Когда жили динозавры.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Андреева Юлия Леонидовна

Предлагаемая мною разработка урока представляет собой мини-технологию по использованию современных средств мультимедиа, ориентированную на формирование у школьников поискового стиля мышления, обучение обоснованно пользоваться мультимедийными средствами, развитие широкого кругозора, а также навыков визуально-образного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_zhili_dinozavry.docx43.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Анжеро-Судженского округа

«Основная общеобразовательная школа №17»

КОГДА ЖИЛИ ДИНОЗАВРЫ?

(сценарий урока окружающего мира с учетом требований ФГОС)

                   Разработала:

                                                                             Чубарова Юлия Леонидовна

                                                                 МБОУ «ООШ №17»

                                                                                        Учитель начальных классов

Анжеро-Судженск

2013

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………..3
  2. Технологическая карта урока…………………………………………4
  3. Сценарий урока………………………………………………………...7
  4. Заключение…………………………………………………………….14
  5. Список используемой литературы…………………………………....15

Пояснительная записка

Современная система образования ориентирована на формирование личности, которая умеет самостоятельно творчески решать научные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, систематически пополнять и обновлять свои знания в процессе самообразования. В связи с этим перед современной школой встает задача формирования и развития у обучающихся самостоятельной деятельности не только традиционными педагогическими средствами, но и с помощью информационных технологий, которые очень хорошо сочетаются с механизмом получения, обработки и запоминания информации ребёнком.

Предлагаемая мною разработка урока представляет собой мини-технологию по использованию современных средств мультимедиа, ориентированную на формирование у школьников поискового стиля мышления, обучение обоснованно пользоваться мультимедийными средствами, развитие широкого кругозора, а также навыков визуально-образного мышления.

Данный урок разработан в соответствии с требованиями Нового образовательного стандарта. В ходе урока формируются все виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Ключевую роль в их формировании играет создание учебного материала, используемого на уроке.

Структура соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке используются информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся.

Технологическая карта урока с использованием средств информационных технологий

Предмет, класс

Окружающий мир. 1 класс.

Тема урока,

№ урока по теме

Тип урока

Когда жили динозавры? 1 урок.                                          

комбинированный

Ф.И.О. преподавателя

Чубарова Ю.Л.

Актуальность использования средств

ИКТ

Зрительное восприятие материала гораздо легче воспринимается младшими школьниками.

Цель урока

Формировать представления о далеком прошлом Земли.

Познакомить с удивительными животными прошлого- динозаврами.

Узнать, как ученые изучают этих древних животных.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Расширить и углубить знания учащихся о динозаврах.

Развивать познавательный интерес к окружающему миру, применяя новые информационные технологии.

Воспитывать любовь к природе.

Универсальные учебные действия   (УУД)

Пред-е:. Различать способы и средства познания окружающего мира;

Личн-е: иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности; проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Позн-е: пользоваться условными обозначениями учебника; под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, осознанно читать текст с целью освоения и использования информации.

Комм-е: вступать в учебный диалог; задавать вопросы;

Регул-е: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результаты своей работы на уроке

Вид используемых на уроке средств

ИКТ (универсальные, ЦОР на CD-ROM,)

Универсальные (компьютер, проектор, экран)

Презентация в POWER POINT dino.ppt (8,17 Mb) 

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (мультимедийный  компьютер, программные средства)

Мультимедийный компьютер.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1

Проверка домашнего задания. Контрольные вопросы, работа по карточкам

Длительность этапа

7 минут

Цель

Повторить и обобщить знания о днях недели, о временах года

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Форма организации деятельности учащихся

Работа в парах

Функции преподавателя на данном этапе

Лектор, ведущий диалога

Основные виды деятельности преподавателя

 

Промежуточный контроль

Повторение знаний о днях недели, о временах года

ЭТАП 2

Работа над новой темой. Теоретическая часть.

Длительность этапа

15 минут

Цель

Познакомить с динозаврами, узнать, как ученые изучают этих древних животных.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Презентация в POWER POINT dino.ppt (8,17 Mb)

Форма организации деятельности учащихся

Коллективная

Функции преподавателя на данном этапе

Лектор. Направление беседы.

Основные виды деятельности преподавателя

Демонстрация презентации и ее сопровождение

dino.ppt (8,17 Mb)                                                                                   

Промежуточный контроль

ЭТАП 3

Обобщение изученного. Практическая работа.

Длительность этапа

10 минут

Цель

Развитие познавательного интереса к окружающему миру.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Презентация в POWER POINT dino.ppt (8,17 Mb)

Форма организации деятельности учащихся

индивидуальная

Функции преподавателя на данном этапе

Демонстрация презентации и ее сопровождение

dino.ppt (8,17 Mb)                                                                                   

Основные виды деятельности преподавателя

Проверка выполненной работы

ЭТАП 4

Итог урока.

Длительность этапа

3 минуты

Цель

подвести итог урока

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Форма организации деятельности учащихся

Коллективная

Функции преподавателя на данном этапе

Привлечение к диалогу

Основные виды деятельности преподавателя

Анализ результативности урока.

Подведение итогов

Контрольные вопросы.


Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приёмы контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I Мотивирование к учебной деятельности.

Фронтальный.

Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

- Вот и прозвенел звонок,

  Нужно нам начать урок.

  Встаньте прямо, подтянитесь

  И друг другу улыбнитесь.

  А теперь садитесь!

- Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II

Актуализация знаний и способов действий.

Работа в группах

слайд 2

- Ребята у вас на столах лежит карточка с заданием. Вам нужно будет внимательно слушать вопрос, а в каждой клетке по порядку записывать нужную букву.

Карточка:

1

2

3

4

5

6

7

8

д

и

н

о

з

а

в

р

1. Первый зимний месяц. Впиши в первую клеточку первую букву этого зимнего месяца. ( д) 

2.  Второй день недели. Выпиши во второю клеточку шестую букву этого дня недели. ( и )          

3. День недели, который идёт до субботы. Впиши в третью клеточку четвёртую букву этого дня недели. ( н )    

  4. Сентябрь, октябрь, ноябрь. Это месяцы, какого времени года? Впиши в четвёртую клетку первую букву этого времени года. ( о )

5. Какое время года сменится весной? В пятую клеточку впиши первую букву этого времени года. ( з ) 6. Какое время года между зимой и летом? Впиши в шестую клеточку пятую букву этого времени года. ( а ) 
7. Назови последний летний месяц. В седьмую клеточку впиши вторую букву этого месяца. ( в ) 8. Какой месяц наступит после марта? В восьмую клеточку впиши третью букву этого месяца. ( р )

Уч.: Ребята, прочитайте, какое слово получилось? ( динозавр ).

Слушают вопросы. Вписывают в клетку нужную букву.

Контролируют работу друг друга.

Осуществляют самопроверку, устанавливают правильность выполнения задания.

самопроверка

III

Постановка учебной задачи

Словесный. Сообщение учителя.

слайд 3

Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся очень далеко. Но расстояние у нас будет не по количеству километров, а по количеству лет. Вспомните, на уроках мы говорили о времени. Может быть прошлое, настоящее и будущее время. Сегодня нам предстоит отправиться в прошлое и узнать, когда жили динозавры.

Перенестись туда нам поможет цветик - семицветик

Учитель: «Вели, чтобы мы оказались там, где жили динозавры».)

Слушают учителя

Дети закрывают глаза и произносят слова: «Лети, лети лепесток. Через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, будь по-нашему вели»

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

IV

Усвоение новых знаний и способов действий

Учебник с.79

Фронтальный.

Словесный.

Слово учителя

слайд 4 (просмотр отрывка мультфильма)

Индивидуальная работа со словарём

слайд 5,6

слайд 7

слайд 8

слайд 9

Слай 10

Работа по учебнику

слайд 11

- Как вы думаете, на сколько лет назад мы с вами переместились? (ответы детей)

- Динозавры обитали от 200 до 65 млн. лет назад .

- Детеныши динозавров вылуплялись из яиц, которые их мать откладывала в песок. На земле обитало огромное количество самых разнообразных видов динозавров. Но не все они жили в одно время.

- Как вы думаете, какими они были? (размер)

Давайте посмотрим отрывок из мультфильма Роберта Саакаянца «В мире динозавров».

- Ребята кто запомнил, как называется музей, где находятся скелеты динозавров? А как называется наука о динозаврах?

 - А кто же такой ПАЛЕОНТОЛОГ? На этот вопрос нам ответить……………

Динозавры были очень разные. Одни были огромные, а другие - мелкие. Одни были хищниками, а другие питались растениями.

Гигантские динозавры, такие, как брахиозавры, были растительноядными. Чтобы не умереть с голоду, им приходилось съедать за день почти тонну листьев. Брахиозавр имел 25 м в длину, 12 м в высоту и весил около 80 тонн, т.е. больше, чем 20 слонов. Почему у него была такая длинная шея?

Учен.: Благодаря длинной шее он мог дотягиваться до листьев на верхушках деревьев.

Самым свирепым хищником был Тираннозавр. Весил он свыше 8 тонн, а в длину достигал почти 15 м. Большинство хищных динозавров передвигались на задних лапках, умели быстро бегать, преследуя добычу, а передние лапы у них были короткими.

А самыми маленькими динозаврами были Компсогнаты. Длина их тела равнялась примерно 60 см, т.е. они были размером с курицу. Питались они насекомыми и умели очень быстро бегать.

- Посмотрите на рисунок в верхней части стр. 79 учебника.

 - Как вы думаете, какой динозавр был хищником, а какой питался растениями? ( динозавр слева – растительноядный, т.к. у него мелкие зубы. Динозавр справа- хищник, т.к. у него длинные острые зубы.)

 – Ребята, прочитайте, что же нам сообщает Мудрая Черепаха? - Во времена динозавров на Земле ещё не было людей. Ни один человек никогда не видел живого динозавра!

Просмотр мультфильма

У одного из учеников на парте энциклопедия «Динозавры».

Слушают, отвечают на вопросы

Открывают учебник, читают

Устные ответы

Физкультминутка

Коллективная.

Практический

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежали,

До лужайки добежали.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немного отдохнём…..

Дальше мы пешком пойдём

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня, активно участвуют в физкультминутке

V Закрепление знаний и способов действий.

Практическая работа

Работа по карточке.

слайд 12

слайд 13

слайд 14 (отрывок мультфильма)

- Рассмотрите фигурки динозавров, которые вы принесли на урок. Есть ли среди них похожие на тех динозавров, о которых мы говорили. Кто из вас знает название этих динозавров?

У вас на столах карточки, нарисуйте по точкам динозавров и раскрасьте.

Какие динозавры здесь изображены?

Уч.: Справа изображён уже известный нам тираннозавр. А вот слева- стегозавр. Это один из самых необычных динозавров. По всей длине у его росли большие плоские пластины, а на хвосте было четыре острых шипа. У него была маленькая голова, вмещавшая крошечный мозг размером с грецкий орех. Питался он растениями.

Учитель во время работы детей сообщает:

Около 65 миллионов лет назад все динозавры вымерли. Почему это произошло, учёным в точности не известно.

А как вы думаете, исчезли ли динозавры бесследно?

Давайте посмотрим ещё небольшой отрывок мультфильма, и ответим на этот вопрос……

 

Действительно у некоторых животных которые обитают сейчас есть далёкие предки ( например крокодил, его далёкий предок…………..)

 Сейчас динозавры для нас – далёкое прошлое. Но всё же мир динозавров нас очень привлекает.

Краткие сообщения детей

Выполняют рисунок по точкам, раскрашивают картинку.

Отвечают на вопросы. Слушают учителя.

Смотрят мультфильм. Отвечают на поставленный вопрос.

VI 

Рефлексия учебной деятельности  на уроке

Фронтальная.

Беседа.

Словесный.

слайд 15

- Закончите предложения

  • Урок помог мне….
  • Для меня было сложным……..
  • Мне понравилось……………...

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Само регуляция.

Творческое задание

По желанию

слайд 16

Вылепить из пластилина динозавра, подготовить о нём небольшое сообщение.



Заключение

Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять. Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД.

Современный урок должен строиться по совершенно иной схеме. Упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Приоритетна развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Акцент на умения применять знания, на знания как средство развития личности. Поэтому формулировки заданий на уроках звучат несколько иначе. На уроках окружающего мира, предлагается не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с «популярными естественно-научными текстами рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения».

Использованная литература

  1. учебник для 1 класса «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова;
  2. поурочный разработки к учебнику А.А, Плешаков – 1 класс
  3. рабочая тетрадь на печатной основе;
  4. детская энциклопедия «Динозавры»  Майкл Бентон – М.: ООО «Астрель», 2003
  5. Интернет страница – Википендия - http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру по теме "Когда жили динозавры?" для 1 класса

Тема урока : «Когда жили динозавры?» 1 класс  Цель урока: формировать представления о далёком прошлом Земли;  познакомить с удивительными животными прошлого – динозаврами; узнать, как учён...

урок в 1классе "Когда жили динозавры?"

Урок окружающего мира в 1классе по теме: "Когда жили динозавры?"...

"Когда жили динозавры" - урок-путешествие 1 класс

Урок-путешествие по окружающему миру 1 класс...

Презентация "Когда жили динозавры?"

Презентация  рассказывает  о  зарождении  жизни  на  земле,  появлении  динозавров,  их  видах,  местах  обитания,  предположениях...

"Когда жили динозавры."

Урок по окружающему миру 1 класс....

Презентация к уроку "Когда жили динозавры?"

Презентация к уроку "Когда жили динозавры?"...

Развитие информационной компетентности у младших школьников на уроках окружающего мира. Конспект урока "Когда жили динозавры?"

ФГОС формулирует ряд требований к изучению окружающего мира, одно из которых – ИКТ в достижении предметных результатов – для данного раздела является ключевым. Речь идет об освоении...