Звёзды и созвездия
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Савченко  Светлана  Владимировна

Урок  окружающего  мира  по  программе  "Развивающая  система  Л. Занкова"  2класс (учебник Н.Я. Дмитриевой , А.Н.Казакова "Окружающий  мир" 2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  окружающего  мира.

Тема  урока.  Звёзды.  Созвездия.

Цель. Познакомить обучающихся с созвездиями; научить находить на звездном небе и звездной карте созвездия Большой и Малой Медведицы.  Расширять  знания  детей  о  звёздах .

Задачи урока:

Предметные.  Обобщить полученные знания по теме «Вселенная»; изучить материал по теме «Звезды. Созвездия».

Метопредметные.  Развитие активной познавательной деятельности, формирование интеллектуальных способностей (умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, работать по аналогии)

Личностные.  Прививать навыки коллективного труда, умения коммуникации, выслушивать друг друга и оценивать; индивидуальные качества (ответственность перед товарищами, личная значимость каждого).

Оборудование: проектор,  MacBook

Ход  урока.

  1. Организация  класса.

-  Проверьте  подготовку  к  уроку.  На  парте  - учебник,  тетрадь,  карандаш.  Повернитесь  к  друг  другу,  улыбнитесь,  настройтесь  на  дружную,  плодотворную  работу.

     2. Актуализация  знаний.

        - Отгадайте  загадку.

По тёмному небу рассыпан горошек
 Цветной карамели из сахарной крошки,
 И только тогда, когда утро настанет,
 Вся карамель та внезапно растает

-Звёзды.

         - Назовите  ближайшую  к  нам  звезду.

         - Что  вы   можете  о  ней  рассказать?

          - Что  же  такое  звезда? (ответы  детей)

           -  Если  мы  обратимся  к толковому   словарю  Ожегова,  то  прочитаем,  что  звезда – это небесное  тело (раскалённый  газовый  шар)  ночью  видимое  как  светящаяся  точка.

- Как  вы  думаете,  слово  имеет  одно  значение  или  несколько?

- Это  слово  многозначное,  о других  его  значениях  мы  поговорим  сегодня  на  уроке  русского  языка.

    3. Формулирование  темы  урока.

         - Посмотрите  на  доску. Отгадайте  кроссворд.

1. Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли
.                                      Сатурн

2. Эта желтая звезда
Согревает нас всегда,
Все планеты освещает,
От других звезд защищает
.                                 Солнце

3. На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери
.                     Земля

4. Только Солнце и Луна
В небе ярче, чем она.
Да и горячей планеты
В Солнечной системе нету
.                 Венера

5. На каком пути ни один человек не бывал?          Млечный

6.  Как  называется  та  сторона  где  Солнце  садится  (заходит)?  Запад

7. Небесное  тело (раскалённый  газовый  шар)  ночью  видимое  как  светящаяся  точка                                                   Звезда.                                                   

8.  Гигантская  звёздная  система              Галактика

9. Великан-тяжеловес
Мечет молнии с небес,
Полосат он, словно кошка,
Жаль худеет понемножку.                        
Юпитер

- Прочитайте  получившиеся  слово. (Созвездие)

-  О  чём  же  пойдёт  речь? (  О  созвездиях).

-От  какого  слова  произошло  слово  созвездие?

4. Сообщение  темы  и  цели  урока.

- Тема  сегодняшнего  урока

Слайд 1

-Звёзды  и  созвездия.

- Цель  урока :познакомиться  со  звёздами  и  созвездиями,  продолжить  знакомство  с  приёмами  ориентирования.

5. Беседа  по  теме  урока.

Слайд 2.

- Послушайте  стихотворение  С.Есенина

Звездочки ясные, звезды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звезды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу пленяете?

Частые звездочки, звездочки тесные,

Что в вас прекрасного, что в вас могучего?

Чем увлекаете, звезды небесные,

Силу великую знания жгучего?

И почему так, когда вы сияете,

Маните в небо, в объятья широкие?

Смотрите нежно и сердце ласкаете,

Звезды небесные, звезды далекие.

- О чем говорится в стихотворении? (о звездах)

-Какими словами обращается поэт к звездам, как воспевают их ?

- Звездное небо во все времена занимало воображение людей.

Почему зажигаются звезды?

Сколько их сияет в ночи?  

Далеко ли они от нас?

Есть ли границы у звездной Вселенной?

С глубокой древности человек задумывался над этими и многими другими вопросами, стремился понять, и осмыслить устройство того большого мира, в котором мы живем.

-  А  вы  хотите  узнать  ответы  на  эти   и  многие  другие  вопросы?

Слайд 3.

- Откройте,  пожалуйста,  учебник   стр.62.  На  экране  записаны вопросы.   Прочитайте  параграф» Звёзды  и  созвездия».  Поработайте  в  парах,  найдите  ответы  на  вопросы.

Уч-ся  работают  в  парах.

Работа  по  вопросам.

Слайд 4.

Поговорим  более  подробно  о  созвездиях.

Раньше  созвездиями  называли  фигуры  из  ярких  звёзд.  Сейчас  учёные  называют  созвездиями  определённые  участки  звёздного  неба.  Всё  небо  разделено  на  88  созвездий.

Слайд 5

Названия  многих  созвездий  пришли  к  нам  из  Древней  Греции.  Эти  названия  связаны  с  персонажами  различных  мифов  и  легенд.

Слайд 6.

Рассмотрите  картинку.  

Из  какого  ковша  не  пьют,  не  едят,  а  только  на  него  глядят?

Что  вы  знаете  об  этом  созвездии? 

- БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА является околополюсным созвездием и наблюдается над горизонтом в любое время. Но выше всего над горизонтом это созвездие находится весенними и летними ночами, тогда оно и видно лучше всего. В ясную и безлунную ночь в созвездии Большой Медведицы невооруженным глазом можно разглядеть 125 звезд, но только 20 из них яркие.

 Самых ярких звезд семь, и именно они образуют знакомую каждому характерную фигуру этого созвездия: глубокий ковш с длинной изогнутой ручкой.

- Откройте  карту  звёздного  неба  на  форзаце  учебника.  Найдите  созвездие  Большой  медведицы.  Послушайте  миф о  его  появлении  на  небосклоне.

Слайд 7

Правил некогда страной Аркадией царь Ликаон. У него была дочь Каллисто. Она была красивее всех девушек на свете. Рядом с ней померкла даже красота прекраснейшей из богинь Геры. И тогда богиня Гера рассердилась на соперницу. Гера могла как волшебница, сделать все, что захочет. И задумала она превратить прекрасную Каллисто в безобразную медведицу. Хотел заступиться за беззащитную девушку муж Геры-всемогущий Зевс, да не   успел. Видит –Каллисто уже нет. Ходит вместо нее, понурив голову, мохнатый зверь. Аркас, сын Зевса и Каллисто, став взрослым, как-то охотился в лесах и чуть не убил свою мать, медведицу. Чтобы такого не случилось Зевс взял Аркаса и Каллисто на небо, превратив их в созвездия: Малой и Большой Медведицы. Люди с тех пор любуются ими каждую ночь и, любуясь, вспоминают , юную Каллисто.
Слайд 8.

На самом конце ручки у ковша Малой Медведицы есть яркая звезда, которая как называется? (Полярная).

 Найти на небе ее нетрудно. Представьте себе на небе черную черту, проведенную через две крайние звезды ковша Б.Медведицы. А потом на этой черте отметьте вверх 5 «шагов» , таких, как расстояние между этими двумя звездами Б. Медведицы. Попадаете как раз на Полярную Звезду. Знать ее надо, ведь она показывает направление на Север. А всем, кто путешествует или отправляется в поход, надо уметь ориентироваться на местности. Вот Полярная звезда нам и поможет. Она одна из самых заметных Северного полушария.

Слайд 9.

Если мысленно продолжить ось в космическое пространство, то она будет проходить через Полярную звезду. В результате возникает впечатление, что эта звезда постоянно находится над Северным полюсом.(отсюда и происходит ее название). Эту особенность Полярной звезды используют для определения сторон горизонта.

Слайд10

Физминутка.

Слайд 11.

Итак, 88 созвездий и 33 из них носят название животных. Земля, словно конек в карусели летит вокруг Солнца по большому кругу. Затрачивая на один оборот ровно год,  она каждый месяц встречает новое созвездие. Большинству из них древние греки дали название животных. Вот и получился круг животных или по-гречески – зодиак.

Слайд12.

Овен

Слайд 13

Телец

Слайд 14

Близнецы

Слайд 15

Рак

Слайд 16

Лев

Слайд 17

Дева

Слайд 18

Весы  

Слайд 19

Скорпион  и  Стрелец

Слайд 20

Козерог

Слайд 21

Водолей

Слайд 22

Рыбы

6. Творческая  работа на  MacBook

-Изобразите  в  программе  Перволого  воображаемое  созвездие,  дайте  ему  имя.

7. Итог  урока.

- Что  ближе  к  Земле:  планеты  или  звёзды?

- Почему  звёзды  кажутся  такими  маленькими?

-По  какой  звезде  можно  ориентироваться  ночью? Какую  сторону  света  она  показывает?

- Как  называется  скопление  звёзд? В  каком  созвездии  находиться  Полярная  звезда?

Литература:

1.Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков   "Окружающий  мир" 2 кл. (2011г)

2.Энциклопедия "Звёзды  и  созвездия"

3. Дополнительный  материал  к  урокам  окружающего  мира.

: