Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса с ОВЗ (ИН) ТЕМА: Лексико-грамматическое занятие «Зимующие птицы».
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Сорокина Марина Владимировна

Преодоление нарушений  грамматического строя речи очень сложная работа в системе коррекции речевых недостатков у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Такая работа осуществляется через развитие  умения употреблять слова в единственном и множественно числе; умение согласовывать числительные с существительными; через развитие навыков словоизменения, через образование слов в уменьшительно-ласкательной форме и др.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zim_ptitsy.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

для обучающихся 3 класса с ОВЗ (ИН)

ТЕМА: Лексико-грамматическое занятие «Зимующие птицы».

Цель: развивать умение образовывать новые слова, при составлении предложений о зимующих птицах.

 Задачи:

Коррекционно-обучающие:

  • пополнение активного словаря существительными, глаголами, прилагательными;
  • развитие  умений согласовывать  слова  в предложении;

Коррекционно-развивающие.

  • коррекция нарушений  грамматического строя речи через умение употреблять слова в единственном и множественно числе;
  • развитие умений согласовывать числительные с существительными.
  • развитие навыков словоизменения, через образование слов в уменьшительно-ласкательной форме;
  • развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений с речью;

Коррекционно-воспитательные.        

  • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности.
  • Воспитание заботливого отношения к зимующим  птицам.

Методы и приемы:

Объяснение, беседа, показ презентации, рассказ логопеда о зимующих птицах, показ способа выполнения упражнений, помощь детям при выполнении заданий.

Словарь: зимующие птицы, воробей, сорока, снегирь, синица, быстрый, маленький, шустрый, серый, бойкий; подлетел, залетел, вылетел, пролетел, облетел, улетел; синичка, снегирёк, воробушек

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация на тему «Зимующие птицы»; картинки с изображением зимующих птиц; индивидуальные зеркала; листы самооценки; карточки с заданием; разрезные картинки.

1.Орг. момент. (4 МИН).

-Здравствуйте ребята,

- Рада вас видеть сегодня на нашем занятии.

1. Психологический настрой.

- Давайте сделаем глубокий вдох через нос и  вдохнем в себя доброту и здоровье, а выдохнем через ротик все огорчения.

-Давайте улыбнемся друг другу.

       2. Создание мотивационного поля.

-Ребята, куда вы пришли?

 (Мы пришли на занятие)

-Чему вы учитесь  на  наших занятиях?

  (Мы  учимся правильно и чётко  говорить, делать артикуляционную гимнастику, отвечать на вопросы полными ответами,   составлять предложения).

-У вас на партах  лежат картинки.

-Посмотрите внимательно, и скажите, какая птица оказалось на вашей картинке случайно? Почему?

(Снегирь) (вывешиваем картинку на доску).

- Какая картинка будет лишней? Почему?

(синица) (вывешиваем картинку на доску).

-Посмотрите на доску.

-Ребята, как вы думаете, о ком сегодня на нашем занятии мы будем говорить?

(Мы будем говорить о зимующих птицах)

-Правильно.

-Почему вы так решили?

(Потому что птицы прилетели на кормушку.)

-А в какое время  года птицы прилетают на кормушку?

(Птицы на кормушку прилетают зимой)

-А значит это, какие птицы?

(Это зимующие птицы)

- Каких птиц мы называем зимующими?

(Зимующие - это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края)

-А каких зимующих птиц  вы еще знаете?

2.Основная часть.

Сообщение темы и цели занятия.

-Тема нашего занятия «Зимующие птицы».

-Цель нашего занятия - мы будем учиться образовывать  новые слова на тему «Зимующие птицы» и составлять предложения, используя эти слова.      

- Сегодня вы будете оценивать себя  с помощью листа самооценки. На котором изображена кормушка и зимующие птицы, которые вы будете обводить.

-За  правильный, полный ответ;

-За четкое и правильное   проговаривание слов и предложений;

-За дополнение ответов товарищей;

-К вам на кормушку будут прилетать 2 зимующих птицы.

-Тот, кто даст  неполный ответ или допустит ошибку - прилетит одна птица.

-Ну а если с заданием справиться не получится, то птица к вам прилететь не сможет и вам нужно будет постараться.

-Если в конце занятия  на вашей кормушке  соберется 8 или больше зимующих птиц, это будет означать, что  вы поработали отлично.  

- 5 или 7  зимующих птиц,   это будет означать, что вы поработали хорошо.

-Ну а если меньше 5 значит, что  нужно постараться работать  лучше.

-На занятии вы будете работать самостоятельно и в парах.

-Ребята, послушайте загадку и отгадайте, какая птица первая прилетит к вам на кормушку.

Непоседа пестрая.

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая,

Вещунья белобока,

А зовут ее сорока

- Кто к нам прилетел? (К нам прилетела сорока)

- Ребята, а если их прилетит много, как мы скажем (много….сорок)

-Сорока вас приглашает вас выполнить вместе с ней артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика:

Задание 1. Сейчас мы будем укреплять мышцы губ, щек и языка.

Цель:  Будьте внимательны. Старайтесь выполнять все упражнения четко и  правильно.

Упражнение  «Птенчик»

Упражнение «Горка»

Упражнение «Змейка»

Упражнение «Лошадка»

Упражнение «Дятел»

Упражнение «Футбол»

Упражнение «Улыбка»

 (зеркала перевернули и  убрали на край парты)

Дыхательная гимнастика.

-Ребята, а наши птицы летают высоко под облаками.

-Посмотрите, у каждого из вас есть облако, под которым будет летать птица.

-Сейчас мы будем выполнять дыхательную гимнастику.

-Давайте вспомним правила, как нужно выполнять дыхательную гимнастику.

Ответы детей:

1.Носом вдыхаем. Плечи не поднимаем.

2.Ртом  выдыхаем.

3.Щёки не надуваем, губы трубочкой.

4.Воздушная струя плавная, длительная.

-Берем облако в руки, наша птица будет летать под облачком. Подуйте на птицу так, чтобы она улетела далеко-далеко.

Выполнение дыхательной гимнастики.

Оценивание учителя.

 -Ребята я смотрела, вы все упражнения выполняли правильно, молодцы. На вашу кормушку прилетело 2 сороки. Обведите их.

-Ребята, а вы хотите узнать,  какая следующая зимующая птица прилетит на вашу кормушку.

Задание 2. Для этого вы должны внимательно послушать стихотворение и в конце, дополнить его недостающим словом.

Птички на деревья сели,

Посчитай-ка: раз, два, три...

На зимовку прилетели

С красной грудкой... (снегири).

Слайд №1.

-А давайте назовем снегиря ласково. (снегирек)

-Ребята, а посмотрите какая у снегиря грудка?

(У снегиря грудка красного цвета)

-А какие у него крылышки?

(крылышки у снегиря черного цвета)

-А какой любимый корм у снегиря?

(снегирь любит ягоды рябины)

-Снегири  перемещаются  небольшими стаями.

Задание 3. - Сейчас мы будем считать зимующих птиц. Сосчитайте, сколько птиц может прилететь на кормушку.

-Вы должны внимательно слушать ответ одноклассника. Вы будете друг друга оценивать.

 Образец: Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев.(работа по карточкам) (оценивание друг друга)

-Что мы сейчас делали?

(мы считали птиц)

-А мы изменяли слова? Повтори предложение.

(Мы учились изменять  слова)

Оценивание. Оцените  свою работу.

-Наши птички предлагают нам размяться и поиграть.

Динамическая пауза.

Динамическая пауза «Снегири».

-Ребята, а кто к нам прилетает на кормушку?

(К нам на кормушку прилетают зимующие птицы) 

Вот на ветках посмотри, Руками хлопают себя по бокам

В красных майках снегири. Показывают грудки

Распустили перышки, Руки слегка в стороны,

Греются на солнышке. Шевелят пальчиками

Головой вертят, вертят, Повороты головой вправо, влево

Улететь они хотят. Взмахивая руками

-Для того, чтобы узнать,  какая зимующая птица прилетит следующая на вашу кормушку мы поработаем в парах.

-При работе в парах, прислушивайтесь к мнению друг друга, не перебивайте друг друга, работайте дружно.

Задание 4. Сложить правильно картинку и назвать зимующую птицу.

(Это птица воробей)

Слайд №2.

-Воробей это зимующая птица?

(Воробей зимующая птица)

-А давайте назовем его ласково.(воробушек)

- Скажите,  а воробей какой?

- Отвечаем полными предложениями.

(Воробей маленький, серый, быстрый, бойкий, шустрый, подвижный …)

-Зиму воробьи проводят рядом с людьми, чтобы прокормиться и согреться.

-Давайте пригласим воробья к нашей кормушке.

Задание 5. Сейчас наш воробышек  будет перелетать с одного места на другое. А вы будете составлять предложения.

Воробей на кормушку  (что сделал?) ... (прилетел). Повтори предложение.

Воробей в кормушку (что сделал?) ... (залетел).

Воробей из кормушки (что сделал?)... (вылетел).

Воробей  над кормушкой  (что сделал?)…(пролетел).

Воробей кормушку вокруг (что сделал?) ... (облетел).

Воробей  от  кормушки  (что сделал?) … (улетел).

-Что мы сейчас делали?

(Мы составляли предложения про воробья).

-Как мы работали?

(Мы работали в парах)

Оценивание. Оцените себя.

-Ребята, напомните тему нашего занятия.

-Назовите,  какие зимующие птицы уже прилетели к вам на кормушку?

(На нашу кормушку прилетели  снегирь, воробей, сорока)

 -Следующую птицу, которая прилетит к нам на кормушку надо узнать по  описанию.

-Это - очень подвижная, заметная  птица. Грудка у нее желтая, спинка зеленая, а хвост и крылышки синего цвета. У нее очень приятный голосок, похожий на звон колокольчиков. Давайте послушаем, как она поет.

(синица)

Слайд №3.

-А  назовите  синицу ласково. (Синичка)

-Синицы полезные птицы.

-Какую пользу приносит синицы нашей природе?

(Синицы поедают вредных насекомых)

-Поэтому мы должны позаботиться о птицах, которые у нас зимуют.

-Зимой очень мало корма.

-Как мы можем помочь птицам зимой?

(Мы можем сделать кормушки для птиц)

-Чем можно покормить птиц зимой?

(ответы детей)

Можно покормить птиц….       

Задание 6. Сейчас мы будем составлять предложения по картинкам.

-Вы должны составить полное предложение. Какую птицу и чем вы  будете угощать.

 (Я угощу снегиря рябиной.

Я угощу синицу салом.

Я угощу воробья хлебными крошками.

Я угощу сороку орехами.

Я угощу  воробья семечками.

Я угощу синицу яблоком.)

Вывод: Что мы сейчас делали?

(Мы составляли предложения)

Оценивание. Молодцы вы правильно угостили птиц,  на ваши кормушки  прилетели синички. Оцените себя.

8. Итог.

-Ребята ваш лист самооценки и план на доске поможет вам вспомнить и рассказать, чем вы занимались на занятии.

-Какая тема занятия у нас была?

(Тема нашего занятия - зимующие птицы)

-О ком мы говорили на занятии?

(Мы говорили о зимующих птицах)

-Как вы работали на занятии?

(в группах и самостоятельно)

-Что вы укрепляли?

-Посчитайте зимующих птиц, которые прилетели к вам на кормушку.

-Поднимите руки у кого на кормушке 8 или больше зимующих птиц.

-Значит,  вы поработали как?

-За то, что вы так хорошо поработали на занятии, за ваши старания.

-Я приготовила для вас интересное задание, которое вы возьмете с собой и выполните в свободное время.

-Вы можете раскрасить зимующую птицу по образцу самостоятельно, а можете поделиться с товарищем в классе.

В нашей школьной библиотеке есть много книг о зимующих  птицах. Сходите, возьмите и прочитайте в свободное время. И вы еще много интересного узнаете о зимующих птицах.

-Ребята,  умение правильно и чётко называть зимующих птиц, изменять слова, составлять правильные предложения пригодятся вам на уроках  развития речи, уроках чтения и в повседневной жизни.

Рефлексия:

Ребята, у вас на столах лежат смайлики:

- Если вам все понравилось на занятии, и вы легко справлялись заданиями, возьмите и покажите зеленый смайлик.

-Если вам все понравилось, но было трудно возьмите желтый смайлик.

-Если вам было трудно и не интересно возьмите красный смайлик.

-Ребята,

-Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по развитию связной речи учащихся первого класса, с фонетико- фонематическим и лексико-грамматическием недоразвитием речи.

В процессе  нормализации фонетико - фонематических и лексико-грамматических средств языка,  необходимо учащихся  научить пользоваться средствами языка, уметь связно и последовател...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Лексико-грамматические признаки существительного. Существительные, называющие предмет, явление природы, действие, признак."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Лексико-грамматические признаки существительного. Существительные, называющие предмет, явление природы, действие, признак.Цели урока: совершенствовать знания у...

Коррекционное занятие в 4 классе по развитию речи. Тема: «Составление рассказа по теме «Зима».

Цели: а) коррекционно-образовательные:  закрепить знания обучающихся воспитанников об имени прилагательном; развивать умение составлять текст на тему, умение выразить свои мысли; учить чувствоват...

Урок ИЗО 2 класс на тему : «Изображение и реальность. Зимующие птицы родного края .»

Интегрированный урок ИЗО, технологии и окружающего мира....

Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.

Конспект занятия  в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»....

Конспект логопедического занятия в 4 классе с ОВЗ (ЗПР) Тема: Прилагательные - антонимы.

У обучающихся с ЗПР особые затрудения вызывает усвоение такой части речи, как имена прилагательные. Занимательные приемы, используемые на занятии, способствуют устранению этой проблемы....