Занятие - загадка в природе: "Новая тайна чернобровой красавицы "
план-конспект занятия (окружающий мир, 1 класс) по теме

Сапалова Тамара Александровна

Дать детям знания о том, что живые клетки стволов берез дышат при помощи чечевичек - темных отдушин. Учить детей анализировать воспринимаемое явление природы, делать выводы и умозаключения.Способствовать формированию у ребенка позиции исследователя "тайн " живого мира.Вызывать эмоциональный отклик на новый познавательный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_tayna_chernobrovoy.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГКСОУ ВО  «Малышевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Занятие – загадка в природе:

« Новая тайна чернобровой красавицы»

Воспитатель: Сапалова Т.А.

1,5 классы

Цель: раскрыть новую тайну березки.

Задачи:

Образовательные: дать понятие о том, что живые клетки стволов берез дышат при помощи чечевичек-темных отдушин.

Воспитывающие: воспитывать нравственные качества (любовь к березке).

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие словарного запаса путем знакомства с новыми словами (чечевички, отдушины, чернобровая, морозобоины).
  • Развитие устной речи через беседу.
  • Развивать суждение, умозаключение при работе с опытами: «Береста - защитный покров дерева», «Откуда берутся шрамы у деревьев»?
  • Развивать непроизвольное внимание путем использования ТСО.
  • Развитие механической памяти через заучивание стихов.

Оборудование:

  • ТСО ( записи на телефоне с «голосом» березы ).
  • Наглядный материал: натуральный объект – береза; банка с водой, береста;  треснутая банка с замороженной водой (для опытов).
  • Раздаточный материал: клубок ниток, бумажные сердечки.

Ход занятия

Воспитатель: Угадайте, дети, к кому нас сегодня пригласили в гости?

« Ее узнаешь по примете

Нет дерева белей на свете».

Дети: это березка.

Воспитатель: правильно, ребята. Мы идем в гости к нашей любимой березке.

Дети: здравствуй, березка! Мы рады встречи с тобой, мы очень по тебе соскучились.

Воспитатель: здравствуй, чернобровая красавица! (дотронуться до березки, до черных полосок).

Неожиданно для детей звучит запись с «голосом» березы:

«Я знаю, что любите, дети,

Вы тайны мои открывать.

Наверно, поэтому здесь все

Собрались сегодня опять?....

Ну, что же, готовы вы слушать?

Вопрос мой не прост, а мудрен.

Мне хочется, милые дети,

Чтоб здесь он был вами решен.

Кто – то меня тут назвал чернобровой…

Какое красивое, нежное слово!

Откройте же тайну сегодня мою:

Почему чернобровой всю жизнь здесь  стою?

Воспитатель: ребята, как вы думаете, почему же березку называют чернобровой? Для чего нужны березкам эти черные поперечные отметины?

Дети: эти полоски похожи на брови, они нужны для красоты.

Воспитатель:

 На березках беленькие блузки,

Для красы – полоски поперек.

Словно парень ласковый, по- русски

Льет к березке вешний ветерок.

Эти черные поперечные отметины на стволах берез называют очень ласковым словом – чечевички. Давайте произнесем это новое для нас слово вслух, и мы убедимся, что оно действительно звучит нежно, ласково. А нежные и ласковые слова никогда не забываются. Говорим хором: че-че-вич-ки, затем произносит каждый.

Ребята, с помощью чего дышит человек?

Дети: с помощью легких.

Воспитатель: с помощью чего дышит настоящее дерево?

Дети: дерево дышит при помощи листьев.

Воспитатель: вот сейчас, дети, я вам помогу открыть тайну нашей чернобровой красавицы. Вы правильно сказали, что деревья дышат при помощи листьев. А вот живые клетки стволов берез дышат еще при помощи…(показать рукой на черные отметины) чечевичек. Они состоят из рыхлой древесной ткани, между клетками которой имеются как бы окошечки-отверстия. Вот через них-то и проходит воздух, которым дышат березы. Но зимой деревья засыпают. Как вы думаете, что происходит с чечевичками?

Дети: чечевички на зиму закрываются.

Воспитатель: ребята, кто догадался, какие превращения с чечевичками произойдут весной? Кто их разбудит?

Дети: их разбудит солнышко.

Воспитатель: ребята, давайте вспомним, почему березку называют белоствольной? Отчего у нее ствол белого цвета?

Дети: в клетках бересты находится белое вещество, похожее на зубной порошок, которое называется- бетулин.

Воспитатель:  бетулин покрывает кору берез тоненьким слоем. Порошок- бетулин- обсыпается, и становится видна молоденькая, нежная береста, которая, в свою очередь, тоже покрывается бетулином. Белеть березка начинает лишь с пяти лет.

Ребята, как вы думаете, а зимой березке холодно? ( Да). Что же ее защищает от морозов?

Дети: кора березы- береста.

Воспитатель: сейчас мы проделаем опыт. Кусочек бересты бросим в банку с водой и будем наблюдать. Что же мы видим?

Дети: береста не тонет, она не пропускает воду. Значит, береста защищает дерево.

Воспитатель: откуда же берутся шрамы у деревьев? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проделать опыт. Взять стеклянную банку с водой и поставить на мороз. Вода замерзнет и банка треснет. Какой же вывод можно сделать? Когда вода замерзает, она раздается, расширяется. И когда ей нет места раздаться, то вода разрывает деревья точно так же, как она  разорвала нашу банку. Такие « шрамы» у деревьев называют морозобоинами. Теперь мы знаем, отчего в морозы трещат деревья.

Запись на телефоне:

Очень мы березы, любим слушать о себе песни и стихи,

порадуйте меня! (дети рассказывают).

Затем звучит запись на телефоне.

Я, береза, пред вами с вопросом являлась,

И тайна моя долго вами решалась.

Но дружба, упорство, стремленье узнать

Позволило тайну мою разгадать.

И хоть для меня вы все тут невелички,

Но открылись пред вами мои  чечевички,

Дышу вместе с вами я воздухом чистым,

Пусть взгляд на природу будет лучистым!

Знакомый клубочек опять поищите,

Что вы запомнили, мне расскажите.

Прощаюсь я с вами, вам в школу пора,

До следующей встречи, моя детвора!

Дети ищут клубочек, передают его друг другу и говорят: «Сегодня я понял…»

Воспитатель: ребята, давайте на прощание подарим нашей березоньке сердечки, которые вы сделали сами (дети развешивают сердечки на веточки березы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Загадки под водой"

Занятие проведено в объединении дополнительного образования "Земля и небо" с обучающимися 2 -ых классов. Можно использовать материал и при подготовке к урокам окружающего мира.Направлено на углубление...

Внеклассное занятие :Мир фантазий. К. Булычёв «Тайна третьей планеты».

На внеклассных  занятиях  по чтению формируется культура чтения, которая сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника. Она проявляется в...

ПРИРОДА НОВОГО СВЕТА

Данная презентация подготовлена к уроку окружающего мира в 4 классе по программе Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова....

Занятие по портфолио "Астрологический паспорт. Тайны моего характера ", 2класс

Данное  мероприятие было  проведено во 2 классе в рамках внеурочной деятельности.Цель:-познакомить с зодиакальными созвездиями и определить черты характера, соответствующие данным созвездиям...

Природа нового света

Презентация подготовлена к уроку окружающего  мира (программа Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков "Окружающий мир" 4 класс)....

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ (2 класс) «Красавица Осень»

Конспект занятия для обучающихся с ОВЗ школ VIII вида...

Конспект логопедического занятия " Приключение тигренка Рыка, или Тайна пяти дверей"

Конспект логопедического занятия для обучающихся 1 класса, имеющих общее недоразвитие речи, с использованием здоровьесберегающих технологий....