Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе
учебно-методический материал

Сакаева Алия Альбертовна

Выступление на РМО по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе Подготовила: учитель начальных классов Сакаева А.А.

Слайд 2

Основная цель НИКО: – своевременная диагностика уровня достижения обучающимися образовательных результатов, состояния освоения НОО и готовности младших школьников к продолжению образования на уровне основной школы.

Слайд 3

У прямоугольника ширина 10см, а длина 15 см. Найдите периметр этого прямоугольника. Ребята сделали картину со сторонами 10 и 15 см. Какой длины надо купить ленточку, чтобы приклеить на края этой картины?

Слайд 4

Функциональная математическая грамотность • распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики; • формировать эти проблемы на языке математики; • решать эти проблемы, используя математические факты и методы; • анализировать и использовать математические методы решения; • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; • формулировать и записывать результаты решения.

Слайд 5

Логические приемы Примеры заданий 1. уровень – знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать 2. уровень – понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому 3. уровень – использование Применить, проиллюстрировать, решить 4. уровень – анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия 5. уровень – синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план 6. уровень – оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Слайд 6

1.Математическая разминка. 1. Какой день наступает после понедельника? Ответ: вторник. 2. Какой день следует за вторником? Ответ: среда. 3. Какой день недели наступает раньше других? Ответ: понедельник. 4. Какой день недели наступает позже других? Ответ: воскресенье. 5. Какой день недели предшествует субботе? Ответ: пятница. 6. Какой день недели находится между средой и пятницей? Ответ: четверг. 7. Как перечислить пять дней недели, не называя их? Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

Слайд 7

1. «Корзина понятий» Давайте наполним нашу » Корзину понятий» тем, что узнали на предыдущих уроках, что вы знаете по теме «Цена, количество, стоимость» и всем тем, что относится к понятию «Деньги».

Слайд 8

3.Решение логических задач (табличным способом) Девочки Маша, Даша и Вера пили разные напитки: сок, лимонад и компот. Маша пила не лимонад, а Даша не лимонад и не сок. Какой напиток пила каждая из девочек? сок лимонад компот Маша + - - Даша - - + Вера - + -

Слайд 9

3.Решение логических задач (табличным способом) Шестеро друзей в ожидании электрички заскочили в буфет. • Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром. • Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье. • Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов. • Егор завтракал тем же что и Аня, но бутерброду с котлетой предпочел картофельные чипсы. • Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад. Из чего состоял завтрак каждого из друзей?

Слайд 10

3.Решение логических задач (табличным способом)

Слайд 11

«Время. Измерение времени. Часы» «Математика в жизни человека» и др 4.Проекты (технология проектов)

Слайд 12

4.Проект: « Семейная математика» Создание сметы расходов семейного бюджета на ограждение территории Создание сметы расходов семейного бюджета на приготовление какого-либо блюда Создание сметы расходов семейного бюджета на сбор ребенка в школу и т.д.

Слайд 13

5. Задачи на логику 1.Пять лет назад Аркадию было 8 лет. Сколько лет будет Аркадию через 6 лет? Решение: 8 + 5 = 13 лет — Аркадию сейчас 13 + 6 = 19 лет — будет Аркадию О т в е т: через 6 лет Аркадию будет 19 лет. 2. Шоколадка состоит из 9 квадратиков. Сколько разломов надо сделать, чтобы отделить все квадратики? (Каждый раз ломается один кусок по прямой линии.) Решение: Ломаем шоколадку 2 раза и получаем 3 шоколадные полоски. Ломаем полоску на отдельные квадраты: каждую полоску по 3 раза. Ответ: Получаем всего 8 разломов.

Слайд 14

6.Задачи на пространственное мышление 1. За две минуты обведи в каждой строке квадраты с треугольником в правом верхнем углу. В колонке «1» запиши количество таких квадратов на каждой строке.

Слайд 15

6.Задачи на пространственное мышление 2. В каждую клетку квадрата 3 × 3 надо вписать одну из геометрических фигур: круг, квадрат или треугольник. Каждая фигура должна встречаться в каждой строчке и в каждом столбце. Заполните пустующие клетки.

Слайд 16

7.Сюжетные задачи 1. Гайсин Арсен учился писать цифры заострённой палочкой на песке. Только он успел нарисовать 5 цифр:12345как увидел большую собаку, испугался и убежал. Вскоре в это место пришёл другой мальчик Иванов Данил Он тоже взял палочку и начертил вот что:12345 = 60.Вставь между цифрами плюсы таким образом, что получившийся пример был решён правильно.

Слайд 17

8.Зачёркивание, превращение, отгадывание чисел 1.Угадай число от 1 до 28, если в его написание не входят цифры 1, 5 и 7; кроме того, оно нечётное и не делится на 3. 2.Отгадай число от 1 до 58, если в его написание не входят цифры 1, 2 и 3; кроме того, оно нечётное и не делится на 3, 5 и 7. 3.Преврати в числе 123 одну цифру в пятёрку так, чтобы получившееся число делилось на 9. Каково оно? 4.Вычти из произвольного двузначного числа сумму его цифр. Всегда ли разность разделится на 3? А на 9?

Слайд 18

9.Математические фокусы 1.Напиши такое трёхзначное число, чтобы первая цифра была по крайней мере на 2 больше, чем третья. Например: 311. Запиши его цифрами в обратном порядке: 113. Из первого вычти второе: получится 198. Это число снова напиши наоборот: 891. И два последних числа сложи. 891 + 198 = 1089 Удивительное дело: какие бы числа мы ни брали, в ответе всегда будет 1089! ***Попробуй составить подобные задания.

Слайд 19

10. Олимпиадные задания на логику 1.На столе лежат пятиугольники и шестиугольники. Всего у них 37 вершин. Сколько пятиугольников на столе? ____________________________________ 2.Какие четыре цифры надо вычеркнуть из числа 4921508, чтобы получившееся число было как можно меньше?________________________________________ 3.Ветеринар прописал для слона 9 пилюль и велел давать их через каждые полчаса. Работник зоопарка строго выполнял указания врача. Через сколько часов работник даст слону последнюю пилюлю?___________________________

Слайд 20

11. Работа с символическим текстом: диаграммами, таблицами, чертежами.

Слайд 21

11. Работа с символическим текстом: диаграммами, таблицами, чертежами.

Слайд 22

A) в понедельник B) во вторник C) в пятницу D) в субботу E) в среду Задача. Учителем составлен график пропусков уроков. Закончи предложение: «Наибольшее число детей, отсутствующих на занятиях было …» 11. Работа с символическим текстом: диаграммами, таблицами, чертежами.

Слайд 30

Преимуществами использования платформы Учи.ру: - разнообразие заданий; - развитие у ребенка нестандартного креативного мышления, - повышение образовательных результатов; - рост интереса к обучению; - доступность для детей с особыми образовательными потребностями; - статистика в реальном времени.

Слайд 32

"Что означает владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». Джордж Пойа в книге "Математическое открытие"

Слайд 33

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе.

Данная статья рассматривает, какие задания можно использовать на уроках математики по формированию математической грамотности....

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе (с примерами заданий)

В презентации содержится материал из опыта работы в направлении развития функциональной грамотности обучающихся начальной школе на уроках математики.Самый банальный вопрос — чему должны обучать ...

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

Формирование  функциональной грамотности  - непростая задача современного учителя. Этот процесс требует креативности, применение инноваций. Освоение компонентов функциональной грамотности сп...

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальных классах

В статье говорится о формировании функциональной грамотности на уроках математики в начальных классах....

«Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальных классах»

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальных классах...

Доклад по теме «Система работы учителя по формированию функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»

 Одним из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность.    Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математичес...