Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме

Структура рабочей  программы  по окружающему миру для 1 класса соотвествует структуре учебника  "Окружающий мир" (автор А. А. Плешаков)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, рабочей программы по окружающему миру автор Плешаков А. А. (сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, изд. «Просвещение» 2011г.), учебного плана МБОУ «Старочукальская ООШ Шемуршинского  района Чувашской Республики» на 2013/2014 учебный год, приказа  по МБОУ  «Старочукальская ООШ Шемуршинского района Чувашской Республики»  № 89 от 1.03.2013 года «Об утверждении перечня учебников на 2013/2014 учебный год».

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Национально – региональный компонент предмета «Окружающий мир»

Общие положения

Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом. Он ориентирован на изучение основ естественнонаучных и гуманитарных знаний о природе и обществе.

Изучение среды обеспечивает формирование у учащихся представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Учащиеся получают представление об окружающей среде, целях и смысле той или иной человеческой деятельности.

Одна из основных линий курса – знакомство с жизнью своего города или села. Учащиеся получают элементарные представления о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании. При этом раскрываются взаимосвязи между природой и хозяйственной деятельностью, между различными отраслями экономики, вырабатывается уважение к честному, добросовестному труду.

Содержательные линии: природа, жизнь города и села, родного края, бережное отношение к окружающей среде.

Цели изучения

В ходе изучения природы родного края решаются следующие цели и задачи:

  • знакомить детей с окружающей природой;
  • дать сведения об имеющихся, а также об исчезающих и редких растениях и животных;
  • научить бережно относиться к богатствам природы родного края.

Основные содержательные линии национально – регионального компонента

При изучении предмета «Окружающий мир» учащиеся получают представление об окружающей природе, растениях, животных, элементарные представления об экономике своего села, города, учатся правильно относиться к окружающей природе.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу 1-2 года обучения учащиеся должны иметь:

  • представление об основных животных и растениях своей местности;
  • основные сведения о своём городе, селе, улице;
  • знания об именах, отчествах родителей.

Учащиеся должны уметь:

  • вести наблюдения в природе под руководством учителя;
  • соблюдать правила поведения на природе;
  • различать особо охраняемые растения и животные.

Содержание национально – регионального компонента, заявленное в поурочно – тематическом планировании, может быть реализовано в течение всего урока или на одном из его этапов. При реализации НРК используются пособия, рекомендованные МОиН  и другие  издания, включающие краеведческий материал.

Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Место предмета в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. В 1 классе программа рассчитана  на 66ч (33 учебные недели).

 

Учебно - тематическое планирование и содержание тем

Разделы и темы уроков

Содержание тем

Количество часов

По плану

Фактически

Введение (1 час)

Задавайте вопросы!

Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой.

1

1

Раздел. Что и кто? (20 ч)

Что такое Родина?

Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине.

1

1

Что мы знаем о народах России?

Многонациональный характер населения России. Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Праздники чувашского народа.  Основные традиционные религии. Единство народов России.

1

1

Что мы знаем о Москве?

Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников.

1

1

Проект «Моя малая Родина»

Подготовка к выполнению проекта «Моя малая родина – Старые Чукалы»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

1

1

Что у нас над головой?

Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы.

1

1

Что у нас под ногами?

Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней

1

1

Что общего у разных растений?

Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях.

1

1

Что растёт на подоконнике?

Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений  природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе.

1

1

Что растёт на клумбе?

Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника.

1

1

Что это за листья?

Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям.

1

1

Что такое хвоинки?

Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев. Хвойные деревья нашей местности.

1

1

Кто такие насекомые?

Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых.

1

1

Кто такие рыбы?

Рыбы — водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы.

1

1

Кто такие птицы?

Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы. Птицы нашей местности.

1

1

Кто такие звери?

Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни. Звери  нашей местности.

1

1

Что окружает нас дома?

Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению.

1

1

Что умеет компьютер?

Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним.

1

1

Что вокруг нас может быть опасным?

Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движжения.

1

1

На что похожа наша планета?

Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли.

1

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?».  Презентация проекта «Моя малая Родина».

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

1

1

Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)

Как живёт семья? Проект «Моя семья»

Знакомство с целями и задачами раздела. Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Как зовут моих родителей?

1

1

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды.  Очистка загрязнённой воды.

1

1

Откуда в наш дом приходит электричество?

Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы.

1

1

Как путешествует письмо?

Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации

1

1

Куда текут реки?

Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде.

1

1

Откуда берутся снег и лёд?

Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда.

1

1

Как живут растения?

Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями.

1

1

Как живут животные?

Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка.

1

1

Как зимой помочь птицам?

Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма.  Правила подкормки птиц. Особо охраняемые птицы нашего края.

1

1

Откуда берётся и куда девается мусор?

Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора.

1

1

Откуда в снежках грязь?

Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде.

1

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья».

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

1

1

Раздел «Где и когда?» (11 ч)

Когда учиться интересно?

Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем.

1

1

Проект «Мой класс и моя школа».

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

1

1

Когда придёт суббота?

Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели.

1

1

Когда наступит лето?

Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года.

1

1

Где живут белые медведи?

Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.

1

1

Где живут слоны?

Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов.

1

1

Где зимуют птицы?

Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму. Перелётные птицы нашего края.

1

1

Когда появилась одежда?

История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная).

1

1

Когда изобрели велосипед?

История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде.

1

1

Когда мы станем взрослыми?

Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира.

1

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

1

1

Раздел «Почему и зачем?» (22 ч)

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва.

1

1

Почему Луна бывает разной?

Луна — спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны.

1

1

Почему идёт дождь и дует ветер?

Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных.

1

1

Почему звенит звонок?

Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши.

1

1

Почему радуга разноцветная?

Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги.

1

1

Почему мы любим кошек и собак?

Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой.

1

1

Проект «Мои домашние питомцы».

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

1

1

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека.

1

1

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Правила поведения на лугу. Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу.

1

1

Зачем мы спим ночью?

Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену.

1

1

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.

1

1

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук.

1

1

Зачем нам телефон и телевизор?

Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) — средства массовой информации. Интернет.

1

1

Зачем нужны автомобили?

Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль будущего.

1

1

Зачем нужны поезда?

Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта.

1

1

Зачем строят корабли?

Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля.

1

1

Зачем строят самолёты?

Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта.

1

1

Почему в автомобиле,  поезде нужно соблюдать правила безопасности?

Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае).

1

1

Почему в самолёте,  на корабле нужно соблюдать правила безопасности?

Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте.

1

1

Зачем люди осваивают космос?

Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции.

1

1

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли.

1

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы»

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

1

1

Всего

66

66

Нормы оценок знаний,  умений и навыков учащихся I классов по ознакомлению с окружающим миром

В I классе в течение года осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах.

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля — проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным исследованием.

Фронтальный опрос  проводится  как беседа – полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ – описание и рассказ – рассуждение.

Рассказ – описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитывается полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ – рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать  приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и  т.п.  Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи – рассуждения.

  При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и другие.

  Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками – заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания  целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

     Текущий контроль — наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится  на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная  цель—анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям.

   Тематический контроль заключается  в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.          

Специфика этого вида контроля:

1)  ученику  предоставляется  дополнительное  время  для подготовки и обеспечивается возможность пересдать  материал, исправить полученную ранее отметку;

2) при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие,  более низкие, что делает контроль более объективным;

3) возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес  к учению.

   Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся 4 раза в год.

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

-неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

-нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

-неправильное  раскрытие  (в  рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

-ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

-незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные  примеры,  подтверждающие  высказанное суждение;

-отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

-неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических)

 Недочеты:

-преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

-неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

-отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;                                                    

-неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

-неточности при нахождении объекта на карте.

Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.

Словесная оценка есть характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются её содержательность, анализ работы школьника, чёткая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причём эти причины не должны касаться личностных характеристик учащихся. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные её стороны, а также пути устранения недочётов и ошибок.

Перечень практических, проверочных работ

Период

обучения

Из них:

Практических работ

Проверочных

работ

Экскурсий

1 четверть

4

-

1

2 четверть

6

1

-

3 четверть

-

1

-

4 четверть

1

1

-

Итого за год:

10

3

1

Результаты изучения курса

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение  личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по окружающему миру

К концу 1 класса учащиеся должны знать:

  • свой домашний адрес и адрес школы;
  • правила безопасности при переходе улицы;
  • правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правила поведения во время экскурсий по городу и за городом;
  • основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.

Учащиеся должны уметь:

  • различать объекты неживой и живой природы;
  • различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;
  • рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села,  называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;
  • сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости).

Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Окружающий мир»

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты по «Окружающему миру» для 1  класса  (программы, учебники, рабочие тетради):

  • Рабочая программа по «Окружающему миру» автор Плешаков А. А. (сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, изд. «Просвещение» 2011г.
  •   Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть 1. Часть 2. Москва «Просвещение» 2011.
  •  Государственные образовательные стандарты. Национально – региональный компонент. Чебоксары. 2007.
  •  Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 1 класс в 2-х частях, М. Просвещение. 2012
  •  Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь: 1 класс , М. Просвещение. 2013
  •   Плешаков А.А.От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы.  От земли до неба., М. Просвещение. 2011
  • Максимова  Т.Н. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир: 1 класс, ООО «ВАКО» 2012

К

Научно-популярные, художественные книги для чтения

Детская справочная литература (справочники, атласы-определители) об окружающем мире

К

П

Печатные пособия

Таблицы, плакаты, портреты выдающихся людей России.

Географические карты.

Иллюстративные материалы.

Таблицы. Окружающий мир. 1 класс.

Д

Д

Ф

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.

Электронное пособие «Пирӗн тавралăх» 1 класс.

Ф

Технические средства обучения

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Д

Д

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе и в цифровой форме

Д

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

Термометры для измерения температуры воздуха, воды. Медицинский термометр.

Лупа, компас.  Часы.  

Лабораторное оборудование для проведения опытов  и демонстрации в соответствии с содержанием обучения.

К

Д

К

Рельефные модели (равнина, холм, овраг, гора)

Муляжи овощей, фруктов, грибов

Д

Д

Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемых,плодов и семян растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений

Живые объекты (комнатные растения)

Ф       Ф

Д

Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:

Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);

К -полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);

Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т. е. не менее 1 экз. на двух учащихся);

П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (4-5 экз.).



Предварительный просмотр:

Поурочно-тематическое  планирование по окружающему миру. 1 класс.

2 часа  в  неделю – 66 часов  в  год.

Тема  урока

Тип  урока

Планируемые  результаты  (предметные)

Планируемые  результаты  (личностные  и  метапредметные).        Характеристика  деятельности.

Вид контроля

Содержание  урока (ученик  должен  знать)

Познавательные  УУД

Личностные  УУД

Регулятивные  УУД

Коммуникативные  УУД

1.

Задавайте  вопросы.

Урок-экскурсия

Природа  как  составная  часть  окружающего  мира.

Задавать  вопросы.  Различать  способы  и  средства  познания окружающего  мира.

Пользоваться  условными  обозначениями  учебника.

Оценивать  результаты  своей  работы  на  уроке.

Вступать  в   учебный диалог

Текущий

2.

Что  такое  Родина?

Комбинированный

Символика России, Чувашии, деревни

Работать  с  картинной  картой  России,  актуализировать  имеющиеся  знания  о  природе  и городах  страны, занятия жителей.  Сравнивать,  различать  и  описывать  герб  и  флаг  России, Чувашской Республики, деревни

Понимать  учебную  задачу  урока  и  стремиться  ее выполнять.

Оценивать  свои  достижения  на  уроке.

Отвечать  на  итоговые  вопросы    и  вопросы  по  содержанию.

Фронтальный опрос

3.

Что  мы  знаем  о  народах  России?

Комбинированный

Народ  и  народности

Обсуждать,  чем  различаются  народы  России, Чувашской Республики и  что  связывает  их  в  единую  семью.

Понимать  учебную  задачу  урока  и  стремиться  ее выполнять.

Оценивать  свои  достижения  на  уроке.

Работать  со  взрослыми:  находить  информацию  о  народах  своего  края.  Работать  в  парах.

Беседа по вопросам

4.

Что  мы  знаем  о  Москве?

Комбинированный

Столица,  глава  государства,  правительство

Рассматривать  иллюстрации  учебника,  извлекать  из  них  нужную  информацию  о  Москве.  Узнавать  достопримечательности  столицы, столицы Чувашии

Понимать  учебную  задачу  урока  и  стремиться  ее выполнять.

Оценивать  свои  достижения  на  уроке.

Работать в  паре:  рассказывать  по  фотографиям  о  жизни  москвичей – своих  сверстников.

Беседа по вопросам

5.

Проект  «Моя  малая  Родина»

Комбинированный

Россия  -  наша  Родина.  Родная деревня, родной дом.

Фотографировать  наиболее  значимые  достопримечательности  своей  малой  родины.  Находить  в  семейном  фотоархиве  соответствующий материал.

Составлять  устный  рассказ.

Оценивать  результаты  собственного  труда  и  труда  товарищей.

Интервьюировать  членов  своей  семьи  об  истории  и  достопримечательностях  малой  родины.  Выступать  с  подготовленным  сообщением.

6.

Что  у  нас  над  головой?

Комбинированный

Неживая  и  живая  природа

Наблюдать  и  сравнивать  дневное  и ночное  небо.  Моделировать форму  Солнца.

Понимать  учебную  задачу  урока  и  стремиться  ее выполнять.

Оценивать  результаты  собственного  труда  и  труда  товарищей

Работа  в  парах:  моделировать  форму  созвездий.  Работать  со  взрослыми:  находить  созвездия  на  ночном  небе.

7.

Что  у  нас  под  ногами?

Комбинированный

Неживая  и  живая  природа.

Группировать  объекты  неживой природы.  Различать  гранит,  кремень,  известняк. Полезные ископаемые нашей деревни.

Понимать  учебную  задачу  урока  и  стремиться  ее выполнять.

Оценивать  результаты  собственного  труда  и  труда  товарищей

Работа  в  паре:  использовать  представленную  информацию  для  получения  новых  знаний,  осуществлять  самопроверку.

8.

Что  общего  у  разных  растений?

Комбинированный

Рассматривать  иллюстрации  учебника,  извлекать  из  них  нужную  информацию.

Понимать  учебную  задачу  урока  и  стремиться  ее выполнять.

Оценивать  результаты  собственного  труда  и  труда  товарищей

Работа  в  группе:  находить  у  растений  их  части,  показывать  и  называть.

Текущий

9.

Что  растет  на  подоконнике?

Комбинированный

Растения, их  разнообразие.  Части  растения  (корень,  стебель,  лист,  стебель,  цветок,  плод,  семена)

Наблюдать  комнатные  растения  в  школе  и  узнавать  их  по  рисункам.   Приводить  примеры  комнатных  растений.

Понимать  учебную  задачу  урока  и  стремиться  ее выполнять.

Оценивать  результаты  собственного  труда  и  труда  товарищей

Практическая  работа:  определять  комнатные  растения  с  помощью  атласа – определителя.

Беседа по вопросам

10

Что  растет  на  клумбе?

Комбинированный

Растения, их  разнообразие.  Части  растения  

Наблюдать  растения  клумбы  и  дачного  участка  и  узнавать  их  по  рисункам

Понимать  учебную  задачу  урока  и  стремиться  ее выполнять.

Оценивать  результаты  собственного  труда  и  труда  товарищей

Работа  в  паре: узнавать по  фотографиям  растения  цветника.

Текущий

11

Что  это  за  листья?

Комбинированный

Деревья, кустарники,  травы,  их  наблюдение  в  ближайщем  окружении.

Наблюдать  осенние  изменения  окраски  листьев  на  деревьях.  Узнавать  листья в  осеннем  букете,  в  гербарии

Формирование  положительного  отношения  к  учению.

Оценивать  результаты  собственного  труда  и  труда  товарищей

Работа  в  группе:  определить  деревья  по  листьям.

Текущий

12

Что  такое  хвоинки?

Комбинированный

Нахождение  отличительных  признаков.

Различать  лиственные  и  хвойные  деревья.  Сравнивать  ель  и  сосну.

Формирование  положительного  отношения  к  учению.

Оценивать  результаты  собственного  труда  и  труда  товарищей

Работа  в  группе:  определить  деревья  с  помощью атласа – определителя.

Текущий

13

Кто  такие  насекомые?

Комбинированный

Животные,  их  разнообразие.  Насекомые,  рыбы,  птицы,  звери:  различие  групп  животных  по  существенным  признакам,  легко  выделяемым  во  внешнем  строении.

Рассматривать  иллюстрации  учебника,  извлекать  из  них  информацию  о  строении  насекомых,  сравнивать  части  тела  различных  насекомых.

Формирование  положительного  отношения  к  учению.

Оценивать  результаты  собственного  труда  и  труда  товарищей

Работа  в  паре:  узнавать  насекомых  на рисунке.  Сочинять  и  рассказывать  сказочные  истории.

тест

14

Кто  такие  рыбы?

Комбинированный

Моделировать  строение чешуи  рыбы  с  помощью  монет  или  кружочков  из  фольги.

Формирование  положительного  отношения  к  учению.

Оценивать  результаты  собственного  труда  и  труда  товарищей

Работа  в  паре:  узнавать  рыб  на  рисунке,  осуществлять  самопроверку.

Текущий

15

Кто  такие  птицы?

Комбинированный

Рассматривать  иллюстрации  учебника,  извлекать  из  них  нужную  информацию.  Исследовать  строение  пера  птицы.

Формирование  положительного  отношения  к  учению.

Оценивать  результаты  собственного  труда  и  труда  товарищей

Работа  в  паре:  узнавать  птиц  на  рисунке,  определять  птиц  с  помощью  атласа – определителя.  Описывать  птицу  по  плану.

Текущий

16

Кто  такие  звери?

Комбинированный

Рассматривать  иллюстрации  учебника,  извлекать  из  них  нужную  информацию.  Исследовать  строение  шерсти  зверей.

Формирование  положительного  отношения  к  учению.

Оценивать  результаты  собственного  труда  и  труда  товарищей

Работа  в  паре:  узнавать  зверей  на  рисунке,  определять  зверей с  помощью  атласа – определителя.  Описывать  зверя  по  плану.

тест

17

Что  окружает  нас  дома?

Комбинированный

Правила  противопожарной  безопасности,  обращение  с  газом,  электричеством,  водой.

Характеризовать  назначение  бытовых  предметов.  Находить  на рисунке  предметы определенных  групп.

Формирование  положительного  отношения  к  учению.

Оценивать  результаты  собственного  труда  и  труда  товарищей

Работа  в паре:  группировать  предметы  домашнего  обихода,  проводить  взаимопроверку.

Текущий

18

Что  умеет  компьютер?

Комбинированный

Правила  безопасной  работы  на  компьютере,  основные  требования  при  работе  с  компьютером,  свойства,  и  функции.

Определять  составные  части  компьютера.  Характеризовать  назначение  частей компьютера. Сравнивать  стационарный  компьютер  и  ноутбук.

Формирование  положительного  отношения  к  учению.

Оценивать  результаты  собственного  труда  и  труда  товарищей

Работа в  паре:  рассказать  о  возможностях  компьютера,  обсудить  значение  компьютера в  нашей  жизни.

Фронтальный опрос

19

Что  вокруг  нас  может  быть  опасным?

Комбинированный

Правила  противопожарной  безопасности,  правила  обращения  с  газом,  электричеством,  водой.

Выявлять  потенциально  опасные  предметы  домашнего  обихода.  Характеризовать  опасность  бытовых  предметов.

Формирование  положительного  отношения  к  учению.

Оценивать  результаты  собственного  труда  и  труда  товарищей

Оценивать  свое  обращение с  предметами  домашнего  обихода  и  поведения  на  дороге.

Текущий

20

На  что  похожа  наша  планета?

Комбинированный

Земля – планета,  общее  представление  о  форме  Земли,  глобус  как  модель  Земли.

Использовать  глобус  для  знакомства  с формой  нашей  планеты.

Формирование  положительного  отношения  к  учению.

Оценивать  результаты  собственного  труда  и  труда  товарищей

Моделировать  форму  Земли.  Рассматривать  рисунки – схемы  и  объяснять  особенности  движения  Земли.

тест

21

Проверим  себя.  Презентация  проекта  «Моя  малая  Родина»

Комбинированный

Обобщить  и  систематизировать знания  учащихся.

Выполнять  тестовые  задания  учебника.

Проявлять  уважение  по  отношению  к  другим  ученикам.  Уметь  слушать  других.

Обсуждать  выступления  учащихся

Выступать  с  сообщениями,  иллюстрировать  их  наглядными  материалами.

22

Как  живет  семья? Проект  «Моя  семья»

Комбинированный

Члены  семьи.  Мои  обязанности  в  семье.

Называть  по  именам (отчествам, фамилиям)  членов  семьи.  Рассказывать  об  интересных событиях  в  жизни  своей  семьи.

Проявлять  уважение  по  отношению  к  другим  ученикам.  Уметь  слушать  других.

Обсуждать  выступления  учащихся

Оценивать  значение  семейных  альбомов  для  укрепления  семейных  отношений.  Интервьюировать  членов  семьи.  Составлять  экспозицию  выставки.

23

Откуда  в  наш  дом  приходит  вода   и  куда   она уходит?

Комбинированный

Правила  обращения  с  водой.  Река,  использование  человеком.

Проследить  по  рисунку – схеме  путь  воды. Обсудить  необходимость  экономии  воды.  Выяснить  опасность  употребления  загрязненной  воды.

Проявлять  уважение  по  отношению  к  другим  ученикам.  Уметь  слушать  других.

Отвечать  на  итоговые  вопросы  и  оценивать  свои  достижения  на  уроке.

Умение  договариваться,  находить  общее  решение,  умение  аргументировать  свое  предложение,  убеждать  и  уступать.

Беседа по вопросам

24

Откуда  в  наш  дом  приходит  электричество?

Комбинированный

Основные  правила  обращения  с  электричеством.

Отличать  электроприборы  от других  бытовых  предметов,  не  использующих  электричество.  Анализировать  схему  выработки  электричества  и  способа  его  доставки  потребителям.

Проявлять  уважение  по  отношению  к  другим  ученикам.  Уметь  слушать  других.

Выделение  и  осознание  учащимися  того,  что  уже  усвоено  и  что  еще  подлежит  усвоению,  осознание  качества  и  уровня  усвоения.

Работа  в  паре:  собирать  простейшую  электрическую  цепь.

Беседа

25

Как  путешествует  письмо?

Комбинированный

Способы  познания  окружающего  мира.

Наблюдать  за  работой  почты  и рассказать  о  ней.  Различать  почтовые  отправления:  письма,  бандероли,  посылки,  открытки.

Проявлять  уважение  по  отношению  к  другим  ученикам.  Уметь  слушать  других.

Отвечать  на  итоговые  вопросы  и  оценивать  свои  достижения  на  уроке.

Работа  в  паре:  строить  из  разрезных  деталей  схему  доставки  почтовых  отправлений.  Рассказать  по  схеме  о  путешествии  письма,  проводить  взаимопроверку.

текущий

26

Куда  текут  реки?

Комбинированный

Пресная,  морская  вода.  Исток  реки,  устье  реки.

Сравнивать  реку  и  море.  Различать  пресную  и  морскую  воду.  Проследить  по  рисунку  путь  воды  из  реки  в  море.

Проявлять  уважение  по  отношению  к  другим  ученикам.  Уметь  слушать  других.

Отвечать  на  итоговые  вопросы  и  оценивать  свои  достижения  на  уроке.

Рассмотреть  морскую  соль  и  проводить  опыт  по  «изготовлению»  морской  воды.

текущий

27

Откуда  берется  снег  и  лед?

Комбинированный

Разнообразие  веществ  в  окружающем  мире:  твердые,  жидкие.  Вода,  легко  определяемые  свойства  воды.

Наблюдать  форму  снежинок  и отображать  ее  в  рисунках.

Проявлять  уважение  по  отношению  к  другим  ученикам.  Уметь  слушать  других.

Отвечать  на  итоговые  вопросы  и  оценивать  свои  достижения  на  уроке.

Проводить  опыты  по  исследованию снега  и  льда  в соответствии  с  инструкциями,  формулировать  выводы  из  опытов.

Практическая работа

28

Как  живут  растения?

Комбинированный

Условия,  необходимые  для  жизни  растения  (свет,  тепло,  воздух,  вода)

Наблюдать  за  ростом и  развитием растений,  рассказывать  о  своих  наблюдениях.  Прослеживать  по  рисунку  этапы  жизни  растений.

Проявлять  уважение  по  отношению  к  другим  ученикам.  Уметь  слушать  других.

Отвечать  на  итоговые  вопросы  и  оценивать  свои  достижения  на  уроке.

Ухаживать  за  комнатными  растениями.

тест

29

Как  живут  животные?

Комбинированный

Роль  животных  в  жизни  людей,  бережное  отношение  человека  к  животным.

Наблюдать  за  жизнью  животных,  рассказывать  о  своих  наблюдениях.

Проявлять  уважение  по  отношению  к  другим  ученикам.  Уметь  слушать  других.

Отвечать  на  итоговые  вопросы  и  оценивать  свои  достижения  на  уроке.

Работа  в  группе:  выполнить  задания,  формулировать  выводы,  осуществлять  самопроверку.

текущий

30

Как зимой  помочь  птицам?

Комбинированный

Роль  животных  в  жизни  людей,  бережное  отношение  человека  к  животным.

Наблюдать  зимующих  птиц,  различать  зимующих  птиц  по рисункам  и  в  природе.  Обсуждать  формы  кормушек  и  виды  корма  для  птиц.

Проявлять  уважение  по  отношению  к  другим  ученикам.  Уметь  слушать  других.

Отвечать  на  итоговые  вопросы  и  оценивать  свои  достижения  на  уроке.

Изготовить  простейшие  кормушки  и  подобрать  подходящий  для птиц  корм.

текущий

31

Откуда  берется  и  куда  девается  мусор?

Комбинированный

Зависимость  жизни  человека  от  природы  и  ее  состояния.  Положительное  влияние  человека  на  природу.  Правила  поведения  в  природе.

Определить  с  помощью  рисунков учебника  источник  возникновения  мусора  и  способы  его утилизации.

Развитие  доброжелательности,  доверия  и внимательности  к  людям,  готовности  к  сотрудничеству  и  дружбе,  оказанию  помощи.

Контроль в  форме  сличения  способа  действия  и его  результата  с  заданным  эталоном  с  целью  обнаружения  отклонений  и  отличий  от эталона

Работа  в  группе:  сортировать  мусор  по  характеру  материала.  Сочинять  и  рассказывать  сказочную  историю  по  рисунку.

текущий

32

Откуда  в  снежках  грязь?

Комбинированный

Способы  познания  окружающего мира.

Обсуждать  источники  появления  загрязнений  в  снеге.  Формулировать  предложения  по  защите  окружающей  среды  от  загрязнений.

Развитие  доброжелательности,  доверия  и внимательности  к  людям,  готовности  к  сотрудничеству  и  дружбе,  оказанию  помощи.

Контроль в  форме  сличения  способа  действия  и его  результата  с  заданным  эталоном  с  целью  обнаружения  отклонений  и  отличий  от эталона

Работа  в  паре:  исследовать  снежки  и  снеговую  воду  на  наличие загрязнений.  Сочинить  и рассказать  сказку на предложенную  тему.

Фронтальный опрос

33

Проверим  себя.  Презентация  проекта  «Моя  семья».

Комбинированный

Родословная.

Профессии  в  семье,  семейные  традиции.

Выступать  с  подготовленными  сообщениями,  иллюстрировать  их  наглядными  материалами.

Развитие  доброжелательности,  доверия  и внимательности  к  людям,  готовности  к  сотрудничеству  и  дружбе,  оказанию  помощи.

Контроль в  форме  сличения  способа  действия  и его  результата  с  заданным  эталоном  с  целью  обнаружения  отклонений  и  отличий  от эталона

Обсуждать  выступления учащихся.  Оценивать  свои  достижения  и  достижения  других  учащихся.

34

Когда  учиться  интересно?

Комбинированный

Преобразования  в  классе  для  успешного  обучения

Анализировать  иллюстрации  учебника,  обсуждать  условия  интересной  и  успешной  учебы.

Формирование  положительного  отношения  к  учению.

Отвечать  на  итоговые  вопросы  и  оценивать  свои  достижения  на  уроке.

Работа  в  паре:  сравнивать  фотографии  в  учебнике,  рассказывать  о  случаях  взаимопомощи  в  классе.

35

Проект  «Мой  класс  и  моя  школа»

Комбинированный

Что  я  могу  сделать  для  моей  школы,  класса.

Фотографировать  наиболее  интересные  события  в  классе,  здание школы,  классную  комнату.  Коллективно  составлять  рассказ  о  школе  и  классе.

Формирование  положительного  отношения  к  учению.

Отвечать  на  итоговые  вопросы  и  оценивать  свои  достижения  на  уроке.

Презентовать  итоги коллективного  проекта,  сопровождая  рассказ  фотографиями.  Оформить  фотовыставку.

36

Когда  придет  суббота?

Комбинированный

Времена  года,  их  особенности  (на  основе  наблюдений).

Анализировать  иллюстрации  учебника,  различать  прошлое, настоящее и  будущее.  Сочинять  и  рассказывать  сказочную историю  по  рисунку.

Формирование  положительного  отношения  к  учению.

Отвечать  на  итоговые  вопросы  и  оценивать  свои  достижения  на  уроке.

Работа  в  паре:  отображать  с  помощью  карточек  последовательность  дней  недели,  называть  дни недели  в  правильной  последовательности,  проводить взаимоконтроль.

текущий

37

Когда  наступит  лето?

Комбинированный

Времена  года,  труд  людей  в  разное  время  года.

Анализировать  схему  времен  года и  месяцев в  правильной  последовательности, соотносить  времена  года  и  месяцы, характеризовать  природные  явления  в  разные  времена  года.

Формирование  положительного  отношения  к  учению.

Отвечать  на  итоговые  вопросы  и  оценивать  свои  достижения  на  уроке.

Работа в паре: находить  несоответствия  в  природных  явлениях  на рисунках  учебника.

текущий

38

Где  живут  белые  медведи?

Комбинированный

Связи  между  неживой   и  живой  природой.  Условия  жизни  на  земле: свет,  тепло,  воздух,  вода.

Рассмотреть  и  сравнить  иллюстрации  учебника,  извлекать  из  них  информацию  о  животном  мире  холодных  районов.  Устанавливать  связь  между  строением,  образом  жизни  животных  и  природными  условиями.

Формирование  положительного  отношения  к  учению.

Отвечать  на  итоговые  вопросы  и  оценивать  свои  достижения  на  уроке.

Работа  в  группе: находить  на  глобусе  Северный  Ледовитый  океан  и  Антарктиду,  характеризовать  их,  осуществлять  самоконтроль.

беседа

39

Где  живут  слоны?

Комбинированный

Отличительные  признаки  Саванны.  Путешествие  по  карте  мира.

Приводить  примеры животных  жарких  районов.   Устанавливать  связь  между  строением,  образом  жизни  животных  и  природными  условиями.

Формирование  положительного  отношения  к  учению.

Отвечать  на  итоговые  вопросы  и  оценивать  свои  достижения  на  уроке.

Работа  в  группе: находить  на  глобусе   экватор  и  жаркие  районы  Земли,  характеризовать  их,  осуществлять  самопроверку.

текущий

40

Где  зимуют  птицы?

Комбинированный

Связи  между  неживой  и  живой  природой.  Условия  жизни  на  земле:  свет,  тепло,  воздух,  вода.

Различать  зимующих  и перелетных  птиц,  группировать птиц.  Объяснить  причины  отлета  птиц  в  теплые  края.  Приводить  примеры  зимующих  и  перелетных птиц нашей местности.

Формирование  положительного  отношения  к  учению.

Отвечать  на  итоговые  вопросы  и  оценивать  свои  достижения  на  уроке.

Выдвигать  предположения  о  месте  зимовок  птиц  и  доказывать  их,  осуществлять  самопроверку.

Фронтальный опрос

41

Когда  появилась  одежда?

Комбинированный

Отдельные  события,  традиции  людей  в  разные  исторические  времена.

Прослеживать  с  помощью  иллюстраций  учебника  историю  появления  одежды  и  развития  моды,  описывать  одежду   людей  по  рисунку.  Отличать  национальную (чувашскую) одежду  своего  народа  от  одежды  других  народов.

Формирование  установки  на  здоровый  и безопасный  образ  жизни,  нетерпимости  и  умения  противостоять  действиям  и  влияниям,  представляющим  угрозу  для  жизни.

Выделение и  осознание  учащимися  того,  что  уже  усвоено  и  что  еще  подлежит  усвоению,  осознание  качества  и уровня  усвоения.

Работа  со  взрослыми:  изготовить  маскарадный  костюм.  Работа  в  паре: различать  типы  одежды  в  зависимости  от  ее  назначения,  подбирать  одежду  для  разных  случаев.

Индивидуальный опрос

42

Когда  изобрели  велосипед?

Комбинированный

Отдых  в  семье.

Сравнивать  старинные  и   современные  велосипеды.   Обсуждать роль  велосипеда  в  нашей  жизни.  Обсудить  роль  велосипеда  в  нашей  жизни.

Формирование  установки  на  здоровый  и безопасный  образ  жизни.

Отвечать  на  итоговые  вопросы  и  оценивать  свои  достижения  на  уроке.

Работа  в  паре:  извлекать  из  учебника информацию  об  устройстве  велосипеда,  осуществлять  самопроверку.

текущий

43

Когда  мы  станем  взрослыми?

Комбинированный

Труд  в  семье,  на  производстве.  Профессии.

Сравнивать  жизнь  взрослого  и  ребенка.  Определять  по  фотографиям  в  учебнике  профессии  людей,  рассказывать  о профессиях  родителей.

Формирование  установки  на  здоровый  и безопасный  образ  жизни.  

Отвечать  на  итоговые  вопросы  и  оценивать  свои  достижения  на  уроке.

Работа  в паре:  сравнивать  рисунки  учебника,  формулировать  выводы в  соответствии  с  заданием.

тест

44

Проверим  себя.  Презентация  проекта  «Мой  класс  моя  школа»

Комбинированный

Обобщение  и  систематизация  знаний.

Выполнять  тестовые  задания  учебника.  Выступать  с  подготовленными  сообщениями,  иллюстрировать  их  наглядными  материалами.

Формирование  установки  на  здоровый  и безопасный  образ  жизни.  

Отвечать  на  итоговые  вопросы  и  оценивать  свои  достижения  на  уроке.

Обсуждать  выступления  учащихся.

45

Почему  Солнце  светит  днем,  а  звезды  ночью?

Комбинированный

Земля – планета,  общее  представление  о  форме  Земли.  Условия  жизни  на  земле: свет,  тепло,  воздух,  вода.

Сопоставить  видимые  и  реальные  размеры  звезд,  в  том  числе  и  Солнца.

Формирование  установки  на  здоровый  и безопасный  образ  жизни.  

Отвечать  на  итоговые  вопросы  и  оценивать  свои  достижения  на  уроке.

Работа  в  паре:  моделировать  форму,  цвет,  сравнивать  размеры  некоторых  звезд.  Работа  со  взрослыми:  наблюдать  картину  звездного  неба.

текущий

46

Почему  Луна  бывает  разной?

Комбинированный

Луноходы. Созвездия.  Виды  звезд.  Зачем  люди  хотят  побывать  на  Луне.

Анализировать  схемы  движения  Луны  вокруг  Земли  и  освещение  ее  поверхности  Солнцем,  формулировать  выводы  о  причинах  изменения  внешнего  вида  Луны.

Формирование  установки  на  здоровый  и безопасный  образ  жизни.  

Отвечать  на  итоговые  вопросы  и  оценивать  свои  достижения  на  уроке.

Работа  со  взрослыми:  наблюдать  за  изменениями  внешнего  вида  Луны,  фиксировать  результаты  наблюдений  в  рабочей  тетради.

беседа

47

Почему  идет  дождь  и дует  ветер?

Комбинированный

Способы  познания  окружающего  мира.

Рассказать  по  рисунку  учебника  о  видах  дождя,  отбирать  из  списка  слов  те,  которые подходят  для  описания  ветра,  объяснить  причины  возникновения  дождя и  ветра.

Развитие  эмпатии  и  сопереживания,  эмоционально- нравственной  отзывчивости.

Волевая  саморегуляция,  контроль  в  форме  сличения  способа  действия  и  его  результата  с  образцом.

Работа в  паре: сравнить  работы.

Фронтальный опрос

48

Почему  звенит  звонок?

Комбинированный

Способы  познания  окружающего  мира:  наблюдения,  опыты.  Эхо

Анализировать рисунок  учебника  и  передавать  голосом  звуки  окружающего  мира.  Обсуждать,  почему  и  как  следует  беречь  уши.

Развитие  эмпатии  и  сопереживания,  эмоционально- нравственной  отзывчивости.

Волевая  саморегуляция,  контроль  в  форме  сличения  способа  действия  и  его  результата  с  образцом.

Высказывать  предположения  о  причине  возникновения  эха,  осуществлять  самопроверку.

текущий

49

Почему  радуга  разноцветная?

Комбинированный

Развитие  памяти.

Описывать  чувства,  возникающие при  виде  радуги,  называть  цвета  радуги  по  своим  наблюдениям  и  рисунку  учебника.  Запомнить  последовательность  цветов  радуги  с  помощью  мнемонического  приема.

Развитие  эмпатии  и  сопереживания,  эмоционально- нравственной  отзывчивости.

Волевая  саморегуляция,  контроль  в  форме  сличения  способа  действия  и  его  результата  с  образцом.

Высказывать  предположения  о  причинах  возникновения  радуги,  осуществлять  самопроверку.

текущий

50

Почему  мы  любим  кошек  и  собак?

Комбинированный

Роль  животных  в  жизни  людей,  бережное  отношение  человека  к  животным.

Описывать  по  плану своего  домашнего  питомца.  Обсуждать  наше  отношение  к  домашним  питомцам.

Развитие  эмпатии  и  сопереживания,  эмоционально- нравственной  отзывчивости.

Волевая  саморегуляция,  контроль  в  форме  сличения  способа  действия  и  его  результата  с  образцом.

Работа  в  паре:  познакомиться  с  предметами  ухода  за  кошкой  и  собакой  и  их  назначением.  Ролевая  игра.

беседа

51

Проект  «Мои  домашние  питомцы».

Комбинированный

Любовь  и  уважение  к  братьям  нашим  меньшим.

Выбор  наиболее  эффективных  способов  решения  задач  в  зависимости  от  условий.  Структурирование  знаний.

Развитие  эмпатии  и  сопереживания,  эмоционально- нравственной  отзывчивости.

Волевая  саморегуляция,  контроль  в  форме  сличения  способа  действия  и  его  результата  с  образцом.

Работа  со  взрослыми.

52

Почему  мы  не  будем  рвать  цветы  и  ловить  бабочек?

Комбинированный

Правила  поведения  в  природе.  Оценка  своего  и  чужого  поведения  (на  конкретных  примерах).

Рассматривать  и  сравнивать  рисунки  учебника,  оценивать  поступки  других  людей  и  свои  собственные  по  отношению  к  природе,  формулировать  правила  поведения  в  природе.

Развитие  эмпатии  и  сопереживания,  эмоционально- нравственной  отзывчивости.

Волевая  саморегуляция,  контроль  в  форме  сличения  способа  действия  и  его  результата  с  образцом.

Работа  в  паре:  определять  цветы  и  бабочек  с  помощью  атласа-определителя,  осуществлять  самопроверку.

тест

53

Почему  в  лесу  мы  будем  соблюдать  тишину?

Комбинированный

Зачем  нужны  леса.  Охран  лесов.  Заповедники.

Определять  лесных  обитателей  по  звукам,  которые  они  издают,  передавать  голосом  звуки  леса.  Объяснять,  почему  в  лесу  нужно  соблюдать  тишину.

Развитие  эмпатии  и  сопереживания,  эмоционально- нравственной  отзывчивости.

Волевая  саморегуляция,  контроль  в  форме  сличения  способа  действия  и  его  результата  с  образцом.

Устанавливать  причинно-следственные  связи,  осуществлять  самопроверку.

Самостоятельная работа

54

Зачем  мы  спим  ночью?

Комбинированный

Личная  гигиена.  Режим  дня  школьника,  чередование  труда  и  отдыха  в  режиме  дня.

Рассказать  о  сне  животных,  обсуждать  информацию о  животных,  которые  ночью  не  спят,  содержащуюся  в  книге»Зеленые  страницы».

Развитие  доброжелательности,  доверия  и внимательности  к  людям,  готовности  к  сотрудничеству  и  дружбе,  оказанию  помощи.

Определение  последовательности  промежуточных  целей  с  учетом  конечного  результата.

Работа  в  паре:  рассказать  о  правилах  подготовки  ко  сну,  использовать цветные  фишки.

тест

55

Почему  нужно  есть  много  овощей  и  фруктов?

Комбинированный

Витамины,  зачем  они  нужны.  Где  зимой  взять  полезные  витамины.

Различать  овощи  и  фрукты,  группировать.  Сочинять и  рассказывать  сказочную  историю  по  рисунку.  Запомнить  правила  гигиены  при  употреблении  овощей.

Развитие  доброжелательности,  доверия  и внимательности  к  людям,  готовности  к  сотрудничеству  и  дружбе,  оказанию  помощи.

Определение  последовательности  промежуточных  целей  с  учетом  конечного  результата.

Работа  в  группе:  находить  информацию  о  витаминах  в  соответствии  с  заданием,  сравнивать роль  витаминов  А,  В, С  в  жизнедеятельности  организма.

беседа

56

Почему  нужно  чистить  зубы  и  мыть  руки?

Комбинированный

Правила  ухода  за  зубами.  Личные  предметы  гигиены.

Обосновывать  необходимость  чистки  зубов  и  мытья  рук. Запомнить, что  зубная  щетка  и  полотенце  у  каждого  человека  должны  быть  личные.

Развитие  доброжелательности,  доверия  и внимательности  к  людям,  готовности  к  сотрудничеству  и  дружбе,  оказанию  помощи.

Определение  последовательности  промежуточных  целей  с  учетом  конечного  результата.

Осваивать  приемы  чистки  зубов  и  мытья  рук.  Формулировать  основные  правила  гигиены.

текущий

57

Зачем  нам  телефон  и  телевизор?

Комбинированный

Общение.  Средства  связи.

Поиск  и  выделение  необходимой  информации,  выдвижение  гипотез  и  их  обоснование.

Развитие  доброжелательности,  доверия  и внимательности  к  людям,  готовности  к  сотрудничеству  и  дружбе,  оказанию  помощи.

Определение  последовательности  промежуточных  целей  с  учетом  конечного  результата.

Потребность  в  общении  со  взрослыми  и   сверстниками,  создание  условий  для  полного  общения  друг  с  другом.

беседа

58

Зачем  нужны  автомобили?

Комбинированный

Способ  познания  окружающего  мира:  наблюдение.

Анализ  объектов  с  целью  выделения  признаков;  синтез – составление  целого  из  частей,  знаково-символическое  моделирование.

Развитие  доброжелательности,  доверия  и внимательности  к  людям,  готовности  к  сотрудничеству  и  дружбе,  оказанию  помощи.

Определение  последовательности  промежуточных  целей  с  учетом  конечного  результата.

Умение  слушать  и  вступать  в  диалог,  потребность  в  общении  с  учителем  и  со  сверстниками.

беседа

59

Зачем  нужны  поезда?

Комбинированный

Какие  бывают  поезда.  Как  раньше  люди  передвигались.

Использовать  приобретенные  знания.  Поиск  и  выделение  необходимой  информации.

Развитие  доброжелательности,  доверия  и внимательности  к  людям,  готовности  к  сотрудничеству  и  дружбе,  оказанию  помощи.

Определение  последовательности  промежуточных  целей  с  учетом  конечного  результата.

Умение  слушать  и  вступать  в  диалог,  потребность  в  общении  с  учителем  и  со  сверстниками.

текущий

60

Зачем  строят  корабли?

Комбинированный

Устройство  корабля.  Путешествие.

Составление  небольших  рассказов  по  картинкам,  по  материалам  собственных  наблюдений.

Формирование  социальной  роли  ученика,  формирование  положительного  отношения  к  учению.

Волевая  саморегуляция,  как  способность  к  волевому  усилию,  способность  к  организации  своей  деятельности.

Умение  слушать  и  вступать  в  диалог,  потребность  в  общении  с  учителем  и  со  сверстниками.

беседа

61

Зачем  строят  самолеты?.

Комбинированный

Устройство  самолета.  Что  можно  увидеть  из  окна  самолета.

Самостоятельное  создание  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.  Осознание  и  произвольное  построение  речевого  высказывания  в  устной  форме

Формирование  социальной  роли  ученика,  формирование  положительного  отношения  к  учению.

Волевая  саморегуляция,  как  способность  к  волевому  усилию,  способность  к  организации  своей  деятельности.

Эмоционально позитивное  отношение  к  процессу  сотрудничества,  потребность в  общении  с  учителем  и  со  сверстниками,  умение  слушать  собеседника.

беседа

62

Почему  в  автомобиле  и  поезде  нужно  соблюдать  правила  безопасности?

Комбинированный

Правила  дорожного  движения.  Знаки,  которые  надо  соблюдать.

Самостоятельное  создание  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.  Осознание  и  произвольное  построение  речевого  высказывания  в  устной  форме

Формирование  социальной  роли  ученика,  формирование  положительного  отношения  к  учению.

Волевая  саморегуляция,  как  способность  к  волевому  усилию,  способность  к  организации  своей  деятельности.

Эмоционально позитивное  отношение  к  процессу  сотрудничества,  потребность в  общении  с  учителем  и  со  сверстниками,  умение  слушать  собеседника.

текущий

63

Почему  на  корабле  и  в  самолете  нужно  соблюдать  правила  безопасности?

Комбинированный

Правила  поведения  в  траспорте.

Самостоятельное  создание  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.  Осознание  и  произвольное  построение  речевого  высказывания  в  устной  форме

Формирование  социальной  роли  ученика,  формирование  положительного  отношения  к  учению.

Волевая  саморегуляция,  как  способность  к  волевому  усилию,  способность  к  организации  своей  деятельности.

Эмоционально позитивное  отношение  к  процессу  сотрудничества,  потребность в  общении  с  учителем  и  со  сверстниками,  умение  слушать  собеседника.

текущий

64

Зачем  люди  осваивают  космос?

Комбинированный

Космонавты,  Космические  корабли.

Поиск  и  выделение  необходимой  информации,  осознанное  построение  речевого  высказывания  в  устной  форме.

Формирование  социальной  роли  ученика,  формирование  положительного  отношения  к  учению.

Волевая  саморегуляция,  как  способность  к  волевому  усилию,  способность  к  организации  своей  деятельности.

Эмоционально позитивное  отношение  к  процессу  сотрудничества,  потребность в  общении  с  учителем  и  со  сверстниками,  умение  слушать  собеседника.

текущий

65

Почему  мы  часто  слышим  слово «экология»?

Комбинированный

Зависимость  жизни  человека  от  природы  и  ее  состояния.

Поиск  и  выделение  необходимой  информации,  осознанное  построение  речевого  высказывания  в  устной  форме.

Развитие  познавательных  интересов.

Волевая  саморегуляция,  как  способность  к  волевому  усилию,  способность  к  организации  своей  деятельности.

Умение  слушать  и  вступать  в  диалог,  потребность  в  общении  с  учителем  и  со  сверстниками.

тест

66

Проверим  себя.  Презентация  проекта  «Мои  домашние  питомцы».

Комбинированный

Обобщение  и  систематизация  знаний.

Поиск  и  выделение  необходимой  информации,  осознанное  построение  речевого  высказывания  в  устной  форме.

Развитие  познавательных  интересов.

Волевая  саморегуляция,  как  способность  к  волевому  усилию,  способность  к  организации  своей  деятельности.

Умение  слушать  и  вступать  в  диалог,  потребность  в  общении  с  учителем  и  со  сверстниками.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...