«Формирование элементарных знаний о природе и ее пользе для здоровья человека у детей с задержкой психического развития».
статья (окружающий мир, 1 класс) на тему

Редкоус Нина Павловна

В данной статье описываются методы и приемы работы с детьми по ознакомлению с природой. Даны описания конкретных методов работы с природным материалом . Отмечено положительное влияние  природы на здоровье человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                         

«Формирование элементарных знаний о природе и ее пользе для здоровья человека у детей с задержкой психического развития».

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу- задача и долг взрослых: родителей и педагогов. Сколько открытий делает ученик, общаясь с ней. Неповторимо каждое живое существо, увиденное ребенком.

 Разнообразны природные материалы, с которыми приходится сталкиваться детям (песок, глина, вода, снег, и т.д.) Они общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда расцветают сады. Вместе со взрослыми, радуются они прохладе воды в летний зной и журчанью летнего ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов.

Ни один дидактический материал не сравниться с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия  на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, ребенок с помощью органов чувств воспринимает многообразие свойств природных объектов : форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движения и т.д.  

У него формируются конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и постичь связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.

Многие связи  и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю во внеурочное время организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их применение и развитие. У них развивается любознательность. Полученные знания и умения можно использовать с детьми на практике: поливать водой снег для создания прочных построек, увлажнять песок для создания песочных фигур и т.д. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей. На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат.

Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применение полученных знаний.

В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики. При этом очень важна роль воспитателя, его умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого учащегося при знакомстве с природой.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него  определенных знаний об объектах и явлениях. Знания о природе помогают ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, будет задача формирования у детей элементарной системы знаний.

Система знаний о природе включает знания о ее объектах и явлениях (Их свойствах и признаках), а так же связях и отношениях между ними. С усвоением системы знаний  связано развитие у школьников познавательного отношения к природе.

Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений и животных, о том, что это живые организмы, о которых нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными , и правильно их выбирать в том или ином случае.

Знания о природе побуждают бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы.

Основная цель этого метода- создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом или ранее виденном объекте, явлении природы.

Рассказ должен привлекать внимание детей, давать пищу для размышлений, будить воображение, чувства.

Рассказ- вид творческой деятельности, требующий от воспитателя определенных знаний о природе, наблюдательности, умения сопоставлять явлениям природы, размышлять над ними.

Чтение художественной литературы поможет воспитателю обогащать их знаниями, уметь всматриваться глубже в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.

Многие книги написаны учеными- биологами. Содержание этих книг научно достоверно, что помогает познать природу во всем ее многообразии. Это и произведения Н.Сладкова (топографа), В.Бианки (биолога). Так же необходимо использовать в своей работе произведения классиков: А.С.Пушкина, А.А.Фета,  Н.Майкова,  К.Паустовского и т.д. Другой метод ознакомления с природой является- беседа. Она нужна для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей.

Педагогические приемы должны обеспечивать активное участиев беседе всех детей , побуждать к размышлению, решению познавательных задач, к самостоятельности в формировании выводов, к доказательству суждений.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными. Труд создает благоприятные условия для физического развития детей, т.к. в большинстве случаев он происходит на воздухе и разнообразен по своему характеру. А это, в свою очередь, способствует развитию движений и укреплению нервной системы ребенка. Так же трудовая деятельность в природе должна быть регулярной и посильной.

Экскурсия- еще один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению с природой. Это, своего рода, занятия под открытым небом. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Прогулки также широко используются для ознакомления детей с природой. Они дают детям возможность накопить представления о таких явлениях, которые протекают длительное время (продолжительность дня, изменения погоды, изменения в жизни растений и т.д.). Прогулки доставляют детям радость и удовольствие, помогают почувствовать ее красоту. На прогулках воспитатель может проводить как поисковые мероприятия, так и опытнические. Проводя эти работы, воспитатель решает задачи познавательного характера: почему качаются ветки, почему день сменяет ночь, почему в комнате тает снег?почему летом и осенью идет дождь, а зимой снег?Могут ли растения жить без воды, солнца и тепла?

В процессе опытно- поисковой деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, расширяет их кругозор, обогащает словарный запас, развивает умственную деятельность, формирует стойкое положительное отношение к природе и ее изучению. А еще- природа- кладезь нашего здоровья. Изучая сезонные  изменения в природе, мы приучаем детей оберегать свое здоровье, одеваясь в соответствии с этими изменениями. Рассматривая иллюстрации плодового сада, огорода, проводя игры «Узнай по вкусу», «Во саду ли, в огороде…», и т.д., мы говорим детям о пользе витаминов в овощах и фруктах. А так же рассказываем детям о необходимости соблюдения культурно-гигиенических правил( мытье рук, овощей и фруктов), о бережном отношении  к своему здоровью .

Подводя итог всему выше сказанному, можно с уверенностью утверждать, что ознакомление детей с природой и ее богатствами благотворно сказывается на всестороннем развитии детей. Изучать природу и оберегать ее необходимо. И чем раньше, тем лучше.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического слуха у детей с задержкой психического развития

Фонематический слух - это способность четко отличать одни звуки от других, благодаря чему понимаются и узнаются отдельные слова.В понятие фонематический слух входит:- умение различать твердые и мягкие...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СХЕМЕ СОБСТВЕННОГО ТЕЛА У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С РАЗЛИЧНЫМ ПРОФИЛЕМ ЛАТЕРАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

В статье раскрываются результаты проведенного исследования.Ключевые слова: асимметрия психических функций, структура индивидуального латерального профиля, схема тела....

"Своеобразие формирования трудовых умений и навыков у детей с задержкой психического развития"

Анализ научной литературы по проблеме формирования трудовых умений и навыков у детей с ЗПР...

"Формирование учебной мотивации у детей с задержкой психического развития"

Данный материал предназначен для учителей с целью оказания помощи при формировании мотивации у детей с ОВЗ....

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с задержкой психического развития

В работе дана характеристика детей с ЗПР, описаны основные ошибки, которые дети допускают при чтении. Даны методы и приемы формирования навыка чтения....

Особенности формирования УУД у детей с задержкой психического развития

В статье описываются методы и приёмы работы с детьми, имеющими задержку психического развития, по формированию УУД....