Урок окружающего мира по теме "Животные маленькие и большие" в 3 классе
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Маркелова Надежда Викторовна

Урок окружающего мира по теме "Животные маленькие и большие" в 3 классе (ОС "Школа 2100")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok__okruzhayushchego__mira_v_3__klasse.doc298 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области

        

Разработка урока окружающего мира

по теме  «Животные маленькие и большие»

(ОС «Школа 2100»)

3 класс

                                                                                                              Подготовила и провела

                                                                                                               учитель начальных классов

                                                                                                               МОУ-СОШ с.Калининское

                                                                                                               Маркелова Надежда Викторовна

 

2011 год

Урок   окружающего мира в 3  классе

по теме: «Животные маленькие и большие»

Цели урока:

По 1-й линии развития (объяснять мир):

      Познакомиться с отличиями растений и животных, особенностями строения различных групп животных.

По 2-й линии развития (отношение к миру):

      Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Задачи:

1.   Познакомить обучающихся с отличиями растений и животных, особенностями строения различных        

групп животных.

  1. Создавать условия для развития логического мышления, умения сравнивать, делать выводы.
  2. Способствовать формированию взаимоконтроля, самоконтроля, самооценки.
  3. Воспитывать бережное отношение к живым организмам.

Оборудование: учебник 1 часть, микропрепараты простейших,  влажные препараты червей, коллекция раковин моллюсков, рабочие тетради, презентация, карточки (приложение 1 и 2 и 3)

                                                       

Ход урока

1. Организационный момент.

- Сегодня мы с вами оправимся в очередное путешествие в мир природы: загадочный и интересный.

 - Прошу занять свои места.

2. Проверка домашнего задания.

- Перед тем, как отправиться, посмотрим, насколько вы готовы.

- Возьмите карточки (приложение 1) и впишите ответы.

- Поменяйтесь карточками со своим соседом.

- На экране указаны правильные варианты ответов. Проверьте выполненное вашим соседом задание и поставьте оценку (взаимопроверка).

- Обменяйтесь карточками.

- Поднимите руки, у кого задание выполнено без ошибок. Молодцы! Вы хорошо усвоили предыдущие темы. И самое время продолжить дальше.

  1. Проблемная ситуация и актуализация знаний

- На экране вы видите слова.

Кормильцы, растения, хлорофилл, едоки, водоросли.

- Какое из этих слов лишнее? Объясните, почему.

Ответы детей (едоки).

- Кто такие едоки в экосистеме? (потребители, это профессия животных в экосистеме)

- Как вы думаете, о ком мы сегодня на уроке будем говорить? (О животных)  

- Каких животных вы знаете?

- Какое самое маленькое животное вы знаете?  (Выслушиваются версии детей)

- Сколько мнений мы услышали? Почему? Чего мы еще не знаем? Так какой возникает вопрос?

Работа по учебнику.

- Откройте учебники на с.86.

-  Прочитайте диалог наших героев Лены и Миши.

- 0 чем они рассуждают? Какой у вас  возникает вопрос? (Какие бывают животные?)  

- Что мы знаем о строении растений? (Растения состоят из клеток, имеют органы: корень, стебель, лист, цветок).

-  А как устроены животные? (Затрудняются ответить).

- Прежде, чем познакомиться с тем, как устроены животные, давайте вспомним,  в чем заключается роль различных животных в экосистемах. (Животные в экосистемах являются едоками (потребителями) или мусорщиками (разрушителями)).

- А какие основные свойства животных вы знаете?

- На столах у вас карточки (приложение 2), прочитайте задание, что нужно сделать?

- Выбрать свойства - писать в таблицу. (Дети работают в парах).

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание? (самопроверка)

- Кто выполнил правильно? Молодцы!

- Итак, на какой главный вопрос сегодня на уроке нам предстоит найти ответ? (Какие бывают животные и как они устроены?)

        

5. Поиск решения проблемы

- Работать будем по группам. Задания для групп:

1 группа  (про одноклеточных – простейших  животных)

- Прочитайте текст на с. 86 и рассмотрите рисунок. (Выполняют задания. Ключевые слова записать на доске (простейшие, одноклеточные).

- Почему этих животных так назвали? (Тело из одной клетки).

-  Какие свойства живого можно отметить, наблюдая за простейшими? (Питаются готовыми веществами, двигаются, размножаются, чувствуют, дышат).

- Чем представлено тело простейших?

- Какие части клетки вам знакомы по прошлому уроку? (Части клетки: оболочка, ядро).

- Где можно встретить простейших в природе?  (Встречаются везде, где есть вода.)

- Много лет назад существовали на Земле только простейшие, но случилось так, что некоторые клетки на каком-то этапе объединились, и появился новый вид животных. Как вы думаете, как  их называют?

(просмотрите фильм про амёбу)

2 группа (про многоклеточных – кишечнополостных)

- Прочитайте текст на с. 87 и рассмотрите рисунок.

- Как вы думаете, почему лучше быть многоклеточным, чем простейшим? ( Можно лучше защищаться от опасности, распределять работу между разными клетками).

- Кишечнополостные. Почему их так странно назвали? (Потому что у них есть кишечная полость).

- Что значит «многоклеточное животное»? (состоят из многих различных клеток)

- В одной древнегреческой легенде рассказывается, как Геркулес боролся с девятиголовой лернейской гидрой. Когда он снимал с чудовища одну голову, на ее месте вырастали две новые.

- Это легенда. Однако и в действительности есть животные, которые могут восстанавливать утраченные органы, а неко торые из них не менее живучи, чем мифическая гидра.

- Кишечнополостные ведут исключительно водный и в большинстве случаев морской образ жизни. Одни из них свободно плавают, другие – сидячие и прикрепленные ко дну животные. Сидячая форма называется – полип, свободноплавающая – медуза. У сидячих кишечнополостных щупальца сверху, а у плавающих – снизу).

- Как устроено их тело? (У кишечнополостных два слоя клеток, органы (щупальца, рот).

3 группа (про червей)

- Прочитайте текст и рассмотрите рисунок на с. 88.

- Как движутся черви? (ползают по дну водоёмов или зарываются  в почву).

- Почему они могут так передвигаться, что им помогает в этом? (Червям помогают передвигаться мышцы).

- Что вы можете сказать о форме тела червей? (Форма тела у них различная (круглые, плоские, кольчатые).

- А она может помочь червям двигаться?

4 группа (про моллюсков)

- О ком пойдет сейчас речь?

- Кто на себе свой дом носит? Это улитка. Ее все знают.
- Давайте познакомимся с ее родственниками. Это моллюски.
Моллюски – от латинского слова

 «molluskus», что в переводе  означает – мягкий)

- Прочитайте текст, рассмотрите рисунки на с. 88—89 и коллекцию раковин моллюсков.

- Расскажите о них.

- Какую роль выполняет раковина у моллюсков? (Мягкое тело моллюсков, как правило, покрыто раковиной, которая их защищает).

-  Как они движутся? (Двигаются они по-разному: ползают (как улитка), реактивным способом (как кальмары и осьминоги).

- Большинство моллюсков – малоподвижные животные (улитки, слизни), некоторые ведут прикреплённый образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться  реактивным способом (кальмары, осьминоги).

- Кальмары и осьминоги потеряли раковину, так как она мешала быстрому движению и хищному образу жизни, слизням – передвижению в почве.

- Поскольку слизни живут в почве, то им раковина мешала бы передвигаться, поэтому в процессе эволюции они её потеряли.

- Как человек их использует? (Человек использует их в пищу, получает жемчуг).

- Как ответим на вопрос урока? Сделайте вывод.

                  Физминутка

6. Самостоятельное применение знаний.

— Ответьте на вопросы на с. 89.

— Выполните задания из рабочей тетради на выбор.

7. Рефлексия.

- Наше очередное путешествие в мир природы подошло к концу.

- Что вам особенно понравилось? О чем бы вы хотели рассказать  маме или другу?

- Так какие же бывают животные?

-  Как приспособлены животные к условиям, в которых они обитают?

- Предлагаю вам вспомнить материал, который прозвучал на уроке и зарисовать то животное, которое больше всего запомнилось. Рядом запишите информацию о нем.

Опрос детей.Оценки за урок.

8. Домашнее задание: чтение текста темы 20 (с. 86-89), любое задание из рабочей тетради.

Приложение № 1

Продолжи фразу:

  1. Все живые организмы состоят из…
  2. Что вы знаете о строении растений…
  3. Основная работа растений …
  4. Окраску растительной клетке придаёт ярко-зелёное вещество …
  5. Когда клетка становится взрослой она…
  6. В клетке можно разглядеть тёмное пятнышко…
  7. В ядре содержится…

Приложение № 2

Задания для групповой работы

1 группа  (про одноклеточных - простейших животных)

- Прочитайте текст на с. 86 и рассмотрите рисунок.

- Почему этих животных так назвали?

-  Какие свойства живого можно отметить, наблюдая за простейшими?

- Чем представлено тело простейших?

- Какие части клетки вам знакомы по прошлому уроку?

- Где можно встретить простейших в природе?

2 группа (про многоклеточных -  кишечнополостных)

- Прочитайте текст на с. 87 и рассмотрите рисунок.

- Как вы думаете, почему лучше быть многоклеточным, чем простейшим?

- Кишечнополостные. Почему их так странно назвали?

- Что значит «многоклеточное животное»?

- Как устроено их тело?

3 группа (про червей)

- Прочитайте текст и рассмотрите рисунок на с. 88.

- Как движутся черви?

- Почему они могут так передвигаться, что им помогает в этом?

- Что вы можете сказать о форме тела червей?

- А она может помочь червям двигаться?

4 группа (про моллюсков)

- Прочитайте текст, рассмотрите рисунки на с. 88—89.

- Расскажите о моллюсках.

- Какую роль выполняет раковина у моллюсков?

-  Как они движутся?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к уроку окружающего мира " Мастера печатных дел" для 4 класса

Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира по теме "Мастера печатных дел" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

Урок окружающего мира с применением ИКТ во 2 классе. Тема урока: Разнообразие профессий людей.

Урок разработан по УМК «Гармония» под редакцией Н.Б.Истоминой.Современный урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения. На всех этапах урока происходит формирование УУД.Урок спос...

Урок окружающего мира. Тема «Родной край- часть большой семьи». УМК « Планета знаний». 1 класс.

Цель урока: Формировать у учащихся представление о том, чем является для человека Родина....

Конспект интегрированного урока окружающего мира и технологии во 2,3 классах учителей начальных классов

Цели и задачи темы:познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани;закрепить представления детей о социально-нравственном значении сов...