Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа 2100" 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Пономарева Светлана Викторовна

Программа с тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.docx52.74 КБ

Предварительный просмотр:

                                               I. Пояснительная записка

1.1.Цель программы: знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного отношения к миру.

1.2.Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- формирование толерантной личности – человека, способного самостоятельного определять  свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей;

- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

1.3. Рабочая программа разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373),

 на основе « Основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ лицея № 378 Кировского района, г. Санкт-Петербурга, утверждённой для классов, работающих по Образовательная система « Школа 2100».  

1.4.Рабочая программа составлена на основе авторской программы без изменений.

1.5.Рабочая программа рассчитана на 66 часов по 2 часа в неделю.

1.6. Система оценивания – безотметочная, в соответствии с «Основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ лицея  № 378

1.7. Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по окружающему миру:  А. А Вахрушев, А.С.Раутиан.  Окружающий мир, 1 класс: Методические рекомендации   для учителя к учебнику «Я и мир вокруг»/ Под ред. А.А.Вахрушева.- Москва: Баласс , 2012.  (Образовательная система «Школа 2100»)

  • Вахрушев А. А,., Бурский  О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир, 1 класс (« Я и мир вокруг»). Учебник   в 2 частях.- М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»);
  • Вахрушев А. А.Данилов Д.Д.М. Рабочая тетрадь к учебнику  «Окружающий мир» ( Я и мир вокруг) для 1 класса.- М : Баласс.2012 (Образовательная система «Школа 2100»);
  • Вахрушев А. А.. Бурский  О.В., Родыгина О.А. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир»  Я и мир вокруг») для 1 класса.- М: Баласс.2012.(Образовательная система «Школа 2100»).

1.8. Основы построения программы.

Важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира:

-знакомство с целостной картиной мира;

- формирование оценочного, эмоционального отношения к миру.

1.9. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

 1.10. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

-Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.

-Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

-Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

      Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять свое отношение к миру.

    Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование   следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

 

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений  (учебных успехов)

  Познавательные УУД:

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

-Выразительно читать и пересказывать текст.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога(побуждающий и подводящий диалог).

-Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах(в методических рекомендациях дан  такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

-называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

-объяснять, как люди помогают друг другу жить;

-называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

-называть основные особенности каждого времени года.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

-оценивать правильность поведения людей в природе;

-оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

     II. Содержание программы.

Как мы понимаем друг друга (9 ч) .Школьник, его обязанности. Школа. Рука и указательный палец – простейший способ общения. Рука. Указательный палец, его роль в показывании предметов. Речь – основной способ общения людей. Использование слова для называния предмета, признака, действия. Предметы, которые нельзя показать пальцем (далёкие, сказочные, предметы в будущем).

Польза обмена знаниями между людьми. Передача и накопление жизненного опыта – основа благосостояния людей. Источник жизненного опыта: собственный опыт, знания других людей, книги.

Понятия:  «справа», «слева», «посередине»,  «за», «перед», «спереди», «сзади», «вперёд», «назад», «влево», «вправо», «выше», «ниже», «верх», «низ», «раньше» и «позже».

Как мы узнаём, что перед нами (4 ч). Предметы и их признаки. Признаки общие с другими предметами и своеобразные. Различение предметов по признакам. Сравнение признаков данного предмета с другими. Свойства предметов, их части и действия с ними позволяют различать предметы. Сочетания предметов. Признаки сочетаний: предметы в качестве признаков; предметы с определенными признаками.

Как ты узнаёшь мир (5 ч) Органы чувств человека. Глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания. Память – хранилище опыта. Ум. Помощь родителей и учителей детям в узнавании мира. Книга хранит знания и опыт людей. Энциклопедия.

Твоя семья и твои друзья (7 ч) Твоя семья и её состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого её члена, «профессии» членов семьи. Твоя помощь семье. Какими качествами должна обладать семья.

Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. Как вести себя на кухне, в ванне. Правила использования электроприборов. Правила противопожарной безопасности. Осторожность при взаимоотношениях с чужими и незнакомыми людьми.

Друг и друзья. Общение как взаимодействие людей, обмен мыслями, знаниями, чувствами, воздействие друг на друга. Значение общения в жизни человека. Умение общаться. Роль вежливых слов в общении. Улыбка и её роль. Выражение приветствия и прощания, благодарности, просьбы, извинения, отказа, несогласия. Как нужно слушать собеседника. Чудеса общения (слушание, разговор, музыка, рисунки, танцы и т.д.). Виды общения у человека и животных, их сходство.

Что нас окружает (10 ч) Город и его особенности. Жилой район: дома, улицы, парки. Городской транспорт. Взаимопомощь людей разных профессий – основа жизни города. Путешествие по городу: жилые районы, заводы и фабрики, деловой и научный центр города, зона отдыха. Село, его особенности. Жизнь людей в сёлах и деревнях. Выращивание растений в огородах, садах и полях, разведение домашних животных. Правила безопасного поведения на улице. Светофор. Дорожные знаки.

Взаимосвязь людей разных профессий в процессе производства хлеба. Сказочный герой Колобок и его путешествие. Хозяйство человека. Роль природных богатств. Добыча из подземных кладовых. Изготовление вещей на заводах и фабриках. Сельскохозяйственные растения и животные, их помощь человеку. Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство. Сфера обслуживания. Транспорт.

Зависимость человека от природы. Живые природные богатства: животные и растения. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, запасы подземных кладовых. Силы природы – ветер, солнечный свет, течение рек. Роль природных богатств в хозяйстве человека. Бережное отношение к природным богатствам. Твёрдые, жидкие и газообразные тела, их отображение в русском языке. Три состояния воды: твёрдое (лед, снег), жидкое (вода), газообразное (пар).

Экскурсия «Безопасная дорога в школу».

Живые обитатели планеты (10 ч) Растения, грибы, животные, человек – живые организмы. Рост, дыхание, питание, размножение – свойства живых организмов. Смертность живых организмов. Бережное отношение к живым обитателям Земли.

Сходство растений и животных: дыхание, питание, рост, развитие, размножение. Растения кормят всех обитателей Земли и насыщают воздух кислородом. Растения – «кормильцы». Животные чаще подвижны, ищут добычу, поедают пищу. Их «профессия» – «едоки». Охрана живых организмов в природе – важнейшая забота человека. Многообразие растений (цветковые и нецветковые растения). Грибы. Многообразие животных. Связь живых организмов разных «профессий» друг с другом. Их приспособленность к своему месту жизни.

Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них. Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак. Комнатные растения – пришельцы из разных стран. Уход за растениями (регулярный полив, свет). Сельский дом и его обитатели – животные, их использование человеком. Забота о домашних животных. Культурные растения. Садовые, огородные и полевые растения – кормильцы человека. Фрукты и овощи. Съедобные части растений.

Человек, как и животное: дышит, питается и рождает детёнышей. Сходство человека с животными. Знакомство с назначением различных частей тела человека. Человек – разумное существо. Изготовление вещей. Поступки, свойственные разумному существу. Забота о природе.

Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов. Правила поведения в природе. Задания учащимся на сообразительность: что можно, а чего нельзя делать в природе. Бережное отношение к окружающему миру.

Времена года (21 ч) Осень. Признаки осени: похолодание, короткий день, листопад, лёд на лужах. Окраска листьев. Подготовка животных к зиме.

Зима. Признаки зимы. Погода зимой. Снег, снежинка, сосулька, морозные узоры. Животные и растения зимой. Помощь животным.

Весна. Признаки весны: ледоход, таяние снега, распускание листьев, прилёт птиц, начало цветения растений, гнездование птиц. Цветы – первоцветы. Птицы и их гнёзда.

Лето. Признаки лета: длинный день, короткая ночь, яркое солнце, гроза (гром, молния). Народные приметы. Всё живое приносит потомство, созревание плодов. Грибы. Путешествие воды. Правила поведения при грозе. Гнёзда и логова животных.

Экскурсия в парк «Осенняя природа»; «Зимняя природа»; «Весенняя природа».

                                            III. Учебно-тематический план.

Всего 66ч.

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Как мы понимаем друг друга.

9 час.

2

Как мы узнаем, что перед нами.

4 час.

3

Как ты узнаешь мир.

5 час.

4

Твоя семья и твои друзья.

7 час.

5

Что нас окружает.

10 час.

6

Живые обитатели планеты.

10 час.

7

Времена года.

21 час.

Из них – 4 часа на экскурсии.

Самостоятельных  работ – 8

Итоговых контрольных - 3

                                IV. Требования к уровню подготовки обучающихся.

4.1. Уметь объяснять мир:

• называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
• объяснять, как люди помогают друг другу жить;
• называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
• называть основные особенности каждого времени года

4.2. Уметь определять свое отношение к миру:

• оценивать правильность поведения людей в природе;
• оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения)

V.Учебно - методическое обеспечение программы.

5.1. Библиотечный фонд.

  1.Примерная программа начального общего образования по окружающему миру  ( под научной редакцией Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп.) – М.:Баласс, 2011г. Д;

 А. А Вахрушев, А.С.Раутиан.  Окружающий мир, 1 класс: Методические рекомендации   для учителя к учебнику     «Я и мир вокруг»/ Под ред. А.А.Вахрушева.- Москва: Баласс , 2012.  (Образовательная система «Школа 2100»);

Вахрушев А. А,., Бурский  О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир, 1 класс (« Я и мир вокруг»). Учебник   в 2 частях.- М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»);

Вахрушев А. А.Данилов Д.Д.М. Рабочая тетрадь к учебнику  «Окружающий мир» ( Я и мир вокруг) для 1 класса.- М : Баласс.2012 (Образовательная система «Школа 2100»);

Вахрушев А. А.. Бурский  О.В., Родыгина О.А. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир»  Я и мир вокруг») для 1 класса.- М: Баласс.2012 .(Образовательная система «Школа 2100»)

5.2. Печатные пособия.

1.Коллекция горных пород, минералов, полезных ископаемых  

2.Комплект наглядных пособий 1 класс « Окружающий мир» в 3 частях.

  Составитель А.А.Вахрушев.М.:»Баласс»,2008г. 

 3.Комплект пособий по ОБЖ. 

 5.3 .Технические средства обучения.

1.Классная доска с набором креплений для наглядных пособий.

2.Стенды с набором приспособлений для крепления картинок.  

3.Компьютер.  

4.Проектор.   Экран для проектора.  

6.Сканер.  

VI. Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Тип урока

Основные вопросы

Наглядные пособия, оборудование

Программное обеспечение

Интернет-ресурсы

Домашнее задание

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Раздел 1  Как мы понимаем друг друга (9 ч)

1

Как мы будем учиться

(урок-путешествие)

Урок-путешествие

Общее представление об изменении в жизни ребенка; о жизни в школе, о правах и обязанностях.

Учебник, тетрадь

2

 Ты - школьник.

Урок введения новых знаний

Одежда для иностранца.

Указка

Учебник, тетрадь

3

 Путешествуем, не выходя из класса.

Урок введения новых знаний

Общее представление об изменении в жизни ребенка; о жизни в школе, о правах и обязанностях

Альбомные листы, фломастеры.

Набор кубиков «Lego»

Учебник, тетрадь

http://zerkalenok.ru/cgi-bin/

zerk.cgi/7/9/2

4

 Ценный совет

Урок введения новых знаний

Представление

о понятиях совет, ценный совет, обмен знаниями между людьми, опыт, жизненный опыт

Учебник, тетрадь

5

Зачем нужен жизненный опыт

Урок- практикум

Учебник, тетрадь

6

7

 Где и куда

Урок введения новых знаний

(урок-сказка)

Общее представление об изменении в жизни ребенка; о жизни в школе, о правах и обязанностях.

Лист в клеточку, карандаш.

Учебник, тетрадь

http://zerkalenok.ru/cgi-bin/

zerk.cgi/7/9/2

8

Учимся определять направления вверх и низ

Урок введения новых знаний

(урок-путешествие)

культура речевого общения

Значение слов раньше, позже; ответы на вопрос когда?

Мяч.

Иллюстрация из учебника.

Фломастеры

Учебник, тетрадь

http://suhin.narod.ru//og1.htm

9

Раньше и позже

Урок введения новых знаний

(урок-путешествие)

культура речевого общения

Значение слов раньше, позже; ответы на вопрос когда?

Мяч.

Иллюстрация из учебника.

Фломастеры

Учебник, тетрадь

Раздел 2 Как мы узнаем, что перед нами (4 ч )

10

Предметы и их признаки

Урок введения новых знаний

(урок- игра)

Представление

о признаках предметов; понятие свойства предметов; описание предметов, их частей; упражнения в узнавании (определении) предметов по их признакам, частям, описанию

Объекты и предметы с различными признаками.

Плакат из комплекта наглядных пособий

Учебник, тетрадь

11

Как мы узнаем предметы

Урок введения новых знаний

(урок- игра)

Объекты и предметы с различными признаками.

Плакат из комплекта наглядных пособий

Учебник, тетрадь

http://zerkalenok.ru/cgi-bin/

zerk.cgi/7/9/2

12

Сочетания предметов

Урок введения новых знаний

(урок- игра)

Отражение в игровых сюжетах логических эпизодов, характеризующих различные сочетания предметов

Картины различных художников в виде репродукций или открыток.

Набор разрезных карточек.

Плакат из комплекта наглядных пособий

Учебник, тетрадь

13

Предмет в роли признака

Урок введения новых знаний

(урок- игра)

Картины различных художников в виде репродукций или открыток.

Набор разрезных карточек.

Плакат из комплекта наглядных пособий

Учебник, тетрадь

http://suhin.narod.ru//og1.htm

Раздел 3 Времена года (3 ч )

14

Осень -природа готовится к зиме

Урок введения новых знаний

Особенности времен года (на основе наблюдений). Явления природы (общее представление о 3–4 явлениях)

Иллюстрации с картинами осенней природы.

Плакат «Осень»

Учебник, тетрадь

15

Как мы узнаем, что наступила осень?

Урок введения новых знаний

Иллюстрации с картинами осенней природы.

Плакат «Осень»

Учебник, тетрадь

http://zerkalenok.ru/cgi-bin/

zerk.cgi/7/9/2

16

Осенняя экскурсия

Урок введения новых знаний

(урок- путешествие)

Знакомство с осенними явлениями. Групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии

Раздел 4 Как мы узнаем мир (5 ч)

17

Наши помощники- органы чувств

Урок введения новых знаний

(урок-сказка)

Как человек познает природу, общество, самого себя

Опорные схемы.

Различные предметы.

Плакат «Наши помощники- органы чувств»

Учебник, тетрадь

18

Пять наших помощников

Урок рефлексии

Учебник, тетрадь

http://suhin.narod.ru//og1.htm

19

Наши помощники- память и ум

Урок введения новых знаний

(урок-путешествие)

Как человек познает природу, общество, самого себя

Узор из геометрических фигур.

Рисунок человека.

Сосуды с водой, ложка. Разрезные карточки.

Учебник, тетрадь

20

Родители, учителя и книги

Урок введения новых знаний

Школа, учебный труд

Фотостенд «Наши праздники». Выставка книг, энциклопедий, поделок ребят.

Плакат «Родители, учителя и книги»

Учебник, тетрадь

21

Повторение

Самостоятельная работа №1

Урок рефлексии

Раздел 5 Твоя семья и друзья (7 ч )

22

Ты и твоя семья

Урок введения новых знаний

Младший школьник и семья

Правила организации домашней работы. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение при пожаре

Рисунки детей о «семейных» взаимоотношениях. Фотостенд «Наша семья». Иллюстрации семей у животных. Игрушки. Модель часов.

Учебник, тетрадь

http://suhin.narod.ru//og1.htm

23

Взаимопомощь в семье

Урок введения новых знаний

Учебник, тетрадь

24

Учимся быть самостоятельными. «Один дома. Кто там?»

Урок введения новых знаний

Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Младший школьник и семья

Задания для групповой работы. Карточки со словами. Альбомные листы, карандаши, фломастеры.

Учебник, тетрадь

http://zerkalenok.ru/cgi-bin/

zerk.cgi/7/9/2

25

Кто там? (учимся самостоятельно принимать гостей)

Урок введения новых знаний

Учебник, тетрадь

26

Ты и твои друзья

Урок введения новых знаний

Правила организации домашней работы. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение при пожаре

Магнитофон и кассета с песней М. Пляцковского «Улыбка».

Зеркала.

Плакат «Ты и твои друзья»

Учебник, тетрадь

27

Как нужно общаться

Урок введения новых знаний

Учебник, тетрадь

28

Повторение.

Самостоятельная работа № 2

Урок рефлексии

Раздел 6 Времена года (7 ч)

29

Зима- покой природы

Урок введения новых знаний

Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий)

Особенности времен года (на основе наблюдений). Явления природы (общее представление о 3–4 явлениях)

Календарь погоды. Иллюстрации месяцев зимы и карточки с названиями месяцев. Иллюстрации с домашними и дикими животными. Гербарий.  Карточки для игры в «Крестики-нолики»

Учебник, тетрадь

http://zerkalenok.ru/cgi-bin/

zerk.cgi/7/9/2

30

Как мы узнаем, что наступила зима

Урок введения новых знаний

(урок-игра)

Учебник, тетрадь

31

Зимняя экскурсия

Урок введения новых знаний

(урок- путешествие)

Наблюдение за изменениями в природе зимой. Формирование  представлений о свойствах снега, льда, погодных явлениях.

32

Повторение.

Самостоятельная работа № 3

Урок рефлексии

33

Итоговая работа № 1

Урок контроля

34

Учимся решать жизненные задачи

Урок комплексного применения  знаний

Учебник, тетрадь

http://suhin.narod.ru//og1.htm

35

Учимся решать жизненные задачи

Урок комплексного применения  знаний

Учебник, тетрадь

Раздел 7 Что нас окружает (10 ч)

36

Город, в котором мы живем

Урок введения новых знаний

Безопасное поведение на дорогах

Схема микрорайона. Таблички со словами. Рисунки машин. Иллюстрации людей разных профессий. Плакат «Город, в котором мы живем»

Учебник, тетрадь

http://zerkalenok.ru/cgi-bin/

zerk.cgi/7/9/2

37

Путешествие по городу

Урок введения новых знаний (урок- путешествие)

Безопасное поведение на дорогах

Учебник, тетрадь

38

Учимся быть пешеходами

Урок введения новых знаний

Безопасное поведение на дорогах

Дорога от дома до школы

Схема микрорайона. Рисунки машин. Карточки с дорожными знаками. Макет светофора.

Учебник, тетрадь

39

Экскурсия № 3

«Безопасная дорога в школу»

Урок введения новых знаний

Безопасное поведение на дорогах

Дорога от дома до школы

Учебник, тетрадь

40

Хозяйство человека

Урок введения новых знаний

Представление

о хозяйстве человека, понимание роли животных и растений в жизни человека.

Объяснение значения сельского труда для городского населения; соотнесение продуктов животного и растит происхождения, промышленного и дом-го изготовления

Булочка, гвозди, одежда. Иллюстрации с изображением людей разных профессий. Схема «Хозяйство человека». Плакат «Хозяйство человека»

Учебник, тетрадь

http://suhin.narod.ru//og1.htm

41

Хозяйство человека

Урок введения новых знаний

Учебник, тетрадь

42

Повторение.

Самостоятельная работа № 4

Урок рефлексии

43

Богатства природы

Урок введения новых знаний

Живые и неживые природные богатства, их

роль в хозяйстве человека

Иллюстрации с изображением полезных ископаемых, с их добычей. Коллекция полезных ископаемых. Таблица «Береги природу». Схема , плакат «Богатства природы».

Учебник, тетрадь

http://zerkalenok.ru/cgi-bin/

zerk.cgi/7/9/2

44

Твердые тела, жидкости и газы

Урок введения новых знаний

Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ (на примере воды, воздуха). Разные состояния воды

Различные предметы(пенал, линейка, кусочек льда). Жидкости. Духи. Шприц. Лабораторный штатив, спиртовка, пробирки

Учебник, тетрадь

45

Повторение.

Самостоятельная работа № 5

Урок рефлексии

Раздел 8 Времена года (4 ч )

46

Весна- природа пробуждается

Урок введения новых знаний

Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий)

Календарь погоды. Иллюстрация с изображением природы весной, весенних работ и птиц. Карточки с названием весенних месяцев.

Плакат «Весна»

Учебник, тетрадь

47

Как мы узнаем, что наступает весна?

Урок введения новых знаний

Учебник, тетрадь

http://suhin.narod.ru//og1.htm

48

Весенняя экскурсия

Урок введения новых знаний

Знакомство с изменениями природы весной

49

Итоговая работа № 2

Урок контроля

Особенности времен года (на основе наблюдений). Явления природы (общее представление о 3–4 явлениях)

Раздел 9 Живые обитатели планеты (10 ч )

50

Живое и неживое

Урок введения новых знаний

Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий)

Иллюстрации с изображением различных живых организмов и неживых предметов. Таблица «Как вырастить растение». Плакат «Живое и неживое»

Учебник, тетрадь

51

Растения и животные

Урок введения новых знаний

Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примера

Гербарий растений. Коллекция семян и плодов. Таблица «Строение растения». Плоды: яблоки и сливы. Таблица «Грибы». Плакат «Растения и животные»

Учебник, тетрадь

http://zerkalenok.ru/cgi-bin/

zerk.cgi/7/9/2

52

Грибы

Урок введения новых знаний

Учебник, тетрадь

53

Равновесие в природе

Урок введения новых знаний

Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий)

Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примера

Иллюстрации животных и растений различных природных зон, сообществ. Схемы пищевых цепей. Плакат «Равновесие в природе»

Учебник, тетрадь

http://suhin.narod.ru//og1.htm

54

Домашние любимцы и комнатные растения

Урок введения новых знаний

Забота о домашних животных

Энциклопедии о домашних животных и растениях.

Плакат «Домашние любимцы и комнатные растения»

Учебник, тетрадь

55

Наши помощники- домашние животные и культурные растения

Урок введения новых знаний

Сельский дом и его обитатели – животные, их использование человеком

Иллюстрации животных. Картина «Скотный двор». Энциклопедии о животных. Раздаточный материал.

Учебник, тетрадь

http://zerkalenok.ru/cgi-bin/

zerk.cgi/7/9/2

56

Повторение.

Самостоятельная работа № 6

Урок рефлексии

57

Человек- разумное существо

Урок введения новых знаний

Знакомство с назначением различных частей тела человека. Человек – разумное существо. Изготовление вещей. Поступки, свойственные разумному существу

Картины с изображением животных и растений. Книги Киплинга «Маугли», Чуковского «Доктор Айболит». Плакат «Человек- разумное существо»

Учебник, тетрадь

58

Природа и мы

Урок введения новых знаний

Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая ее законов Правила поведения в природе. Задания учащимся на сообразительность: что можно, а чего нельзя делать в природе. Бережное отношение к окружающему миру

Таблицы «Правила поведения в природе», «Редкие растения». Плакат «Природа и мы»

Учебник, тетрадь

59

Повторение.

Самостоятельная работа № 7

Урок рефлексии

Раздел 10 Времена года (7 ч )

60

Лето: природа цветет и плодоносит

Урок введения новых знаний

Особенности времен года (на основе наблюдений).

Явления природы (общее представление о 3–4 явлениях)

Иллюстрации с картинами летней природы, цветов, грибов… Плакат «Лето»

Учебник, тетрадь

http://zerkalenok.ru/cgi-bin/

zerk.cgi/7/9/2

61

Лето: природа цветет и плодоносит

Урок введения новых знаний

Учебник, тетрадь

62

Отчего и почему

Урок введения новых знаний

Основные черты сходства и различий растений и животных

Основные признаки каждого времени года

Правила поведения в природе

Дневники «Маленькие исследователи»

Учебник, тетрадь

63

Повторение.

Самостоятельная работа № 8

Урок рефлексии

64

Итоговая работа № 3

Урок контроля

65

Учимся решать жизненные задачи

Урок комплексного применения знаний

Учебник, тетрадь

http://suhin.narod.ru//og1.htm

66

Учимся решать жизненные задачи

Урок комплексного применения знаний

Учебник, тетрадь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России " на 2012-2013 учебный год

Представлена примерная рабочая программа по окружающему миру на 2012 - 2013 уч. год, в которой предложены планируемые результаты обучения и возможные виды деятельности к каждому разделу....

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную запис...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".

Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной  программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".

Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной  программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека...

рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе ПНШ

Рабочая программа по окружающему миру  для 3 класса по программе перспективной начальной школы создана  на основе программы перспективной начальной школы . Программа соответствует треб...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....