Главные вкладки

    Урок окружающего мира на тему "Семейный бюджет"
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Интерактивный урок составлен по  учебнику Плешакова 4 класс. В урок включены структуры сингапурской методики. Данный урок раскрывает такие понятия как "семейный бюджет", "доход", "расход". Рассматриваются разные формулы семейного бюджета. Разнообразный, интересный материал активизирует деятельность каждого ученика на уроке. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл semeynyy_byudzhet.docx42.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира, проведённый по сингапурской методике в 3 В классе МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1 им. В.Ф.Ежкова с углубленным изучением отдельных предметов» Арского муниципального района Республики Татарстан

    Учитель Ахунова Гузель Габделхаевна

    Тема: «Семейный бюджет».

    Тип урока: изучение новой темы.

    Цель урока: Создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи.

    Задачи:

    – образовательные:

    • ознакомить учащихся с экономической жизнью семьи,  семейным бюджетом;
    • формировать представление о структуре семейного бюджета;
    • повторить изученные экономические понятия “бюджет”, “доход”, “расход” и
    • познакомить с новыми понятиями “накопление”, “экономия”, "дефицит", “прибыль».

    – развивающая

    развивать познавательные способности, устную речь детей, умение делать оптимальный выбор;

    – воспитательные:

    • формировать умение работать в группе;
    • воспитывать организованность, бережливость, взаимоуважение, уважение к старшим.

    Оборудование: интерактивная доска, смарт-презентация, карточки-«углы», карточки у каждого (проверка д/з , для структуры Quiz- Quiz –Trade), раздаточный материал (список товаров, список состава семьи), тесты.

    Примечание: обучающиеся уже изучили понятие "государственный бюджет" на предыдущем уроке.

    Домашнее задание: Практическое.

    Ход урока

    1. Организационный момент. Приветствие учеников друг друга.

    - Поприветствуйте партнёров по плечу, партнёров по лицу и гостей.

    2. Проверка домашнего задания. ( Структура Quiz- Quiz –Trade) ( з раза)

    а) У каждого ученика карточки со скрытыми ответами по теме прошлого урока «Государственный бюджет». Дети встают, поднимают руку , ищут ближайшую пару. Ученик А опрашивает ученика В, благодарит. Затем меняются ролями. Ученик В благодарит ученика А . Ученики меняются карточками и переходят к другим освободившимся. Затем садятся на места.

     Вопросы на карточках:

    – Что такое государственный бюджет? (План доходов и расходов государства.)

    – Какой предмет можно нарисовать, чтобы изобразить бюджет? (кошелёк)

    – Как называются деньги, которые поступают в бюджет? (Доходы.)

    – Как называются деньги, которые тратят? (Расходы.)

    – Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (Налоги.)

    - Кто платит налоги государству? (граждане  и государство)

    - Откуда государство получает доходы? (граждане  и государство платят налоги )

    - На что тратит государство деньги в образовании? ( зарплата учителям, стипендии  студентам, на содержание школ, детских садов, институтов)

    - На что государство расходует деньги? (на образование, на здравоохранение, на содержание армии и полиции, на науку и культуру, на охрану природы, на выплату пенсий).

    - Прямой обмен одних товаров на другие? (бартер).

    - Как называется плата за работу? (заработная плата).

    - Деньги, которые откладывают на будущее?  (сбережения).

    - План доходов и расходов государства? (государственный бюджет).

    б) Итоговая проверка д/з учителем по вопросам:

    - Что такое и из чего же складывается  государственный бюджет? Отвечает стол … №…

    - Откуда же государство получает доходы? Отвечает стол … №…

    - На что государство расходует деньги? Отвечает стол … №…

    3.Постановка проблемы урока.

    - Подумайте, а может ли быть другой бюджет, кроме государственного?

    - Обсудите это с партнёром по плечу.

    - Отвечает стол №… №…

    -Обсудите в группе, как мы назовём  тему нашего урока?

    - Отвечает стол №… №…     СЛАЙД 1

    -Вы уже знаете, что такое  государственный бюджет и из чего складывается.

    -А теперь подумайте и обсудите  с партнёром по лицу, что такое семейный бюджет и из чего складывается?

    - Отвечает стол №… №…

    СЛАЙД 1 ( открываю ответы)

    4. Изучение нового материала.

    1) Сказка.  

    - А сейчас мы на некоторое время попадём в сказку, слушайте внимательно.

    СЛАЙД 2

    Муха, Муха-Цокотуха,
    Позолоченное брюхо!
    Муха по полю пошла,
    Муха денежку нашла.

    Вечером собралась вся семья вместе. Толкаясь, в окошко ворвались сорванцы мальчики – мушата. Запыхавшись, влетели бабушка и дедушка. Последним влетел отец, усталый после работы. Мальчики – мушата громко спорили о появлении у соседского Жжика нового самоката.

    – Так, – сказал отец. – Сейчас разберемся. Только сидите тихо. Ты наш будущий ученый, – сказал он старшему сыну, студенту Жужику, – неси калькулятор, посчитаем.

    Папа взял кусок высушенного лопуха, на котором там удобно писать сухой еловой палочкой, если обмакнуть ее в черничный сок, и написал “Доход”.

    – Доход – это те денежки, которые мне платят на работе по озеленению и очистке нашего леса, т. е. моя заработная плата. Каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме 1 500 денежек, – сообщил отец.

    Мальчики посмотрели на него с уважением.

    Дедушка и бабушка в стороне не остались.

    – Мы тоже получаем денежки, по 300. Раз нас двое, то это 600 денежек.

    Студент Жужжик заявил, что тоже приносит деньги в доход семьи, 200 денежек.

    -Наша малышка тоже получает денежки - пособие на ребенка,- добавила Муха-Цокотуха.

    -А теперь на калькуляторе №1  посчитайте  доход  семьи Мухи-Цокотухи: 

    СЛАЙД 3

                                   ДОХОД

    заработная плата – 1500 денежек

    пенсия –                    600 денежек

    стипендия –              200 денежек

    пособие –                  200 денежек

    ИТОГО: (дети записывают) 2500 денежек

     – Ура! Целых 2 тысячи да еще 500 денежек! Можно купить несколько самокатов!

    Муха взяла листок и написала “Расход”.

    – У меня на одни продукты уходит в месяц 1000 денежек. Зима на носу нужно купить теплые сапожки и варежки. На это я потрачу еще 600 денежек.

    Бабушка вмешалась:

    – Надо заплатить 100 денежек за квартиру, свет и воду.

    – За детский сад еще нужно 100 денежек.

    Папа и студент Жужжик потребовали 200 денежек, чтобы оплачивать транспорт. А мушата заинтересовались.

    – Разве мы не будем ходить в лыжную секцию? А в кино разве мы не пойдем? А еще бабушка обещала купить книги о компьютерах.

    А еще нужны учебники по защите леса, альбомы по рисованию, карандаши.

    Бабушка с дедушкой вспомнили, что они собирались в театр, а Малышке нужно ко дню рождения купить куклу.

    – Все высказались? – спросил папа. – Тогда подведем баланс.

    Что такое баланс не знал даже студент Жужжик.

    СЛАЙД 4  

    - Папа сложил цифры и получил 2 100 денежек. Затем, взял калькулятор и отнял от цифры “Доходы” (2500 денежек) цифру “Расходы” (2100 денежек). 

    СЛАЙД 5

    -Повторите за ним его действия. (Дети вычисляют доход-расход)

    – Ура! Осталось еще 400 “самокатных” денежек!

    – Это не “самокатные” денежки, а наши накопления.

    СЛАЙД 5 – открываю слово НАКОПЛЕНИЯ

    Накопления – это то, что останется от дохода нашей семьи после того, как мы израсходуем денежки на все необходимое.

    2) Работа по теме урока.

    - Чтобы  правильно вести семейное хозяйство, нужен план доходов и расходов хотя бы приблизительный. А это и есть бюджет. Если не распределять бюджет,  могут произойти разные неприятности (чтение ситуации о распределении своих доходов по учебнику на стр. 77-78 )

    5. Работа по учебнику (с. 77–79) Дети вслух читают текст в учебнике.

    - Читаем с 3 абзаца

    – Запишите у себя на листочках, о каких видах доходов узнали? (Выручка от продажи, прибыль от фирмы, гонорар, процент по вкладу.)

    1 листок на стол. Дети по очереди записывают один вид и передают листок следующему.

    Отвечают №…

    СЛАЙД 6 , открываю слова по мере их озвучивания детьми ( выручка, прибыль , гонорар, процент по вкладу.)

    6.  Практическая  работа. 

    1) Выяснение, из чего складывается семейный бюджет. 
    Определение новых терминов. Анализ приоритетов семейных расходов.

     

    А) Доходы. (Timed Round Robin-20 секунд ) . 6 СЕМЕЙ                                  

                                

    – На уроке у нас сегодня шесть групп – шесть семей и состав этих семей будет разный.

    -Подумайте, какие доходы могут поступать в ваш семейный бюджет?

    1 группа- 4 человека( мама, папа, сын и дочь- школьники)

    2 группа- 4 человека ( папа, мама, сын-студент, дочь-школьница)

    3 группа- ( мама, дочка-ученица)

    4 группа- 6 человек (папа-писатель, мама, бабушка, дедушка,дочь-студентка,1 сын- школьник )

    5 группа- 3 человека (мама, бабушка, дочка-ученица)

    6 группа- 5 человек ( папа-предприниматель, мама, бабушка, 2 сына- школьника)2 человека

    Структура Timed Round Robin ( у каждого карточка с членами семьи в одной графе и названиями доходов в другом, дети их соединяют их карандашом. Каждый по очереди в течении 20 сек. высказывается).

    - Будут отвечать с каждого стола №…

    СЛАЙД 7 ( выводить  на экране состав семьи)

    Б) Расходы. Обсуждает вся группа, делает выбор. ( У каждой семьи карточка своего цвета)

    – Теперь вы одна семья. Дайте своей семье необычную фамилию, подходящую к нашей теме. У вас есть список товаров и услуг. Выберите то, на что вы потратите свой месячный бюджет и в графе ваш выбор поставьте знак «+».

    Список товаров и услуг

    Товар или услуга

    Цена, руб

    Ваш выбор

    Лекарства

    5

    Продукты

    50

    Одежда

    10

    Обувь

    10

    Бытовая химия

    4

    Транспорт

    10

    Велосипед

    15

    Музыкальная (спортивная) школа

    10

    Книги

    5

    Компьютер

    40

    Игрушки

    5

    Платежи и налоги

    30

    Диски с мультфильмами

    6

    Посещение цирка

    6

    Посещение боулинга

    7

    Туристическая поездка

    80

    Поход в кино

    4

    Мороженое, конфеты

    5

    Фрукты

    8

    ФОРМУЛА СЕМЕЙНОГО БЮДЖЕТА

    ( >,  < , = )

    ДОХОД

    ?

    РАСХОД

    Бюджет= 100 рублей

    ?

    -Теперь вы подсчитайте расходы.

    №1 работает на калькуляторе, №2 помогает и проверяет его.

    №3 диктует, №4 помогает и проверяет его.

    – Запишите результат в графу расходы.

     

    -Сумели ли вы уложиться в эту сумму?

    7. Первичное закрепление нового материала.  Структура УГЛЫ.

    1) – Подойдите к тому углу, который соответствует вашей формуле.

    (Каждая «семья»  выбирают тот угол, который совпадает с их получившейся формулой).

    1. доход = расход
    2. доход < расход
    3. доход > расход

    -Выберите в каждой семье, кто хочет поделиться?

    (представителя каждой  семьи высказываются)

    2) Определение лучшей "формулы" семейного бюджета, обучение экономии

    СЛАЙД 7Формулы:

    доход= расход

    доход< расход

    доход> расход  

    Подумайте какая формула будет лучшей?

    - Образуйте пару не из своей семьи и обсудите это.

    - Кто хочет высказаться?

    - Давайте «поцелуем» наш мозг, мы славно поработали.

    -Спасибо, садитесь на места. (дети садятся на места).

    8. Советы экономии.

    – У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, каковы основные источники доходов и расходов семейного бюджета. Как вы думаете, могут ли в семье появиться незапланированные доходы. Например,  премия, наследство выигрыш. А также могут быть и  непредвиденные расходы (болезнь, несчастье)

    9. Задание «Рассыпанные пословицы»

    –  Для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы, нужно много трудиться. Составьте пословицы о труде.

    -Работает вся группа, отвечают №…

    СЛАЙД 9 появляются пословицы.

    Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.     Кто любит труд, того люди чтут.

    Труд человека кормит, а лень портит.               Без хорошего труда нет плода.

    От труда здоровеют, а от лени болеют.             Терпенье и труд все перетрут.

    10.  ТЕСТ. Обобщение полученных знаний в ходе решения теста.

    – Сейчас вам предстоит в группе выполнить тест. Обведите верный, на ваш взгляд, вариант ответа на каждый вопрос.

    -ПАРТНЁРЫ ПО ЛИЦУ ОБМЕНЯЙТЕСЬ ЛИСТОЧКАМИ,

    -ПРОВЕРЬТЕ,

    -ПОДНИМИТЕ РУКУ ТЕ,  ЧЕЙ ПАРТНЁР ВЫПОЛНИЛ ЗАДАНИЕ БЕЗ ОШИБОК)                                  

     Тест

    Вопрос

    Вариант ответа

    1. Из чего складывается семейный бюджет?

    а) из заработной платы, пенсии, стипендии;

    б) из доходов и расходов;

    в) из денег

    2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…

    я) расходы;

    е) проценты;

    ю) доходы

    3. Авторское вознаграждение – это…

    б) зарплата;

    г) налог;

    д) гонорар

    4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…

    ш) доходы;

    ж) расходы;

    х) прибыль

    5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…

    е) больше расходов;

    и) равны расходам;

    а) меньше расходов

    6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…

    т) доходов;

    п) расходов;

    к) гонорара

    –Какое слово у вас получилось? (Ответ: бюджет).

    – Абсолютно верно! Молодцы!

    11. Подведение итогов урока. Рефлексия.

    – Сожмите руку в кулак и: кому было интересно – разогните мизинец, кто считает, что знания пригодятся в жизни, – безымянный, кто хорошо потрудился – средний, кто помогал работе в группах –указательный,  кому урок понравился- большой палец.

    – Всем спасибо за работу на уроке! ЧИР «САЛЮТ»

    12. Домашнее задание. – Представьте, что на день рождения вам подарили 1000 рублей. Составьте план своих расходов. Составьте список расходов своей семьи за 1 день. Благодарю вас за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира в 3 классе Тема : Семейный бюджет

    Тема урока: Семейный бюджет(3 класс)Цели урока:- познакомить с понятием «семейный бюджет»; выявить правила сложения многозначных чисел.- воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бю...

    Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Семейный бюджет"

    Главной целью данного урока является - знакомство детей с понятием "семейный бюджет"....

    Урок окружающего мира в 3 классе на тему:"Семейный бюджет"

    Данный урок знакомит  с понятием "семейный бюджет". На уроке в работе с учащимися широко используется проектная деятельность....

    Конспект урока окружающего мира. Тема: «Государственный бюджет». 3 класс (УМК Школа России)

    Тема урока: «Государственный бюджет»Цели урока: Познакомить учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»; развива...

    Конспект урока окружающего мира. Тема: «Семейный бюджет». 3 класс (УМК Школа России)

    Тема урока: «Семейный бюджет»Цели урока: ознакомить с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар, рента; воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны....