Урок "Природа в опасности! Охрана природы"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Политова Надежда Александровна

Урок окружающего мира

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тема урока: «Природа в опасности! Охрана природы»

Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.

Задачи урока:

  1. познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу, к чему приводит неразумное использование природных богатств;
  2. воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, любовь к родному краю и учить правильному поведению в природе.
  3. работать над развитием внимания, логического мышления, речи, умением анализировать и делать выводы.

Оборудование:

  1. Компьютер, видеопроектор, экран.
  2. Презентация к уроку.

Содержание урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Встаньте ровно. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними. Тихо садитесь.

Начать урок хочу словами замечательного французского писателя, поэта, профессионального летчика Антуана де Сент Экзюпери: Быть человеком - это значит чувствовать, что ты за всё в ответе. Как вы понимаете эти слова? (Человек не может совершать необдуманные поступки, за каждый свой шаг он должен нести ответственность.)

Пусть слова этого человека станут девизом нашего урока!

2. Постановка проблемы.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он – свет в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

И  не губи  его святынь.

Но что это? Почему так тревожно бьёт колокол? Что случилось? Кто взывает о спасении и кричит нам «SOS» - «помогите»?

Ответы

– Во все времена колокола были вестниками тревоги. Сегодня колокола звонят, чтобы пробудить ото сна всех нас, живущих на Земле.

– Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок? (Ответы детей)

– Почему эта тема так важна для нас сегодня? (Ответы детей)

– А по чьей вине страдает природа? Кто может спасти её?

 Природа Земли больна, она гибнет. И спасти её можем только мы сами.

– Сегодня на уроке мы обсудим современные проблемы окружающей среды, предложим свои варианты помощи, покажем, что каждый ребёнок может внести свой вклад в защиту природы.

На нашем уроке присутствуют эксперты по защите окружающей среды (по защите лесов, воздуха, животных и растений). Все наши предложения мы будем согласовывать с ними.

3. Знакомство с новым материалом

Во все времена людей волновали вопросы охраны природы. Указ Петра l, изданный в 1718 году, предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, наказывать, посылать в каторжные работы». Этим же указом  Пётр l потребовал построить очистные сооружения в Петербурге и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.

Согласно другому указу об охране водоёмов «… если кто осквернит Неву отбросами, тот будет приговорён к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…».

Как выдумаете, что заставляло Петра I идти на такие меры?

(Ответы)

– Как мы видим, вопросы охраны природы были важны во все времена. Но особенно остро стоят они в век научно - технического прогресса.

Работа с учебником.

Слайд

Откройте учебник на странице 29. Прочтите  текст. Ответьте на вопросы:

1. О каких «маленьких» и «больших ранах» идет речь?

2. Почему природе трудно залечивать даже самые «маленькие раны»?

3. Назовите «большие раны», которые наносит человек природе.

Ответы детей.

Физкультминутка (для глаз)

О животных и растениях

Слайд

Тревожные факты!!!

  • От загрязнения  воздуха, воды и почвы, из-за варварского отношения человека уменьшается численность  растений и животных.
  • Ежедневно на Земле безвозвратно исчезает 1 вид животных, а еженедельно 1 вид растений.

Обеспокоенные состоянием природы на Земле люди стали составлять списки исчезающих и исчезнувших растений и животных.

Об этом нам расскажет эксперт по защите растений и животных Артём:

Эти списки внесены в Красную и Черную книги. В Красную книгу занесены редкие и исчезающие виды животных и растений.

Почему она красного цвета? Красная книга – это сигнал всем нам о тех растениях и животных, которые срочно нужно спасать.

Существует и Чёрная книга, её ещё называют Книгой Памяти. Если Красная книга – сигнал тревоги и призыв к действию, то Чёрная –напоминание о тех неповторимых созданиях природы, которых уже не вернуть.

Ребята, вы знаете, какие животные внесены в Красную книгу.

Рисунки на доске

Приведите примеры (бобр, краснозобая казарка, белый тигр, белый журавль). Приведите примеры растений (подснежник, венерин башмачок, кувшинка).

О поведениях в лесу

Какие же правила поведения в природе следует соблюдать, чтобы не навредить животным и растениям?

(Ответы)

Давайте послушаем эксперта. Пожалуйста, Юля.

Нами были разработаны запрещающие знаки поведения в природе.

Сообщение «Знаки»

Ф

О защите воздуха.

Скажите, почему леса называют легкими планеты?

Ежегодно площадь лесов уменьшается на 2 процента. Леса быстрее вырубаются, чем вырастают. За последние 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем  всё человечество за время существования на планете.

Острой стала проблема чистого воздуха. Вспомните состав воздуха. Какие газы в него входят?

Кислород, углекислый газ, азот.

Слайд

Но в городах и близлежащих территориях очень много и других примесей, которые являются вредными. Это угарный газ, сероводород, соединения свинца. Скажите, с чем это связано?

(Ответы)

Беседа об автотранспорте, выбросах завода.

Слово эксперту по защите воздуха Ксюше.

Слайд

Мы посетили самый чистый объект, расположенный неподалёку от нашего города. Это Воронежский заповедник. И взяли пробу воздуха. Вот, в этой пробирке, образец, эталон воздуха, которым должен дышать человек. В нём нет вредных примесей, он полезен и незаменим всем людям на планете.

Действительно, чистый воздух необходим всем.

Так уж получилось, что большая часть людей на планете живет в городах. Что бы вы посоветовали жителям городов?

Ответы

4. Закрепление (тестирование)

А теперь посмотрим, как вы сумеете справиться с заданием. В этом вам помогут знания, полученные на уроке.

Тест.

Проверка теста.

5.  Проектная работа

Молодцы! Вы многое знаете! В ваши руки можно передать будущее нашей родины! Готовы к такому ответственному поручению? Вы будете работать в парах. Перед вами иллюстрация города. Нравится она вам?

Нет!

Почему?

Здесь только дома, нет зелени, нет деревьев и людей.

Выполните проект города, в котором вам хотелось бы жить. Всё необходимое у вас есть на партах.

Презентация проекта.

6. Рефлексия.

Молодцы, ребята. А теперь оцените каждый свою работу на уроке.

Красный смайлик – если у вас возникли затруднения. Зеленый смайлик – если вы на уроке смогли достичь поставленных перед собой целей, урок был вам интересен.

7. Итог.

И мы снова обращаемся к словам писателя Антуана Экзюпери. Быть человеком - это значит чувствовать, что ты за всё в ответе.  Я уверена, что вы можете не только разбираться в проблемах окружающей среды, но и сможете внести свой вклад в защиту природы.

8. Домашнее задание.

Стр. 29 – 34. Выполните задания по выбору на стр. 34

9. Оценки.

Спасибо, ребята, урок окончен!        



Предварительный просмотр:

        



Предварительный просмотр:




Предварительный просмотр:

ТЕСТ

Отметь правильный ответ

1. Экология - это:

А        наука о животных

Б        наука об охране природы

В        наука об организмах и условиях их обитания

Г        наука о связях животных и растений с окружающей средой

2. Почему нельзя мыть машины на берегу реки:

А         в реку попадает грязь

Б         некрасиво

В          разрушается берег

Г         в воду попадают капли горючего и смазочные материалы, которые  нарушают жизнь водных организмов

3. Основным источником загрязнения воздуха угарным газом является:

А        пожары

Б         автотранспорт

4. Основной источник кислорода в атмосферу:

А         животные

Б         бактерии

В          человек

Г         растения

5. Какое животное внесено в Красную книгу?

А        крот

Б        белый журавль

В         заяц

Г        полевая мышь

ТЕСТ

Отметь правильный ответ

1. Экология - это:

А        наука о животных

Б        наука об охране природы

В        наука об организмах и условиях их обитания

Г        наука о связях животных и растений с окружающей средой

2. Почему нельзя мыть машины на берегу реки:

А         в реку попадает грязь

Б         некрасиво

В          разрушается берег

Г         в воду попадают капли горючего и смазочные материалы, которые  нарушают жизнь водных организмов

3. Основным источником загрязнения воздуха угарным газом является:

А        пожары

Б         автотранспорт

4. Основной источник кислорода в атмосферу:

А         животные

Б         бактерии

В          человек

Г         растения

5. Какое животное внесено в Красную книгу?

А        крот

Б        белый журавль

В         заяц

Г        полевая мышь

__________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природа в опасности. Охрана природы».

Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.Задачи урока:1.    познакомит...

Экологический урок. Природа в опасности. Охрана природы.

Познакомить  учащихся  с  понятием  «экология»;                      помочь...

Природа в опасности. Охрана природы.урок по курсу Окружающий мир,3 класс по учебнику Плешакова А.А.

АннотацияПредставленный конспект  урока  ознакомления с новым материалом « Природа в опасности. Охрана природы» по курсу «Окружающий мир »по учебнику Плешакова А.А.в 3 классе  разр...

Урок окружающего мира "Природа в опасности. Охрана природы"

Круглый стол. в ходе которого обсуждаются проблемы полезных ископаемых...

Конспект урока по окружающему миру "Природа в опасности! Охрана природы"

Конспект урока окружающего мира "Природа в опасности! Охрана природы"   Школа России 3 класс...