Урок окружающего мира на тему: «Животный мир зимой». (1 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Архипова Наталья Анатольевна

Эта разработка поможет расширить и углубить знания детей о жизни некоторых животных в зимний период времени. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_na_temu.doc631.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира на тему: «Животный мир зимой». (1 класс)

Подготовила: Архипова Н.А., учитель начальных классов.

Цели занятия:

1)Расширить и углубить знания детей о жизни некоторых животных в зимний период времени;

2)Развивать устную речь, логическое мышление, память;

3)Формировать у детей способность воспринимать, чувствовать животный мир.

Ход занятия:

I. (Звучит тихая спокойная музыка)

Читает 1 ученик:       Белый снег пушистый

                                       В воздухе кружится

                                       И на землю тихо

                                       Падает, ложится.

Читает 2 ученик:    Тёмный лес- что шапкой

                                   Принакрылся чудной

                                   И заснул под нею

                                   Крепко, непробудно…

-Как вы думаете, ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? ( о зиме).

II.-Правильно, о зиме. Если осень нас привлекает и  поражает  разнообразием красок, то что сделала зима с природой? (Зима покрыла землю белым покрывалом, укутала пушистыми шубами и шапками деревья.)Животные приготовили запасы к зиме с лета, некоторые изменили окрас шерсти, некоторые залегли в продолжительную зимнюю спячку.

-А каких животных вы знаете?(диких и домашних)

-Почему одних животных называют дикими, а других домашними? (за домашними животными ухаживает человек, а дикие животные обитают в лесу, на полях, сами добывают себе пропитание).

-Приведите примеры диких животных.( волк, лиса, медведь, кабан и др.)

-Назовите домашних животных. (корова, лошадь, коза и др.)

-А вы знаете, как дикие животные готовятся к зиме? Какие изменения с ними происходят?

-На эти вопросы мы сегодня вместе с вами попробуем ответить.

III.-О каком животном мы будем сейчас говорить вы узнаете, отгадав загадку.

Зимой спит, летом ульи ворошит.( медведь)

-Верно, это медведь. А что вы знаете об этом животном?(ответы детей)

-Слово «медведь» произошло от двух слов «мёд»  и «ведь», т.к. он очень любит мёд и ведает, т.е. знает где его искать.

-Разновидностей медведей много, давайте их вспомним.

-Медведь - самый крупный из современных хищных зверей. Некоторые из них достигают длины 3 метра и массы до 700, а белые иногда и до 1000 килограммов. Мощное тело, сильные пятипалые лапы с большими когтями, короткий хвост, массивная голова с маленькими глазами и ушами. 

(Рассказывает 1 ученик)

Бурый медведь 
             Бурый медведь это все еще самый многочисленный вид из всего семейства. Он обитает в Северной Америке, Канаде, на севере Европы и в России, но местами

встречается и южнее - в Мексике, Испании, Турции, Иране и в Гималаях.

               Все бурые медведи уютнее всего чувствуют себя в лесах, выходя из них только в поисках пропитания, причем их меню разнообразно. Например, канадские бурые медведи - прекрасные рыболовы.

(Рассказывает 2 ученик)

Белый медведь.

          Латинское название этого зверя означает "морской медведь", и чаще всего его можно встретить там, где скованное льдом море встречается с сушей. Эти отменные пловцы и ныряльщики чувствуют себя в воде как дома. В воде их защищает от холода толстый слой подкожного жира и водоотталкивающая шуба. 

             Главной пищей белым медведям служат тюлени, особенно кольчатые нерпы.

(Рассказывает 3 ученик)

Губач 
        Обитает в лесах Индии и Шри-Ланки . 
От своих собратьев он отличается лохматой жесткой шубой. Длинные крючковатые когти позволяют ему подолгу висеть на ветвях вниз головой, подобно ленивцу, за что его и называют "медведь-ленивец". 
        При всем разнообразии рациона главным блюдом губача являются термиты.

(Рассказывает 4 ученик)

Очковый медведь 
       Дальше всех на юг забрался очковый медведь, обитающий в Андах (Южная Америка) от Венесуэлы до Чили. Свое название он получил благодаря светло-желтым полоскам вокруг глаз и носа.

        Он кормится и отдыхает на ветвях деревьев. В зимнюю спячку этот медведь не впадает.

--А как медведь готовится к зиме?

(Рассказывает ученик)

За лето и осень он нарастил под  меховой шубой толстый слой жира. Этот жир его греет и питает. Зимнюю квартиру-берлогу медведь уже заранее ищет. Для неё он выбирает глухое место, в углублении под буреломом, вывернутым с корнями пнем.

-Посмотрите на доску. Попробуйте определить, какой след на этих рисунках принадлежит медведю.

-След под № 1 принадлежит медведю.

-Отгадайте загадку о животном, о котором  мы будем говорить  далее.

                                  Посмотрите-ка какая-

                                  Вся горит, как золотая,

                                  Ходит в шубе дорогой

                                  Хвост пушистый и большой.

-Правильно, это лиса.

-А что вы знаете о лисе?

(Рассказывает ученик)

              К зиме шерсть у лисы становится густой, отрастает густой подшёрсток, хорошо сохраняющий тепло. Шубка у лисы такая же, не меняет своего цвета.

              В непогоду лисицы прячутся в норы, которые они устраивают там, где весной при таянии снега опасность затопления не так велика. Иногда они занимают уже готовую нору барсука.

               Питаются лисы мышами и зайцами. Лиса может часами сидеть у норки мыши и дожидаться того момента, когда мышь потеряет осторожность и выйдет из норки.

-Посмотрите на доску и попробуйте определить, какой след принадлежит лисице?

-След под № 3 принадлежит лисе.

-А  животное, о котором мы будем сейчас говорить, всем так хорошо знакомо, о нём сложено так много сказок, придумано  большое количество поговорок, загадок, что я не сомневаюсь, вы сразу отгадаете, о ком мы будем говорить.

                     Что за зверь лесной

                     Встал, как столбик под сосной.

                     И стоит среди травы,

                     Уши больше головы.

-Верно, это заяц.

-Что вы знаете о зайцах?

(Рассказывает ученик)

          Заяц-зверек отряда грызунов, с длинными ушами и сильными задними ногами .Имеет небольшие размеры туловища. Передвигается прыжками.

-Чем зайцы питаются?(морковь, капуста, различные растения)

-А что они едят зимой?(зимой зайцы поедают мелкие ветки, кору деревьев и кустарников, а также сено)

-Окрас шерсти у зайца зимой меняется?(да, летом  серая шкурка, зимой белая)

-Посмотрите внимательно на рисунки и скажите, какой след, по-вашему, принадлежит зайцу?

-След под № 2 принадлежит зайцу.

-На рисунках остался след ещё одного животного.

………

-Верно, этот след принадлежит  белке. Подробнее об этом животном мы с вами поговорим на следующем уроке. А сейчас давайте вспомним всё то, о чём мы сегодня говорили.

IV.1)Почему медведя назвали именно так? О каких медведях мы говорили?

     2)Как зимует медведь?

     3)Чем питается лиса?

     4)Что ест заяц?

     5)Меняется ли у лисы зимой цвет шерсти? А у кого меняется?

     6)Каких животных называют домашними, а каких дикими?

-Сегодня мы с вами узнали много нового о некоторых животных, и эту работу мы продолжим на следующих занятиях.

V.Дома нарисуйте одно из животных, о которых мы говорили сегодня.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Животные маленькие и большие" в 3 классе

Урок окружающего мира по теме "Животные маленькие и большие" в 3 классе (ОС "Школа 2100")...

Презентация к интегрированному уроку по коми языку и окружающему миру по теме "Животные нашего леса" 2 класс

На интегрированном уроке коми языка и окружающего мира учащиеся знакомятся с животными родного края, составляют описание животных на коми языке. В конце оформляют албом, работая по группам....

Учебные материалы к уроку окружающего мира по теме: "Животные и растения пресноводных водоёмов" 4 класс

Материалы содержат электронный справочник по теме урока, тест-тренажер, презентацию биологической викторины....