программы ПНШ
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Рабочая программа по окружающему миру  для 2 класса составлена на основании следующих  нормативно- правовых документов:

·         - Федерального  государственного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г № 373;

·         Типового положения об образовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001г №196с изменениями от 10.03.2009г№216ст.41;

·         федерального базисного учебного плана и  примерного учебного плана  для образовательных  учреждений РФ, программы общего образования Приказ Министерства  образования Российской Федерации от 9 марта 2004 №1312 в редакции от 30.08.2010 №889;

·         Санитарных правил и норм (СанПин2.42.-2821 10);

·         Учебного плана МБОУ «Гуселетовская средняя общеобразовательная школа» на 2013/2014учебный год;

·         Авторской программы начального общего образования  Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Кудровой Л.Г. «Окружающий мир», издательство М.: Академкнига/Учебник, 2012.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл http://nsportal.ru/kirzhanova-natalya-aleksandrovna70.39 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание разделов рабочей программы

Пояснительная записка                                                                                    2-5

Планируемые  результаты   освоения учебного предмета         5-8

Виды учебной деятельности                                                        8- 9

Учебно – тематический план.        9

Календарно - тематическое  планирование                                                                                          10-17

Критерии и нормы оценки ЗУН                                                                                                            18

Материально- техническое и учебно-методическое обеспечение                                                     18-19

Лист внесения изменений                                                                                                                          20

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по окружающему миру  для 2 класса составлена на основании следующих  нормативно- правовых документов:

  • - Федерального  государственного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г № 373;
  • Типового положения об образовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001г №196с изменениями от 10.03.2009г№216ст.41;
  • федерального базисного учебного плана и  примерного учебного плана  для образовательных  учреждений РФ, программы общего образования Приказ Министерства  образования Российской Федерации от 9 марта 2004 №1312 в редакции от 30.08.2010 №889;
  • Санитарных правил и норм (СанПин2.42.-2821 10);
  • Учебного плана МБОУ «Гуселетовская средняя общеобразовательная школа» на 2013/2014учебный год;
  • Авторской программы начального общего образования  Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Кудровой Л.Г. «Окружающий мир», издательство М.: Академкнига/Учебник, 2012.

Обоснование выбора УМК:

  1. Соответствие содержания комплекта требованиям ФГОС начального образования.
  2. Взаимосвязь целей и задач учебно- методического комплекта с его концептуальными положениями.
  3. Реализация универсальных учебных действий, указанных в основной образовательной программе начального общего образования.
  4. Возможность выполнения программы духовно- нравственного воспитания и развития младших школьников.
  5. Индивидуализация образования посредством системы разноуровневых  заданий и других способов, позволяющих построить дифференцированное обучение.
  6. Создание условий для развития мотиваций, самообразования и формирования у учащихся приёмов исследовательской деятельности.
  7. Структурная целостность учебно- методического комплекта.
  8. Проблемный  характер  изложения  учебных  текстов  в  учебниках достигается посредством: демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала; выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников и Интернет; системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира; специальным  местоположением  вопросов-заданий,  нацеливающих  учеников  на  творческую  работу  исследователей-открывателей закономерностей и правил; иллюстративным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи и др.).
  9. Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации  учебной  деятельности  школьников  системой  специальных  заданий,  где  ученик  выступает  то  в  роли  обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председатель  заседания),  то  в  роли  организатора  учебной  деятельности классного коллектива.

Цели:

  • формирование  целостной  картины мира  и осознание места в нём человека на основе единства научного познании и эмоционально- ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения со взрослыми и сверстниками, с природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества;
  • формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико- ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных  универсальных учебных действий.

Задачи:

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта ;
  • формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
  • развитие умений работы  с научно-популярной, справочной литературой; проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;
  • воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения;
  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание ценности , целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффектного и безопасного взаимодействия в социуме.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

-природа- эволюция, родная земля, заповедная природа, планета  Земля, экологическое  сознание;

-наука- ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

-человечество- мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;

-труд и творчество- уважение к труду, творчество и соидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

-патриотизм- любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

-социальная солидарность- свобода личная и национальная, уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;

- гражданственность- долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок;

-поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

-семья- любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям;

-личность- саморазвитие и совершенствование , смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение , достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

-традиционные религии- представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.

Программа будет реализовываться через классно-урочную систему обучения.

Курс рассчитан на 68 часов (34 недели по 2 часа в неделю).

Формы обучения – беседа, работа в парах и группах,  наблюдение и проведение опытов, экскурсии, выставки, презентации, работа по учебнику и словарям ,с источниками с дополнительной информацией,  социальные и ролевые  игры , практические работы, опыты, учебные диалоги;  исследовательские работы, заседание школьного клуба , моделирование объектов и явлений окружающего мира.

Формы контроля: практические и исследовательские работы, устные ответы учащихся,  проверочные работы , наблюдения.

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная,

парная.

         Рабочая программа соответствует  авторской программе начального общего образования  Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Кудровой Л.Г. «Окружающий мир», издательство М.: Академкнига/Учебник, 2012. Календарно – тематическое планирование составлено  с опорой  на методические рекомендации Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Кудровой Л.Г.  к предмету «Окружающий мир».

В классе  занимается обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (по заявлению родителей обучение проходит совместно со всеми учащимися класса по УМК «Перспективная начальная школа»), поэтому  в рабочую программу внесены коррекционно- развивающие задачи:

1.целенаправленное развитие социально-нравственных качеств учащегося, необходимых для успешной адаптации в школьных условиях;

2.формирование устойчивой учебной мотивации;

3.развитие личностных компонентов познавательной деятельности, самостоятельности, познавательной активности;

4.развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность: зрительного анализа; пространственной, количественной и временной ориентации, координации в системе глаз-рука;

5.формирование до необходимого уровня и последующее развитие учебных умений, как общедеятельностных (умения выделять и осознавать учебную задачу, строить гипотезу решения, план деятельности, выбирать адекватные средства деятельности, осуществлять самоконтроль и самооценку), так и интеллектуально-перцептивных (умения вычленять и логически перерабатывать на основе анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения информацию, воспринимаемую зрительно и на слух из различных источников знаний);

6.обогащение кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего сознательно воспринимать учебный материал.

Обучение  для учащегося  по  данному предмету  организовано  по  требованиям:

  1. Преподносить материал предельно развёрнуто.
  2. Отводить значительное место практической деятельности.
  3. Систематически повторять пройденный материал.
  4. Основным методом обучения являются: беседа, игра, практическая работа.
  5. Уточнять и расширять словарный запас на основе ознакомления с окружающим миром.
  6. Уделять должное внимание формированию культурного общения.
  7. Находить любой повод , чтобы вовремя и обоснованно похвалить ученика.
  8. Учитывать уровень подготовленности ученика,  особенности личности, его работоспособность, внимание. Целенаправленность при выполнении заданий.

Требования к уровню подготовки учащихся                                                    

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
•характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли;
• обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца – источника тепла и света – на смену времен года, растительный и животный мир);
• объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;
• демонстрировать связь между сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;
• сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
• группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомые–рыбы–птицы–земноводные–пресмыкающиеся–млекопитающие (животные);
• сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;
•называть признаки, отличающие домашних животных от диких;
• характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;
• группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные–дикорастущие растения, однолетние–двулетние–многолетние растения; цветковые–хвойные–папоротники, мхи, водоросли;выделять их отличия;
•характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;
• ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
• наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;
• на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;
•выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);
• использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, Интернет для поиска информации;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
• понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);
• находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.

Обучающиеся получат возможность научиться:
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
• соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
• оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;
• называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;
• различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);
• ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы;День Конституции России; День города, села, поселка)
• описывать достопримечательности Московского Кремля;
• использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру);
• работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримеча-тельностях Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы, День Конституции России).


Обучающиеся получат возможность научиться:
• различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля;
• проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституции;
• использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в Интернете (Интернет-адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя безопасность»);
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;
• оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
• понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;
• работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.
• понимать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
•соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).


Обучающиеся получат возможность научиться:
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания
и личной гигиены;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;
• выполнять правила безопасного поведения в природе;
•выполнять правила безопасного поведения на дороге и в транспорте.

Формирование УУД:

Личностные универсальные учебные действия:  

-сфера  личностных  УУД  обеспечивается,  прежде  всего,  сюжетной  основой  курса  и  диалоговым  характером  учебных  текстов;

-сюжет позволяет построить диалоги персонажей (героев) учебников, которые, в свою очередь, обеспечивают возможность  организации  диалога  ученика  с  учебным  текстом  или  диалога между детьми;

-сюжетная  основа  учебников  и  диалоговый  характер  учебных текстов позволяет демонстрировать учащимся образцы рассуждения и разрешения проблем, создает предпосылки для таких общих интеллектуальных умений, как умение планировать свою деятельность, оценивать свои действия, предвосхищать их результаты, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

-следя  за  развитием  сюжетной  интриги,  наблюдая  за  поведением  героев  ,школьники  учатся  соотносить  свои поступки, результаты своей учебной и внеурочной деятельности с поступками  и  результатами  деятельности  своих  сверстников;

-герои  интриги  экспериментируют,  делают  доклады  и  презентации, оформляют дневники наблюдений, ведут заседания школьных  клубов,  отстаивают  свою  точку  зрения,  изучают  природу  и культуру своего края, обсуждают правила здорового образа жизни, и в то же время постоянно ведут диалог с учащимися, призывая их к аналогичным видам деятельности.

Метапредметные универсальные  учебные действия:

- различать  (узнавать)  изученные  объекты  и  явления  живой  и  неживой  природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы  на основе их существенных признаков, составлять таблицы;

- описывать на основе иллюстрации  или  предложенного  плана  изученные  объекты  и  явления  живой  и  неживой  природы,  выделять  их  основные  существенные признаки, выделять новое;

- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов;

- использовать  словарь  учебника,    словари  комплекта  (русского  языка,  литературного  чтения, математики,  технологии, музыки, определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете ;

- использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий  последовательность  сменяющих  друг  друга  событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания;

- использование  готовых моделей (условных знаков глобуса, плана, плана-карты, других географических  карт)    для  наблюдений,  объяснения  явлений природы, выявления признаков и свойств объектов;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи  между  живой  и  неживой  природой,  использовать их  для  объяснения  бережного  отношения  к  природе  (осознать ценность  природы  и  необходимость  нести  ответственность  за ее сохранение);

- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту);

- укрепления  здоровья,  осознанного  выполнения  режима  дня,  оказания  первой помощи при несложных несчастных случаях;

- научить школьника работать с картой: находить и показывать на карте Российскую Федерацию,  Москву  —  столицу  России,  г.  Санкт-Петербург,  свой регион, главный город своего региона, города Золотого кольца, сухопутные  и  морские  границы  России;  показывать  и  называть страны, граничащие с Россией, и др.

—  различать  государственную  символику  РФ,  символику  городов  России,  описывать  до-стопримечательности  Москвы,  Санкт-Петербурга,  городов  Золотого кольца, своего края.

 —  различать  прошлое,  настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами (ориентироваться в важнейших для страны событиях), конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени.

Использование  Дополнительных  Источников  Информации (иллюстрации, словари  комплекта, Интернет- адреса,  книги  из  школьной  библиотеки,  материалы  краеведческого музея и др.)

— поиск фактов, относящихся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков (Интернет- адреса);

— оценка характера взаимоотношений  людей  в  различных  социальных  группах  (школьный коллектив, семья, общество;

— соблюдение правил личной безопасности и безопасности окружающих, формирование понимания необходимости здорового образа жизни.

—  воспитание  пиетета  к  культовым  сооружениям  и  уважение  к  чувствам  верующих людей.

—  проявление  уважения и готовности  выполнять  совместно  установленные  договоренности  и  правила  (в  том  числе  правила  общения  со  взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы).

Виды учебной деятельности                                                                                                                                    

«Человек и природа»

Виды учебной деятельности:

— классификация объектов окружающего мира

-выделение отличительных признаков живой природы

-распределение объектов в группы по общим признакам (мир живой и неживой природы)

-обобщение и систематизация знаний об объектах и взаимосвязях живой и неживой природы

-изучение разнообразия растений и животных родного края

— осуществление посильных осенних работ на участке

-сбор природного материала-проведение сравнений, сравнение, выбор правильного ответа

— работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия)

-самостоятельное маркирование

-уточнение представлений о Солнце и Земле, формирование представления  о звездах

-знакомство с новым термином «модель», обсуждение того, что представляет собой глобус

-выявление причины смены времен года и условий жизни на планете Земля

-усвоение понятия «горизонт», выявление свойств воздуха в ходе опытов и наблюдений

— расширение представлений о значении воды для жизни на Земле

-определение в ходе опытов свойства воды, сравнение их со свойствами воздуха, выявление сходных свойств

-обсуждение особенностей процесса питания растений

-высказывание суждений по результатам сравнения (на примерах сравнения и выделения существенных признаков растений разных групп)

-выявление признаков, отличающих культурные растения от дикорастущих

-подготовка доклада о сельскохозяйственных работах на полях родного края

-обобщение и систематизация знаний о садовых растениях родного края, о труде людей в саду

-составление таблицы однолетних, двухлетних, многолетних растений своего края

-дополнение представлений о грибах, обсуждение материала о способах питания грибов

-обсуждение отличительных признаков съедобных грибов, правил сбора грибов; различение и определение съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности)

-классификация отличительных признаков животных разных групп

-повторение отличительных признаков насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей, приобретение новой информации

-углубление знаний о домашних животных, знакомство с жизнью животных на животноводческой ферме

-повторение и расширение знаний о диких животных

-знакомство с заповедными местами родного края, животными и растениями, которые находятся под охраной

-обсуждение понятия «живые существа» или «живые организмы», выяснение, чем человек отличается от других живых существ, установление признаков сходства и отличия людей друг от друга

-проведение наблюдений, постановка опытов

 «Человек и общество»

Виды учебной деятельности:

-участие в исследовательской деятельности

-проведение сравнений, выбор правильного ответа

— работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия)

-самостоятельное маркирование

-описание на основе иллюстрации объектов, выделение их основных существенных признаков

-обсуждение этической темы охраны памятников, посвященных памяти тех, кого чтят в народе

-знакомство с профессиями людей, которые работают на ферме

-знакомство с различными профессиями, в частности с профессиями людей, которые создают учебники

-удовлетворение познавательных интересов о родном крае, родной стране, Москве

-ознакомление с историческими событиями, связанными с Москвой

-изучение предприятий, обслуживающих жителей города (села)

-расширение знаний о населенном пункте, знакомство с его наиболее важными объектами и достопримечательностями, обсуждение правил поведения в общественных местах

-изучение родословной

-рассмотрение возможностей обмена информацией с помощью средств связи

— воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символам

-моделирование (составление маршрута экскурсии)

«Правила безопасной жизни» изучается при изучении блоков «Человек и природа», «Человек и общество».

Виды учебной деятельности:

   -знакомство с поведением в ходе проведения экскурсий

-приобретение знаний о безопасном поведении при проведении опытов

-понимание важности здоровья для человека, сформирование начальных представлений о том, как следует заботиться о здоровье, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

-использование основных представлений о режиме питания, о значении питания для человека

-обсуждение условий жизни, влияющих на здоровье

-знакомство и применение основных правил личной гигиены

-классификация первоначальных знаний о причинах простудных заболеваний, их признаках, выявление мер их предупреждения

-использование основных правил дорожного движения;

-моделирование опасностей, подстерегающих при общении с незнакомыми людьми, при встрече с «оставленными предметами»

-обсуждение проблем, связанных с безопасностью в своем доме, правила безопасного обращения с электроприборами, с газовыми установками, правил общения через закрытую дверь с незнакомыми людьми

Учебно – тематический план.  

 Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» представлены в программе тремя содержательными блоками:

 «Человек и природа»- 42 часа.

«Человек и общество»- 26 часов

«Правила безопасной жизни» изучается при изучении блоков «Человек и природа», «Человек и общество».

Тема

Кол-во часов

Практических работ

экскурсий

Проверочные работы

Итоговая комплексная работа

1

Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы

6

1

3

1

1

2

Планеты и звезды

4

3

Неживая и живая природа Земли

2

4

Свойства воздуха и воды

5

2

5

Солнце; воздух; вода и … растения

4

6

Разнообразие растений

3

1

7

Культурные растения. Продолжительность жизни растений

8

8

Грибы

3

1

9

Животные

8

1

10

Человек и животные

4

1

11

Человек разумный – часть природы

5

1

12

Как уберечься от беды?

5

2

13

В родном краю

11

Итого:

68

8

4

2

1

Календарно- тематическое планирование:

урока

Тема урока

Содержание

Коррекционная работа

Дата

прове

дения

урока

Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы -6 часов

1

Письмо экологов школьникам

Письмо экологов школьникам

Работа со Словариком (эколог, экология).

Разгадывание загадок.

2

Мир живой и неживой природы

Экскурсия «Мир живой и неживой природы родного  края»

Наблюдения: игра «День и ночь».

Работа с учебником: ответы на вопросы с опорой на картинки.

3

Мишины вопросы. Советы старших. П.р. №1

Учебник: оглавление, иллюстрации, система значков-пиктограмм,  шрифтовые  и  цветовые  выделения,  словарик, толковый словарь.Пр.р. № 1 «Ознакомление  учащихся  с двумя-тремя книгами из нового учебного комплекта по окружающему миру и условными обозначениями в них.»

Знакомство с УМК.Выполнение практической работы

4

Осенние работы на

пришкольном участке

Экскурсия на школьный  учебно-опытный  участок

Наблюдения за изменениями в природе.

5

Где и как найти ответы на

вопросы. Книги – наши друзья

Экскурсия в  школьную  библиотеку  на  тему:  

«Книги — наши друзья» . Книга  как  основной  источник  информации  об  окружающем нас мире. Обмен  письмами  как  один  из  источников  получения  информации.  Общение  со  старшими  и  сверстниками  как  один  из  источников получения новых знаний.

Экскурсия в  школьную  библиотеку  

6

Опыт и наблюдение

Опыт и наблюдение.

Работа с учебником: ответы на вопросы с опорой на картинки.

Планеты и звезды- 4 часа

7

Земля. Модель Земли.

Солнце — ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля — планета; общие представления о размерах и форме Земли.Вид  Земли  из  космоса. Глобус — модель  Земли.  Изображение  на  глобусе  с  помощью  условных  обозначений  морей,  океанов,  суши.  

-обмен мнениями о планетах;

-работа со Словариком

8

Почему на Земле день

сменяется ночью?

Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Смена  дня  и  ночи  на  Земле.  

Работа с пословицей «День и ночь-сутки прочь.».

Работа в т для с/р.

Работа с хрестоматией: ответы на вопросы по содержанию и по названию.

9

Звезды и созвездия. Планеты

Звезды и планеты.Звезды. Полярная звезда.

Север  как  направление  на  Полярную  звезду.  Планеты. Солнце  —  ближайшая  к  планете  Земля  звезда.  Солнце  — источник тепла и света для планеты Земля.

Фронтальный опрос «Почемучка»

Работа с учебником:

-чтение текста по абзацам;

-ответы на вопросы.

Работа со Словариком

Работа в т. для с/р.

10

Движение Земли вокруг Солнца

Обращение Земли вокруг  Солнца  как  причина  смены  времен  года.  Смена  времен года в родном краю на основе наблюдений.

Ответы на вопросы о звёздах

Работа со Словариком.

игра «Да-нет»

Неживая и живая природа Земли- 2 часа

11

Как связаны живая и неживая

природы?  

Неживая и живая природа Земли.

Установление связи живой и неживой природы (учебник )

Работа со Словариком

Работа с учебником: движение Земли вокруг Солнца (смена времён года).

Работа в паре: рассказы по картинкам.

12

Условия жизни на планете

Земля

Условия жизни на планете Земля.

Работа в т. для с/р: условия жизни на Земле.

Свойства воздуха и воды- 5 часов

13

Свойства воздуха  

(Первое заседание клуба)

Воздух  —  смесь  газов.  Значение  воздуха для растений, животных, человека. Свойства  воздуха.  Общие  представления  о  воздухе  как  смеси  газов.  

Правила поведения во время проведения опытов

Работа в т. для с/р.

14

Кому и для чего нужна вода?

(Второе заседание клуба)

Вода. Значение воды для живых организмов

и хозяйственной жизни человека.

Работа в группе: подготовить общий ответ на вопрос «Что мы уже знаем о воде?».

-работа с учебником

(текст и иллюстрации);

15

Вода и ее свойства  

(Третье заседание клуба)

Свойства воды.Роль  воды  в природе и жизни человека. Необходимость бережного использования воды.

Работа в паре:

обсуждение экологических знаков;

-обмен мнениями по вопросам учебника.

Работа в т. для с/р.

16

Пр. р №  2  «Обнаружение и изучение свойств воздуха»

Пр. р №  2  «Обнаружение и изучение свойств воздуха»(прозрачность,  бесцветность,  способность  передавать

звук)

Выполнение практической работы

17

Пр. р №  3 «Определение  свойств  воды»

Практическая работа № 3 «Определение  свойств  воды»  (прозрачность,  отсутствие

цвета,  запаха,  вкуса,  вода  —  растворитель,  текучесть). Фильтрование воды, изучение свойств воды из разных источников (вода из-под крана, колодец, водоем, лужа).

Выполнение практической работы

Солнце; воздух; вода и … растения- 4 часа

18

Условия, необходимые для

развития  растений

Цветковые  растения.  Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Развитие растений из семени (фасоль или горох).

Роль растений в жизни человека.

Работа с текстами из хрестоматии:

-чтение текстов;

-ответы на вопросы.

19

Корень, стебель и лист    

Части  (органы)  растений  (корень,  стебель, лист, цветок, плод, семя). Опыт № 1 «передвижение воды по стеблю от корня к листьям». Опыт № 2  - выяснение условий, необходимых для прорастания семян и развития растений.

-рассматривание листьев через лупу;

Работа с учебником;

Игра «О чём это я?»

20

Питание растений    

Питание и дыхание растений.

Работа с текстом учебника:

-чтение текста;

обсуждение прочитанного;

Игра «Мозаика».

Работа в т. для с/р.

21

Роль растений в жизни человека.Готовимся к школьной

олимпиаде!

Роль растений в жизни человека. Наблюдение

за комнатными растениями и знакомство с правилами ухода за  ними,  размножение  с  помощью  черенков.  

Работа в паре:

Обсуждение и обмен мнениями по вопросу «Смогут ли человек и животные жить без растений?».

Разнообразие растений- 3 часа

22

Цветковые и хвойные растения

Разнообразие  растений:  цветковые  и  хвойные  растения.

Работа с текстами учебника и хрестоматии.

Работа в т. для с/р.

Работа со Словариком

Игра «Угадай-ка»

23

Папоротники, мхи и водоросли. Пр.р. № 4  

Папоротники, мхи, водоросли. Изучение особенностей внешнего строения папоротников и мхов с использованием гербария.

Работа с текстами учебника и хрестоматии.

Работа в т. для с/р.

Работа со Словариком:

Игра «Угадай-ка»

Выполнение практической работы

24

Красная книга России. Правила

поведения на природе.

Красная книга России. Правила поведения на природе.

Охрана  растений.  Охраняемые растения своей местности.Готовимся к школьной олимпиаде!Знакомство  с разделами  Красной  книги  России.  Составление  красной книги  своей  местности.  

Работа   в т. для с/р.

Работа с текстом учебника: чтение правил поведения на природе и обсуждение их

Культурные растения. Продолжительность жизни растений- 8 часов

25

Для чего люди выращивают

культурные растения?

(Четвёртое заседание клуба)

Культурные  и  дикорастущие  растения.  

Игра «Угадай-ка»

Работа с иллюстрацией учебника:

-рассматривание;

26

Какие части культурных

растений используют люди?

(Пятое заседание клуба)

Значение растений в жизни человека

Работа в паре : обмен мнениями по вопросу «Можно ли крапиву отнести к культурным растениям?» (использовать таблицу).

Игра «Узнай, чьи это семена».

27

Можно ли все огородные

растения высаживать

одновременно?  

(Шестое заседание клуба)

Можно ли все огородные растения высаживать

одновременно?  

Работа со Словариком

Работа с текстом:

-выделение главных мыслей (причин), относящихся к теме урока.

28

От чего зависит урожай

зерновых?  

(Седьмое заседание клуба)

Сельское хозяйство родного края (на примере овощных, плодовых, бобовых, зерновых,  декоративных  растений).  

Работа в т. для с/р.

Игра «Угадай-ка»

Работа с текстами учебника и хрестоматии (чтение и ответы на вопросы).

Работа в паре: работа с пословицами

29

Растения сада  

(урок - экскурсия)

Растения  родного  края.  Названия  и  краткая  характеристика на основе наблюдений.

Экскурсия

30

Растения сада  

Растения  родного  края.  Названия  и  краткая  характеристика на основе наблюдений.

Работа в паре: распределение растений по группам;

-обмен мнениями о выбранных признаках деления;

Работа в т. для с/р.

Работа с учебником:

-чтение текста и ответы на вопросы;

-работа с рисунком.

31

Сколько живут растения?

(Восьмое заседание клуба)

Продолжительность  жизни  растений:  однолетние,  двулетние, многолетние.

В результате работы составить таблицу:

-однолетние,

-двулетние,

-многолетние растения.

Беседа об охране деревьев-долгожителей.

Комментированное чтение текста учебника).

Работа в т. для с/р.

32

Размножение растений своими

частями (Девятое заседание

клуба)

Обобщение по теме «Разнообразие растений»

Размножение  растений  семенами,  клубнями, усами, листьями.        

Игра «Займи своё место»

Работа с иллюстрацией: способы размножения растений.

Работа со Словариком.

Грибы – 3 часа

33

Грибы. Можно ли вырастить

грибы на кусочке хлеба?

Пр.р. № 5

Грибы.  Питание  грибов.шляпочные  грибы,  плесень.  

Пр.р. № 5 Выращивание  плесневых  грибов  на

кусочке белого хлеба.

-рассматривание рисунков в учебнике;

-уточнение названий-вопросов (хрестоматия).

Игра-имитация (лесные загадки).

Выполнение практической работы

34

Ядовитые и несъедобные

двойники шляпочных грибов.  

Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов.

шляпочные грибы родного края.

Игра «Веришь-не веришь»

Работа в т. для с/р.

35

Как правильно собирать грибы?  Проверочная работа.  

Правило сбора грибов.Проверочная работа.  

-чтение текстов о грибах-двойниках;

-выполнение рисунков к текстам;

-составление пересказа своего текста;

Работа в т. для с/р.

Животные- 8 часов

36

Разнообразие животных  

Животные  и  их  разнообразие.  Условия,  необходимые  для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

Особенности  питания  малышей  млекопитающих  животных.  Особенности  питания  разных  взрослых  животных,  в том числе  и  млекопитающих  (хищники,  растительноядные,  всеядные).  Взаимосвязи животных  и  растений.  Значение  диких  и  домашних  животных  в жизни  человека.  

Работа с таблицей из учебника «Группы животных»:

Игра-имитация «Рыба, птица, зверь».

-чтение текстов в учебнике;

-пересказ прочитанного соседу.

37

Насекомые

Насекомые,  особенности внешнего  вида,  питания,  условия  жизни.

Работа в т. для с/р.

Игра с мячом «Насекомые»

Работа с иллюстрациями (учебника): питание насекомых

38

Рыбы    

Рыбы ,  особенности внешнего  вида,  питания,  условия  жизни,  их отличия.  

Работа с т. для с/р.

Игра-пантомима «Плаваю-летаю».

Работа в паре: работа с текстами хрестоматии:

-«Что рыбы едят?»;

-«Как охотятся рыбы?»;

-обмен мнениями по прочитанному.

Составление таблицы «Виды рыб»

Работа со Словариком Работа с иллюстрациями

учебника.

39

Земноводные  

Земноводные  

Работа со Словариком

Работа с текстом хрестоматии «Чем земноводные отличаются от амфибии?»

-чтение текстов из хрестоматии

Работа в т. для с/р.

40

Пресмыкающиеся

Пресмыкающиеся

составление рассказа-описания по картинкам учебника.

Работа с т. для с/р.

Рассказы по личным наблюдениям и впечатлениям «Пресмыкающиеся в нашем крае»

Чтение по цепочке и ответы на вопросы к тексту хрестоматии «Где змеи в наших лесах зимой тепло ищут?»

.Работа с иллюстрациями учебника: питание.

Беседа о правилах безопасности в лесах, где водятся змеи (советы записать).

41

Птицы  

Птицы  

Фронтальная беседа по вопросам

Работа в т. для с/р.

Игра «Не ошибись!»

42

Звери  

Звери . Млекопитающие и их отличия. Наблюдение за домашними животными (питание, рост, повадки).

Игра «Цепочка»

Работа в т. с/р.

Игра «Маленькие-большие».

43

Как животные защищаются

Как  животные  защищаются.  Защитные приспособления у животных как проявление  тесной  связи  организмов  с  окружающей  средой  (иглы

ежа,  зеленая  окраска  кузнечика,  предупреждающая  окраска божьей коровки, сходство мухи-журчалки и пчелы).Охрана  животного  мира.  Животные  Красной

книги России. Охраняемые животные своего края.

Игра «Согласие»

Комментированное чтение текста учебника

Работа в т. с/р.

Человек и животные- 4 часа

44

Домашние животные    

Дикие  и  домашние  животные.  

Игра «Найди моё место

Работа в т. для с/р.

составление рассказов об одном из:

-всеядных д.ж.;

-растительноядных;

-хищных д. ж.

45

Школьный живой уголок клуба

«Мы и окружающий мир»

(Десятое заседание клуба)

Живой  уголок.Животные родного  края,  название,  их  краткая  характеристика  на  основе наблюдений.  Экскурсия  на  животноводческую  ферму

Экскурсия.

46

Значение диких животных    

Роль  животных  в  природе  и  жизни  людей.  Изготовление  условных  знаков  к  правилам

поведения  в  природе  для  младших  школьников.

Комментированное чтение текста учебника

Работа в т. с/р.

47

Человек в ответе не только за

тех; кого приручил!

Бионика. Бережное отношение человека к природе.Готовимся к школьной олимпиаде!

составление рассказа на тему «Зачем человеку заботиться и охранять диких животных?»

Человек разумный – часть природы- 5 часов

48

Про тебя  

Человек разумный — часть природы. Условия, необходимые для жизни человека. Внешность человека, его индивидуальность (черты лица, цвет волос, кожи и пр.). Портрет твоего друга.

- обмен мнением по вопросу учебника к тексту;

Работа в т. для с/р.

49

Что умеет человек?    

Человек — член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.

Работа со Словариком

Игра «Снежинка»

50

Расти здоровым    

Понятие  о  здоровье:  стойкость  к  болезням,  жизнерадостность, выносливость.

Предупреждение простудных заболеваний.

Младший  школьник.школьный  и  классный  коллективы,  совместная  учеба,  совместный  общественно  полезный  труд  и  отдых,  участие  в  спортивных  мероприятиях,  во  внеурочной  деятельности, в охране окружающей среды.

Беседа об условиях, необходимых для роста и развития человека (использовать рисунки учебника).

Беседа о разнообразных профессиях

Работа в т. для с/р.

51

Питание и здоровье    

Режим питания.

Работа со Словари-

ком).

Составление схемы «Здоровье»

Беседа о бережном отношении к зрению

 Работа в т. для с/р.

Работа с текстом учебника

52

От кого зависит твой режим

дня? (Одиннадцатое заседание

клуба) Пр.р. № 6

Режим дня школьника. Утренняя гимнастика, физические упражнения, их значение для здоровья. Правила организации  домашней  учебной  работы.  Личная  гигиена.Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Пр.р. № 6 Составление режима дня школьника.Физическая культура.

Работа со Словариком

Работа в т. для с/р.

Игра с мячом «Вкусно-полезно».

Игра «Угадай-ка»

Выполнение практической работы

Как уберечься от беды?- 5 часа

53

Чистота – залог здоровья    

Игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Чистота – залог здоровья (чистые руки, кипяченая вода, проветривание помещения).

Работа со Словариком

Работа в группе: правила личной гигиены

Работа в т. для с/р

54

Берегись простуды!    

Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний; правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.

-ответы на вопросы.

Работа с текстом учебника: выяснение причин простудных заболеваний.

Работа с т. с/р.

55

Твоя безопасность на улице

(Двенадцатое заседание клуба)

Правила  безопасного  поведения  на  улице  (проезжая  часть улицы,  встреча  с  незнакомым  человеком,  оставленные  вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей

части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.

Работа со Словариком

Работа с картинками -опасность на улице.

Работа в т. с/р.

56

Твоя безопасность дома.

Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставленные вещи). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.

Работа со Словариком

Обсуждение предложенных ситуаций о правилах поведения дома.

Игра «Можно-нельзя»

Работа в т. для с/р.

57

Готовимся к школьной

олимпиаде!

Готовимся к школьной

олимпиаде!

Работа с текстом «Поливальная машина»

В родном краю- 11 часов

58

Имя города, села, поселка  

Родной  край  —  частица  России.  Родной  город  (село):  название и его связь с историей возникновения, с занятием людей,  с  названием  реки,  озера;  основные  достопримечательности.

Работа со Словариком

Беседа о возникновении названия нашего города, о названиях других населённых пунктов.

Работа с т. для с/р.

59

История Московского Кремля    

Характеристика отдельных исторических событий, связанных с  историей  Москвы  (основание  Москвы,  история  Московского Кремля,  достопримечательности  Московского  Кремля).  Имена великих  князей,  связанных  с  историей  возникновения  и  строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).

Работа с текстом учебника: чтение и ответы на вопросы.

Работа с т. для с/р.

Работа со Словариком

60

Безопасность маршрута в школу и домой.Пр.р. №7

Безопасность маршрута в школу и домой.Пр.р. №7 Составление безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой.

Обсуждение составленных маршрутов движения детей в школу.

Выполнение практической работы

61

Общий дедушка.   Пр.р. № 8  Составление схемы родословного дерева.  

Семья  —  самое  близкое  окружение  человека.  Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции  (посильная  помощь  старшим,  семейные  праздники, совместные походы). Родословная.  Имена  и  фамилии  членов  семьи.   Пр.р. № 8 Составление схемы родословного дерева.Обязанности ребенка  в  семье.

Обмен информацией с помощью средств связи

Выполнение практической работы

62

День Победы.    

  Уважение к старшим  к их памяти  (ветеранам  Великой  Отечественной  войны).  

Работа в т. для с/р.

63

Встреча с ветераном Великой

Отечественной войны и труда

Встреча с ветераном Великой Отечественной войны и труда

Встреча с ветераном

64

День Конституции России    

Наша  родина  —  Россия.  Конституция  России  —  основной закон  страны.  Важнейшие  права  граждан  России  —  право  на жизнь, на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества:  День  Победы,  День  Конституции  России,  День  Государственного флага.

Работа в т. для с/р.

65

Государственные  символы  России  

Государственные  символы  России  (Государственный  герб  России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.

Выполнение рисунков государственных символов России

66

Проверочная работа № 2

Проверочная работа № 2

Выполнение проверочной работы

67

Повторение изученного за год

Повторение изученного за год

68

Итоговая комплексная работа  

Итоговая комплексная работа  

Выполнение комплексной контрольной работы

Критерии и нормы оценки ЗУН                                                                                                               

Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

 Ошибки:

- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

-        нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение:
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться, на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату:
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.


Материально-техническое обеспечение учебного предмета  

Наглядные пособия

  • гербарии
  • семена и плоды растений
  • комнатные растения
  • коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых
  • географические и исторические карты
  • предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни
  • приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ
  • измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки
  • лупа
  • компас
  • микроскоп
  • глобус
  • Учебное оборудование
    Классная доска
  • Магнитная доска
  • Видеомагнитофон
  • Телевизор
  • Персональный компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Сканер, принтер
  • Музыкальный центр
  • Цифровой фотоаппарат




Учебно-методическая литература
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 1 – М.: Академкнига/Учебник, 2011г
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 2 – М.: Академкнига/Учебник, 2011г
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник, 2011г
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1. – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 2. – М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя  (в электронном виде)

 Т. С. Гулуева, Н.В. Лободина « Окружающий мир 2 класс. Система уроков», Волгоград,2013

Э.В. Соколова, В.В. Заболотная, И.Р. Николаева,  Е. Н. Сёмочкина  «Полный школьный курс» справочное пособие, Санкт- Петербург «Весь»,2010

О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева «Мои достижения. Итоговые комплексные  работы» , Москва «Просвещение»,2011

Электронное пособие:

1.        «Большая детская энциклопедия», ООО «Уральский электронный завод», 2002

2.        «Я живу в России», ЗАО «Новый диск», 2011

3.        «Тайны природы»,  ЗАО «Новый диск», 2009

4.        «Мир природы», ЗАО «Новый диск», 2006

5.        «Детская энциклопедия о животных», компания «Одиссей», 2007

6.        «Занимательная наука. Основы естествознания», ЗАО «Новый диск», 2007

7.        «Правила дорожного движения», ЗАО «Новый диск», 2007

        

                                                                 Лист внесения изменения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...