рабочая программа Окружающий мир 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Егорова Елена Петровна

1

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushiy_mir_4_klass.doc337 КБ

Предварительный просмотр:

   Учебно - тематический  план

Наименование  разделов и тем

Всего

1 часть

1

Раздел  « Земля и человечество »  

9 ч.

2

Раздел  « Природа России »

10 ч.

3

Раздел  « Родной край – часть большой страны »

15 ч.

                                    2 часть

4

Раздел « Страницы Всемирной истории »

5 ч.

5

Раздел « Страницы  истории  России »

20 ч.

6

Раздел « Современная  Россия »                                  

9 ч.

Итого:

68 ч.

Проектов –  

Тестов –   54             Контрольных  работ – 2

Терминологических  диктантов – 4

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО   ОКРУЖАЮЩЕМУ  МИРУ

2013-2014 учебный год

Учебник:  А.А.Плешаков.    Мир  вокруг  нас.   4 класс .   2 части

Дата

№ урока

Тема урока

Тип урока

Дом.

 задание

Доп.

средства

Виды деятельности

учащихся

План

факт

1  часть         Раздел  « Земля и человечество »  (9 часов)

1

Мир глазами

астронома.

Астрономия

Солнечная система

Солнце – ближайшая к Земле звезда.

Комбиниро-

ванный

Ознакомление

с  новым

материалом

Учебник:

с.4-8

Р/Т:

с. 6-7

ИКТ

Знакомиться с учебником и учебными пособиями

по  «Окружающему миру»  для  4  класса.

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить

Рассказывать о мире, с точки зрения астронома.

Изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последова-тельности, моделировать строение  Солнечной системы

Работать со взрослыми:  находить в дополнитель-ной  литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, готовить сообщения

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

2

Планеты Солнеч-ной  системы  

Характеристики пла-нет. Причины смены дня и ночи и времён года.

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Проверка  и

совершенство-

вание

знаний

Учебник:

с.9-15

Р/Т:

с. 8-11

ИКТ

Тест № 1

с. 3

«Мир

глазами

астронома»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить.  Характеризовать планеты. Различать планеты и их спутники. Анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Моделировать  движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Извлекать из дополнительной литературы, Интер-нета  информацию об исследованиях астронавтов

 и готовить сообщения.

Устанавливать причинно – следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года.

 Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

3

Звёздное небо –

Великая книга

Природы

Созвездия: Малая

Медведица, Большой Пёс, Телец

Звёзды: Полярная звезда, Альдебаран, Сириус.

Плеяды – скопление звёзд в созвездии Тельца

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.16-21

Р/Т:

с.11-13

ИКТ

Тест № 2

с. 5

« Планеты

Солнечной

системы »

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить

Изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба

Находить по карте звёздного неба знакомые созвездия

Моделировать изучаемые созвездия.

Определять направление на север по Полярной звезде.

Работать с терминологическим словарём.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

4

Мир глазами

географа

География, географи-ческий объект, карта полушарий, глобус.

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.22-34

Р/Т:

с.14-16

Тест № 3

с. 7

«Звёздное небо –

Великая книга

Природы»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить

Сравнивать глобус и карту полушарий.

Извлекать информацию о географических объектах из дополнительных  источников  и  Интернета.

Обсуждать значение глобуса и карт в жизни  человечества

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

5

Мир глазами

историка

История, историчес-

кие сведения, архив,

летопись, археология,

исторический музей

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.35-41

Р/Т:

с.16-18

ИКТ

Тест № 4

с. 9-12

« Мир

глазами

географа

Пояса Земли*»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить

Составлять рассказы о мире, с точки зрения историка

Характеризовать роль исторических источников

Работать с терминологическим словарём.

Посещать  краеведческие  музеи,  рассказывать о прошлом  своего края.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

6

Когда и где?

Век (столетие),

тысячелетие,

летоисчисление,

«Лента времени»,

историческая карта

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.42-46

Р/Т:

с.19-20

Тест № 5

с. 13

« Мир

глазами

историка »

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить

Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях

Анализировать  историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

7

Мир глазами

эколога

Экологические проблемы. Охрана окружающей среды

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.47-53

Р/Т:

с.21-22

Тест № 6

с. 15

« Когда и

где?»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить

Рассказывать о мире с точки зрения эколога.

Анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению

Знакомиться  с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды.

Находить информацию о  экологических  организациях  России,  готовить  сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

8

Сокровища Земли

под охраной

человечества

Всемирное наследие

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.54-59

Р/Т:

с.23-25

Тест № 7

с. 16

«Прошлое           и

настоящее

глазами

эколога»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить

Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия. Различать объекты

Всемирного  природного и культурного наследия.

Извлекать  из дополнительной литературы,

Интернета  информацию  об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги и готовить сообщения о них

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

9

Сокровища Земли под охраной человечества

Международная

Красная книга

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.60-62

Р/Т:

с.26-27

Тест № 8

с. 18

«Сокрови-ща  Земли

под  охра-ной  чело-вечества»

Раздел  « Природа России »  ( 10 часов)

10

Равнины и горы

России

Холмистые и плоские равнины

Вулканы Камчатки

Ильменский заповедник

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.64-71

Р/Т:

с.29-33

ИКТ

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить

Находить и показывать на физической карте России изучаемые объекты.

Различать холмистые и плоские равнины

Характеризовать формы  земной поверхности

России, рассказывать о них. Использовать

дополнительную  литературу, Интернет.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

11

Моря, озёра и

реки  России

Моря Северного

Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов

Озёра: Каспийское,

Байкал, Ладожское.

Реки: Волга, Обь, Лена, Енисей, Амур

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.72-77

Р/Т:

с.33-35

ИКТ

Тест № 9

с. 21

« Равнины

и горы

России»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить

Находить и показывать на физической карте России изучаемые  моря, реки, рассказывать

о них. Различать  моря Северного Ледовитого,

Тихого и Атлантического  океанов.

Характеризовать особенности изучаемых

водных объектов. Находить в Интернете  све-дения о загрязнении воды в морях, озёрах и

реках и о мерах борьбы с загрязнениями,

готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

12

Природные зоны

России

Карта природных зон России

Причина смены природных зон с севера на юг.

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Р/Т:

с.36-38

Тест № 10

с. 23

« Моря,

озёра и реки

России»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить

Знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России

Устанавливать связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

13

Зона

арктических

пустынь

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.78-86

Р/Т:

с.39-42

ИКТ

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить

Находить и показывать  на карте зону аркти-ческих пустынь. Рассказывать  об  экологи-ческих связях в изучаемой природной зоне,

моделировать характерные цепи питания

Рассказывать об освоении  природных богатств,

о возникновении экологических проблем

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

14

Тундра

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.87-97

Р/Т:

с.42-46

Тест № 11

с. 25

«Зона арк-тических

пустынь»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить

Сравнивать тундру и арктическую пустыню.

Находить и показывать  на карте зону тундры. Характеризовать  зону тундры по  плану.

Выявлять взаимосвязь природных особенностей

Использовать  дополнительную  литературу.

готовить сообщения о растениях и животных

тундры. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

15

Леса России

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.98-105

Р/Т:

с.46-50

Тест № 12

с. 27

«Тундра»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить

Находить и показывать  на карте зону тайги, зону  смешанных  и  широколиственных лесов Характеризовать  лесные зоны  по  плану.

Выявлять взаимосвязь природных особенностей

Сравнивать природу тундры  и лесных  зон.

Использовать  дополнительную  литературу, Интернет о растениях и животных лесных зон. Обсуждать экологические проблемы

леса, предлагать меры по его охране.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

16

Лес и человек

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.106-113

Р/Т:

с.50-52

Тест № 13

с. 30

«Леса

России»

17

Зона степей

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.114-122

Р/Т:

с.53-56

ИКТ

Тест № 14

с. 32

«Лес  и

человек»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить

Находить и показывать  на карте зону  степей

Сравнивать природу  степей  и лесных  зон.

Использовать  дополнительную  литературу, Интернет о растениях и животных  степей

Характеризовать по плану зону степей

Совершать виртуальные  экскурсии в степные

заповедники, обсуждать экологические  про-блемы  зоны степей и пути их решения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

18

Пустыни

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.122-131

Р/Т:

с.57-60

ИКТ
Тест № 15

с. 34

« Зона

степей »

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить

Находить и показывать  на карте зону  пустынь

Сравнивать  природу  степей  и  пустынь Использовать  дополнительную  литературу, Интернет о растениях и животных  пустыни

Характеризовать по плану зону пустынь

Моделировать характерные цепи питания.

Обсуждать экологические  проблемы  зоны степей и пути их решения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

19

У Чёрного моря

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.132-140

Р/Т:

с.60-63

ИКТ
Тест № 16

с. 37

«Пустыни»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить. Находить и показывать  на карте зону  субтропиков,  рассказывать  о  ней.

Устанавливать причины своеобразия  природы субтропической  зоны.  Знакомиться  с расти-тельным  и  животным  миром  Черноморского побережья  Кавказа.  Характеризовать по плану зону  субтропиков. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Раздел  « Родной край – часть большой страны » ( 15 часов )

20

Наш край

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.144-146

Р/Т:

с.65-66

Тест № 16

с. 39

«У Чёрного

моря»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить

Знакомиться с политико-административной картой России, находить на карте свой регион,

рассказывать о своём крае.

Оценивать  свои  достижения  на  уроке

21

Поверхность нашего края

Формы земной

поверхности. Овраги. Балки. Охрана

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.147-153

Р/Т:

с.67

ИКТ

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить

Описывать  по  своим  наблюдениям  формы  земной  поверхности  родного  края.

Обсуждать  меры  по  охране  родного  края

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

22

Водные богатства

нашего края

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.154-158

Р/Т:

с.68-70

Тест № 17

с.41

«Поверх-ность  нашего

края»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить

Составлять  список  водных  объектов  своего края, составлять план описания  водного  объекта. Изучать  значение  водных  богатств

в  жизни  людей.

Знать  правила  поведения  на  воде.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

23

Наши подземные

богатства

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.159-170

Р/Т:

с.71-73

Тест № 18

с.43

«Водоёмы

нашего

края»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить  Находить  на  физической  карте  России  условные  обозначения полезных ископаемых Изучать  свойства  полезных  ископаемых,  находить  информацию  о  применении, местах  и  способах  добычи. Сравнивать изученные  полезные  ископаемые.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

24

Земля – кормилица

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.171-175

Р/Т:

с.74-75

Тест №19

с.45

«Наши

подземныебогатства»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить.

Различать  типы  почв  на  иллюстрациях  учебника.

 Доказывать  значение  почвы  для жизни  на  Земле.

Находить  информацию  об  охране  почв  в  регионе

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

25

Жизнь леса

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.175-182

Р/Т:

с.76-77

ИКТ

«Лес-

природное

сообщест-во»

Тест №20

с.47

«Земля-

кормили-

ца»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить

Узнавать  по  иллюстрациям  представителей

лесного  сообщества, выявлять  экологические  связи  в  лесу

Рассказывать  о  том, какие  растения, живот-ные, грибы  встречаются в  лесу.

Моделировать  цепи  питания  в  лесу

Характеризовать  лесное  сообщество

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

26

Жизнь луга

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.182-190

Р/Т:

с.78-81

ИКТ

«Природ-ное  сообщество - ЛУГ»

Тест №21

с.49

«Жизнь леса»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить

Определять  растения  и  животных  луга  по

иллюстрациям,  выявлять  экологические  

связи  на  лугу.

Характеризовать  луговое  сообщество

Сравнивать  природные  особенности  леса  и  луга. Моделировать  цепи  питания  на  лугу

Приводить  примеры  правильного  и  неправильного  поведения  человека  на  лугу.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

27

Жизнь в

пресных водах

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.191-200

Р/Т:

с.82-85

ИКТ

«Природ-ное

сообщество- пресный

водоём»

Тест №22

с.52

«Жизнь луга»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить

Определять  растения  пресного  водоёма,

узнавать  по  иллюстрациям  живые  организмы  пресных  вод.  Моделировать  цепи  питания  в  пресноводном  сообществе.  Характеризовать

пресноводное  сообщество.

Обсуждать  способы  приспособления  растений  и  животных  к  жизни  в  воде

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

28

Природные

сообщества

родного края

Проверка

знаний  

Обобщение  и  систематизация

знаний

проекты:

луг. водоём

ИКТ

«Природ-ное  с-во- ОЗЕРО»

Тест №23

с.54

«Жизнь пресного

водоёма»

Выступать  с  подготовленными  сообщения- ми,  иллюстрировать  их  наглядными  материалами;

сравнивать  различные  природные  

сообщества;

обсуждать  выступления  учащихся;

оценивать  свои  достижения  и  достижения  других  учащихся.

29

Растениеводство

в нашем  крае

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.201-207

Р/Т:

с.86-88

Пр. работа

«Природные сообщества»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить  

Выявлять  зависимость  растениеводства  от  природных  условий. Определять  полевые  культуры.  Различать  зёрна  зерновых культур

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

30

Животноводство

в нашем крае

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.214-222

Р/Т:

с.89-91

Тест №24

с.56

«Растение-водство  в нашем

 крае»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить    Выявлять  зависимость  животноводства  от  природных  условий.

Различать  породы  домашних  животных.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

31

Проверим себя и

оценим свои достижения за

1 полугодие

Контроль знаний

Тест №25*

с. 58-61

«Незамет-ные защитникиурожая.

Животно-водство в нашем крае»

Выполнять  тесты  с  выбором  ответа;

оценивать  правильность / неправильность

предложенных  ответов;

адекватно  оценивать  свои  знания  в  соответствии  с  набранными  баллами

32-34

Презентация

проектов

Обобщение  и  систематизация

знаний

ИКТ

Извлекать  информацию  из дополнительной литературы,  Интернета.

Готовить   иллюстрации  для  презентации

проекта. Готовить текст сообщения.

Выступать с  сообщением в классе

Оценивать свои достижения  по  выполнению  проекта  и достижения  товарищей

2 часть          Раздел « Страницы Всемирной истории » ( 5 ч.)

1

Начало истории

человечества

Первобытное общество

Первобытное искусство

Археология

Ознакомление

с  новым

материалом

Учебник:

с.4-7

Р/Т:

с.3-4

ИКТ

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить.  Обсуждать  роль  огня  и  приручения  животных.

Рассказывать  о  быте  и  культуре  первобыт-ных  людей.. Понимать  роль  археологии  в  изучении  первобытного  общества.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

2

Мир древности:

далёкий и близкий

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.8-14

Р/Т:

с.5-6

Тест №26

с.62

«Начало

истории

человечества»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить.  Находить  не  карте  местопо-ложение  древних  государств.  Обобщать  сведения  о  древних  государствах, их  куль-туре,  религиях,  выявлять  общее  и  отличия..

Работать  с  терминологическим  словарём.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

3

Средние века:

время рыцарей

и замков

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.15-21

Р/Т:

с.7-8

Тест №27

с.64

«Мир древности»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить.

Сопоставлять  длительность  исторических  периодов  Древнего  мира  и  Средневековья.

Описывать  средневековые  достопримеча-тельности  современных  городов

Понимать  важность  изобретения  книгопечатания  для  человечества.

Работать  с  терминологическим  словарём.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

4

Новое время:

встреча Европы

и Америки

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.22-27

Р/Т:

с.8-10

Тест №28

с.66

«Средние века»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить.

Сопоставлять  длительность  исторических  периодов  Нового  времени  и  Средневековья.

Выявлять  по  фотографиям  различия  в  архитектуре  городов      Древнего  мира,  Средневековья  и  Нового  времени.

Обсуждать  роль  великих  открытий  в  истории  человечества.  Характеризовать  научные  открытия  и  технические  изобретения  Нового  времени. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

5

Новейшее время:

история

продолжается

сегодня

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.28-32

Р/Т:

с.11

Тест №29

с.68

«Новое время»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить.

Характеризовать  значение  исследования  Арктики  и  Антарктиды  для  развития  науки.

Характеризовать  изменения  в  политическом  устройстве  стран  мира.

Рассказывать  о  научных  открытиях  и  технических  изобретениях  ХХ - ХХI  веков.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

                      Раздел « Страницы  истории  России »  ( 20 ч.)

6

Жизнь древних славян

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.34-39

Р/Т:

с.13-14

Тест №30

с.70

«Новейшее время»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить

Анализировать  карту  расселения  древних  славян.  Выявлять  взаимосвязь  жизни  древних  славян  и  их  занятий  с  природными  условиями  того  времени.

Характеризовать  верования  древних  славян

Моделировать  древнеславянское  жилище.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

7

Во времена

Древней Руси.

Князь Владимир

Крещение Руси

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.40-45

Р/Т:

с.15-17

Тест №31

с.73

«Жизнь

древних

славян»

ИКТ

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить.

Прослеживать  по  карте  Древней  Руси  расши-рение  территории  государства  в 9-11веках

Характеризовать  систему  государственной  власти  в  9 – 11 веках  в  Древней  Руси.

Знать  дату  Крещения  Руси.  Обсуждать  причину  введения  на  Руси  христианства  и  значение  Крещения.  Анализировать  былину  об  Илье  Муромце  как  отражение  борьбы  Древней  Руси  с  кочевниками.  

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

8

Страна городов

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.46-54

Р/Т:

с.17-18

Тест №32

с. 75

«Во времена

Древней Руси»

Былина  о Садко

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить. Анализировать  карты  Древнего  Киева  и  Древнего  Новгорода,  характеризо-вать  их  местоположение,  оборонительные  сооружения,  занятия  горожан,  систему  прав-ления. Обсуждать  значение  берестяных грамот. Анализировать  жизнь  новгородцев.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

9

Из книжной

сокровищницы

Древней Руси.

Кирилл  и  Мефодий – создатели  славянской

письменности.

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.55-58

Р/Т:

с.19

ИКТ

«Праздник

славянской

письмен-ности»

Тест №33

с.77

«Страна городов»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить.

Обсуждать  роль  создания  славянской  письменности  для  распространения  культуры  в  Древней  Руси.  Выявлять  роль  летописей  для  изучения  истории  России.

Характеризовать  оформление  рукописных  книг  как  памятников  древнерусского  искусства.   Сравнивать  оформление  древнерусских  книг  с  современными.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

10

Трудные времена

на Русской земле.

Нашествие Батыя

Князь Александр

Невский

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.59-64

Р/Т:

с.20-22

Тест №34

с.79

«Из книжной

сокр-цы»

ИКТ

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить.  Прослеживать  по  карте  нашествие  Батыя  на  Русь.

Обсуждать  причины  поражения  Древней  Руси  в  ходе  монгольского  нашествия.

Рассказывать  о  сражении  Александра  Невского  со  шведскими  и  немецкими  захватчиками.  Сравнивать  вооружение  русских  воинов  и  немецких  рыцарей.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

11

Русь расправляет

крылья

Иван Калита

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.65-69

Р/Т:

с.22-23

Тест №35

с.81

«Трудные времена»

ИКТ

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить.

Приводить  факты  возрождения  северо – восточных  земель  Руси.  Прослеживать  по  карте  объединение  русских  земель  вокруг  Москвы.  

Рассказывать  о  Москве  Ивана  Калиты.,  о  личных  качествах  Калиты.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

12

Куликовская битва

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.70-74

Р/Т:

с.24-26

ИКТ

Тест №36

с.83

«Русь  рас-правляет крылья»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить.

Составлять  план  рассказа  о  Куликовской  битве.  Рассказывать  о  битве  по  плану.

Рассказывать  о  поединках  богатырей.

Осознавать  роль  Куликовской  битвы  в  истории  России.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

13

Иван  Третий

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.75-81

Р/Т:

с.26-28

Тест №37

с.85

«Куликов-ская битва»

ИКТ

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить.  Рассказывать  об  изменениях  политики  в  отношении  Золотой  Орды.

Обсуждать  значение  освобождения  от  монгольского  ига.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

14

Мастера печатных дел

Иван  Фёдоров

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.82-86

Р/Т:

с.28-30

Тест №38

с.87

«Иван Третий»

ИКТ

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить.

Обсуждать,  как  повлияло  начало  книгопечатания  на  развитие  просвещения  и  культуры  России.  Рассказывать  о  первопечат-нике  Иване  Фёдорове  и  издании  первых  русских  учебников.  Сопоставлять  современ-ные  и  первопечатные  учебники

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

15

Патриоты

России

Минин и Пожарский

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.87-93

Р/Т:

с.30-31

Тест №39

с.89

«Мастера печатных дел»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить.  Обсуждать  значение  организа-ции  народного  ополчения  и  освобождения  Москвы  от  Польской  интервенции.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

16

Пётр Великий

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.94-100

Р/Т:

с.31-35

ИКТ

Тест №40

с.90

«ПатриотыРоссии»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить.

Рассказывать  о  реформах  Петра 1.

Описывать  достопримечательности  СПБ.

Высказывать  своё  отношение  к  личности  Петра  Великого.  Извлекать  из  Интернета  информацию  о  Петре 1.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

17

Михаил

Васильевич

Ломоносов

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.101-104

Р/Т:

с.36-37

ИКТ

Тест №41

с.92

«Пётр Великий»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить..

Составлять  план  рассказа  о  М.В.Ломоносове.

Высказывать  своё  отношение  к  личности  

Ломоносова.

Обсуждать,  каковы  заслуги  Ломоносова  в  развитии  науки  и  культуры..

Знать  дату  основания  Московского  университета.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

18

Екатерина

Великая

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.105-111

Р/Т:

с.37-39

ИКТ

Тест №42

с.95

«М.В. Ло-моносов»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить.  

Обсуждать,  заслуженно  ли  Екатерина II  стала  называться  Великая.

Извлекать  из  Интернета    сведения  о  Петербурге,  Москве,  других   городах  России  в  18 веке.  

Сравнивать  положение  разных   слоёв  общества.  Рассказывать  о  крестьянской  войне  Е. Пугачева.

Рассказывать  о  Ф.Ф.Ушакове, о  А.В.Суворове

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

19

Отечественная

война 1812 года

Бородинская  битва

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.112-121

Р/Т:

с.39-42

ИКТ

« Война  1812 года »

Тест №43

с.97

«ЕкатеринаВеликая»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить.

Извлекать  из  Интернета    сведения  о  биографиях  героев  Отечественной  войны  1812  года, готовить  доклады, презентовать  их

Обсуждать,  почему  война  1812  года  называ-ется  Отечественной,  почему  после  войны  был  воздвигнут  на  Красной  площади  памятник  Кузьме  Минину  и  Дмитрию  Пожарскому.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

20

Страницы истории

ХIХ века.

Александр II

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.122-126

Р/Т:

с.42-45

Тест №44

с.99

«Война

1812 года»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить. Изучать  текст  учебника,  выполнять  задания  из  рабочей  тетради,  готовить  сообщения  и  презентовать  их  на  уроке.. Извлекать сведения  о  технических  новшествах,  появившихся  в  ХIХ  веке.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

21

Россия вступает

в ХХ век

Гражданская война

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.127-135

Р/Т:

с.46-47

Тест №45

с.101

«Страницы

истории

ХIХ века»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить.

Составлять  план  рассказа  о  событиях  начала

ХХ века  и  рассказывать  о  них  по  плану

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

22

Страницы

истории

1920-1930 годов

Советский Союз

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.136-139

Р/Т:

с.48-49

Тест №46

с.103

«Россия

вступает

в ХХ век»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить..  Знакомиться  по  карте  СССР

с  административно- территориальным  устройством  страны.  

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

23

Великая война и

великая Победа

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.140-146

Р/Т:

с.50-51

Тест №47

с.104

«Страницыистории

20-30 годов»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить.

Составлять  план  рассказа  о  ходе  Великой  Отечественной  войны,  рассказывать  о  ней.

Обсуждать,  в  чём  значение  Победы  в В.О. войне  для  нашей  страны  и  всего  мира.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

24

Великая война и

великая Победа

Обобщение  и  систематизация

знаний

Р/Т:

с.50-51

ИКТ

25

Страна, открывшая

путь в космос

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.147-152

Р/Т:

с.52-53

ИКТ

Тест № 48

с.106

«Великая война»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить.

Извлекать  из  дополнительной  литературы  и  Интернета  информацию  об  освоении  космоса

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

                      Раздел « Современная  Россия »  (9 ч.)

26

Основной закон

России и права

человека

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.153-163

Р/Т:

с.55-60

ИКТ

Тест №49

с.109

«Страна, открывшаяпуть в

космос»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить.

Анализировать  закреплённые  в  Конвенции  права  ребёнка.

Обсуждать,  как  права  одного  человека  соотносятся  с  правами  других  людей.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

27

Мы – граждане

России

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.164-167

Р/Т:

с.60-62

Тест №50

с.111

«Основнойзакон»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить.Различать  права  и  обязанности  гражданина,  устанавливать  их  взаимосвязь.

Следить  за  государственными  делами  по  программам    новостей  ТВ  и  печатным  средствам  массовой  информации.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

28

Славные символы

России

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.168-174

Р/Т:

с.62-63

ИКТ

«Символы

государст-ва»

Тест №51*

с.113-116

«Мы-граждане России. Дети име-ют право»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить.

Знакомиться  с  особенностями  герба РФ,  его  историей,  символикой,  отличать  герб России  от  гербов  других  государств.

Знакомиться  с  Государственным  флагом  России,  его  историей,  с  Красным  знаменем.

выучить текст  гимна  России, Знакомиться  с  правилами  его  исполнения,  с  историей  гимна

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

29

Такие разные

праздники

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.175-179

Р/Т:

с.64-65

ИКТ

Тест №52

с.117

«Славные символы России»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить.

Различать  праздники  государственные,  про-фессиональные,  церковные,  народные,  семейные.   Знакомиться  с  праздниками  и  Памятными  днями  России,  обсуждать  их  значение  для  России,  обсуждать  их  значение  для  страны  и  каждого  его  гражданина.

Рассказывать  о  своих  любимых  праздниках.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

30

Путешествие

по России. Сибирь

Дальний Восток

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

Учебник:

с.180

Р/Т:

с.66-68

Тест №53

с.118

«Такие

разные

праздники»

Понимать учебные задачи урока и стремиться

их выполнить.

Знакомиться  по  материалам  учебника  и  дополнительной  литературе  с  регионами,  городами,  народами  России.

Совершать  виртуальные  экскурсии  с  помо-щью  Интернета  в  разные  города  России,  посещать  музеи,  осматривать  памятники  истории  и  культуры.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

31

Путешествие

по России.

Терминологичес-кий  диктант.

Проверка

знаний  и

изучение  

нового

материала

проек-ты

Тест №54

с.120

«Путешествие   по России»

32

33

Проверим себя и

оценим свои достижения за

2 полугодие

Контроль знаний

Итоговая

контроль-ная  работа

Выполнять  тесты  с  выбором  ответа;

оценивать  правильность / неправильность

предложенных  ответов;

адекватно  оценивать  свои  знания  в  соответствии  с  набранными  баллами

34

Презентация

проектов

Обобщение  и  систематизация

знаний

Извлекать  информацию  из дополнительной литературы,  Интернета.

Готовить   иллюстрации  для  презентации

проекта. Готовить текст сообщения.

Выступать с  сообщением в классе

Оценивать свои достижения  по  выполнению  проекта  и достижения  товарищей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" Окружающий мир Кавылина Надежда Васильевна

Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 68 часов в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма ...

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2018

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....