для учителей начальной школы и русского языка на тему: «Методы и приемы профилактики и коррекции дизорфографических ошибок у учащихся»
статья по логопедии на тему

В статье представлен практический материал для учителей начальных классов и русского языка на тему "Методы и приёмы профилактики и коррекции дизорфографических ошибок у учащихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dizorfografiya_-_soobshchenie_otredaktir.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Сообщение для учителей начальной школы

и учителей русского языка на тему:

«Методы и приемы профилактики и коррекции

дизорфографических ошибок у учащихся»

Подготовил:

учитель-логопед

Брусилова Л. А.

2014 г.

Дизорфография – это специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью. Дизорфография проявляется в том, что ребенок испытывает стойкие трудности в овладении правилами правописания и их использовании. Многие из таких детей, даже зная правила (например: правописание безударных гласных в корне слова, правописание оглушаемых согласных в конце слова), продолжают делать ошибки. Причина заключается в том, что они не замечают самих орфограмм, то есть тех звуков, которые звучат при произношении неопределенно, не так, как их нужно обозначать буквами. Ребенок с дизорфографией не чувствует ритмическую структуру слова, не замечает, например, наличия безударных гласных. Поэтому учителю очень важно уделять особое внимание таким детям.

Использование на уроках специальных упражнений по коррекции дизорфографии позволит ребенку обрести чуткость к ударности/ безударности, сформирует умение выделять корень, приставку, суффикс, подбирать однокоренные слова, умение применять изученные правила на практике.

Наряду с упражнениями педагогу будет уместно принять к сведению несколько полезных советов:

  • Не торопите неуспешного ребенка. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, давайте ему индивидуальные задания на карточке.
  • Необходимо сделать так, чтобы при детях ученик не демонстрировал свою несостоятельность — например, не читал вслух, если у него с этим плохо; нельзя делать резких высказываний в его адрес.
  • Оставьте в стороне эмоциональные пометки в школьных тетрадях или дневнике красными ручками с толстым нажимом.
  • Избегайте отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то, что хорошо получается.
  • Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу, например, в виде веселых наклеек на тетрадях: положительные эмоции — важный стимул для «питания» функций.
  • Сравнивайте ученика с ним самим вчерашним, а не с другими детьми в классе. Успех всегда заметен, даже если в прошлом диктанте было 15 ошибок, а в нынешнем их только 10. Пусть ребенок «растет» от удачи к удаче, двигаясь вперед и вверх маленькими, но верными шажками.
  • Научите ребенка пользоваться орфографическим словарем. Пусть он станет настольной книгой ученика.
  • При проверке выполненной учеником работы не зачеркивайте неправильно написанную букву, а сделайте так, чтобы ребенок сам нашел свою ошибку: ученикам посильнее – сделайте пометку на полях, послабее  – подчеркните слово с ошибкой, самым слабым – подчеркните саму ошибку.  
  • Не забудьте о важной составляющей грамотного письма — чтении.

Ни для кого не секрет, что книги расширяют словарный запас. Начитанный ребенок быстро находит проверочные слова, ему легче дается написание творческой работы. Читая, ребенок непроизвольно запоминает написание слова.

Одна из основных причин, по которой дети не хотят читать, такая же, как и у безграмотного письма, — нейропсихологическая. Труднее всего чтение дается детям с недоформированной межполушарной связью. Но есть и еще одна причина — педагогическая.

Что же можно сделать в школьных условиях, чтобы стимулировать процесс чтения? 

♦ Постоянно обращайтесь к книжным примерам: ребенок привыкнет искать ответы на свои вопросы у великих писателей, на страницах книг, а уж они-то плохому не научат, не обманут, не поддадутся сиюминутному настроению.

♦ Попробуйте перед началом «скучного» произведения писателя прочитать детям один из наиболее веселых, коротких и соответствующих возрасту ребенка рассказов или расскажите какой-нибудь неожиданный факт из биографии писателя.

♦ Составьте на лето индивидуальный список чтения, соответствующий интересам ребенка, — тогда это будет выглядеть как совет старшего друга и знак внимания.

♦ Организовывайте просмотр видеоматериалов по программным произведениям, объясняя разницу между прочтением произведения и просмотром фильма.

♦ Советуйте родителям покупать аудиокассеты с произведениями писателей — исполнение артистов-профессионалов может привлечь внимание к книге.

♦  Пусть каждый ребенок заведет читательский дневник (дата, произведение, кол-во страниц, кол-во слов в мин, оценка).

Т. Г. Рамзаева (академик РАО, профессор РГПУ им. А. И. Герцена): «Предупредить – это не значит только подсказать написание слова. Предупреждение – это и способ развития орфографической зоркости».

Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием «вставить пропущенные буквы», но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию не трудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Поэтому главная задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

Давайте посмотрим, какие акты совершает ребенок при письме: он видит (или слышит), проговаривает, пишет:

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку. На уроках используются следующие приемы:

- письмо с «дырками» – не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, а потом запиши слово, используя другой вид пасты (зеленый), чтобы выделить трудную букву;

- «подглядывание» – очень «слабым» детям можно дать посмотреть текст диктанта перед его написанием. Пусть он хоть что-то запомнит, увидит и напишет правильно. В конце концов, цель – не карать, а научить, и тут все средства хороши.

- Можно проводить так называемый «диктант с обоснованием». Учитель диктует слова, например, с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Дети должны сначала записать проверочное слово, а затем только то, что диктует учитель, т. к. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их «слышать» орфограмму, обосновывать свой выбор ее написания.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. Очень часто можно слышать от уже взрослых (!) людей исковерканные слова (колидор, небель, дилектор, йоргут и т.п.). Всё это результат неразвитого фонематического слуха. И развивать его нужно как можно раньше, пока еще сенситивный период не прошел.  

3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически. Очень часто учителя дают детям задание – напечатать доклад по той или иной теме. Дети печатают, но не пишут – рука не работает, не запоминает двигательный образ слова. Колоссальная трата сил впустую.

4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, так называемое, орфографическое проговаривание. Проговаривание так, как надо писать. Этот прием дает неплохие результаты. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Это своего рода «наговор». Чаще всего это касается запоминания трудных слов. Такое многократное проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на последующих уроках и, в конце концов, прочно запоминается.

Приведу примеры упражнений, необходимых для формирования орфографической зоркости:

1. Орфографическое чтение. Дети читают так, как написано. Это очень эффективный прием. Ведь, в основном, у детей развито зрительное восприятие.

2. Комментирование – это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.

НАПРИМЕР….. Вы диктуете ребенку предложение. Он пишет его и комментирует. По полянке пробегает ручеёк.

Вот что должны представить себе дети:    По   п☻лянк☻     пр☻б☻га☻т      руч☻ёк.  

Сказал

Сделал

1. Пишу предлог По.

Доказываю, что это предлог. По солнечной полянке…

По        

2. Пишу слово полянке. Ставлю ударение полянке. Ударение падает на букву Я. Пишу слог по. В этом слоге проверяемая безударная гласная в корне. Проверяю. ПОле. Пишу. Выделяю безударную гласную зеленой ручкой.  

По по

3. Пишу ударный слог лян.

По полян

4. Пишу слог ке. В этом слоге безударное окончание. Рисую пустую рамочку.

По полянк

5. Пишу слово пробегает.

Ставлю ударение пробегает. Ударение падает на третий слог.

Пишу слог про. Безударная гласная в приставке про. Доказываю, что это приставка. У глаголов не предлогов. Пишу, показываю приставку зеленой ручкой.

По полянкпро

6. Пишу слог бе. В этом слоге – проверяемая безударная гласная в корне. Проверяю: бег. Пишу, выделяю безударную гласную зеленой ручкой.

По полянкпробе

7. Пишу ударный слог га.

По полянкпробега

8. Пишу слог ет. Это безударное окончание. Рисую пустую рамочку.

По полянкпробега

9. Пишу слово ручеёк.

Если в слове есть гласная Ё, то на нее всегда падает ударение.

Пишу слог ру. Буква У нас не беспокоит.

По полянкпробегару

10. Пишу слог че. В нем – проверяемая безударная гласная в корне. Проверяю: ручей. Пишу, выделяю безударную гласную зеленой ручкой.

По полянкпробегаруче

11. Пишу ударный слог ёк. Ставлю точку в конце предложения. Проверяю всё предложение.

По полянкпробегаручеёк.

Долго и нудно? Ну, во-первых, долго это будет, пока у ребенка не появится навык. А, во-вторых, «овчинка выделки стоит»!

Комментированное письмо объединяет три действия – мыслю, говорю, записываю – и приучает учеников к сознательному применению правила.

Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся: они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно, у детей вырабатывается хорошая дикция.

Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, а также дает учителю возможность контролировать уровень знаний учеников, вовремя заметить отставание, обеспечить продвижение в овладении знаниями и умениями, т.е. успех учения.  

«Комментируемое управление» – движущая сила урока: каждый ребенок вовлекается в дело. Допустим, комментирует сильный ученик – все стремятся успеть за ним, мобилизуя свои силы. А если комментирует слабый ученик, он тоже старается изо всех сил – ведь перед ним – ответственность: он ведет целый класс, и одноклассники идут за ним.

3. Письмо с проговариванием.  

Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.

4. Зрительный диктант. 

Считаю весьма эффективным средством повышения орфографической грамотности учащихся зрительный диктант, цель которого – предупреждение ошибок. На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память. Но если вдруг ученик засомневается в написании какого-то слова, то он все равно имеет право поставить точку на месте сомнительной буквы.

Такую работу нужно проводить систематически, особенно при выполнении домашнего задания, что усиливает внимание учащихся в ходе его проверки, когда учитель просит детей назвать встретившиеся орфограммы.

Итак, необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков.

Приложение

Коррекционно-развивающие упражнения:

1) Развитие слуховой дифференцировки:

Упражнение «Назови слова» - начинаются с …, заканчиваются на …, в середине с определенным звуком.

Упражнение «Играем в слова» - придумать слово, которое начинается/заканчивается на такой же звук, как и в слове ….(например, флаг)

2) Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:

Упражнение «Воздушные прописи» - прописывание в воздухе.

Упражнение «Какое слово спряталось» М в и в н в с в к – зачеркнуть все буквы «в».

Упражнение «Квазислово» воробейсоловейсорокаворона – надо разбить на отдельные слова.

Упражнение «Конструирование и реконструирование А ® Д ® Л ® М

Упражнение «Найди в рисунке букву».

3) Развитие фонематических представлений:

Упражнение «Составляем слова» - к, у, р, а; ч, ш, а, к, а; с, к, у, м, а; и, а, р, г

Упражнение «Составляем предложения» - Дождьидетгромгремит   Кошкапоймаламышку

4) Упражнения, направленные на работу по развитию грамматического строя речи – учат правильно составлять и связывать речевые конструкции.

- Угадай конец фразы: В лесу растут гри…

- Добавь слова /распространи предложение/: На небе гремит гром.

- Образуй предложение из слов: веселая песня

- Исправь деформированный текст: любит, медвежонок, мед

- Найди ошибку: В ответ я киваю ему рукой. После грибов идут дожди.

- Можно ли так сказать? Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.

Список литературы:

  1. Шклярова Т. В. Как научить Вашего ребенка писать без ошибок. (Пособие для родителей.). – М.: «Грамотей», 2004. – 24 с.
  2. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов: Методические рекомендации и упражнения. – М.: Школьная пресса, 2003. – 64 с.
  3. Прищепова И. В. Методика коррекции дизорфографии у младших школьников. – СПб: СПГУПМ, 2000.
  4. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997.
  5. Андреева С. Л. Коррекционно-логопедическая работа с детьми-дизорфографиками // Учитель-ученик; проблемы, поиски, находки № 43. Психолого-педагогическая поддержка в образовании. Юго-западный окружной методический центр. – М., 2003. – с. 76-84
  6. Прищепова И. В. К вопросу о дизорфографии у учеников младших классов общеобразовательной школы, имеющих нарушения речи // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. – СПб: Образование, 1992. – 140 с.  
  7. Ульянова Ю. А. Преодоление дизорфографии у учащихся младшего и среднего звена. Методические рекомендации для родителей и педагогов образовательных учреждений. – Новокуйбышевск, 1997. – 96 с.
  8. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. О. И. Азова. Под ред. Т. В. Волосовец. – М.: РУДН , 2007. – 83 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД На тему: «Методы и приемы формирования УУД на уроках математики».

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики ....

Выступление на тему: «Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников»

Выступление на тему: «Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников»...

Мастер - класс к конкурсу "Учитель Года 2017" на тему " Методы и приемы работы на уроках литературного чтения с целью формирования читательской самостоятельности у младших школьников"

В этой презентации  есть краткие сведения о методах и приемах работы на уроках литературного чтения младших школьников...

Методы и приемы для повышения эффективности процесса обучения учащихся.

Условия реализации ФГОС диктуют учителю необходимость изменяться, совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности для формирования активного, самостоятельного, деятельного, творч...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов, учителей-логопедов по теме: «Методы и приемы логопедической ра-боты по коррекции дислексии у младших школьников»

Учение  о  нарушениях  чтения  и  письма  существует  уже  более  ста лет, однако  и  до  настоящего  времени  вопросы  диагн...

Мастер-класс на тему "Методы и приемы работы на уроке русского языка по формированию функциональной грамотности"

Мастер-класс на тему "Методы и приемы работы на уроке русского языка по формированию функциональной грамотности"...