Конспект логопедического занятия " Приключение тигренка Рыка, или Тайна пяти дверей"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Конспект логопедического занятия для обучающихся 1 класса, имеющих общее недоразвитие речи, с использованием здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_dlya_detey_1_klassa.docx183 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

для обучающихся 1 класса,

имеющих общее недоразвитие речи,

с использованием здоровьесберегающих

технологий

        

Тема: Приключения  тигренка Рыка, или Тайна пяти дверей

Цель:  практическое применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе при работе со звуком и буквой  Р.

Коррекционно-развивающие задачи:
- закреплять навык правильного произношения звука [р] изолированно;
- закреплять навык правильного произнесения  звука [р] в слогах,  словах, предложениях;

- закреплять навык определения позиции звука [р] в словах;

-совершенствовать навыки анализа и синтеза слов со звуком [р];

- развивать внимание, память, мышление;

-способствовать сохранению здоровья детей через предупреждение переутомления на занятии и снятии напряжения;

-развивать речевой и дыхательный аппарат через речедвигательную ритмику и дыхательную гимнастику;

-обучить детей приёмам сохранения здоровья: восстановления сил,  развития переключаемости, снятия напряжения, стимуляции работоспособности и мышления;

-воспитывать самостоятельность, активность, мотивацию к общению.

Ход занятия:

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут га свои места девочки. С согласного - мальчики. Умницы! Молодцы!

(На слово умницы -садятся девочки,

На слово молодцы - садятся мальчики)

-Сегодня нас ждет необычное занятие! Мы отправляемся в путешествие. Нас ждут самые настоящие приключения! Вы готовы? (Да)

- Но путешествовать мы будем не одни. У нас будет помощник. Отгадайте, кто это?

Мордочка усатая,
Шубка полосатая, unnamed

Шагает тихо,
Но если зарычит,
Весь лес замолчит.
(Тигр)

- Молодцы! Правильно! Нашим помощником сегодня  будет маленький тигренок Рык (приложение № 1)

Постановка учебной проблемы.

- Как рычит  наш тигренок? (Р-Р-Р)

- Верно! 

- Какой звук вы только что сказали?

(Звук [р])

- Найдите одинаковый звук в словах: рис, ребус, заря, река.

(Звук [р̓])

- Как вы думаете, почему я спросила у вас про эти звуки?

(Потому, что мы будем их изучать)

- Какой буквой звуки [р ] и [р ҆] обозначаются в письменной речи?

(Буквой Р) (приложение 2)

- Чем отличается звук от буквы?

(Звук-я слышу, произношу. Букв -пишу и читаю)

- Ребята, как вы думаете, для чего мы сегодня с вами говорим о звуках [р ] и [р ҆].

(Чтобы знать о них всё)

- Что нам это даст, если мы будем знать об этих звуках всё?

(Будем правильно читать и писать)

- А вы знаете, что все те, кто отправляется в путешествия, очень долго тренируются, чтобы быть сильными и выносливыми? Нам тоже стоит потренироваться.

Артикуляционная гимнастика (приложение 3)

1.«Гармошка». Язык упирается в небо, после чего нужно закрывать и открывать рот.

2. «Чашечка». Необходимо открыть рот и положить язык на нижнюю губу, придав ему форму чашечки.

3. «Вкусное варенье». Открываем широко рот, растягиваем губы в улыбке. Язычок в форме чашечки облизывает верхнюю губу сначала в одну сторону, затем в другую. Очень важно двигать язык с напряжением, не торопясь.

4. «Маляр». Ребенок открывает рот на 2-3 см, губы растягивает в улыбке. Язык с прямой спинкой поднимается вверх и гладит небо, имитируя движение кисточки при покраске потолка.

5. « Грибочек».  Губы улыбаются, язычок прогибает спинку и цокает по верхнему небу 5-7 раз. Затем присасывается средней частью и кончиком к небу, задерживается в таком положении на 5 секунд. Ребенок должен почувствовать напряжение уздечки.

6. «Лошадка». Губы вытягиваются в трубочку, рот приоткрывается на 0,5 -1 см. Нужно цокать язычком, сильно напрягая мышцы. Звук старайтесь сделать звонким, громким и четким.

7. «Барабанщик»

Задание направлено на тренировку мышц кончика язычка. Губы растянуты в улыбке, рот слегка приоткрыт. Кончик языка находится за верхними зубами. Сильно, резко бьет о преграду, ребенок проговаривает звуки: “Дэ-дэ, тэ-тэ…”.

-Тренируем дыхание! 

Дыхательная гимнастикаmassag-Dich-Gimnastika-800x600

 ( приложение 4) 

  1.  «Регулировщик»

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить

 «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

  1.  «Бегемотик»

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох)img7

- Молодцы, ребята. А теперь подготовим наши пальчики!!!

Су-джок терапия

 ( Используются массажные мячики-ежики) 

Чтобы четко говорить,

Надо с пальцами дружить!

Мяч в ладошке посжимаю 

(под счет до 10, меняя руки)

И ладошку поменяю.

Вверх-вниз, вверх-вниз

По ладошкам ты катись! 

(прокатываем мячик между ладонями)

Катаем-катаем,

Крепко прижимаем! (катаем мячик по одной ладони, прижимая сверху другой ладонью, затем меняем руки)

А теперь последний трюк –

Мяч летает между рук (перекидываем мячик из одной руки в другую)

- Итак, мы готовы ! Отправляемся! Впереди множество тайных дверей, но только открыв все двери, мы найдем сокровища!

Дверь № 1. Характеристика и артикуляция звуков.

- Ребята, для того, чтобы открыть первую дверь, необходимо просто произнести звук [Р]. Но , оказывается наш тигренок Рык не умеет рычать. Он не умеет произносить звуки [р ] и [р ҆]. И мы должны рассказать ему всё о звуках [р ] и [р ҆], выполнить задания и научиться этому сами.

Научим, ребята?

(Да)

- Ребята произнесём звуки [р ] и [р ҆].

Легко ли мы произнесли звуки [р ] и [р ҆]?

(Трудно)

- Воздух во рту преграду встречает?

(Да)

-Значит звуки [р ] и [р ҆] гласные или согласные?

(Звуки [р ] и [р ҆]- согласные)

-Теперь давайте узнаем звуки [р ] и [р ҆] глухие или звонкие. Для этого мы с закрытыми ушами произнести звуки [р ] и [р ҆]. Если при произнесении звуков [р ] и [р ҆] в ушах звенит, то они звонкие. Если же не звенит, то глухие. Звенит?

(Звенит)

-Значит звуки [р ] и [р ҆] какие?

(Звонкие)

-А ещё, по какому признаку они могут характеризоваться? Например, в словах: рис, речка?

(Могут быть мягкими и твёрдыми)

- Мы научили тигренка Рыка рычать и открыли первую дверь.

Работа в тетрадях.

- Откроем ваши тетради и пропишем букву Р- заглавную и строчную.

(Дети работают в тетрадях)

Гимнастика для глаз

Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (поморгать глазами)
Посмотрите все в окно, (посмотреть влево-вправо)
Ах, как солнце высоко. (посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем, (закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись. (зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать

Все правильно и внятно.

Чтоб было всем понятно!

-Тигренок Рык  научился  произносить звук правильно! И мы отправляемся открывать вторую дверь!

Дверь № 2.  «Живые слова» - игра с мячом.


Запомните первые слоги и соедините их в слово: ру-чей, ру-ка,
Ра – ма, бо - бёр, ра-бо-та, ро–ли, Ки-ра . Логопед произносит слово и кидает мяч ребёнку, просит запомнить первый слог, затем кидает мяч следующему. Затем дети берутся за руки и произносят каждый свой слог, называют полученное слово.

-Дверь открыта! Идем дальше!

-Тигренок Рык зовет нас отдохнуть!

 

Динамическая пауза

Прибежали все тигрятки
И все начали зарядку –ррррр-
Вот раздался страшный рык-
На лужайку прыгнул тигр –рррр-
Звери делают поклоны,
Начинаем мы наклоны –ррррр-
Появился царь зверей,
Приседаем поскорей.-рррр-
А теперь все дружно, вместе,
Начинаем бег на месте. –ррррр-
Тигрята вертят головой,
Начинаем мах ногой.-ррррр-
Вот пришёл конец зарядке,
Разбежались все тигрятки.-ррррр-

- Вторую дверь мы открыли! Идем дальше.

Дверь №3. Развитие  мелкой моторики.  Игра «Звук играет в прятки» (приложение 5)

-Звуки [Р]хочет поиграть с вами в прятки. А прячется он в словах!

 (дети в бассейне с гречкой отыскивают мелкие игрушки, называют их, определяют место нахождения звуков Р, Рь в слове).
(ракета, робот, рыба, рак, торт, жираф, сыр, мухомор, комар, шар, журавль)

Дверь №4. Составление слов из разрезных слогов. Работа в парах.

Подберите слоги так, чтобы получились слова (приложение 5)

РЫ БА

РО ЗЫ

РА МА

РУ КА

Дверь № 5. Игра “Добавлялки”(приложение 6)

-Вы должны вспомнить названия профессий и закончить предложения. Подсказка: в названии этих профессий есть [Р].

В столовой работает …(повар)

Стены красит … (маляр)

Подстригает людей …(парикмахер)

В магазине работает …(продавец)

Лечит детей … (врач)

Дом строит … (строитель)

(ответивший ребёнок получает соответствующую картинку)

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

-Ребята, ну вот открыты все двери. Мы с Вами и тигренок Рык добрались до сокровищ- это наши знания о звуке и букве Р!!!

- С какой буквой и звуком  мы сегодня познакомились? Звук [р] гласный или согласный? Что нового Вы узнали?

- Ребята, у вас на столах лежат конвертики. Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению (приложение 7)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Конспект открытого занятия для родителей обучающихся в «День открытых дверей»

Конспект открытого занятиядля родителей обучающихсяв «День открытых дверей» 23 апреля 2016 годас группой учащихся 1 а класса в МАОУ «СОШ №48»....

Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса "Приключения друзей".

Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса по коррекции нарушений формирования устной и письменной речи....

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....

Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса с ОВЗ (ИН) ТЕМА: Лексико-грамматическое занятие «Зимующие птицы».

Преодоление нарушений  грамматического строя речи очень сложная работа в системе коррекции речевых недостатков у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Такая работа осуществляется ч...

Конспект внеурочного занятия: "Приключение в бухте закономерностей" ( 3 класс, Курс: " Умники и умницы")

Планируемые результаты:Предметные:Усовершенствуют умение находить закономерности в примерах.Улучшат умение работать по алгоритму.Разработка умения устанавливать взаимосвязи между действиями и процесса...