рабочая программа по окружающему миру (2100)3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr._mir.doc250.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  гимназия №148 Калининского района

  Санкт-Петербурга

«РАССМОТРЕНО»

                                                                                                                                                 

на заседании МО учителей  ___________

Протокол №______ от ___.______________20….г.

Руководитель МО ________ /_______________/

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_____________._____________

____.______________.20…..г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ гимназии №148

Подзюбанова Ю.В. ____________

_____._____________.20….г.

Рабочая программа учебного курса

по  окружающему миру

для  3 класса

(2 часа в неделю , 68  часов в год)

Учитель-составитель: Поверенова Ольга Анатольевна,

учитель начальных классов высшей категории

2013 - 2014 учебный год

  1. Пояснительная записка

  1. Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе  авторской программы (Авторы: А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин. Образовательная система  «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа. (М.: Баласс, 2011). Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту 2010, рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю) и обеспечена учебниками «Обитатели Земли», «Моё Отечество» для 3кл., авторы: А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов и др. М: Баласс, 2012

Курс «Окружающий мир (человек, природа, общество) реализует следующие цели:

  • Осмысление личного опыта и приручение детей к рациональному постижению мира;
  • Создание фундамента значительной части предметов основной школы: физике, химии, биологии, географии, обществознанию, истории;

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

  • Умение наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • Освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и в обществе;
  • Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к  окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
  1. Изменения, внесённые в текст программы:

Так как учащиеся 2 класса «Б» справились с заданиями итоговой диагностической работы по окружающему миру на базовом уровне от 77 % до 93 %, авторская рабочая программа не требует корректировки. (см. Приложение: Анализ итоговой диагностической работы»)

  1. Учебно-методический комплект для учащихся:

  • Вахрушев А. А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли»). Учебник в  2 частях.Часть 2. – 4-е изд., перераб.- М.: Баласс, Школьный дом, 2012.
  • Вахрушев А. А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Окружающий мир, 3 класс. Рабочая тетрадь («Обитатели Земли»). – Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс; Школьный дом, 2012
  • Вахрушев А. А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 3-й класс  («Обитатели Земли») . – М.: Баласс, Школьный дом,  2012
  • Вахрушев А. А., Бурский О.В., Родыгина О.А Учебно-методическое пособие «Мои первые опыты» к учебнику «Окружающий мир» для 3-4 классов. - М.: Баласс, Школьный дом, 2012
  • Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 3 класс. («Моё Отечество»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – 4-е изд., перераб. – М.: Баласс; Школьный дом, 2012.
  • Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»   («Моё Отечество»), 3 класс. – Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс; Школьный дом, 2012
  • Сизова Е.В., Харитонова Н.В. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 3-й класс. («Моё Отечество»), - М.: Баласс; Школьный дом, 2012.

  1.  Требования к результатам освоения учебного курса «Окружающий мир»

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  •  в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:        

  • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является сформированность следующих умений:

Линии развития учащихся средствами курса «Окружающий мир»

Уметь объяснять мир

Уметь определять своё отношение к миру

Часть «Обитатели Земли»

  • приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  • объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
  • проводить примеры живых организмов различных «профессий»;
  • перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
  • перечислять особенности животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Часть «Моё Отечество»

  • узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
  • объяснять, что такое общество, история, государство и демократия;
  • по году определять век, место события в прошлом;
  • отличать друг от друга времена Древней Руси Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России, показывать на карте столицу и границы.
  • уметь объяснить своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
  1. Календарно – тематическое планирование  уроков по курсу «Окружающий мир»

Часть 1. «ОБИТАТЕЛИ ЗЕМЛИ» (34 часа, 2 часа в неделю)

Условные обозначения типов урока:

  • ОНЗ – урок открытия новых знаний;
  • РУ – урок развития умений;
  • Э – урок-экскурсия;
  • ВУ – вводный урок;
  • ОУ обобщающий урок;
  • ИУ – итоговый урок;
  • УК – урок контроля;
  • ПР – урок – практическая работа

№ п\п

раздел

Тема урока

Тип урока

Деятельность учащихся

Дата проведения

Виды деятельности учащихся

Развитие УУД

план

факт

Необходимый уровень

Повышенный уровень

Вещество и энергия (4 часа)

Тела и вещества

ВВ,

ОНЗ

Приводить примеры веществ

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

- договариваться  людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Личностные результаты:

- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

3.09

Из чего состоит вещество

ОНЗ

Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы.

4.09

Что такое энергия

ОНЗ

Приводить примеры движения под действием энергии

10.09

Превращение энергии

ОНЗ

11.09

Оболочка планеты, охваченная(6 часов) жизнью

Где обитают живые организмы (Оболочки Земли)

ОНЗ

Характеризовать места обитания живых организмов

17.09

Большой круговорот веществ

ОНЗ

18.09

Живые участники круговорота веществ (Роль живых организмов в экосистеме)

ОНЗ

Характеризовать условия, необходимы для жизни растений.

Рассказывать о роли растений в природе и в жизни людей.

Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных.

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей ( на примере своей местности).

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.

24.09

Обмен веществ в организме

ОНЗ, РУ

Приводить примеры обмена веществ: поглощения и выделения живыми организмами.

25.09

Как живые организмы запасают энергию Солнца

ОНЗ, РУ

Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для живых организмов.

1.10

Контрольная работа № 1 по темам: Вещество и энергия», «Оболочки планеты»

УК

Применять полученные знания и умения на уроках и в жизни.

2.10

Экологическая система (9 часов)

Жизнь экосистемы

ОНЗ

Характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере луга, леса, водоёма)

Характеризовать (на основе опытов )состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы ( на примере Ленинградской области)

Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества ( на примере Ленинградской области).

Сравнивать  деревья, кустарники, травы.

Сравнивать  дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека ( на примере Ленинградской области)

Характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме.

Исследовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в экосистеме и роли живых организмов в образовании почвы.

Извлекать необходимую информацию (по заданию учителя)из учебника и дополнительных источников знаний  об экосистемах и природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

8.10

Почва – важнейшая часть экосистемы

ОНЗ

9.10

Экосистема озера

ОНЗ

15.10

Экосистема болота

ОНЗ

16.10

Экосистема луга

ОНЗ

22.10

Лесные производители

ОНЗ

23.10

Потребители и разрушители экосистем леса

ОНЗ

29.10

Экосистема поля

ОНЗ

30.10

Аквариум – маленькая искусственная экосистема

ОНЗ

2 чет

12.11.

Живые участники круговорота веществ (13 часов)

Растения – производители

ОНЗ

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия ( на примере растений Ленинградской области).

Сравнивать хвойные и цветковые растения.

Извлекать необходимую информацию (по заданию учителя)из учебника и дополнительных источников знаний  о растениях  и обсуждать полученные сведения.

Выращивать растения в группах (из семян, побегов, листа).

13.11

Животные маленькие и большие (одноклеточные и многоклеточные животные)

ОНЗ

Характеризовать условия, необходимые для жизни животных.

Характеризовать роль животных в природе и в жизни людей.

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей на примере животного мира Ленинградской области.

Сравнивать  диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере Ленинградской области).

Перечислять правила безопасного поведения при общении с дикими и домашними животными.

Сравнивать внешний вид и особенности строения насекомых, рыб, птиц, зверей.

Сравнивать способы питания, размножения, обмена информации животных.

Извлекать необходимую информацию (по заданию учителя) из учебника и дополнительных источников знаний  о животных своего региона и обсуждать полученные сведения.

Проводить наблюдения во время экскурсии «Природные сообщества родного края», «разнообразие растений и животных»

19.11

Маленькие рыцари (членистоногие и ракообразные)

ОНЗ

20.11

Первый шаг из моря на сушу (рыбы и земноводные)

ОНЗ

26.11

На суше – как дома (пресмыкающиеся)

ОНЗ

27.11

Пернатые изобретатели (птицы)

ОНЗ

3.12

Наши братья (млекопитающие)

ОНЗ

4.12

Осторожно: животные (дикие и домашние животные)

ОНЗ

10.12

Прирождённые разрушители (грибы)

ОНЗ

Рассказывать о роли грибов в природе и в жизни людей.

Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере Ленинградской области)

Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере Ленинградской области)

11.12

Экскурсия в краеведческий музей

Э

Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера.

Оценивать влияние современного человека на природу. Оценивать свою личную роль в охране природы.

Приводить доводы в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.

Участвовать в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы.

Подготавливать в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края).

17.12

Экскурсия в лес, на луг, озеро

Э

18.12

Как нам жить в дружбе с природой (охрана природы человеком)

РУ

24.12

Контрольная работа № 2 по темам: «Экологическая система», «Живые участники круговорота веществ»

ИУ

25.12

Повторение (2 часа)

Повторение пройденного. (по выбору учителя)

РУ

РУ

Календарно – тематическое планирование  уроков по курсу «Окружающий мир»

Часть 2. «МОЁ ОТЕЧЕСТВО» (34 часа, 2 часа в неделю)

№ п\п

Раздел

Тема урока

Тип урока

Деятельность учащихся

Дата проведения

Виды деятельности учащихся

Развитие УУД

план

факт

Необходимый уровень

Повышенный   уровень

Введение

(1 час)

Введение. Отправляемся в путешествие

ВУ

Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях, родственных связях.

Объяснять личное значение («для меня»)понятий «малая Родина», «Родина», «общество», «государство», «Отечество».

Находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта.

Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний.

Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию о судьбе представителей разных поколений.

Соотносить годы с конкретными веками.

Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка.

Выполнять в группе задания по осмыслению значимого явления настоящего своей малой Родины, нашей страны (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его).

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и настоящем своей семьи, родного края.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- оставлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- в  диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

- договариваться  людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Личностные результаты:

- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок

Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 часа)

Живая связь времён (Родословная человека)

ОНЗ

Как считать время (век и эра)

ОНЗ

С чего начинается Родина (Общество, в котором мы живём)

ОНЗ

Память о прошлом (История – это наука о прошлом человечества)

ОНЗ

Времена Древней Руси. IX – XIII века ( 6 часов)

Когда на Руси было государство (Создание Древнерусского государства)

ОНЗ

Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий.

Находить и показывать на карте границы России родной регион, Москву и Санкт-Петербург, города России, места известных исторических событий.

Отличать друг от друга эпохи истории нашей Родины – по их местоположению на ленте времени.

Оценивать некоторые легко определяемые события и поступки исторических деятелей как вызывающее  чувство гордости, восхищения или презрения , стыда.

Описывать (по результатам экскурсии, просмотра наглядных материалов о достопримечательностях родного города, городов России) свои эмоции.

Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры.

Отличать друг от друга эпохи истории нашей Родины – по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях.

Оценивать некоторые  события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только «хорошо» или «плохо», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиям и поступкам.

Когда на Руси было государство (Создание Древнерусского государства)

ОНЗ

«Золотые ворота» в Древнюю Русь (культурное богатство Древней Руси)

ОНЗ

За землю Русскую! (Защита Русской земли)

ОНЗ

«Слово о погибели Русской земли» (Разорение и гибель Древней Руси)

ОНЗ

От Древней Руси к единой России (Создание Московского государства)

ОНЗ

Времена Московского государства. XIV – XVI века.  (5 часов)

Земля и люди Московского государства

ОНЗ

Москва златоглавая (Московский Кремль – памятник времён московского государства)

ОНЗ

Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края .

Обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах  нашей страны, полученными из разных источников информации.

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разных взглядов на прошлое и настоящее нашей страны, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания.

Находить и извлекать необходимую информацию о прошлом нашей страны из дополнительных источников знаний.

Практическая работа

Изготавливать модели исторических событий, памятников и пр. из различных материалов и сопровождать их соответствующим кратким пояснительным текстом (устным или письменным).

Создавать иллюстрированный текст (лист, электронную презентацию) на тему «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны», «Кем из моих предков я горжусь», «Какие поступки моих предков становятся для меня образцом».

Описывать свои личные чувства и впечатления от увиденного на экскурсиях.

Принять посильное участие в охране культурных и природных богатств родного края.

Обмениваться с одноклассниками сведениями о традициях и порядках своей страны, полученными из разных источников информации.

Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом.

Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде текста (устного или письменного), рисунка.

Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке значимого события, явления прошлого (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его).

Обмениваться с одноклассниками сведениями.

Объяснять правила демократического устройства власти  в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан.

Объяснять символический смысл флага (цветов), герба (изображений), гимна (фраз).           Предлагать объяснение элементов герба Москвы, Санкт – Петербурга, их символического смысла и проверять свои предположения по источникам информации.

Практическая работа

Участвовать в коллективном исполнении гимна России.     Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своими оппонентами.         Активно знакомиться (  задавать вопросы, формулировать своё мнение) с материалами о народах России, представленных другими школьниками. Самостоятельно выбирать активную роль в подготовке и праздновании местных,  государственных праздников.

Описывать чувства и личные впечатления  от участия в подготовке и проведении праздников.

Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием  (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде текста или рисунка.

Обмениваться с одноклассниками сведениями о настоящем родного края, народов России, страны.

«Хуже грозного царя только междуцарствие» (Смутное время)

ОНЗ

Повторение.

РУ

Контрольная работа    № 1 по темам: «Времена Древней Руси», «Времена Московского государства»

УК

Времена Российской империи. XVIII - начало XX века. (5 часов)

Пётр Великий

ОНЗ

Власть и народ в Российской империи

ОНЗ

Как Россия у Европы училась (Достижения российской культуры во времена империи)

ОНЗ

«Гроза двенадцатого года» (Отечественная война 1812 года)

ОНЗ

Император – освободитель (Времена правления Александра II)

ОНЗ

Времена Советской России . 1917 – 1991 годы

 (5 часов)

Россия в огне (Распад империи)

ОНЗ

Россия в огне (Распад империи)

Проверочная работа по теме «Российская империя»

ОНЗ,    РУ

«К светлому будущему» (Образование советского государства)

ОНЗ

Объяснять значение понятий:

  • государство;
  • демократия

Узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди символов других стран.

Описывать по изображению элементы герба Москвы,            Санкт – Петербурга.

Практическая работа

Демонстрировать своё уважение при прослушивании гимна России и других стран.

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальной, религиозной принадлежности; взглядов на историю, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания.

Практическая работа

Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда.

Подготовить иллюстрированный текст об одном из народов России.

Создать свой рассказ о России, государственных праздниках, памятниках культуры ( по выбору)

Участвовать ( в активной роли) в праздновании местных,  государственных праздников.

Описывать свои эмоции от участия в подготовке и проведении праздников.

Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны из дополнительных источников знаний.

«Вставай, страна огромная!» (Вторая мировая война и Великая Отечественная война)

ОНЗ

«Через тернии к звёздам» (Достижения науки и техники в СССР)

ОНЗ

Современная Россия( 8 часов)

Я – гражданин России (преобразование СССР в СНГ)

ОНЗ

Власть народа (Что такое демократия?)

ОНЗ

Кто в государстве самый главный (Государственная власть в России)

ОНЗ

Народы России

ОНЗ

Наш общий дом (Государство Российская Федерация)

ОНЗ

Как нам жить(Что значит быть гражданином России)

ОНЗ,   РУ

Контрольная работа    № 2 по темам: «Времена Советской России», «Современная Россия»

УК

Применять полученные знания и умения на уроках в жизни.

    34.

Обобщающий урок

ИУ

  1. Содержание предмета

Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч)

Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С.

Вещество и энергия (4 ч) Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды.

Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.

Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 ч) Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.

Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.

Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.

Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.

Экологическая система (11 ч) Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?

Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.

Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенноесамоосушение болота.

Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.

Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его.  Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.

Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?

Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.

Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.

Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».

Живые участники круговорота веществ (13 ч) Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.

Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.

Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.

Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.

Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.

Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.

Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии –главные участники всех круговоротов.

Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.

Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».

Раздел 2: «Моё Отечество» (34 ч)

Авторы: Данилов Д.Д., Тырин С.В.

Твои родные и твоя Родина в потоке времени (5 ч) Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.

Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра - точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий.

Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия!

История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.

Времена Древней Руси. IX – XIII века (6 ч) Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.

Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.

«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.

Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.

Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.

Времена Московского государства. XIV – XVII века (5 ч) Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.

Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства -Москва.

Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.

Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (5 ч) Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица -Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.

Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.

Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.

Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.

Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.

Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (5 ч) Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.

Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.

Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.

Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.

Современная Россия (8 ч) Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.

Что такое демократия? Представления об избирательной системе.

Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы.

Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.

Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.

Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).

V. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе

Контроль в курсе «Окружающий мир» осуществляется по сборнику:

  • ВахрушевА.А. Бурский О.В., Родыгина О.А Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 3-й класс(«Обитатели Земли»).- М: Баласс; Школьный дом, 2010 г.

Данное пособие содержит тексты проверочных и контрольных работ для тематического и итогового контроля по важнейшим темам курса «Окружающий мир».

 Проверочные работы предназначены для проведения тематического контроля по изучаемой теме. Их цель – получить информацию об уровне развития умений, которая нужна для корректировки и подготовки к итоговому контролю. Работа выполняется в течение 10-15 минут.

Контрольные работы – одна из форм итогового контроля, проверяющего качество усвоения учебного материала после изучения нескольких тем курса. На выполнение контрольной работы отводится 1 урок (40-45 минут).

  • 5» (отлично) - отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения;
  • «4» (хорошо) - использование дополнительного материала, полнота раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала;
  • «3» (удовлетворительно) достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; отдельные нарушения логики изложения материала неполнота раскрытия вопроса;
  • «2» (плохо) - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК 2100

рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК 2100...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (ОС "Школа 2100")

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (ОС "Школа 2100")...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа 2100

календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс, " Школа 2100", надомное обучение...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа 2100" 1 класс

Программа с тематическим планированием...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (программа "Школа 2100")

рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс, программа 2100.

Рабочая программа по окружающему миру, 4 к ласс, программа 2100....