Главные вкладки

    Рабочая программа по окружающему миру 3 класс по образовательной программе "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС
    рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

    Бавина Анна Юрьевна

    Рабочая программа по окружающему миру 3 класс по образовательной программе "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС: пояснительная записка, планируемые результаты, УУД, календарно-тематическое планирование.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГБОУ гимназия  №1272 ЮОА г. Москвы

    РАССМОТРЕНО

    на заседании кафедры

    протокол №1

    от 29 августа 2013 г

    ________Конова Н.Н.

    СОГЛАСОВАНО

    Заместитель директора

    по УВР 1 ступени

    _________ Лысякова Т.В.

    УТВЕРЖДЕНО

    Решением педагогического

    совета протокол №1

    от 30 августа 2013г.

    ________Крыжановская Е.И.

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    по окружающему миру

    (указать предмет)

    Программа, модель обучения: Начальная школа 21 век

    Класс обучения: 3 г

    Количество часов: 68

    Учитель: Бавина Анна Юрьевна

    Программа разработана на основе: авторской издательской программы «Окружающий мир» автора Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010)

     (указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

    2013/2014 учебный год

    Пояснительная записка

    Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы для 3 класса Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир».

    Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). В авторскую программу изменения не внесены.

    Основная цель обучения предмету - формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

    Приоритетными задачами курса являются:

    • расширение содержания ознакомления с природой и обществом, уточнение понятия «Окружающий мир»;
    • продолжение работы по отработке устойчивых навыков и привычек здорового образа жизни, выполнение правил гигиены и физической культуры;
    • расширение краеведческих знаний, формирование понятия «родной край»;
    • обогощение понятий «культура поведения», «культура взаимоотношений;
    • воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.


      Средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

    Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

    «Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

    • устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;
    • осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
    • подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
    • подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

    Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

    Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения.  Обеспечивается формирование общучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать  результаты   наблюдений.   Развивающая  функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

    Содержание программы

    Введение.

    Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

    Земля — наш общий дом.

    Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

    Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

    Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света.

    Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства поды. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие.

    Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.

    ОБЖ: правила поведения на водоемах в разные времена года.

    Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

    Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

    Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

    Растительный мир Земли

    Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

    Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

    Охрана растений.

    Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

    Грибы

    Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

    Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. 3 Предупреждение отравлений грибами.

    Животный мир Земли

    Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

    Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Как человек одомашнил животных.

    Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

    Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) 

    Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

    Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

    Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

    Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

    Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)

    Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

    Рыболовство и охота на Руси и в России.

    Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, к России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.)- Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.

    Торговля. Возникновение денег.

    Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

    Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

    Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

    Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

    Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

    Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

    Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

    К концу обучения в 3 классе учащиеся должны научиться:

    называть (приводить примеры):

    • тела живой и неживой природы;
    • планеты Солнечной системы (2-3);
    • свойства воздуха, воды;
    • состав почвы;
    • древние города и их достопримечательности;
    • имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
    • причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;

    различать (соотносить):

    • год, век, арабские и римские цифры;
    • названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;
    • растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
    • животных разных групп (одноклеточные — многоклеточные, беспозвоночные — позвоночные);
    • приспособления животных к среде обитания;
    • особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
    • понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;

    решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

    • объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
    • объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
    • характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
    • характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
    • раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
    • составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;
    • соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
    • характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);
    • рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
    • сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
    • работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
    • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

    К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:

    • ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
    • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);
    • различать географическую и историческую карты;
    • анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
    • проводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства;
    • проводить классификацию животных по классам; выделять признаки  классификации;
    • рассказывать об особенностях быта людей в различные исторические времена;
    • ориентироваться в сущности и причинах различных событий в истории родной страны (крепостное право, возникновение ремёсел, научные открытия);
    • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

    Планируемые результаты освоения предмета

    Освоение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов.

    Личностные результаты  представлены двумя группами целей.

    Первая группа целей: освоение ребёнком нового статуса как ученика и школьника:

    • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
    • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
    • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность;
    • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.

    Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир:

    • формирование основ гражданской идентичности;
    • формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов;
    • формирование понимания особой роли России в современном мире;
    • формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры;
    • понимание особой роли России в мировой истории;
    • воспитание чувства гордости за национальные достижения;
    • воспитание уважительного отношения к своей стране;
    • воспитание уважительного отношения к истории страны;
    • воспитание любви к родному краю;
    • воспитание любви к своей семье;
    • воспитание гуманного отношения к людям;
    • воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
    • понимание роли человека в обществе;
    • принятие норм нравственного поведения в природе;
    • принятие норм нравственного поведения в обществе;
    • принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
    • формирование основ экологической культуры;
    • понимание ценности любой жизни;
    • освоение правил индивидуальной безопасности жизни с учётом изменений среды обитания.

    Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

    • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции;
    • регулятивные как овладение способами организации, планирования различных видов деятельности;
    • коммуникативные как способности в  связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира.

    Система оценивания знаний проводится на основании  Письма Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе".

    Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего, так и в ходе промежуточного оценивания.

    Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ и в ходе комплексной работы на межпредметной основе.

    Виды работ, применяемых на уроке окружающего мира:

    • текущий опрос – проверка того, как идёт процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства).
    • тематический контроль – способствует введению формирующегося оценивания освоения программы учеником. Предоставляется возможность тщательнее подготовившись, переделать, дополнить работу, исправить отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.
    • итоговый контроль – проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени – четверть, полугодие, год.
    • опрос – проводится в устной и письменной форме. Устный опрос – это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом фронтальный опрос). Письменный опрос – это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы отводится 10-15 минут. Её цель – проверить, как идёт формирование знаний и умений по темам курса.  Самостоятельные и контрольные работы могут быть представлены как в виде тестов, так и в графической форме, работой с картой и т.д.

    Оценивание устного ответа проводится по следующей шкале:

    «5» - ставится ученику если он осознанно, логично излагает учебный материал используя свои наблюдения, устанавливает связи между объектами и явлениями природы в пределах программы, правильно выполняет практические задания и даёт полные ответы на поставленные вопросы.

    «4» ставится ученику если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для отметки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в выполнении практической работы. Все эти недочёты ученик исправляет сам при указании на них учителя.

    «3» ставится ученику если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, допускает серьёзные неточности при выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочёты при помощи учителя.

    «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части програмного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

    Оценка тестов проводится как по всему тесту, так и по отдельным его разделам. Выполненная работа оценивается отметками «зачёт» или «незачет». Считается, что ученик обнаружил базовую подготовку «зачет» если выполнил не менее 75%.

    Варианты оценивания

    Уровневая шкала

    Процентная бальная шкала

    Низкий

    Выполнены отдельные задания.

    0 – 60%

    менее 17 баллов

    Оценка «2»

    Средний

    Выполнены все задания с незначительными погрешностями.

    60 – 77%

    18 – 22 балла

    Оценка «3»

    77 – 90%

    23 – 26 баллов

    Оценка «4»

    Высокий

    Все предложенные задания выполнены правильно.

    90 – 100%

    27 – 30 баллов

    Оценка «5»

    Учебно-методическое обеспечение программы

    Дидактическое обеспечение

    Методическое обеспечение

    Программа

    Учебники

    Учебные

    пособия

    Инструментарий определения УОУ

    Методические пособия для педагогов

    Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»,  руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2009г.

    Окружающий мир: учебник для 3 кл. в 2 частях. Виноградова Н. Ф., – М.: Вентана-Граф, 2013.

     

     Виноградова Н. Ф. Рабочие тетради " Окружающий мир". 3 кл. – М.: Вентана-Граф, 2013.

     

     

     Окружающий мир: 1 – 4: сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы / Клепинина З. А. - М.: Вентана-Граф, 2009.

     Беседы с учителем. Методика обучения: 3 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2007

    Окружающий мир: 3 - 4 классы: методика обучения /  Виноградова Н. Ф.    – М.: Вентана-Граф, 2013.

     

    Дополнительная литература:

    1. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2 – 4 классы / Н. Г. Белицкая, А. О. Орг. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.


    Календарно-тематическое планирование

    п/п

    Дата

    Тема урока

    Характеристика деятельности учащихся

    Методическое обеспечение

    Оборудование

    1

    Где и когда ты живёшь. Счёт лет в истории.

    Рассматривает рисунок, схему в учебнике. Понимает, что значит находиться в пространстве. Сравнивает арабские и римские цифры. Пользуется римскими цифрами для записи веков. Работает с «лентой времени» в рабочей тетради. Рисует схему «Где я нахожусь». Работает с текстом учебника.

    Учебник стр. 8- 10

    Рабочая тетрадь стр. 3

    Лента времени

    2

    Солнечная система. Природные тела и природные явления.

    Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Различает природные тела и природные явления. Пишет небольшой рассказ (этюд, зарисовку) о явлении природы. Характеризует главную звезду Солнечной системы.

    Учебник стр. 11- 15

    Рабочая тетрадь стр. 4 - 5

    Презентация

    «Солнечная система».

    3

    Планета Земля – шар.

    Характеризует форму и размер Земли. Называет основные условия жизни на Земле; причины смены дня и ночи; причины смены времен года. Объясняет пословицы.

    Учебник стр. 16 - 17

    Рабочая тетрадь стр. 6 - 8

    Глобус Земли большой (320мм)

    4

    Условия жизни на Земле. Значение Солнца для жизни на Земле.

    Составляет таблицу «Характеристика Земли». Работает в группе, заполняет «Паспорт Земли». Делает вывод на основе длительных наблюдений (по проращиванию семян). Проводит и комментирует опыты, доказывающие смену дня и ночи, смену времен года. Понимает, что такое «сутки» и «год». Приводит примеры, доказывающие возможность /невозможность жизни человека без солнечного света.

    Учебник стр. 18- 22

    Рабочая тетрадь стр. 8 - 12

    Теллурий

    5

    Водная оболочка Земли.

    Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Понимает значение воды для жизни на Земле. Наблюдает за растениями в разных областях земного шара. Делает вывод о зависимости количества растительности от количества воды. Приводит примеры источников воды на Земле. Рассказывает о водоеме или водном потоке. Самостоятельно находит информацию об охране воды.

    Учебник стр. 23 - 26

    Рабочая тетрадь стр. 8 - 12

    Комплект для практических работ "Фильтрация воды" с методическими указаниями

    6

    Воздушная оболочка Земли.

    Понимает, что воздух – это смесь газов. Объясняет, что такое «атмосфера»  и каково ее значение для Земли и ее обитателей. Проводит и комментирует опыт, доказывающий, что кислород поддерживает горение, а углекислый газ – нет. Анализирует и сравнивает понятия «чистый воздух», «грязный воздух». Подбирает информацию о том, как защитить воздух от загрязнения. Объясняет, что такое «погода», «прогноз погоды».

    Учебник стр. 27 - 32

    Рабочая тетрадь стр. 8 - 12

    Презентация

    «Слои атмосферы».

    7

    Человек познаёт мир. Географическая карта.

    Понимает методы познания мира: наблюдения, эксперимент, изучение опыта человечества. В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Пользуется географической картой и глобусом. Работает с глобусом: находит экватор, полушария, полюса, меридианы и параллели. Выполняет практическую работу по карте. Готовит небольшое сообщение по вопросу «Людям каких профессий нужны карты?»

    Учебник стр. 34 - 40

    Рабочая тетрадь стр. 13 - 16

    Карта полушарий  для начальной школы 2 листа.

    Физическая карта России 2 листа для начальной школы.

    8

    Человек познаёт мир. План.

    Понимает, что значит «читать» карту. Называет и графически воспроизводит несколько условных обозначения плана и карты. Объясняет устройство компаса. Определяет по нескольким признакам правила ориентирования в незнакомой местности.

    Учебник стр. 40 - 41

    Рабочая тетрадь стр. 17-19

    Планшеты, листы бумаги, компасы (по числу учащихся).

    9

    Ориентирование на местности.

    Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

    Учебник стр. 41 - 44

    Рабочая тетрадь стр. 20-21

    Планшеты, листы бумаги, компасы (по числу учащих-ся).

    10

    Проверочная рабо-та «Земля – наш общий дом»

    Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в темам.

    Текст проверочной работы по вариантам.

    11

    Бактерии.

    Понимает бактерии как маленькие примитивные живые существа. Кратко характеризует особенности жизни бактерий, места их обитания. Объясняет значение бактерий в природе и в жизни человека.

    Учебник стр. 46 - 48

    Рабочая тетрадь стр. 22

    Микроскоп цифровой

    12

    Грибы

    Понимает, что грибы – это особое царство природы. Кратко характеризует особенности внешнего вида и строения грибов. Называет отличие их от растений. Комментирует правила сбора грибов. Иллюстрирует свое сообщение по теме «Любимые грибы нашей семьи».

    Учебник стр. 49 - 53

    Рабочая тетрадь стр. 23

    Микроскоп цифровой

    13

    Растения. Если бы на Земле не было растений.

    Называет места обитания растений на планете Земля. Приводит примеры отдельных представителей флоры, живущих в разных условиях (водоём, луг, пустыня, лес и др.).

    Учебник стр. 54 - 58

    Рабочая тетрадь стр. 2 - 21

    Презентация

    «Разнообразие растений на Земле».

    14

    Разнообразие мира растений (флоры).

    Выделяет группы растений, отличающиеся строением, внешним видом, условиями произрастания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые. Приводит примеры ядовитых растений. Классифицирует растения по разным основаниям.

    Учебник стр. 59 - 62

    Рабочая тетрадь стр. 20 -21

    Презентация

    «Разнообразие растений на Земле».

    15

    Разнообразие мира растений (флоры).

    Выделяет группы растений, отличающиеся строением, внешним видом, условиями произрастания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые. Приводит примеры ядовитых растений. Классифицирует растения по разным основаниям.

    Учебник стр. 62 - 67

    Рабочая тетрадь стр. 20-21

    Презентация

    «Разнообразие растений на Земле».

    16

    Растения. Корень. Его значение.

    Составляет короткое сообщение по теме «Как живёт растение». Называет отличия растений от животных. Кратко характеризует органы растения, их значение для роста и развития. Называет особенности питания и размножения растений. Объясняет последовательность развития жизни растения, характеризует значение органов растения.

    Учебник стр. 68 - 69

    Рабочая тетрадь стр. 24-36

    Комплект лабораторного оборудования  для изучения ботаники и зоологии с методическими указаниями Комплект лабораторного оборудования " От зародыша до взрослого растения".

    17

    Побег – сложный надземный орган растения.

    Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

    Учебник стр. 70 - 74

    Рабочая тетрадь стр. 24-36

    18

    Цветок и плод растения.

    Сравнивает плоды растений. Приводит примеры плодов с заданными характеристиками. При-водит примеры вегетативного размножения растения (частями, корнями, клубнями, корневищем, луковицами), размножения семенами.

    Учебник стр. 74 - 78

    Рабочая тетрадь стр. 24-36

    19

    Размножение растений

    Практическая работа. Работа с иллюстративным материалом. Выполнение заданий в рабочей тетради.

    Учебник стр. 78 - 82

    Рабочая тетрадь стр. 24 - 36

    20

    Растения дикорастущие и культурные.

    Приводит примеры дикорастущих и культурных растений и объясняет их принадлежность к той или иной группе. Изготавливает книжку-самоделку «Культурные растения».

    Учебник стр. 82 - 87

    Рабочая тетрадь стр. 24-36

    Гербарий.

    21

    Красная книга России

    Кратко характеризует страницы Красной книги (чёрные, красные, оранжевые, жёлтые, белые, зелёные). Приводит правила охраны растительного мира. Называет растения оранжевых страниц Красной книги своей местности. Выполняет задания комплексной работы по изученным темам.

    Учебник стр. 88 - 94

    Рабочая тетрадь стр. 20-21

    22

    Проверочная рабо-та по теме «Гри-бы. Бактерии. Рас-тения»

    Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным темам.

    Тексты проверочных работ по вариантам.

    23

    Роль животных в природе.

    Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Объясняет высказывание «Животные – живые тела природы». Кратко рассказывает о связях животных друг с другом (звенья одной цепи). Самостоятельно подбирает информацию для книжки-самоделки «Роль животных в природе».

    Учебник стр. 95 - 97

    Индивидуальные карточки

    «Цепи питания».

    24

    Разнообразие мира  животных (фауны.)

    Распределяет животных по группам: одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные и позвоночные животные. Классифицирует животных по принадлежности к классу, по величине, форме, внешнему виду и способам защиты.

    Учебник стр. 98 - 99

    Презентация

    «Разнообразие мира животных».

    25

    Животные – живые существа (организмы).

    Сравнивает животных по их умению ориентироваться в окружающем мире. Классифицирует животных по типу питания (веществами, которые содержатся в растениях или в организмах других животных).

    Учебник стр. 100 - 103

    26

    Животное – живой организм.

    Кратко рассказывает о разнообразии движений и типов дыхания животных. Приводит примеры животных, которые бегают, плавают, прыгают, летают, ползают. «Читает» рисунок-схему. Составляет свою схему по аналогии.

    Учебник стр. 104 - 107

    27

    Как животные приспосабливаются к условиям жизни.

    Понимает, что всё поведение животного подчинено инстинктам – врождённым формам поведения. Кратко рассказывает о том, как животные по-разному приспосабливаются к условиям жизни: строят гнёзда, впадают в спячку, охотятся, отпугивают, обороняются и др. Приводит примеры разнообразного поведения животных.

    Учебник стр. 107 - 109

    28

    Беспозвоночные животные.

    Делает вывод о том, что беспозвоночные животные не имеют позвоночника. Приводит примеры среды обитания беспозвоночных животных. Выделяет группу беспозвоночных животных (черви, моллюски, мидии, улитки, кальмары, осьминоги, насекомые, паукообразные). Понимает, что насекомые – самая большая группа беспозвоночных животных.

    Учебник стр. 110 - 116

    Презентация

    «Беспозвоночные животные».

    29

    Позвоночные животные. Рыбы.

    Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризует особенности рыб и земноводных: внешний вид, место обитания, особенности поведения.

    Учебник стр. 117 - 121

    Презентация

    «Позвоночные жи-вотные».

    30

    Земноводные (амфибии).

    Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризует особенности рыб и земноводных: внешний вид, место обитания, особенности поведения.

    Учебник стр. 121 - 123

    Презентация

    «Земноводные».

    31

    Пресмыкающиеся (рептилии).

    Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности пресмыкающихся: внешний вид, место обитания, особенности поведения.

    Учебник стр. 124 - 129

    Презентация

    «Пресмыкающиеся».

    32

    Позвоночные животные. Птицы

    Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности птиц: внешний вид, место обитания, особенности поведения.

    Учебник стр. 129 - 133

    Презентация

    «Позвоночные животные. Птицы».

    33

    Млекопитающие (звери).

    Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризует особенности млекопитающих: внешний вид, место обитания, особенности поведения.

    Учебник стр. 133 - 138

    Презентация

    «Млекопитающие».

    34

    Природные сообщества.

    Характеризует животное как организм. Устанавливает зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Приводит примеры (конструирует) цепи питания.

    Учебник стр. 139 - 144

    Природные зоны России, карта 2 листа.

    35

    Почему люди приручали животных.

    Рассказывает о своем любимом животном. Классифицирует животных. Составляет кластер по теме «Домашние животные». Выполняет задания комплексной работы по изученным темам.

    Учебник стр. 145 - 146

    Заготовка для составления кластера (индивидуальная).

    36

    Проверочная работа «Царства природы»

    Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным темам.

    Текст проверочной работы по вариантам.

    37

    Заповедники.

    Объясняет, что такое «заповедник». Обсуждает информацию, отвечает на проблемные вопросы. Приводит примеры нескольких заповедников России.

    Учебник стр. 147 - 153

    Презентация

    «Заповедники мира и России».

    38

    Учебник 2 часть

    Древнерусское государство.

    Понимать, что о прошлом узнают разными методами: проводят раскопки, изучают берестяные грамоты, древние предметы быта и др. Кратко характеризовать потомков восточных славян – русских, украинцев и белорусов. Понимать причину расселения племен восточных славян по берегам рек. Приводить примеры племен и государств.

    Учебник стр. 6 - 11

    Презентация

    «Древнерусское государство».

    39

    Первые русские князья.

    Работает с лентой времени. Рассказывает о возникновении Древне-русского государства. Территория и города. Называет нескольких правители Древнерусского государства.

    Учебник стр. 12 - 17

    Презентация

    «Первые русские князья».

    40

    Первые русские князья.

    Работает с лентой времени. Рассказывает о возникновении Древне-русского государства. Территория и города. Называет нескольких правители Древнерусского государства.

    Учебник стр. 17 - 21

    Презентация

    «Первые русские князья».

    41

    Московская Русь.

    Правильно говорит одно из названий нашей страны – Московская Русь. Кратко рассказывает о становлении Москвы как столицы. Знает, что Иван Грозный – первый русский царь. Называет дату венчания на царство первого русского царя.

    Учебник стр. 22 - 25

    42

    Российская Империя. Пётр 1 Великий.

    Правильно говорит одно из названий нашей страны – Российская империя. Получает информацию из рассказа учителя и из текста учебника. Кратко рассказывает об образовании Российской империи. Понимает, что Пётр I – император. Приводит примеры деятельности Петра I: создание флота, строительство Санкт-Петербурга, развитие промышленности, образования.

    Учебник стр. 26 - 32

    Презентация

    «Пётр 1».

    43

    Екатерина II Великая.

    Объясняет, почему царицу Екатерину II назвали Великой. Кратко характеризует деятельность царицы на благо России. Сравнивает характеры русских царей, рассказывает о характере, интересах Екатерины Великой.

    Учебник стр. 32 - 34

    Презентация

    «Екатерина Великая»».

    44

    Император Николай II.

    Рассказывает кратко о последнем российском императоре и его семье. Приводит пример характера Николая II, особенностей его правления. Называет дату свержения последнего русского царя. Создает презентацию – выставку репродукций русских художников XIX века. Раскрывает, какие стороны жизни детей привлекали художников.

    Учебник стр. 34 - 36

    Презентация

    «Император Николай».

    45

    Советская Россия. СССР. Российская Федерация.

    Правильно называет нашу страну в XXI веке. Знает главу государства в современной России, основы устройства современной России. Создает сообщение по теме «Россия в XXI веке». Называет имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.

    Учебник стр. 37 – 38

    46

    Проверочная работа «История Руси и России»

    Выполняет задания комплексной проверочной раз-ноуровневой работы по изученным темам.

    Тексты проверочной работы по вариантам.

    47

    Из истории имён.

    Понимает, что отражают имя, отчество и фамилия человека. Объясняет, как рождались имена и фамилии. Подбирает иностранные имена, похожие на русские.

    Учебник стр. 40 - 45

    48

    Какими людьми были славяне.

    Описывает особенности внешнего вида славянина. Самостоятельно готовит небольшое сообщение по теме «Как выглядели люди в разные исторические эпохи». Объясняет значение слов «облик», «окладистая». Сравнивает изображенных персонажей с современными людьми.

    Учебник стр. 46 - 50

    Презентация

    «Облик славян».

    49

    Какими людьми были славяне.

    Реализовывает в процессе парной работы правила совместной деятельности. Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.

    Учебник стр. 51 - 55

    50

    Какие предметы ок-ружали  людей в старину.

    Описывает устройство и внешний вид русского жилища. Понимает зависимость вида жилища от условий окружающей среды и социального положения жильца. Перечисляет особенности крестьянской избы. Приводит примеры первых каменных построек.

    Учебник стр. 56 - 64

    Презентация

    «Русское зодчество».

    51

    Какие предметы ок-ружали людей в старину.

    Узнает и называет одежду людей разных сословий. Объясняет различия детской и взрослой одежды. Рисует одежду подростка. Объясняет способы изготовления обуви русских людей. Слушает рассказ учителя об одежде по приказу и исконно русской одежде. Разъясняет значения украшений одежды в разные времена.

    Учебник стр. 65 - 76

    Презентация «Предметы быта древних славян".

    52

    Русская трапеза.

    Называть особенности трапезы в городе и в сельской местности. Объясняет значение пословицы «Хлеб да вода – крестьянская еда». Приводит примеры русских сказок, в которых говорится о каше. Находит репродукции картин русских художников с изображением русской трапезы. Богатый дом – обильная еда.

    Учебник стр. 77 - 83

    Репродукции художников с изображением русской трапезы.

    53

    Верования языческой Руси.

    Понимает, что до появления христианства славяне были язычниками. Называет языческих  богов славян. Объясняет значение пословиц. Называет каждый день масленичной недели. Рассказывает о традиционных масленичных играх и забавах.

    Учебник стр. 84 - 89

    Презентация

    «Боги древних славян».

    54

    Принятие Христианства на Руси.

    Объяснять, как происходило принятие христианства на Руси. Называть некоторые христианские праздники.

    Учебник стр. 90 - 96

    55

    Проверочная работа «Жизнь и быт  славян»

    Выполняет задания комплексной проверочной раз-ноуровневой работы по изученным темам.

    56

    Что создавалось трудом крестьян.

    Рассказывает о возникновении земледелия на Руси. Называет особенности крестьянского труда. Объясняет зависимость крестьянского труда от природных условий, времени года и погоды. Перечисляет орудия сельскохозяйственного труда.

    Учебник стр. 98 - 105

    57

    Труд крепостных крестьян.

    Понимает особенности труда мужчины и женщины, детей в крестьянской семье. Находит ответ на вопрос о том, что такое крепостное право в России, что оно давало помещикам и крестьянам. Называет дату отмены крепостного права.

    Учебник стр. 106 - 108

    Репродукции картин русских художников «Крепостное право».

    58

    Что создавалось трудом ремесленника.

    Понимает, что такое ремесло и кого называют ремесленником. Называет особенности труда ремесленника. Кратко рассказывает о развитии ремёсел в России.

    Учебник стр. 109 - 117

    59

    О гончарном ремесле.

    Понимает, что гончарное ремесло – одно из самых древних. Комментирует значение труда гончаров.

    Гжельские изделия – пример таланта гончаров. Называет традиционные ремесла: изготовление деревянных и глиняных игрушек. Сравнивает игрушки по виду, по материалу. Показывает на карте места традиционных народных промыслов. Узнает игрушку.

    Учебник стр. 117 - 118

    Гончарные изделия для мини-выставки.

    60

    О труде ткачей.

    Приводит примеры ткачества, прядения, шитья в сказках разных народов. Проводит виртуальную экскурсию в музей ткачества. Организует мини-выставку тканых и вязаных изделий.

    Учебник стр. 119 - 121

    Ткацкие изделия для мини-выставки.

    61

    Русские оружейники.

    Кратко рассказывать об изготовлении оружия и защитных доспехов – древнем ремесле славян. Перечисляет «оружейные» города России.

    Учебник стр. 121 - 125

    62

    Что создавалось трудом рабочего.

    Объясняет значение слов: «фабрика», «завод». Показывает на карте места возникновения первых мануфактур и заводов. Кратко рассказывает о развитии мануфактур, заводов и фабрик в России. Понимает, что условием работы промышленных предприятий является наличие полезных ископаемых.

    Учебник стр. 126 - 130

    Презентация

    «От мануфактур до заводов».

    63

    Железные дороги в России.

    Кратко рассказывает о первой железной дороге в России. Показывает ее на карте. Называет дату построения первой железной дороги.

    Карта России.

    64

    Изобретения, которые сделал человек в 19 – 20 веках. Первые пароходы.

    Кратко рассказывать об открытиях, которые изменили жизнь человека. Понимает значение развития пароходства в России. Показывает на карте реки России.

    Учебник стр. 131 - 135

    Карта России.

    65

    Автомобилестроение в России.

    Называет несколько марок автомобилей, выпускаемых в России. Классифицирует автомобили по назначению перевозок. Рассказывает о развитии автомобилестроения в России.

    Учебник стр. 135 - 139

    Карта России.

    66

    О самолёте и аэростате.

    Составляет рассказ о самолетах. Перечисляет разные виды самолетов. Кратко рассказывает о роли современной авиации.

    Учебник стр. 139 - 143

    67

    Время космических

    полётов.

    Называет «отца российской космонавтики» – К.Э. Циолковского. Называет дату открытия «Эры космических полётов», первый искусственный спутник, первых космонавтов СССР. Готовит рассказ об одном из российских космонавтов.

    Учебник стр. 144 - 148

    Презентация

    «Освоение космоса».

    68

    Итоговая комплексная работа.

    Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным темам за 3 класс.

    Текст итоговой комплексной работы по вариантам.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по окружающему миру. 3 кл.УМК "Начальная школа XXI века"

    Рабочая программа, календарно- тематическое планирование...

    Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс

    Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс...

    Рабочая программа по окружающему миру, 1 - 4 кл., УМК "Школа 2100"

    Настоящая рабочая программа  по окружающему миру  для 1 -  4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарт начального  об...

    Рабочая программа по окружающему миру для 2 кл УМК "Школа России"

    В программе соблюдениы все требования ФГОС...

    Внеурочная деятельность учителей начальных классов в образовательном пространстве школы, как необходимое требование ФГОС.

    Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преиму...

    рабочая программа по окружающему миру 1-4 кл УМК"Школа России"

    Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государ-ственного образовательного стандарта начального общего обра¬зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспита...