Урок окружающего мира в 1 классе УМК "Перспектива" на тему "Мы в семье"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Котосова Людмила Николаевна

Урок окружающего мира в 1 классе УМК "Перспектива" на тему "Мы в семье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya_1_klass.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 классе

Тема урока «Мы в семье»

Цели деятельности учителя: закрепить знания учащихся по истории своей семьи; развивать  познавательную и творческую активность; формировать коммуникативные способности и умения вести диалог; воспитывать интерес к изучению отношений членов семьи.

Тип урока: постановка и решение учебной задачи.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника, об интересных событиях в жизни своей семьи; называть по именам (отчеству и фамилии) членов своей семьи; получат возможность научиться отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для себя событий; интервьюировать членов семьи; оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; составлять экспозицию выставки; использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности, обсуждать коллективные результаты.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические  сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.


Ход урока

  1. Организационный момент. Слайд 1

Проверим готовность к уроку. У вас на парте должны лежать: учебник, тетрадь на печатной основе, пенал.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

  1. Психологический настрой

Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками, с кем рядом сидите за партой. Что вы почувствовали при этом? (тепло)

  1. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей.

Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чём-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот  о чём, вы узнаете, отгадав ребус.

Слайд 2

Сегодня наш урок, друзья,

Про удивительных семь «Я»!

Кто они мне подскажите?

Тему вы определите!

Мы начинаем изучать раздел «Наш дом и семья» и поговорим сегодня о семье. О чём бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (ответы детей)

Сегодня на уроке мы выясним: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? Как называют членов семьи?  

  1. Решение учебной задачи.

Мои родные люди. Кого мы можем назвать самыми близкими вашими людьми?

Загадки. Слайд 3.

Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голубит
И заботится о вас,
Не смыкая ночью глаз?
Мама

Кто не в шутку, а всерьёз 
Нас забить научит гвоздь? 
Кто научит смелым быть? 
С велика упав, не ныть, 
И коленку расцарапав, 
Не реветь? Конечно, … 
Папа

Мама с папой говорят, 
Что теперь я — старший брат, 
Что за куколка в коляске 
Плачет? Видимо, от тряски? 
В ванной ползунков гора! 
Брату кто она? …
Сестра

Я у мамы не один, 
У неё ещё есть сын, 
Рядом с ним я маловат, 
Для меня он — старший …
Брат

Пусть не хожу я в детский сад, 
Я дома ем оладушки. 
Пенсионерка, я и рад, 
Моя родная …
Бабушка

Он — мужчина, и он сед, 
Папе — папа, мне он — …
Дедушка

  1. Что такое семья? Семья – это ….

Давайте обратимся у словарям. Прочитайте значение слова «Семья» на слайде.

Слайд 4

Словарь Ожегова С.И.:

1.Это группа живущих вместе близких родственников;

2.Объединение людей, сплочённых общими интересами

Словарь Ушакова Д.Н.

Семья – группа людей, состоящих из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

Словарь Даля В.И.

Семья  - это совокупность  близких родственников, живущих вместе.

Какое из этих определений более точно подходит слову семья? (Семья это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближайших родственников, живущих вместе.) Слайд 5

А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?

До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведённые в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то время, женщины заботились о своём потомстве.

А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. Каждый член семьи отдыхает отдельно.

Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; вместе отдыхают и проводят свободное время.

Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи. А чем семья отличается от другой группы людей? Можно ли наш класс назвать семьей?

Нет, нет родственных отношений.

Вывод. Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье.

  1. Семейный вернисаж слайд 6

              Какое красивое слово! Семья. Как греет душу это слово!

Оно напоминает нам о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца, о нежности в блеске глаз наших бабушек, задумчивости и терпении дедушек.

              В семье ты желанный ребёнок. Здесь тебя нарекли именем.

Откройте свои  тетрадочки на  стр. 38, нарисуй свою семью….. Слайд 7

  1. Семейный альбом  Слайд 8

Предположите, что за люди сфотографированы? Кем они приходятся друг другу? Чем различаются фото? Какая из них старинная, какая современная? Что общего на этих фотографиях?

Учебник стр. 52 рассмотрите ещё одну фотографию. Это семья Тюточкиных Ивана Андреевича и Матрёны Васильевны с детьми и внуками.

Что вы можете сказать об этой семье?

        Благодаря чему вы можете узнать о важных и памятных событиях в жизни вашей

        семьи?

        Благодаря  фотографиям из семейного альбома.

        Что чаще всего запечатлеют на фотографиях?

             Важные моменты в жизни всех членов семьи: праздники, совместные поездки,

             путешествия.

Включить отрывок из песни Ротару… «Семейный альбом»

  1. Физминутка.

Наша дружная семья:  (марш на месте)

Мама, папа, брат и я.  (наклоны влево, вправо, назад, вперёд)

Спортом любим заниматься,  (рывки руками перед грудью)

И, конечно, закаляться.  (рывки руками вверх-вниз)

Мы - счастливая семья,  (прыжки на месте)

Мама, папа, брат и я.  (вдох – руки вверх, выдох – руки вниз).

  1. Где живёт семья? Рассмотрим на слайде, что же необходимо для хорошей, дружной и крепкой семьи. Слайд 9. Дом моей мечты

Любовь

Совет

Уважение

Лад

Дружба

Терпение

Мир

Ласка

Радость

Доверие

Понимание

Забота

Помощь

Согласие

Долг перед близкими

Откровение

  1. Слайд 10.  В семье могут быть общие увлечения …..
  2. Народная мудрость слайд 11

На что и клад, коли в семье лад…. Звуковой сопровождение

Всякой матери своё дите мило

Дерево держится корнями, а человек семьёй

  1. Семейное дерево… Смотрите какое дерево мы вырастили… Слайд 12  Рабочая тетрадь стр. 39. Давайте начнём заполнять его именами, а дома вы обратитесь за помощью к взрослым и допишите имена родных вам людей.

Семья крепка, когда в ней крыша одна

Итог урока

Стр. 53 вывод: чтение… Мы в семье – это я и мои родные. Самое важное для каждого из нас  - любовь и уважение друг к другу, взаимное понимание и помощь.

  1. Берегите ваших близких. Слайд 13

В семейном кругу мы с вами растём,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.

Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!

«Домашнее задание». Дома рассмотрите фотографии своих родных. Послушайте рассказы взрослых о каждом из них. Вместе вспомните добрым словом тех, кого нет с вами.  Заполните древо жизни в рабочей тетрадочке.

5.  Рефлексия
Если вам на уроке было легко, все понятно, нарисуйте на этой странице солнышко; если что-то было непонятно, были трудности – нарисуйте тучку.

За что вы можете сегодня похвалить себя? В чем вы были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру - 1 класс "Я и моя семья" (Вахрушев - школа 2100)

Представляю Вашему вниманию конспект урока и презентацию по окружающему миру для 1 класса.Тема: "Я и моя семья" (программа - школа 2100)...

Урок окружающего мира, 2 класс по теме "Что такое семья"

Урок по УМК  "Начальная школа 21 века"....

Урок окружающего мира 1 класс Тема: Как живёт семья. Проект «Моя семья»

Урок  окружающего  мира  по  теме  "Как  живёт  семья.  Проект "Моя  семья"   проведён  был  в  1  классе.  Проведению...

Урок окружающего мира 2 класс "Наша дружная семья"

Урок окружающего мира  во 2 классе по теме "Наша дружная семья", программа "Школа России"...

Открытый урок по окружающему миру, 2 класс. Тема "Наша дружная семья"

Планируемые образовательные результаты урока; ход урока; рефлексия; проектная образовательная деятельность; используемая литература....