Формирование функциональной грамотности на уроках математики и русского языка в начальной школе
методическая разработка (3 класс)

Екатерина Васильевна Рыженко

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon funktsionalnaya_gramotnost_mat_i_rus.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности на уроках математики и русского языка в начальной школе

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования функциональной грамотности младших школьников, как ключевого условия их успешной адаптации в современном обществе. Обоснована значимость уроков математики и русского языка в развитии компонентов функциональной грамотности. Представлены примеры эффективных методических приемов и заданий, направленных на формирование читательской и математической грамотности.

Ключевые слова: функциональная грамотность, начальная школа, математика, русский язык, читательская грамотность, математическая грамотность, практико-ориентированные задачи, смысловое чтение.

Современный мир предъявляет высокие требования к человеку. Умение ориентироваться в потоке информации, критически мыслить, решать нестандартные задачи, сотрудничать с другими людьми – вот лишь некоторые компетенции, необходимые для успешной жизни в обществе. Формирование этих компетенций, объединенных понятием "функциональная грамотность", становится приоритетной задачей современной системы образования.

Начальная школа, являясь первым этапом обучения, играет ключевую роль в формировании основ функциональной грамотности. Именно здесь закладываются базовые знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего обучения и развития. Особое значение в этом процессе имеют уроки математики и русского языка, которые формируют фундамент для освоения других учебных дисциплин и успешной социализации.

Актуальность проблемы

В условиях перехода к новым образовательным стандартам, акцент смещается с простого усвоения знаний на умение применять их в реальных жизненных ситуациях. Функциональная грамотность становится необходимым условием успешной адаптации к жизни в обществе. Исследования PISA (Programme for International Student Assessment) показывают, что уровень функциональной грамотности российских школьников все еще не соответствует мировым стандартам. Это свидетельствует о необходимости совершенствования образовательного процесса и внедрения новых подходов к обучению, направленных на формирование функциональной грамотности.

Теоретические основы формирования функциональной грамотности

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретенные знания, умения и навыки для решения широкого круга задач в различных сферах жизни. В структуру функциональной грамотности входят следующие компоненты:

Читательская грамотность: способность понимать, использовать, оценивать и размышлять о текстах, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Математическая грамотность: способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах, включая математическое рассуждение, использование математических концепций, процедур, фактов и инструментов для описания, объяснения и прогнозирования явлений.

Естественнонаучная грамотность: способность использовать научные знания для понимания окружающего мира и принятия обоснованных решений.

Финансовая грамотность: способность эффективно управлять своими финансами, принимать обоснованные решения и планировать будущее.

Глобальные компетенции: способность понимать глобальные и межкультурные проблемы, критически мыслить, проявлять уважение к другим культурам.

Креативное мышление: способность генерировать новые идеи и решать проблемы нестандартными способами.

Роль уроков математики и русского языка в формировании функциональной грамотности

Уроки математики и русского языка играют особую роль в формировании функциональной грамотности младших школьников.

Уроки русского языка способствуют развитию читательской грамотности, умению понимать и анализировать тексты различных жанров, извлекать необходимую информацию, интерпретировать ее и использовать для решения практических задач. Развитие речи, формирование грамотного письма и умение выражать свои мысли четко и логично также являются важными компонентами функциональной грамотности.

Уроки математики способствуют формированию математической грамотности, умению применять математические знания для решения практических задач, анализировать данные, строить логические рассуждения и принимать обоснованные решения. Решение практико-ориентированных задач, математическое моделирование и использование математических знаний в других предметных областях позволяют учащимся увидеть связь математики с реальной жизнью.

Методические приемы и задания, направленные на формирование функциональной грамотности

Для эффективного формирования функциональной грамотности на уроках математики и русского языка необходимо использовать разнообразные методические приемы и задания, ориентированные на практическое применение знаний и развитие критического мышления.

На уроках русского языка:

Работа с текстом:

Задания на поиск информации в тексте (фактической и скрытой).

Задания на определение главной мысли текста и выделение ключевых слов.

Задания на установление причинно-следственных связей.

Задания на сравнение и сопоставление информации из разных текстов.

Использование стратегий смыслового чтения (чтение с остановками, чтение с пометками, чтение с вопросами).

Лексическая работа:

Задания на объяснение значения слов и выражений в контексте.

Задания на подбор синонимов и антонимов.

Задания на составление предложений и текстов с использованием заданной лексики.

Грамматическая работа:

Задания на анализ грамматических конструкций в тексте.

Задания на составление предложений и текстов с использованием различных грамматических форм.

Примеры заданий:

"Прочитайте текст о правилах дорожного движения. Составьте памятку для пешеходов, используя информацию из текста."

"Прочитайте отрывок из сказки. Опишите характер главного героя, используя примеры из текста."

"Прочитайте инструкцию к бытовому прибору. Ответьте на вопросы по содержанию инструкции."

На уроках математики:

Решение практико-ориентированных задач:

Задачи, связанные с покупками в магазине (расчет стоимости, сдачи, скидок).

Задачи, связанные с измерением (длины, площади, объема).

Задачи, связанные с временем (расчет времени в пути, времени выполнения задания).

Задачи, связанные с бюджетом (планирование расходов, сбережений).

Математические игры:

Игры, направленные на развитие логического мышления.

Игры, направленные на закрепление математических навыков.

Игры, направленные на развитие умения работать в команде.

Проектная деятельность:

Создание математических моделей реальных объектов.

Проведение исследований и анализ данных.

Разработка математических игр и заданий.

Примеры заданий:

"Вы собираетесь купить мороженое для себя и двух друзей. Одно мороженое стоит 35 рублей. Сколько денег вам нужно взять с собой?"

"Вам нужно измерить длину комнаты. Какие инструменты вам понадобятся и как вы будете это делать?"

"Сравните цены на продукты в разных магазинах и определите, где выгоднее сделать покупку."

Формирование функциональной грамотности – это сложный и многогранный процесс, требующий системного подхода и использования разнообразных педагогических технологий. Уроки математики и русского языка, являясь основой школьного образования, играют ключевую роль в формировании читательской и математической грамотности, а также развитии других компонентов функциональной грамотности. Использование практико-ориентированных заданий, активных методов обучения и интеграция знаний из разных предметных областей позволяют учащимся увидеть связь между обучением и реальной жизнью, что способствует повышению мотивации к учебе и формированию функционально грамотной личности, готовой к успешной адаптации в современном мире.

Список литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Примерная основная образовательная программа начального общего образования.

Ковалева, Г.С., Овчинникова, О.В. Функциональная грамотность младших школьников: основные подходы к оценке и развитию // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 12.

Леонтьев, А.А. Что такое функциональная грамотность? // Начальная школа. – 2004. – № 11.

Пентин, А.Ю., Ковалева, Г.С., Кузнецова, М.И. и др. Формирование и оценка функциональной грамотности школьников: учебное пособие. - М.: Просвещение, 2019.

Заир-Бек, Е.С., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Кузнецова, М.И. Чтение: природа, развитие, диагностика. – М.: Вентана-Граф, 2019.

Воронцов, А.Б. Практика развивающего обучения в начальной школе. – М.: Вита-Пресс, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КРАЕВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Материал об интеграции краеведения с предметами 1 ступени образования...

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе.

Данная статья рассматривает, какие задания можно использовать на уроках математики по формированию математической грамотности....

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе (с примерами заданий)

В презентации содержится материал из опыта работы в направлении развития функциональной грамотности обучающихся начальной школе на уроках математики.Самый банальный вопрос — чему должны обучать ...

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

Выступление на РМО по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе"...

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

Формирование  функциональной грамотности  - непростая задача современного учителя. Этот процесс требует креативности, применение инноваций. Освоение компонентов функциональной грамотности сп...

Доклад по теме «Система работы учителя по формированию функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»

 Одним из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность.    Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математичес...

Формирование функциональной грамотности на уроках математики и русского языка

Формирование функциональной грамотности на уроках математики и русского языка...