РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КРАЕВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по окружающему миру на тему

Материал об интеграции краеведения с предметами 1 ступени образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_timofeevoy.doc715 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КРАЕВЕДЕНИЯ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И РУССКОГО ЯЗЫКА

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В настоящее время в образовании отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Начальная ступень – пропедевтический курс, который способствует осознанию важности окружающего его мира. На краеведческом принципе должны строиться обычные уроки. К сожалению, многие учителя учебное краеведение ограничивают только с организацией походов и кружковой работой по изучению края.

· краеведение  ·  русский язык · математика  · экологическое сознание

Краеведческий принцип

 Последнее время огромное внимание уделяется вопросам краеведения и экологии на всех ступенях образования. В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, современным её состоянием и влиянием человека на окружающую среду.

В начальной школе основной целью экологического образования является не просто передача знаний об окружающей среде, биологическом разнообразии растительного и животного мира округа, но и формирование экологического сознания и культуры поведения детей в природной среде. Учитель начальной школы через предмет «Мир вокруг нас», «Краеведение» создаёт благоприятные условия для развития у младшего школьника мышления, воображения, связной речи и творчества. Способствовать же развитию познавательной интеллектуальной деятельности, творческой активности можно, а главное нужно и через другие предметы например: математику и русский язык. Учитель начальных классов может спланировать и обогатить урок задачами и заданиями, учитывая особенности природы, жизни родного края, реализуя при этом принцип краеведения.

Краеведческий принцип предполагает систематическое использование краеведческих знаний на всех предметах первой ступени образования. Первая ступень (1 – 4 классы) – это начальный этап общеобразовательной подготовки, обеспечивающий развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей  учащихся, навыков самостоятельной учебной деятельности. Она направлена на формирование компетентности школьника в различных сферах жизнедеятельности и на устойчивую мотивацию к обучению. Краеведение – могучее средство для осуществления связи школы с жизнью.

Например, по краеведению при изучении темы «Праздники в нашем доме» на примере хантыйского национального праздника – «Медвежий праздник» – происходит интеграция с другими предметами:

  • технология – изготовление масок для праздника;
  • изобразительное искусство – выполнение рисунков;
  • история – знакомство с историей и проведением праздника;
  • физкультура – знакомство и разучивание  национальных игр коренных народов ;
  • музыка – слушание национальных  мелодий и песен;
  • литературное чтение – знакомство со стихами национальных поэтов, мифами, сказаниями, сказками.

Реализация принципа краеведения на уроках русского языка

Уроки русского языка дают широкие возможности для формирования правильного экологического сознания у учащихся, позволяют реализовать главные образовательные задачи краеведческого направления. Русский язык как учебный предмет отличается многообразием форм и методов преподавания с преимущественным применением наглядности и практических работ. Приведу несколько примеров применения практического материала, связанного с краеведением.

1. Значительное  место в изучении русского языка отводится фонетике. Для интересного и доступного восприятия учениками начальных классов этого раздела предлагаю следующий вид работы: каждому учащемуся раздаётся карточка с изображением животного или растения своего края. В данной карточке ученик выполняет фонетический разбор предлагаемого  слова – рисунка, работает с дополнительной литературой, учится находить интересные сведения и  описывать  представителей флоры и фауны своего края. В конце этой работы ученик должен проявить  свои творческие  способности, раскрасить рисунок. Данные виды заданий способствуют развитию фонетической зоркости ученика, развитию мышления, восприятия, внимания, памяти, развивают креативные способности, кругозор, способствуют  развитию связной речи, а также делают процесс обучения доступным и интересным. Задания предлагаются для групповой и самостоятельной работы в школе, дома и в группе продлённого дня. Предлагаю фрагмент авторского пособия «Тетрадь для фонетического разбора слов с творческими заданиями для 2 – 4 классов», рабочий материал, в котором синтегрирован с русским языком.  Материал рассчитан на  34 учебные недели (1 страница в неделю) и разбит на  разделы: «Звери», «Птицы», «Рыбы», «Цветы», «Грибы».

ЗВЕРИ

      МЕДВЕДЬ

РАСКРАСЬ

ОПИШИ, НАПИШИ ИНТЕРЕСНЫЕ СВЕДЕНИЯ

2. Одна из самых сложных тем – «Безударная гласная в корне слова». Урок можно дополнить информацией – названия улиц и других объектов  своего города.

Задание. (2- 4 кл.) Вставь пропущенные буквы. Улицы: Перв...стр...ителей, Н...вая, Возр...ждения, Н...фтяников; детские сады «Сн...жинка», « Р...синка».

3. Работу над темой «Имена собственные» (2 кл.)  можно провести, используя фотографии своего города. Предлагаю фрагмент авторского пособия «Мой Радужный. Познавательные  и творческие задания для детей 8 – 9 лет».

Подпиши названия объектов

       

4. Для развития связной речи можно использовать задание «Закончи предложение».(1- 2 класс).

Например. Меня зовут … .  Я живу в городе ... . Он расположен на берегу … … . Вокруг города ……. . В нашем городе много ..., ... и ... . Он очень ... . Мы все любим свой ... .

5. При изучении темы «Род имён существительных» (2- 3 кл.) можно выполнить следующее задание. Из перечисленных животных своего края записать в первый столбик животных женского рода, а во второй – мужского: ёж, лисица, лось, олень, медведь, соболь,  бурундук. Выделить орфограмму, затем рассказать, какую пользу приносят эти животные.

6. Задание, направленное на обогащение текста прилагательными. (2- 4 кл.)

 Вот и пришла зима. Снег покрыл землю. По лесу крадётся лиса. Она заметила тетерева.

Аналогичное задание можно провести по теме «Глагол».

7. Применение принципа краеведения на уроках – эффективный способ реализации комптентностно-ориентированного обучения. Понятие компетентности обеспечивает результативность и приспособление к индивидуальным особенностям учащихся. 

Предлагаю фрагмент авторского пособия «Мой Радужный».

Составь новые слова из слов:

Радужнинцы          Нефтяники

1.__________________________1.________________________

2.__________________________2.________________________

3.__________________________3.________________________

4.__________________________4.________________________

5.__________________________5.________________________

Восстановите первоначальный порядок букв в словах и запишите. Определите, что из перечисленного не встречается в нашем городе (зачеркните).

БУТАСОВ

ЗОРОПАВ        

РЕМОНТ          

НИСА         

МАРВАЙТ

БУСЛЕЙТРО

Представленные материалы помогут учителям интегрировать уроки русского языка и краеведения, делать их более яркими и увлекательными, дополнить и расширить учебный материал интересными заданиями. А ученикам помогут лучше, легче усвоить и запомнить объекты животного и растительного мира своего края.

Реализация принципа краеведения на уроках математики

Систематическое осуществление краеведческого принципа помогает связать теоретические знания и умения. Использование на уроке математики краеведческого материала может способствовать активизации познавательных потребностей детей.  Решение заданий и задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления и эрудиции; умению классифицировать и обобщать, расширяет кругозор.

Интеграция краеведения с математикой позволяет интегрировать знания и умения учащихся, полученные ими в школе и семье.  Приведу пример использования на уроках математики материалов,   которые   способствуют   внимательному,   бережному   и   ответственному отношению к тому миру, в котором мы живем. Воспитывая стремление к сохранению и приумножению природных богатств  своей малой Родины предлагаю учащимся следующие задания:

1. Решите задачи:

а) сова уничтожает за год 1000 полевых мышей. Сколько килограмм хлеба сохраняет в год одна сова, если одна полевая мышь в год запасает 1 килограмм зерна?

Дополнительный познавательный материал к задаче. «А знаете ли вы?» Совы - хищные птицы. Охотятся в ночное время, днем стараются сидеть неподвижно. Видят как днем так и ночью. Сова может поворачивать голову на 180 градусов в горизонтальной и 270 градусов в вертикальной плоскости. Сова съедает за ночь 7-8 мышей. Одна совиная семья уничтожает за год до 10000 мышей-полевок, спасая этим до 20 тонн зерна, которые могли бы уничтожить мыши.

б) высота можжевельника 10 метров, а сосны 40 метров. Во сколько раз
можжевельник ниже, чем сосна?

Дополнительный познавательный материал к задаче, «А знаете ли вы?»

Можжевельник - кустарник или почтенные мощные деревья с толстыми перекрученными стволами. Можжевельники - доживают до 1000 лет.

Сосны - настоящие живые ископаемые. Леса с преобладанием сосновым деревьев на многих языках называют тайгой. Сосны достигают высоты 80 метров. Такие сосны растут и в наших лесах. Их также называют кедром сибирским или сосной кедровой, а жители Сибири просто кедром.

2.        Используя данные, составьте и решите задачи:

а)        о продолжительности жизни отдельных пород деревьев:

Ель    - до 500 лет                    Дуб - до 2000 лет              Береза - до 150 лет      

Сосна - до 350 лет                    Кедр - до 850 лет              Осина - до 100 лет                                      

б)        о высоте отдельных пород деревьев:

Ель    - до 30-40 метров         Дуб - до 40 метров           Береза - до 20 метров

Сосна - до 45 метров                   Кедр - до 45 метров         Осина - до 26 метров

                   

3.        Используя данные, составьте и решите задачи:

Кукушка съедает в день в среднем до 40 гусениц, 5 личинок майского жука, 50 личинок щелкунов.

Семья больших синиц обслуживает за день 40 берез, поедая опасных для деревьев насекомых.

Дятел, избавляя деревья от насекомых-короедов за день съедает до 750 - 900 короедов.

4.         Рассмотрите таблицу. Выпишите из нее буквы, которые соответствуют
каждому ответу. Прочитайте зашифрованное слово:

1

2

3

4

5

6

7

8

И

Н

А

С

К

Б

Р

У

10-4= 6(Б)      9-2=7 (Р)       3+5=8 (У)       10-6=4 (С)    9-7=2 (Н)

10-6=1 (И)      8-3=5 (К)       10-7=3(А)

Беседа:      - Где растет брусника?   Какие у  брусники листья?  Какие ягоды?  Почему её называют вечнозелёной?

Актуализировать практическую значимость математических знаний чаще всего можно через решение задач.

Мною был составлен сборник задач по краеведению «Животный мир Югры. Привожу несколько примеров задач из сборника для 1-4 классов.

Задача. Длина тела рябчика 35 см, а у дятла на 10 см меньше. Какова длина тела дятла?

Задача. Лось весит 820 кг, а бурый медведь 750 кг. Кто весит больше и на сколько?

Задача. Сова насиживает яйца 25 суток. У самки снегиря насиживание длится 15 суток. Кто высиживает яйца дольше и на сколько?

Задача. Зимой одному взрослому оленю нужно ежедневно до 12 кг мхов и лишайников, а оленёнку достаточно 4 кг в день. Во сколько раз больше нужно корма взрослому оленю, чем оленёнку?

Краеведение является эффективным средством, способствующим формированию знаний учащихся основанных на восприятии окружающего мира, формированию и развитию интереса к учебе. Глубокие знания природы своего края, города, страны делают учёбу детей  более осознанной, способствуют воспитанию у них нравственных качеств. Труд педагога в этом направлении эффективен при условии систематического повторения и закрепления пройденного, при использовании разнообразного наглядного материала, в постоянной связи учебной и внеклассной краеведческой работы.

Реализуя связь  краеведения с предметами учебного плана (русский язык, математика)  можно эффективно повысить  творческую активность, экологическое сознание, а также потребность в познавательной деятельности и активизации учебных знаний учащихся начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка начальной школы

Основные положения и понятия об орфографии и путях повышения орфографической зоркости учащихся....

методическая тема : «Реализация ФГОС через систему дидактических игр на уроках математики и русского языка»

В статье отображены основные цели и задачи дидактических игр для реализации ФГОС...

Презентация к уроку русского языка "Начальная школа 21 век" 4 класс .Тема"Правописание тся- ться в глаголах" (урок 45) Учитель начальных класов Мозгунова Н.А.

Данная презентация создана к уроку правописания , русский язык , 4 класс, урок 45 по прграмме "Начальная школа 21 век" в соответствии с требованиями ФГОС...

Статья по русскому языку на тему "Нетрадиционные уроки по русскому языку" (начальная школа)

Вклад современной практики начального обучения в становление и развитие информационной культуры младших школьников ограничивается, по оценке экспертов, расширением знаний и освоением базовых...

ким по русскому языку 3 класс русский язык "Начальная школа 21 века"

контрольно - измерительные материалы по рксскому языку 3 класс "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока по русскому языку начальная школа. Тема: "Падежи. Именительный падеж"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса, по теме: "Падежи. Именительный падеж"...