-слияниям проговаривая каждое слово, обозначьте границы предложения.

- А теперь зашифруйте буквы х и ж цифрами 2 и 3 и напишите это предложение.

Дети пишут предложение, заменяя букву х на цифру 2, а букву ж на цифру 3.

(Слайд № 17,18)

Интересные факты из жизни ежей:

  Обычно у ежихи бывает пятеро близнецов. Все заботы о потомстве ложатся на плечи колючей мамы. Правда, заботы не бог весть какие: через два месяца ежата ведут вполне самостоятельную жизнь. Но пока детеныши — несмышленыши, мамаша пестует их как может. Если гнездо обнаружено, переносит своих чад в другое место. Ходит с ними на прогулки. Потерявшись, ежонок истошно пищит — страшно ведь одному в таком огромном мире. Если братья и сестры рядом, то самое веселое дело — это бодаться наподобие козлят. Мать разговаривает с ежатами обычно при помощи свиста.

Физминутка: 

Игра с мячом «Как назвать маму».

   Логопед начинает фразу и кидает мяч ребёнку, ребёнок образует слово с помощью суффикса -их- и кидает мяч логопеду.

 - Используйте суффиксы  – ИХ –

У зайчат - зайчиха, у крольчат –крольчиха, у барсучат – барсучиха, у слонят – слониха, у страусят – страусиха, у слонят – слониха, у грачат- грачиха, у лосят –лосиха, у оленят- олениха.

4) Анализ деформированного предложения , записанного внутри строчных прописных букв х и ж.(Слайд № 19)

Игра «Волшебные буквы».

- Посмотрите на слайд. Что вы видите?

- Мы видим две буквы ж и х. Внутри  больших букв   написаны маленькие буквы.

   Логопед раздаёт каждому ребенку индивидуальную карточку с заданием.

- Прочитайте одно предложение, которое «спряталось» в этих двух  буквах. Отделяйте каждое слово чёрточкой. Предлоги обведите в треугольник, а союзы  и, а, но - в кружок.

-Запишите предложение в тетрадь, орфографически по слогам-слияниям проговаривая каждое слово, обозначьте границы предложения.

(Слайд № 20, 21, 22)

Интересные факты из жизни стрижей

  У чёрного стрижа самая большая горизонтальная скорость полёта среди птиц, она достигает 111 км/ч. Во время выкармливания птенцов  родители не в состоянии подлетать к гнезду с каждой пойманной ими мошкой. Птицы набирают сначала полный рот корма, обволакивают его слюной и затем с этим пакетиком летят к своему гнезду. За дневное время стрижи приносят корм к гнезду 34 раза, а перед вылетом птенцов только 4—6 раз. Интересно, что птенцы приобретают максимальный вес примерно на 20-й день жизни, а потом они постепенно худеют.

5) « Мозаика» и синтез предложения из слов.

- Соберите мозаику по образцу. Расположите её справа от образца.

Дети собирают мозаику из 12 частей.

- Составьте предложения из слов, написанных на карточке.

- Прочитайте слова, в которых есть только буква ж ; только буква х; в которых есть буквы  ж и х.

- Найдите слова, отличающиеся одной буквой.

- Сколько букв х на карточке?

Сколько букв ж?

Дети считают (х-з, ж-4)

Дети пишут число в тетрадях.

Дети записывают буквы, ориентируясь на логоритмы, называемые логопедом. В результате получаются слова и в конечном итоге – предложение:

Моржиха,  ужиха, ежиха  и стрижиха  - заботливые  мамы.

Дети обводят слова, читают предложения.

- В предложении 13 слов, из них  3 предлога и 1 союз.  

   Дети выполняют задание.

Отважная моржиха охраняет моржат от северных хищников и от скольжения по хрупким льдинам.

- О моржихе и моржатах.

- Орфограмма: жи-ши.

- Безударная гласная О.

- Морж.

Дети выполняют задание.

Дети выполняют

гимнастику для глаз   с помощью тренажёра  Базарного.

-В предложении буквы х и ж зашифрованы цифрами 2 и 3, потому что у буквы х 2 элемента, а у ж- три.

    Дети пишут предложение в тетрадь, обозначают границы предложения, делят слова на слоги и подчёркивают слоги цветными карандашами:

Рыжехвостая ужиха кормит ужат жирными мухами и жужелицами.

- Жук.

- От слова жужжать.

- На букву Ж.

- У ужа оранжевые пятнышки на голове, а не рыжий хвост.

- Ужиха не кормит ужат насекомыми, они сами добывают себе пищу.

- Потому что они ползают.

- Нет лягушка не ползает.

Дети читают предложение про себя.

Дети по очереди читают предложение и поднимают карточки с буквами х и ж.

Дети пишут предложение в тетрадь, орфографически проговаривают каждое слово, обозначают границы предложения:

Колючие хорошенькие ежата живут с ежихой в пожухлых кустах крыжовника под сухими лопухами.

Колючие  2орошенькие  е3ата   3ивут    с   е3и2ой   в  по3у2лы2   куста2   кры3овника   под   су2ими  лопу2ами.

Дети выполняют указания логопеда

Дети  выполняют задание в индивидуальных карточках, пишут предложение в тетрадь, орфографически проговаривают каждое слово, обозначают границы предложения:

  В кустах жасмина и облепихи  хлопотливая  стрижиха сооружает для стрижат надёжные гнёзда.

Ученики собирают мозаику.

Дети составляют предложение:

Ежиха и ужиха дружно жили в хвойном лесу.

Дети читают слова: жили, дружно; хвойном; ежиха, ужиха.

- Это слова ежиха- ужиха. Они отличаются первой буквой.

Дети считают (х-з, ж-4)

Карточка № 1

Цветные карандаши

Слад № 8

Слайд № 9

Слайд № 10

Слайд № 11

Презентация

Ресурс: http://zrenieostro.com/blog/other-methods/profilaktika-zritelnogo-utomleniya-i-narushenij-zreniya-po-metodike-bazarnogo.html

Письмо Незнайки

Слайд № 12

Цветные карандаши.

Слайд № 13

Слайд № 14

Слайд № 15

Слайд № 16

Слайд № 17

 Карточки со строчными прописными буквами х и ж у каждого ребёнка.

Слайд № 18

Мяч

Слайд № 19

Слайд № 20

Индивидуальная карточка

Слайд № 21

Слайд № 22

Мозаика у каждого ребёнка (образец и 12 разрезных карточек)

C:\Users\lenovo\Documents\мозаика ж-х.JPG

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

(Слайд № 23, 24)

- Что за мамочки были у нас на занятии?

- Что мы делали на уроке?

- Что больше всего понравилось?

- Теперь вы знаете как  в животном мире мамы заботятся о своих малышах. Ваши мамы тоже заботятся о вас? Какие чувства вы испытываете к своим мамам? А вы заботитесь о мамах? Молодцы!

Поставьте себе оценку за работу на уроке («Лестница успеха»), оцените свое эмоциональное состояние в «Экране настроения». Сегодня мы хорошо потрудились и  узнали много нового.

Логопед награждает детей за хорошую работу.

На этом наш урок закончен, до свидания!

Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.

Слайд № 23

Слайд № 24

Наклейки с изображением животных


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация составлена Учителем-логопедом высшей квалификационной категории ГБОУ ЦПМСС Калининского района санкт-петербурга Коленковой Инной Васильевной Презентация к уроку «Дифференциация прописных строчных букв х и ж »

Слайд 2

Темы: Логопедическая тема : Дифференциация строчных прописных букв Х-Ж в предложениях. Лексическая тема : Забота животных о своем потомстве. Грамматическая тема : Грамматическое оформление предложения.

Слайд 3

Цель урока Формирование навыка дифференциации оптико-кинетически сходных букв х – ж на материале предложений.

Слайд 4

Задачи Коррекционные: Формировать чёткие графические образы строчных прописных букв х – ж, отрабатывать своевременное переключение с одной кинемы на другую; Развивать умение пользоваться логоритмами при написании букв, сходных по начертанию; Развивать зрительное восприятие, анализ и синтез, пространственную ориентировку; Работать над слоговым анализов и синтезом; Развивать языковой анализ и синтез на материале предложений; Формировать функцию словообразования; Развивать высшие психические функции (зрительное и слуховое внимание и память, конструктивный праксис ); Закреплять временные представления.

Слайд 5

Образовательные: Показать связь звука и буквы; Учить пользоваться схематическим планом ответа; Формировать навыки знаковой символизации; Совершенствовать навык орфографического проговаривания; Тренировать навык чтения; Формировать навык грамматического оформления предложения; Обогащать лексический запас по теме «Животные»; Совершенствовать графо-моторные навыки.

Слайд 6

Воспитательные: Создать положительный эмоциональный настрой у детей; Прививать интерес к речевым единицам; Учить слушать и слышать окружающих; Формировать навыки самоконтроля; Содействовать формированию уважительного отношения к родителям, к материнству.

Слайд 7

Карта - подсказка

Слайд 8

Моржиха

Слайд 12

Загадка от Незнайки

Слайд 13

Жужелица

Слайд 14

Ужиха

Слайд 17

Вставьте пропущенные буквы

Слайд 18

Ежиха

Слайд 20

Игра «Волшебные буквы»

Слайд 21

Стрижиха

Слайд 24

МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-коррекционная программа «Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Учебно-коррекционная программа. Рабочая программа  «Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»...

Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов

Нарушение письма (дисграфия) является достаточно распространенным среди учащихся как коррекционных, так и общеобразовательных классов, и это препятствует полноценному усвоению школьных знаний. В после...

«Программа профилактики и коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2-х классов»

Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.Цель: ...

Игры и упражнения по коррекции оптической дисграфии у учащихся начальных классов.

Семинар-практикум для учителей начальной школы по коррекции нарушений письменной речи....

Конспект занятия по преодолению оптической дисграфии у учащихся 1-ых классов.

Данный конспект учит различать кинетически и оптически сходные буквы И-У, вырабатывать чёткую зрительно-моторную организацию....

Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной речи у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы

Учитель – логопед Шейнцвит Е. А.ГБОУ СОШ № 538    Дисграфия представляет собой специфическое нарушение письма, проявляющееся в наличии в письменных работах учащихся большого количества ...