Главные вкладки

    . Тема урока: «Свойства воздуха».-1 урок в теме: «Свойства воздуха и воды» (4ч).2. ПНШ
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

    Крумина Тамара Леонидовна

    Краткое описание: Урок - заседание клуба «Ключ и Заря», на котором учащиеся на основе проведенных опытов самостоятельно формулируют основные свойства воздуха, выполняют творческие задания.

    Тип уроков/занятий: урок – практическая работа

    Форма организации (урок, клубное занятие, экскурсия и т.п. ): урок

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_okruzhayushchego_mira_2_klass.docx74.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. Предмет: Окружающий мир

    2. Класс: 2

    3. Тема урока: «Свойства воздуха».-1 урок в теме: «Свойства воздуха и воды» (4ч).2.

    4. Автор разработок:  Крумина Т.Л., учитель начальных классов

    5. Образовательное учреждение: Муниципальноебюджетное образовательное учреждение Маршальская средняя образовательная школа

    6.Краткое описание: Урок - заседание клуба «Ключ и Заря», на котором учащиеся на основе проведенных опытов самостоятельно формулируют основные свойства воздуха, выполняют творческие задания.

    7. Тип уроков/занятий: урок – практическая работа

    8. Форма организации (урок, клубное занятие, экскурсия и т.п. ): урок

    9. Представление о результатах:

    Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию;  осознание ответственности человека за общее благополучие; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, установка на безопасный, здоровый образ жизни.

    Метапредметные результаты: осознанное и произвольное построение сообщения в устной форме; установление причинно-следственных связей; использование инструкций и освоенных закономерностей.

    Предметные результаты: научится наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выполнять простейшие инструкции..

    10. Цель уроков:  выяснить свойства воздуха и значение воздуха в природе; учить проводить опыты, фиксировать и анализировать результаты;

    воспитывать бережное отношение к природе.

    11.Оборудование: учебник О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой,  С.А. Трафимова «Окружающий мир 2 класс», рабочая тетрадь №1, хрестоматия по окружающему миру; полиэтиленовые пакеты, газеты, соломинки, стаканы с водой, часы.

    № п/п

    Этап урока

    Цель

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Результат

    Организационный момент

    Включить учащихся в деловой ритм восприятия материала, организовать внимание

    –Тему сегодняшнего урока вы назовете сами, если отгадаете загадку:

    Через нос проходит в грудь

    И обратный держит путь.

    Он невидимый, и всё же

    Без него мы жить не можем.

    - А точнее, мы сегодня вместе с вами выясним какими свойствами обладает воздух.

    Учащиеся находят отгадку и называют тему урока «О воздухе». 

    - Это - воздух.

    Формулиров-ка целей урока

    Опрос учащихся по домашнему заданию

    Актуализация знаний учащихся

    Фронтальная беседа.

    – Что же такое воздух?

    – На доске вы видите диаграмму  (Приложение 1.), на которой выделены цветом составные части воздуха. Какая из выделенных частей соответствует количеству кислорода в воздухе?

    –Какая из частей соответствует количеству углекислого газа?

    – Для чего нам нужен воздух?

    – Что произойдет, если воздух вдруг исчезнет?

    – Где находится воздух?

    Отвечают на вопросы.

    - Смесь газов: кислорода, углекислого газа и других газов

    - Часть № 1.

    - Часть №2.

    - Он необходим для дыхания человека и животных, для растений.

    - Мы не проживем и несколько минут.

    - Воздух заполняет все промежутки, все трещинки и щелки в предметах. Он растворен в воде морей, озер, рек, ручьев.

    Повторение ранее усвоенных знаний о воздухе, его составе, роли в природе.

    Актуализация знаний

    Активизация знаний и постановка проблемной ситуации.

    Вводная беседа.

    – Сегодня мы проведем первое заседание клуба «Ключ и заря» в нашем классе, которое будет посвящено свойствам воздуха. Задание всем присутствующим: провести опыты и наблюдения. Составить сообщение на тему «Свойства воздуха».

    – Посмотрите на доску, на ней записаны правила поведения при проведении опытов. (Приложение 2.)

    Читают правила поведения при проведении опытов под руководством учителя, комментируют их.

    Знакомство с правилами проведения опытов

    Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

    Научить   выделять  свойства воздуха в процессе проведения опытов и наблюдений

    Руководство проведением опытов и наблюдений.

    – Мы будем проводить опыты по определению свойств воздуха и составим план доклада на доске из предложений выводов по каждому из них.

    – Воздух окружает нас со всех сторон. Вы можете потрогать воздух? Проведем опыт, и вы почувствуете его.

    Опыт №1.

    – Возьмите полиэтиленовый пакет и «поймайте» им воздух. Закрутите пакет. Пакет наполнен воздухом. Сделайте небольшое отверстие, надавите на пакет и направьте струю воздуха на лицо. Вы почувствуете прикосновение воздуха к коже.

    – Как иногда играют дети с бумажными пакетами, надувая в них воздух, после резкого удара по пакету что мы слышим?

    – От чего это происходит?  

    – Какой опыт проделал Миша, чтоб доказать, что есть воздух вокруг него?

    Вывод: Воздух окружает нас со всех сторон.

     (Прикрепление на доску названия свойства воздуха)

    Работа по хрестоматии.

    – В хрестоматии есть текст, который называется «Как обнаружить воздух?», найдите его по оглавлению. Давайте его прочитаем:

    – Так как же можно обнаружить воздух с помощью слуха?

    – А с помощью зрения?

    – Что вы видите вокруг себя?

    – Воздух мешает нам видеть предметы?

    Опыт №2.

    – Выполните опыт с цветной полоской, представленный в учебнике на с. 46.

    - Сквозь ладошку мы не видим цвета  на полоске, ладошка – не прозрачная, убрали её - между рисунком и вами остался только воздух, видим ли мы теперь цветную полоску? Назовите её цвета:

    - Что вы можете сказать о воздухе после проведения этих наблюдений?

    Вывод: Воздух прозрачен.

    (Прикрепление на доску названия свойства воздуха)

                                                                   

    – Можем ли мы увидеть воздух?

    Опыт №3.

    – Давайте проведем еще один опыт: возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку. Что появилось?

    – Какого цвета воздух – кто заметил?

    - То есть, при помощи зрения воздух всё же можно обнаружить в некоторых случаях, мы видим что он бесцветен.

     – Проведите опыт (с. 47 учебника, опыт с цветным стеклышком) и сделайте вывод.

     

    Вывод: Воздух бесцветен.

     (Прикрепление на доску названия свойства воздуха)

    – Почему же в параграфе «Свойства воздуха» нет рисунка воздуха?

    – Вы были в лесу? Вдыхали лесной воздух? Чем он пах?

    - Бродили по берегу реки вечером? Что вы чувствовали?

    - Что вы чувствуете, когда мама печет пирог?

    – Чем же пахнет чистый воздух?

    Вывод: Чистый воздух не имеет запаха.

    (Прикрепление на доску названия свойства воздуха)

    – Но иногда невидимый воздух становится видимым, когда в нем слишком много дыма, он приобретает неприятный запах, им становится трудно дышать.

    – Прочитайте на с. 47, что нужно делать, если в квартире запахло дымом.

    – Расскажите, от чего загрязняется воздух?

    – Загрязненный воздух нее может быть использован для дыхания ни одним из живых существ, что же делаю люди, чтобы воздух был чистым?

    – Всегда ли окружающий вас воздух прозрачен и не имеет запаха?

    Учащиеся выполняют опыты и наблюдения под руководством учителя, высказывают предположения, делают выводы.

    - Пакет громко щелкает и разрывается.

    - Это вырвался воздух, который нагнан изо рта.

    Учащиеся рассматривают иллюстрацию на с. 46 учебника и рассказывают о том, какие опыты провел Миша.

    - Столы, доску, цветы, за окном деревья, облака.

    - Нет, он прозрачен.

    Учащиеся закрывают цветную полоску ладонью и пытаются назвать цвета.

    Учащиеся называют цвета.

    - Воздух прозрачен.

    - Нет, мы не видим окружающего нас воздуха.

    - Пузырьки воздуха.

    -Пузырьки воздуха бесцветные.

    Учащиеся выполняют опыт с цветным стеклышком:

    1. посмотреть через цветное стеклышко на белый лист бумаги;
    2. сделать вывод – белого ли цвета лист виден через стеклышко?
    3. посмотреть на лист без стеклышка.

    - Воздух бесцветен.

    - В параграфе нет рисунка воздуха потому, что воздух бесцветен.

    - Лесом.

    - Запах речки.

    - Запах пирога.

    - Воздух не имеет запаха.

    Учащиеся читают текст в учебнике, помещенный в рамку «Осторожно!» 

    - В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ. Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух. 

    - На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух… А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу. Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.

    Обращение к личному опыту детей.

    Формулировка свойств воздуха в результате проведения опытов.

    Применение теоретических положений в усло-виях выполнения упражнений

    Способствовать развитию интереса учащихся к получению знаний.

    Выполнение заданий в тетради для самостоятельной работы:

    – Рассмотрите рисунки на с. 18 (задание  № 27). (Приложение 3). Правильно ли поступают взрослые и дети? Придумайте знаки к картинкам и нарисуйте их.

    Учащиеся рассматривают рисунки в тетради для самостоятельной работы, придумывают и рисуют знаки о вреде пассивного курения и опасности разведения костров.

    Выполнение задания творческого характера.

    Динамическая пауза

    Предупреждение утомления.

    –Вы, наверное, устали?

    –Воздух поможет вам отдохнуть.

    Упражнение  « Цветочная поляна».

    – А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его.

    –Какое слово выразит его душистый аромат?

    –Сделайте глубокий вздох и скажите (АХ!)

    Учащиеся садятся поудобнее и выполняют релаксационное упражнение.

    Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов)

    Научить   выделять  свойства воздуха в процессе проведения опытов и наблюдений

    Продолжает руководить проведением опытов и наблюдений учащихся.

    – Почему звери к зиме надевают тёплые пушистые шубки?

    – Почему звери и птицы в сильный холод прячутся в снег?

    – Почему очень важно, чтоб на полях лежал снег?

    – О какой особенности воздуха это говорит?

    - Верно, воздух обладает ещё одним полезным свойством – сохранять тепло, воздух плохо проводит тепло. Поэтому в домах делают двойные рамы. Воздух между стеклами рам удерживает тепло и не выпускает его на улицу.

    Вывод: Воздух плохо проводит тепло.

    (Прикрепление на доску названия свойства воздуха)

    – Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с.48. Почему в холодный зимний день воробей такой нахохленный?

    –Как человек использует в быту знания о том, что воздух плохо проводит тепло?

    - В пушистых шубках между ворсинками больше воздуха, который сохраняет тепло.

    - Хоть снег и холодный, но между снежинками есть воздух. Этот воздух и защищает животных от холода.

    - Снег защищает посевы от вымерзания. Он холодный, но между снежинками находится воздух. Этот воздух предохраняет растения от холода.

    - Воздух плохо проводит тепло.

    - Между перьями воробья – воздух, он сохраняет тепло тела воробья.

    - В шерстяной и меховой одежде между волосками много воздуха. Именно поэтому она хорошо сохраняет тепло нашего тела в холодную погоду. В ватном халате тоже много воздуха, а так как воздух плохо проводит тепло, то в жаркую погоду он не дает перегреваться телу человека.

    Формулировка свойств воздуха в результате проведения опытов.

    Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

    Способствовать развитию интереса учащихся к получению знаний.

    Выполнение заданий в тетради для самостоятельной работы:

    – Прочитайте о привычке дедушки Вани (з а д а н и е  № 26). (Приложение 4.)

    Почему он так делал?

    Учащиеся читают задание в тетради для самостоятельной работы и дописывают текст:

    «…воздух, который находится между бумагой и шерстяным носком, препятствует прони-кновению  холодного воздуха к ногам и не выпускает наружу тепло человеческого тела, поэтому ноги дольше не мерзнут.

    Выполнение задания

    Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов)

    Научить   выделять  свойства воздуха в процессе проведения опытов и наблюдений

    Продолжает руководить проведением опытов и наблюдений учащихся.

    – Почему летом вам советуют надеть на голову панамку?

    – Что такое облака на небе?

    – Когда теплее – когда солнечные лучи беспрепятственно попадают на Землю или когда солнце закрыто облаками, тучами?

    - Вспомнив все это, что вы можете сказать о том хорошо ли воздух пропускает солнечные лучи?

    Вывод: Воздух хорошо пропускает солнечные лучи.

    (Прикрепление на доску названия свойства воздуха)

     Опыт №4.

    – Проделайте опыт с часами (с. 49).

    – Что же лучше передает звук – воздух или дерево?

    Вывод: Воздух хуже проводит звук, чем дерево. (Прикрепление на доску названия свойства воздуха)

    - Чтобы не напекло голову. Летом Солнце прогревает поверхность Земли, так как воздух пропускает солнечные лучи.

    - Это капельки воды.

    - Солнце лучше прогревает Землю когда на небе нет туч, больших кучевых облаков.

    - Воздух хорошо пропускает солнечные лучи.

    Учащиеся по заданию учебника выкладывают на стол наручные механические часы, постепенно удаляют их от себя. Как только звук работы часов становится не слышным, учащиеся прислоняют ухо к столу. Тиканье часов снова отчетливо слышно.

    -Дерево лучше  передает звук, чем воздух.

    Самостоятельное использование сформированных умений и навыков

    Способствовать развитию интереса учащихся к получению знаний.

    Выполнение заданий в тетради для самостоятельной работы:

    – Выполните задание № 25.

    – Какие свойства воздуха вы перечеркнули?

    – Какие еще свойства воздуха вы здесь нашли?

    - Прозрачен, бесцветен, не имеет запаха.

    - Плохо проводит тепло, бесцветен, хорошо пропускает солнечные лучи.

    Выполнение задания, закрепление полученных знаний.

    Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков

    Систематизи-ровать добытую информацию

    Фронтальная беседа:

    – Из опытов мы увидели, что вокруг нас есть воздух, но мы его не замечаем: он невидим. Воздух заполняет все промежутки, трещинки и щелки в предметах. Воздух находится не только в твердых телах, но и в воде.

    –Дружная работа на уроке помогла вам узнать много интересного о воздухе и составить план сообщения о свойствах воздуха.

    – Какие же свойства воздуха вы знаете?

    –Верно, воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло,  хорошо  пропускает  солнечные  лучи,  хуже  передает  звук,  чем дерево.

    – Ребята, людям и животным, заводам и машинам  - всем нужен воздух. Почему же на земле его не становится меньше?

    –  Молодцы, ребята! Давайте же стараться жить так, чтобы на нашей планете – Земле, всегда цвели цветы и пели птицы!

    Учащиеся перечисляют свойства воздуха.

    - Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения используют  углекислый газ, а выделяют кислород, который необходим людям и животным.

       Учащиеся читают стихотворение Г. Маршановой  «Береги свою планету!» (Приложение 5.)

    Составление плана сообщения о свойствах воздуха.

    Рефлексия деятельности

    Способство-вать развитию интереса учащихся к получению знаний.

    – Кто оценит свою работу на уроке на “отлично и хорошо”?

    – Кто недостаточно уверенно чувствовал себя на уроке, кому нужна помощь в усвоении знаний данной темы?

    – Кто сможет продемонстрировать родителям опыты, которые проводили на уроке?

    – На ваш взгляд, кто был самым активным на уроке?

    Учащиеся анализируют свою работу на уроке.

    Самостоя-тельная оценка собственной деятельности учащимися

    Домашнее задание

    Слабые: оформить сообщение с рисунками о воздухе

    Сильные: рисунок на тему «Охрана воздуха»

    Выполнение дифференци-рованного творческого задания

    Приложение

    Приложение 1

    Приложение 2.

    Правила  поведения при проведении опытов:

    1. Необходимо бережно относится ко всем приборам, их можно не только разбить, ими можно и пораниться.

    2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.

    3. Опыты проводятся поочередно каждым учеником.

    4. Если опыт проводит один ученик, то второй молча наблюдает. Только после этого проводится обмен мнениями по результатам проведенного опыта.

    5. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.

    6. Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования  можно только с разрешения учителя.

    7. После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом.


    Приложение 3

    (27) Рассмотри рисунки. Правильно ли поступают взрослые и дети? Придумай и нарисуй экологические знаки к этим рисункам. Как ты их назовёшь?

    Приложение 4

    (26) Дедушка Ваня, надевая зимой сапоги, каждую ногу в тёплом шерстяном носке обёртывает старой газетой. Бабушка говорит, что эта привычка осталась у него с войны.

    Миша догадался, что воздух, который находится между бумагой и шерстяным носком,   _________________________________________,

    поэтому ____________________________________________________

    Допиши текст, если и тебе удалось разгадать тайну газетной бумаги.

    Приложение 5.

    Г. Маршанова  «Береги свою планету!»

    Есть одна планета-сад
    В этом космосе холодном.
    Только здесь леса шумят,
    Птиц скликая перелетных.
    И стрекозы только тут
    В речку смотрят удивленно.
    Здесь в траве живет беспечно
    Стрекотун-певун кузнечик,
    Юный ветер, хулиган,
    Щекочет старый океан,
    Грациозные дельфины
    Вальс танцуют и поют,
    В общем, счастливо живут.

    Здесь лишь утро золотое,
    Воздух нежно-голубой,
    Дышится легко и вволю.
    Забываем мы порой –
    Воздух дан в аренду нам,
    Он один на всех землян.
    Чтобы жизнь торжествовала,
    Охранять нам воздух надо.
    Береги свою планету,
    Ведь другой на свете нету!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Свойства воды. Круговорот воды в природе"

    Предлагаю конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Свойства воды.Круговорот воды в природе." К нему прилагается и презентация к уроку....

    Проект по теме: «Свойства воздуха, воды, почвы»

    Предметная выставка творческих практических работ по проекту (презентации, рисунки, схемы)...

    Конспект урока по теме: Свойства воздуха.

    Конспект урока по теме: Свойства воздуха....

    Урок-исследование по окружающему миру по теме «Свойства воздуха»

    Вид  урока: урок-исследование.Тип урока: получение новых знаний.Цели урока:Познакомить учеников с составом воздуха, его свойствами.Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.Развивать умен...

    Урок окружающего мира 3 класс по теме: «СВОЙСТВА ВОЗДУХА»

    Создать условия о расширении знаний учащихся о свойствах воздуха....

    .Презентация Тема урока: «Свойства воздуха».-1 урок в теме: «Свойства воздуха и воды» (4ч).2. ПНШ

    Краткое описание: Урок - заседание клуба «Ключ и Заря», на котором учащиеся на основе проведенных опытов самостоятельно формулируют основные свойства воздуха, выполняют творческие задания....

    Урок окружающего мира . 3 класс. Тема. « Свойства воздуха. Охрана воздуха».

    Цель урока.Выяснить свойства воздуха опытным путем.Определить значения воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения.Воспитывать бережное отношение к природе.В...