Тема "Свойства воздуха"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Заседание клуба "Мы и окружающий мир", 3 класс, программа ПНШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок окружающего мира 3 клаас23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Свойства воздуха.

Заседание  клуба «Мы и окружающий мир»

Учебные задачи, напрвленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование устойчивых учебных мотивов. Интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности сотрудничеству с учителем и учащимися.

Учебные задачи , направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу. Умение контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Познавательные: продолжить формировать умение работать с разными источниками информации.

Коммуникативные: развивать умение работать в группах, внимательно слушать и слышать друг друга, уметь выражать свои мысли в соответсвии с задачами.

Учебные задачи, напрвленные на достижение предметных результатов обучения:

- с помощью опытов доказать,  что воздух занимает пространство, его можно сжать, что при нагревании воздух расширяется,  а при охлаждении – сжимается.

Оборудование и наглядные пособия: мультимедейный комплекс для сопровождения урока, учебники, тетради для самостоятельной работы, велосипедный насос, колбы со вставленной трубкой, стаканы с водой, карточки .

Ход урока.

I.Организационный момент.

Прозвенел звонок, начался урок

Дружно все мы подтянулись

И друг другу улыбнулись,

С мыслями собрались

За работу принялись.

Поприветствуйте наших гостей, подарите им улыбку.

Сегодня на уроке окружающего мира нас ждут новые открытия. И чтобы сохранить хорошее настроение и во всём разобраться, какими нужно быть?

II. Актуализация знаний.

Отгадайте загадку

Он прозрачный невидимка,

 Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он  окутывает нас.

О каких свойствах воздуха говорится в первых двух строчках?

Каким образом можно доказать, что воздух не пустое место?

Как называется воздушная оболочка земли?

Какие газы входят в состав воздуха?

Какую роль играет атмосфера на нашей планете?

Сможет ли человек прожить без воздуха?

Учитель: вот как много мы знаем о воздухе. А сегодня  мы узнаем новые тайны о воздухе.

III. Работа по теме урока

Давайте узнаем тему  нашего урока .

 Открываем учебники на странице 103. В форме чего мы будем проводить наш урок?

Сформулируйте задачи урока.

Председателем нашего заседания будет…

Она вместе со мной будет вести заседание клуба.

Председатель даёт задание членам клуба.

Давайте прочитаем второй и третий абзац параграфа (стр 103)

Какие вопросы задаёт Миша на заседании клуба?

Как доказать, что в стакане воздух, если его не видно?

Как взвесить воздух, тяжести которого не ощущаем?

Председатель:

Какой выход предлагает Костя Погодин? (провести опыты, которые помогут ему найти ответы на вопросы)

IV.Практическая часть заседания клуба.

  1. Председатель назначает руководителей групп. Руководители групп берут со стола учителя приборы для проведения 1 и 2 опытов: широкий стеклянный сосуд, стеклянный стакан и насос.
  2. Председатель напоминает членам групп правила поведения во время проведения опытов.
  3. Цель и план проведения первых опытов читают в учебнике. Коллективно обсуждают план проведения опытов.
  4. Результаты опыта учащиеся обсуждают в группе. Записывают в тетради для самостоятельных работ результаты обсуждения.

Опыт 1.

Цель: доказать, что воздух занимает место (пространство).

Составление плана проведения опыта.

Перевёрнутый вверх дном стакан опусти в широкий сосуд, наполненный водой.

Удалось ли тебе почувствовать лёгкое сопротивление?

Увидели вы, что вода не может заполнить стакан?

Вывод: воздух, находящийся в стакане, не «уступает»  своего места.

Не вынимая стакана из воды, слегка наклоните его.

Что вы заметили?

Из стакана выйдет воздушный пузырь, и часть воды войдёт в стакан.

Вывод : воздух , как и любое тело, занимает пространство в окружающем мире.

Вывод оформляется в тетради.

Учитель: Используя это свойство, человек научился работать под водой без специального костюма. Для этого был создан водолазный колокол: под колокол – колпак, изготовленный из прозрачного материала, становятся люди и необходимое оборудование и колокол опускается при помощи подъёмного крана под воду.

Опыт 2.

Цель: проверить, можно ли сжать воздух?

Составим план  проведения опыта.

Плотно прикрой пальцем левой руки отверстие велосипедного насоса, а правой рукой нажми на поршень.

Потом, не убирая пальца от отверстия, отпускай поршень.

Что вы почувствовали?

Палец, которым закрыто отверстие, чувствует, что воздух на него очень сильно давит. Но поршень с трудом, но сдвигается.

Что это значит?

Вывод: воздух можно сжать.

Почему? Когда ты опускаешь поршень, он сам возвращается в первоначальное положение.

Вывод: воздух обладает упругостью.

Учитель: упругими называют тела, которые после сжатия принимают первоначальную форму .В  больницах установлены аппараты вентиляции лёгких: если человек не может самостоятельно дышать, его подключают к такому аппарату. Который через специальную трубку подаёт в лёгкие обогащённый кислородом сжатый воздух. Сжатый воздух используется в строительстве, ремонте, в книгопечатании.

Опыт3.

Цель: исследовать, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении.

Составление плана опыта.

Ход опыта.

Нагреть колбу со вставленной в неё стеклянной трубкой теплом своих рук.

Что вы видите?

Из трубки выходят пузырьки.

Что это значит?

Вывод : это происходит потому, что воздух в колбе при нагревании расширяется.

Накрыть колбу смоченной в холодной воде салфеткой.

Что вы наблюдаете?

Вода из стакана по трубке поднимается вверх.

Почему?

Вывод: при охлаждении воздух  сжимается.

Вывод оформляется в тетради для самостоятельных работ.

Музыкальная физкультминутка.

А сейчас мы выясним практическое применение воздуха.

В группах вы будете решать практические задачи.

  1. Почему в холодных помещениях у нас зябнут ноги?

(холодный воздух более тяжёлый, поэтому он находится у пола)

  1. Чтобы суп или каша медленнее остывали.  в старину их укутывали шубой. Лёд или мороженное , чтобы быстро не таяли, тоже укутывали в шубы. Мы же шубы надеваем ,  чтобы не мёрзнуть. Как это объяснить?

(Между ворсинками шубы имеется  много воздуха. Воздух плохо проводит тепло. )

  1. Почему растения , находясь зимой под снегом, не замерзают?

(В рыхлом снеге много воздуха, а воздух плохо проводит тепло.)

А как птицы и звери используют это свойство?

- Осенью белочка , заяц, волк лиса и другие звери линяют. Зимой мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

- У серого волка хвост большой , пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо в снегу, он укрывает свой нос и лапы пушистым хвостом.

- Мыши полёвки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.

-  Глухарь, тетерев в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее.

Председатель: А сейчас ребята выступят перед вами с творческими работами о удивительных явлениях, связанных со свойствами воздуха.

  1. Почему летают самолёты?
  2. Необыкновенные  оптические явления в природе.
  3. Торнадо и тайфуны – грозные явления природы.

V. Рефлексия.

- Вспомните, какие задачи мы ставили перед собой, о чём говорили на уроке, и сделайте вывод, все ли задачи мы выполнили?

Мы с вами увидели, что воздух обладает очень важными свойствами , необходимыми человеку, всем живым организмам, всей нашей планете.

Давайте попробуем составить известный нам уже синквейн на эту тему А  работать вы будете в группах  (карточки)

- Назовите тему урока  одним словом (воздух)

Назовите 2 -3 признака воздуха  (прозрачный , бесцветный, невидимый)

Назовите 2- 3 действия , которые связаны с воздухом( можно сжать, занимает пространство,  обладает упругостью)

Вырази одним предложением тему урока  (воздух играет важную роль в жизни человека)

Слово, которое выражает суть темы (жизнь)

Руководители групп оцените работу вашей группы, кому за работу можно поставить «хорошо» и «отлично».

Председатель оцените работу руководителей групп.

Ну что ж пора заканчивать наше заседание клуба. На следующем заседании клуба мы продолжим узнавать свойства воздуха.

Спасибо за урок, было приятно с вами работать.

Домашнее задание:

(дифференцированное)

  • Читать статью учебника    
  • 1 группа: подготовить сообщение о свойствах воздуха
  • 2 группа: выполнить рисунок «Как человек применяет свойства воздуха»
  • 3 группа: хрестоматия,  прочитать рассказ «Колокол, который никогда не звонил»
  • 4 группа: хрестоматия, прочитать рассказ «А воздух совсем ничего не весит?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока-исследования c ЭОР по теме "Свойства воздуха", 2 класс

Проект урока-иссследования по системе развивающего обучения Л.В. Занкова предназначен для учащихся 2 класса. Можно использовать для реализации по УМК "Школа России" в 3 классе....

Презентация по теме "Свойства воздуха"

Презентация к уроку "Свойства воздуха"...

Проект по теме: «Свойства воздуха, воды, почвы»

Предметная выставка творческих практических работ по проекту (презентации, рисунки, схемы)...

. Тема урока: «Свойства воздуха».-1 урок в теме: «Свойства воздуха и воды» (4ч).2. ПНШ

Краткое описание: Урок - заседание клуба «Ключ и Заря», на котором учащиеся на основе проведенных опытов самостоятельно формулируют основные свойства воздуха, выполняют творческие задания....

.Презентация Тема урока: «Свойства воздуха».-1 урок в теме: «Свойства воздуха и воды» (4ч).2. ПНШ

Краткое описание: Урок - заседание клуба «Ключ и Заря», на котором учащиеся на основе проведенных опытов самостоятельно формулируют основные свойства воздуха, выполняют творческие задания....

Урок окружающего мира . 3 класс. Тема. « Свойства воздуха. Охрана воздуха».

Цель урока.Выяснить свойства воздуха опытным путем.Определить значения воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения.Воспитывать бережное отношение к природе.В...

Урок окружающего мира в 3 классе по теме " Свойства воздуха. Охрана воздуха."

Урок  окружающего  мира  в  3 классе  по  теме  "Свойства  воздуха. Охрана  воздуха."Тип  урока:  изучение  нового  материала...