Методы и приемы для повышения эффективности процесса обучения учащихся.
статья

Цыденжапов Баир Доржиевич

Условия реализации ФГОС диктуют учителю необходимость изменяться, совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности для формирования активного, самостоятельного, деятельного, творческого человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

В своей педагогической работе использую следующие методы:

- аудиовизуальный метод обучения – это обучение посредством интенсивного использования средств зрительной и слуховой наглядности. Эти средства используются как основные при объяснении и закреплении (активизации) учебного материала.

- объяснительно-иллюстративные методы (рассказ, беседа, анализ языка, показ, инструктаж).

- репродуктивные методы (пример, демонстрация, использование средств наглядности, упражнения, экскурсии).

- методы проблемного изложения  материала (проблемная ситуация, познавательная игра, обобщение, учебные дискуссии). Применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает мне выполнить одну из важных задач, поставленных реформой школы - формировать у учащихся самостоятельное, активное, творческое мышление. Создание проблемных ситуаций на уроке дает возможность активизировать мыслительную деятельность учащихся, направить ее на поиск новых знаний и способов действий. Проблемные задания формируют у учащихся такие умственные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и другие, а также умения логически мыслить, рассуждать и делать выводы.

Для создания проблемной ситуации использую следующие приёмы:

  • одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения;
  • столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием;
  • обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» и предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью;
  • дать практическое задание, не выполнимое вообще;
  • дать практическое задание, не сходное с предыдущим;
  • дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими и доказать, что задание

учениками не выполнено.

- эмоционально-смысловой метод (ролевая игра, система  коммуникативных заданий);

- частично-поисковый метод (наблюдение, самостоятельная работа).

- исследовательский метод (исследовательское моделирование, сбор новых фактов, задание, проектирование,  наблюдение над языковыми явлениями, сопоставление, алгоритмы) На основе полученной информации учащиеся: выступают перед учениками своего класса или школы, пишут рефераты, заметки в школьную газету, рисуют, фотографируют, участвуют в конкурсах и олимпиадах.  

-  обучение в сотрудничестве (обучение в малых группах).

- индивидуальная творческая деятельность  (степень самостоятельности учащихся в учебном процессе). 

 - уровневая дифференциация:

  • подбор учебного материала, разнообразных заданий, интересных и доступных учащимся,

направленных на максимальное включение учащихся в учебную деятельность.

  • общая установка на престижность получения знаний, пропаганда гуманных,

доброжелательных отношений между людьми, доверительным тоном общения сквозных

персонажей с учащимися, имеют значительный воспитательный потенциал.

  • наличие заданий разного уровня сложности и разной адресованности, реализации педагогики сотрудничества (учителя с учениками, сквозных персонажей учебника с учащимися, учащихся между собой), дает возможность для дифференцированного и личностно-     ориентированного образования школьников. 
  • методы контроля и самоконтроля учебной деятельности. Дифференцированные задания.
  • психолого-педагогическая диагностика  уровня развития отдельных учащихся младших классов позволяет выявить уровень сформированности у учащихся умственных операций и учебных действий, характера учебной мотивации и организовать коррекционную работы с ними.

- методы контроля и самоконтроля учебной деятельности (опрос, зачет, тест и т.п.).

Для формирования регулятивных учебных операций, которые обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения, использую приёмы, позволяющие школьникам контролировать свою речь, выполнять свои действия по заданному образцу, адекватно оценивать свою работу и исправлять ошибки. Например:

- памятки разного вида

- алгоритмы действий

- схемы, таблицы

- модели

- технологические карты

   -технические средства обучения.

-наглядные и раздаточные материалы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л.Н. Толстой. Акула. Урок литературного чтения с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Урок литературного чтения построены с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.Одна из технологий – развитие критического мышления. Кр...

М.М. Пришвин. Выскочка.Урок литературного чтения с использованием информационных технологий и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Урок литературного чтения построен с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.  На каждом этапе урока использованы приемы по...

Л.Н. Толстой. Зайцы. Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Основная цель урока литературного чтения: формирование у школьников умения учиться.С первого этапа урока формирую умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения, оценивать и контроли...

Методы и приемы коррекции фонематических процессов у обучающихся начальных классов

Цель данной работы – представить некоторые наиболее продуктивные методы и приёмы коррекционного воздействия на учащихся начальных классов, имеющих фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи....

Методы и приемы по совершенствованию навыка чтения учащихся начальной школы (таблица Шульте)

Технику чтения, как известно, составляют 4 компонента (осознанность, беглость, выразительность, правильность). Каждый из этих компонентов сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством у...